Модель политической системы Алмонда

Габриэль Алмонд в работе «Политика развивающихся регионов» (1971) применил структурно-функциональный подход для исследования ПС.

Согласно Г. Алмонду, политическая система представляет собой совокупность: институтов (парламенты, бюрократии и суды), которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них групп.

Г.Алмонд рассматривал ПС как совокупность функций всех структур, составляющих ее:

1. Законодательная, 2. Исполнительная, 3. Судебная ветви власти, 4. Чиновничество,

5. Политические партии, 6. Другие группы давления.

Каждый элемент этой системы выполняет определенные функции и способствует адаптации и эффективной деятельности ПС.

Первоначальное выделение функций ПС по Г.Алмонду :

1) Функции «входа»: политическая социализация; артикуляция и агрегирование интересов; политическая коммуникация;

2) Функции «выхода»: разработка норм-законов; применение норм; контроль над их соблюдением

Функции «входа» осуществляются преимущественно неправительственными подсистемами, функции «выхода» – правительством.

Позднее Г.Алмонд подразделил функции на тригруппы исходя из места, которое структурные элементы занимают в системе.

В первую группу вошли функции процесса,которыереализуют партии, законодательные органы, исполнительные органы, чиновничество и суды. Это:

артикуляция интересов - высказывание интересов гражданами;

агрегация интересов - объединение интересов граждан исходя из их разрозненных высказываний, требований, запросов в программы политических партий или правительства;

определение политического курса;

осуществление политического курса;

выполнение судебных решений.

Вторая группа – функции системы, которые определяют, сохранится ли система или изменится: функции

политической социализации;

- политического рекрутирования - отбор людей для политической деятельности и занятия государственных должностей;

– политической коммуникации.

Третья группа – функции политического процесса:

– функция выработки политического курса, то есть воздействие проводимой правительством политики на общество;

– регулирование поведения;

– извлечение ресурсов (в форме налогов, сборов и т.д.);

– распределение благ и услуг (между различными группами населения).

Во взаимоотношениях со средой ПС имеет четыре способности: регулятивную, экстракционную, распределительную и реагирующую.

Другой вариант функций политической системы Г.Алмонд сформулировал вместе с Сиднеем Вербой, отталкиваясь от потребностей системы и необходимости ее сохранения

Это функции (или способностиполит. системы):

политической социализации, которая служит сохранению «образца» ПС, а людям позволяет следовать ценностям и нормам данного общества, проявлять лояльность к существующей власти;

адаптации к внутренней и внешней среде, которая проявляется как отбор лидеров;

реагирования, с помощью которого система отвечает на поступающие снаружи и изнутри сигналы. С помощью этой функции система приспосабливается к изменениям;

экстракции, то есть получение ресурсов из внутренней (из самой системы) или из внешней среды (из природы, экономики и т.д.);

регулирования, то есть осуществление управления обществом, которое осуществляется через введение правил и норм и контролем за их выполнением.

Цитата из учебника Ачкасова: «Артикуляция – это процесс осознания и формирования интересов индивидами и малыми группами.

Агрегация – это обобщение и согласование близких артикулированных интересов, перевод их на уровень программ, политических деклараций, проектов законов, это корректировка проводимой политики и предложение ее альтернатив. Основным субъектом артикуляции являются группы интересов.Агрегация- одна из целей деятельности политических партий, СМИ и государства.

На другой стороне находится "выход", то что "измеряет производство" политической системы. Это и есть государственная политика, т.е. указы главы государства и постановления правительства, законы, принятые парламентом, судебные решения».

М. Вишневский: Политическая система общества выполняет ряд основ­ных функций: 1 целеполагания, 2 интеграции, 3 регламентации, 4 контроля, 5 коммуникации.

Наши рекомендации