Принципы государственной гражданской службы как правовая основа управления персоналом
Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определены принципы гражданской службы. Они существенно сказываются на деятельности не только служащих, но и субъектов управления персоналом гражданской службы. Эти принципы являются важнейшим компонентом правовых основ данного вида управления.
Категория «принцип управления персоналом государственной гражданской службы» отражает степень познания социальных и правовых явлений в сфере государственно-служебных отношений, представлений, составляющих основу доктрины гражданской службы. Принцип представляет собой исходное положение, основополагающую идею, объективную закономерность развития государственной гражданской службы, направление реализации ее целей и функций. Природа принципов зиждется на закономерностях функционирования государственной службы как правового института, административной организации и профессиональной деятельности. Объективность этих принципов обусловлена сущностью, типом и формой государства, его устройством, полномочиями государственных органов, а также традициями, нормами морали в сфере государственного управления. Они отражают также общие закономерности разделения труда, иерархии должностей в гражданской службе, сочетания территориального и функционального аспектов управления.
Значимость принципов состоит в том, что в них выражаются сущность, основное содержание, характерные свойства гражданской службы, ее место и роль в системе государственной власти, государственного управления и в жизни общества. Принципы гражданской службы определяют в конечном счете характер деятельности и поведения государственных служащих, охватывают правовые и организационные стороны гражданской службы - установление и ранжирование должностей, прием на службу, ее прохождение, увольнение со службы и т. д.
Особое значение имеет то, что принципы являются важнейшими юридическими положениями о государственной гражданской службе. Законодательно закрепленные, они становятся правовыми принципами, т. е. предписаниями, которые выражают в общей форме объективно обусловленные требования к участникам государственно-служебных отношений, являются средством самоограничения гражданской службы и руководством для достижения целей ее правового регулирования.
В качестве юридических требований принципы государственной службы обязательны для всех взаимодействующих с нею лиц и организаций. В значительной мере принципы определяют содержание управления персоналом гражданской службы, функционирование и тенденции развития ее персонала, деятельности служащих, обеспечивают стабильность и воспроизводство государственно-служебных отношений, придают обязательность реализации основных целей и задач гражданской службы.
Каждый из принципов отличается специфичностью своего влияния на систему управления персоналом государственной гражданской службы.
В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» правовой характер придан восьми принципам. Эти принципы имеют прямое отношение к формированию правовых основ управления персоналом гражданской службы.
/. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина.
В процессе управления персоналом гражданской службы данный принцип конкретизируется в обязанности служащего соблюдать в своей профессиональной деятельности права и законные интересы граждан и организаций в соответствии с положениями административного регламента государственного органа и должностного регламента служащего. Эти регламенты определяют перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие или иные решения.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей гражданский служащий несет дисциплинарную ответственность.
2. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Этот принцип определяет единство подходов к управлению персоналом на двух уровнях гражданской службы, учет этого единства при разработке законов и подзаконных нормативно-правовых актов субъекта Федерации.
3. Принцип равного доступа граждан к гражданской службе и равных условий ее прохождения.
Данный принцип определяет деятельность государственных органов, субъектов управления персоналом при приеме на службу, организации конкурсов, аттестаций, квалификационных экзаменов и т. д. При этом прием на службу граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, и ее прохождение осуществляются независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.
В то же время принцип равного доступа к гражданской службе не является абсолютным и может иметь ограничения, установленные законом. Общие ограничения связаны со статусом гражданина Российской Федерации, возрастным и языковым цензом, а также специальными квалификационными требованиями. Субъекты управления персоналом гражданской службы контролируют соблюдение этих условий.
4. Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих.
Законодательством о гражданской службе определяется, что квалификационным требованием к должностям категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп и к главной и ведущей группам категории «обеспечивающие специалисты» является наличие высшего профессионального образования, а к старшим и младшим группам категории «обеспечивающие специалисты» - наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
На основе этого принципа регулируется также порядок профессиональной подготовки кадров для гражданской службы и порядок получения гражданскими служащими дополнительного профессионального образования, включающего в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих обязывает руководителей государственных органов, их кадровых служб: нормативно и четко определять компетенцию структурных подразделений; утверждать должностные регламенты для каждого гражданского служащего; постоянно поддерживать и развивать процесс профессионального становления кадров; создавать условия для устойчивого карьерного роста гражданских служащих; организационно и финансово обеспечивать процесс получения служащими дополнительного профессионального образования; обеспечивать плодотворное сотрудничество в государственном органе молодых служащих и квалифицированных работников.
5. Принцип стабильности гражданской службы.
На основе данного принципа в процессе управления персоналом вырабатываются и совершенствуются гарантии против произвольных действий, связанных с политической конъюнктурой, с частыми и не всегда обоснованными организационными перестройками. В соответствии с этими гарантиями регулируются следующие действия по управлению персоналом: перевод на иную должность гражданской службы или перемещение; изменение существенных условий служебного контракта; временное замещение иной должности гражданской службы; изменение отношений при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращение должностей гражданской службы; отстранение от занимаемой должности гражданской службы и др.
6. Принцип доступности информации о гражданской службе. Должностные лица гражданской службы как источники информации должны обеспечивать ее объективность, достоверность и точность. При этом сочетается гласность и служебная конфиденциальность. Так, личные дела и документы учета кадров являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях — к сведениям конфиденциального характера. Кадровая служба государственного органа при обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего обязана неуклонно соблюдать требования о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
7. Принцип взаимодействия гражданской службы с общественными объединениями и гражданами.
Субъекты управления персоналом гражданской службы контролируют выполнение служащими требований об их политической нейтральности в процессе исполнения своих должностных обязанностей, учитывают это при введении разграничений государственных должностей Российской Федерации на политические должности и должности государственной гражданской службы (административные должности). Такой подход позволяет сохранить лояльность гражданских служащих государству в случае смены государственной власти в результате победы на выборах той или иной политической партии, защити большинство государственных служащих от потери своих должностей по политическим мотивам.
Таким же образом контролируется соблюдение служащими запретов, которые вытекают из данного принципа и касаются использования должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных объединений, замещения должности гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность, избрания на выборную должность в органы местного самоуправления, избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза и т. д.
8. Принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Вмешательство в деятельность гражданских служащих чаще всего осуществляется при решении вопросов назначения на должность, присвоения классных чинов, по итогам аттестации или квалификационного экзамена и др. В ходе решения этих вопросов возможно возникновение «конфликта интересов».
На основе данного принципа субъекты управления персоналом организуют систему защиты гражданского служащего от неправомерного вмешательства в его деятельность, контроль за соблюдением в государственных органах соответствующих положений федеральных законов, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации о гражданской службе.
Таким образом, принципы государственной гражданской службы, закрепленные законодательством Российской Федерации, становятся правовой основой управления персоналом этого вида государственной службы.