История политических учений
Политология как самостоятельная наука возникла во второй половине 19-го века, когда сначала в США, а затем в Европе появились первые кафедры политологии и началось преподавание политологии как учебной дисциплины. Однако история политической мысли насчитывает более двух тысячелетий. Первые представления о власти, государстве, политике зародились ещё в рабовладельческом обществе и наибольшее развитие получили в Древней Греции.
Одним из выдающихся мыслителей античности был Платон. Политическая программа Платона изложена в его работах «Государство», «Политик», «Законы». Идеальное государство, по Платону, состоит из трёх сословий. Вершину социальной пирамиды занимают философы-мудрецы, в их руках бразды правления государством. Ступенькой ниже расположено сословие воинов, призванное защищать государство от врагов. И низшее сословие – ремесленники и земледельцы, которые обеспечивают всем необходимым два высших сословия. У правителей и воинов нет ни семьи, ни собственности. Платон считал, что семья и собственность будут мешать двум высшим сословиям управлять государством и защищать его. Идеальное государство, по Платону, – аристократия – правление философов-мудрецов.
Платон называет и отклонения от политического идеала. Тимократия – это государство, где власть принадлежит воинам. Это государство ведёт постоянные войны и живёт за счёт захвата чужих богатств. Такое государство будет вечно воевать, и это может привести его к гибели. Олигархия – это когда власть принадлежит богатым, бедные не участвуют в управлении государством. У неимущих зреет ненависть против алчных богачей, в результате к власти могут прийти бедные и будет установлена демократия (власть «демоса» – простого народа). По Платону, демократия в целом – строй приятный и разнообразный, но в нём не может быть должного управления. Почему? Равенство при демократии уравнивает равных и неравных. К власти могут прийти те, кто недостоин править государством. Поэтому демократию Платон называет «стихией наглости и анархии». Согласно Платону, демократия гибнет из-за чрезмерной свободы и из неё вырастает её противоположность - тирания. При этом тиран добивается власти как ставленник народа. Тирания – это наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Чрезмерная свобода при демократии превращается в чрезмерное рабство при тирании.
Надежды Платона на создание идеального государства, где бы правили философы-мудрецы, не оправдались, и он с горечью признал, что его проект годится только для богов и детей богов.
Дальнейшее развитие античной политической мысли связано с именем Аристотеля. Наиболее подробно его политические идеи изложены в работе «Политика». Аристотель утверждал, что человек, будучи «политическим животным», стремится к совместному сожительству. Поэтому развитие общества идет от семьи к общине и, наконец, к государству. Главная цель государства – достижение «лучшей жизни», общего блага для всех граждан.
Все государства Аристотель делил на три правильные формы правления (монархия, аристократия, полития), где правители думают об общем благе, и три неправильные (тирания, олигархия, демократия), где правители преследуют личные корыстные интересы.
В любом государстве есть три класса: богатые, средние слои и бедняки. Самым стабильным и прочным, по Аристотелю, будет то государство, где большинство населения составляют люди со средним достатком. Поэтому наилучшей формой государства Аристотель считал политию, где власть принадлежит среднему классу и защищает его интересы.
Платон и Аристотель поставили ряд вечных вопросов в политологии, которые и в настоящее время не потеряли своей актуальности. Это прежде всего вопрос о том, как должны строиться взаимоотношения между человеком, обществом и государством. Платон исходит из безусловного верховенства интересов государства над общественной и личной жизнью граждан. Ради блага государства Платон жертвовал интересами человеческой личности. Аристотель тоже выступает за приоритет государства в отношениях с гражданином, но, в отличие от Платона, он считает, что личности и семье надо дать определённую свободу. И он признаёт право человека иметь семью и частную собственность. В целом же Аристотель, как и Платон, ещё не отделяет личность и общество от государства.
В средние века политическая мысль пережила застой, спад и только с началом распада феодального общества и зарождением капиталистического строя начинается новый подъём. Основателем новой, буржуазной политической науки является выдающийся итальянский мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469-1527). Он решительно выступал против тезиса католической церкви, что всякая власть от бога, и считал, что политика – это результат практической деятельности людей и прежде всего правителя-государя. В своей знаменитой работе «Государь» он яркими красками рисует образ монарха, который по трупам своих родных, близких, друзей и подданных идёт к вершинам славы и могущества государства. Государь может не считаться с моральными, нравственными принципами, если они мешают ему достигнуть политических целей. Макиавелли даже сформулировал принцип, правило такой безнравственной политики: «Цель оправдывает средства». Он даёт безнравственные советы, потому что такова была действительность времён средневековья. В условиях феодальной раздробленности, постоянной борьбы за власть только хитростью, обманом и жестокостью король мог сохранить свою власть. «Государь должен соединять в себе качества льва и лисицы», - писал Макиавелли.
Вместе с тем коварство и насилие для Макиавелли отнюдь не абсолютные ценности. Их использование оправдано лишь в борьбе против феодальной раздробленности. Макиавелли выступал за установление абсолютной монархии в стране, так как феодальная раздробленность, междоусобицы были тогда величайшим злом, прежде всего для народа и зарождающейся буржуазии. «Жестокости, - писал Макиавелли, - можно оправдать только тогда, когда они применяются для пользы подданных, если же они используются для угнетения граждан, то им нет оправдания. Единоличная диктатура необходима только в чрезвычайных обстоятельствах, когда существует угроза распада государства». Дальнейшее развитие государства Макиавелли связывал с республиканской формой правления.
Основоположником буржуазной либеральной идеологии является английский философ Джон Локк,который жил во второй половине 17-го века. Главная ценность, согласно либерализму, – свободная личность. Поэтому главная функция государства – защита прав человека – «права на жизнь, свободу и собственность». Для того чтобы государство не посягало на права и свободы личности, Джон Локк выдвинул идею разделения государственной власти на законодательную и исполнительную. При этом законодательная власть должна принадлежать выборному органу – парламенту., а исполнительная власть должна находиться в руках короля и кабинета министров. Следовательно, он был сторонником ограниченной парламентом монархии.
Идею о разделении властей дальше развил французский философ Шарль Монтескье, который жил в первой половине 18-го века. Только в разделении государственной власти на три независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную – он видел гарантии безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью. Сосредоточение же всей власти в руках одного правителя, короля, неизбежно ведёт к такому режиму, при котором господствуют не законы, а произвол.
Монтескье утверждал, что формы государственного правления зависят, прежде всего, от размера государства: небольшие по территории государства, как правило, являются республиками, государства средней величины — монархиями, обширные государства — деспотиями (тираниями).