Основные принципы организации системы и органов государственной власти субъектов Российской Федерации

В соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации (ст. 5, 11 Конституции РФ) и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъектами Федерации система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Федерации устанавливается самостоятельно.

Образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации регулируется

Конституцией РФ,

федеральными законами,

а также конституцией республики,

уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, законами

и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

Согласно Конституции РФ деятельность органов государственной власти субъекта Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации;

ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Федерации принадлежащих им полномочий;

з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется

Конституцией РФ,

Федеративным Договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией РФ

и федеральными законами.

В соответствии с Конституцией РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации могут по взаимному согласию передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Систему органов государственной власти субъекта Федерации образуют:

законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации;

высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации;

иные органы государственной власти субъекта Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта.

Конституцией (уставом) субъекта Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта.

Органы государственной власти субъектов Федерации несут ответственностьза нарушение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик и уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»1 (ст. 1) в случае принятия органами государственной власти субъектов Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.



Наши рекомендации