Правовое обеспечение ограничений и гарантий в процессе прохождения государственной гражданской службы

Важной частью правовой основы стал перечень ограничений, связанных с гражданской службой. Они отражают тот факт, что государственная гражданская служба - это особый правовой ин­ститут, который регулируется нормами не только трудового, но иадминистративного права. В интересах государства и общества некоторые конституционные права гражданских служащих огра­ничены по сравнению с правами остальных граждан.

Так, государственные гражданские служащие не могут зани­маться предпринимательством, другой оплачиваемой деятель­ностью (кроме педагогической, научной и иной творческой), быть депутатами законодательного или представительного орга­на. Им не разрешено представлять в государственном органе ин­тересы третьих лиц в качестве поверенного, получать гонорары, вознаграждения от физических и юридических лиц, выезжать в заграничные командировки за счет этих лиц. Им нельзя при­нимать без разрешения награды, использовать свое служебное положение в интересах политических партий, участвовать в за­бастовках и др.

В Федеральном законе «О государственной гражданской служ­бе Российской Федерации» предусмотрены меры по уравновеши­ванию ограничений социальными гарантиями для гражданских служащих. Гарантии касаются защиты служащих от угроз, возме­щения расходов, связанных с переездом на работу в другую местность, получения субсидии на приобретение жилья, пенсионного обеспечения с учетом стажа государственной службы, медицин­ского обслуживания за счет средств государственного бюджета, дополнительного отпуска в зависимости от группы должности и стажа службы, профессиональной переподготовки и повышения квалификации за счет государства и др.

Правовое обеспечение изменений должностного положения гражданского служащего

В управлении персоналом гражданской службы важное значе­ние имеет правовое обеспечение перемещений служащих на вы­шестоящие, равнозначные и нижестоящие должности. Мировая практика правового регулирования этого процесса идет по пути реализации принципов «заслуг и достоинств», ротации, мотива­ции, профессионального развития, установления четких правил карьеры, ее планирования и реализации.

В российском законодательстве предпринята попытка дать правовое определение понятия должности гражданской службы, проведена классификация должностей по категориям и группам, утверждены реестры должностей государственных служащих и положения об их аттестации. Кроме того, определены основные правовые признаки должности государственной гражданской службы: ее образование в государственном органе, установлен­ный круг обязанностей по исполнению и обеспечению полно­мочий этого органа, денежное содержание и ответственность за выполнение обязанностей. Выделены два вида должностей: госу­дарственные должности, которые носят политический характер, и должности государственной службы, которые относятся к адми­нистративным. Они различаются по органам, устанавливающим данные должности, характеру деятельности, способам вступле­ния и срокам пребывания в должности, правовому положению, по требованиям к профессиональным качествам лиц, которые их занимают. Это создает условия для более эффективного управле­ния персоналом, прежде всего по вертикальному и горизонталь­ному передвижению гражданских служащих, обеспечению их должностного и профессионального роста.

Важное значение для работы с персоналом имеет Реестр должностей государственной гражданской службы. Он представляет собой классификатор, содержащий сведения о место­нахождении и наименовании должностей, распределении их по категориям и группам. Реестр должностей способствует форми­рованию штатов государственных органов и разработке долж­ностных регламентов.

Классные чины гражданских служащих

В управлении персоналом государственной гражданской службы большое значение имеют классные чины. Чин - это ква­лификационное отличие, которое присваивается служащему (в большинстве случаев по результатам квалификационного экза­мена) в связи с занимаемой должностью и уровнем профессио­нализма в соответствии с квалификационными требованиями к определенным группам должностей. Законодателем установле­ны следующие классные чины для государственной гражданской службы: действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; государственный советник Рос­сийской Федерации 1, 2 или 3-го класса; советник государствен­ной гражданской службы 1, 2 или 3-го класса; референт госу­дарственной гражданской службы 1, 2 или 3-го класса; секретарь государственной гражданской службы 1, 2 или 3-го класса.

Аттестация гражданских служащих

Неотъемлемой частью правовой основы управления персо­налом и процессом прохождения гражданской службы являют­ся нормативно-правовые акты о проведении аттестации государ­ственных гражданских служащих. Они отражают тот факт, что аттестация - юридическая обязанность гражданских служащих проходить в установленной организационно-правовой форме пе­риодическую проверку (оценку) соответствия требованиям заме­щаемой должности.

Правовыми нормами установлены сроки аттестации, техноло­гии ее организации (формирование комиссий, утверждение гра­фиков, составление списков аттестуемых, подготовка отзывов), порядок обсуждения, оценки, принятие решений, оформление результатов аттестации. Аттестация призвана способствовать по­вышению эффективности гражданской службы.

Наши рекомендации