Концепции политической культуры. Подход Алмонда и Вербы.

С точки зрения понимания политической культуры как формы деятельности взаимосвязи политического сознания и политического поведения культура участия включает в себя 4 компонента: 1) когнитивный (познавательный) – это представления о различных сторонах политической жизни общества, 2)аффективный(эмоционально-чувственный) – это чувства и переживания, которые испытывает субъект политики в связи с его участием в политической жизни общества; 3) аксиологический (оценочный) – это выработанные субъектом политики по определенным критериям оценки существующих политических отношений хода политического процесса с позиций их соответствия или несоответствия поставленным целям социально-политическим ценностям, нормам, идеалам; 4) поведенческий – политическое поведение как способ реагирования на происходящие в общественной и политической жизни события. Если понимать концепцию культуры как способ анализа существующей политической системы, на первый план выдвигается анализ культуры властвования. Тогда предметом анализа становятся качество составляющих политическую систему институтов власти и управления, объяснение и оценка моделей функционирования властных отношений. Это понятие отражает важные признаки политической системы совокупность ценностей и норм, определяющих характер и границы властного воздействия системы на граждан; уровень соответствия реального функционирования власти нормативному. Наиболее ярким и полным примером разработки поведенческой концепция политической культуры является работа Г. Алмонды и С. Вербы "Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти государствах", ставшей классикой современной политико-социологической литературы. В последней версии определения политической культуры авторы выделяют четыре ее основные, или базовые, черты: 1) Политическая культура характеризуется совокупностью политических ориентации, присущих населению в целом или его группам. 2) Компонентами политической культуры являются познавательные, эмоциональные и оценочные составляющие. Это включает в себя знания и верования относительно политической реальности, чувства в отношении политики, приобщенность к политическим ценностям. 3) Содержание политической культуры складывается под воздействием ряда факторов: детской социализации, образования, открытости средствам массовой информации, контактов с правительственными организациями, влияния социально-экономической действительности. 4) Хотя политическая культура влияет на политические и правительственные структуры и их функционирование, однако она вовсе не детерминирует их деятельность. Причинная зависимость между политической культурой и политическими структурами, функциональными особенностями последних является двусторонней.

62.Теоретические (идеальные) модели демократии — это классическая либеральная, идентитарная и плюралистическая, партисипаторная и плебисцитарная, марксистская и др. В зависимости от того как понимается народ, различаются следующие модели демократии:

1) индивидуалистическая — народ как совокупность индивидов (личность — первичный источник власти, приоритет прав индивидов над законами государства, ограничение власти большинства над меньшинством — классики Локк, Монтескье.

2) коллективистская модель -народ как единое целое с доминирующим общим интересом (отрицание автономии личности, отношении к оппозиции как врагу, абсолютизация роли большинства в политическом процессе — Руссо, Маркс, Ленин)

3) плюралистическая — народ как взаимодействующие группы со своими специфическими интересами (заинтересованные группы (не личность и не народ) — реальные творцы политики, личность формируется в группах и с их помощью выражает свои интересы, воля народа — результат конфликтов и компромиссов между группами, государство — арбитр в межгрупповом соперничестве).

Модель конкурентной элитистской демократии (Вебер, Шумпетер). Шумпетер демократия — конкуренция между двумя или более группами элит за власть на более или менее регулярных и открытых выборах. На первом плане — роль народа, состоящая в создании правительства или посреднического органа, который формирует исполнительный национальный орган

Признаки модели:

1)парламентарное управление с сильной исполнительной властью;

2)конкуренция между жизнеспособными политическими элитами и партиями;

3)преобладание парламента над партийной политикой;

4)главенство политического лидерства;

5)наличие бюрократии -независимой и хорошо натренированной администрации;

6)конституционные и практические ограничения на сферу принятия политических решений.

Политико-модернизационная модель: основана на исследованиях в 50е гг. социально-экономических условий демократии Лернером и Липсетом. Демократия — результат развития социально-экономических условий (урбанизация, образование, индустриализация), которые приводят к формированию определенной дифференциации общества и активности групп интересов и представляющих их элит в сфере борьбы за государственную власть.

Условия демократичности и стабильности системы:

1)ценностная система верований, легитимизирующих систему и ее институты;

2)политические лидеры;

3)лидеры вне правительства — оппозиция.

Экономическая модель.политика — рынок с конкурентной борьбой и взаимным обменом с целью получения наиболее выгодного результата. 2 посылки: каждое правительство стремиться максимизировать политическую поддержку, а гражданин -полезность результата своего действия.

Основные признаки:

1) власть принадлежит» избранным должностным лицам, а не военным или зарубежным силам;

2) исполнительная власть ограничена конституционно и ответственна перед другими государственными институтами;

3) значительная оппозиция, не предопределенность выборов;

4) не ограничение меньшинства в выражении своих интересов в политике и в использовании своего языка и культуры;

5) кроме партий и выборов граждане должны иметь возможность выражать свои интересы, создавая ассоциации, движения;

6) независимые СМИ;

7) индивиды обладают основными свободами (веры, мнения, собрания);

8) граждане политически равны перед законом, индивидуальные и групповые свободы защищаются судебной системой;

9) верховенство закона.

Институциональная модель«интегративной демократии»: {Марч, Олсен). «Интегративная демократия» включает 2 части: концепцию прав и идею дискуссии в поисках общего блага. При «интегративной демократии» права человека — самоценность, служат оценке политических институтов (права человека ненарушимы, неотчуждаемы, изменяются больше посредством интерпретации, а не через пересмотр законов). Идея дискуссии общего блага — часть концепции демократии и легитимации способа разрешения конфликтов.

63.Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях.Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц.Политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач.Членство в политической партии является добровольным и индивидуальным.Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.

Особенности партийной системы России

С самого начала процесс образования партий в России имел некоторые особенности:

• создание партий в России началось позднее, чем в странах Западной Европы;

• образование партий началось с низов (в частности, с партий рабочего класса);

• партия трудящихся в России создавались как революционные, провозглашающие своей главной целью захват власти революционным, радикальным, вооруженным путем;

партии верхов стали создаваться только в процессе 1-й русской революции после издания Манифеста 17 октября 1905 г.

Российская многопартийность по этой причине развивалась недолго -до октября 1917 г., и осталась недоразвитой, поскольку партии были в общем-то немногочисленными, а главное - не оказывали существенного влияния на власть. После Октябрьской революции 1917 г. история российской многопартийности прервалась. Она возобновилась лишь спустя 80 лет.

С тех пор российская многопартийность прошла в своем развитии несколько этапов:

≈ 1986-1998 гг. - развитие неформальных общественных организаций; 1988-1989 гг. - этап действия народных фронтов и протопартийных структур;

≈ 1991 гг. - первая волна образования партий (в 1990 г. образовались ЛДПР и демократическая платформа КПРФ. В 1991 г. учреждена Народная партия свободной России);

≈ 1993 гг. - "вторая волна" партийного строительства, начавшаяся после августа 1991 г. (Партия экономической свободы, Партия консолидации, Крестьянская партия);

≈ конец 1993- 1995 гг. - период между Государственными Думами. На этом этапе начинается радикальная ломка сложившейся системы протопатий и образование новых политических партий (ПРЕС, блок "Выбор России", "Яблоко");

≈ после 1995 г. - этап консолидации и выживания. В настоящее время в России действует около 50 партий.

65. Группа давления - это общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти.Группы давления - формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом.Группы давления могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических партий.

Признаки: 1) оформленностью организационной структуры; 2) защитой собственных интересов (то есть цели давления являются ее собственными целями); 3) существованием ее как автономного центра принятия решений, а не как инструмента в руках другой организации; 4) оказанием группой эффективного давления.

ФункцииФункция агрегирования (согласования) интересов. У групп давления данная функция выражена менее явно, чем у партий. Это обусловлено тем, что разброс требований в заинтересованных группах не столь значителен, поскольку они выражают специфические интересы.

Функция интеграции. Являясь носителями глобальных тенденций в той или иной области общественного мнения, группы давления обеспечивают публичное выражение устремлений тех общностей, которые иначе не могут заявить о них, например, верующих, молодежи, ветеранов войны. Рационализируя и публично представляя групповые предпочтения, они позволяют власти находить консенсус между ними и тем самым обеспечивать интеграцию общества.

Функция адаптации. Политическая система, в которой группы давления играют незначительную роль, обладают тенденцией к нестабильности из-за внезапного рассогласования интересов. Дело в том, что, выставляя требования к власти, группы давления не только связывают общество и государство, но и обеспечивают организованные формы представительства обобщенных интересов. Обладая подобной информацией, власть реагирует на требования групп и тем самым способствует адаптации системы к новым условиям функционирования.

Наши рекомендации