Нормы административного права в управлении персоналом государственной гражданской службы
Правовую основу управления персоналом государственной гражданской службы составляет ряд норм административного права. Они регулируют отношения в процессе организации и деятельности аппарата исполнительной власти.
Применительно к гражданской службе основные требования административного права содержатся в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (2004 г.).
Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения власти привело к признанию самостоятельности исполнительной ветви, усилению ее независимости от законодательной (представительной) ветви. Данное обстоятельство повышает роль административного права в регулировании управленческих отношений, втом числе правовых основ управления персоналом гражданской службы.
Государственные служащие являются субъектами управления, реализации исполнительно-распорядительных функций. Они действуют от имени и по поручению государства, выполняют организационные задачи или обеспечивают их выполнение. Прежде всего это касается внешних отношений: связей с гражданами, государственными органами и их должностными лицами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями. Большинство этих отношений регулируется нормами административного права. Выполнение соответствующих обязанностей становится основой оценки деятельности государственных служащих как одной из важнейших форм управления персоналом.
В нормах, определяющих работу с персоналом, учитываются особенности государственного управления: доминирование, преобладание одной воли над другой, подчинение одного лица другому ит. д. Административное право обеспечивает строгие принципы управления: иерархичность, подзаконность, обязательность исполнения и др. Неравенство государственных служащих в процессе управления юридически закреплено в нормах права, принципах гражданской службы. Исходя из этого впроцессе управления персоналом разрабатываются должностные регламенты, требования к профессиональным и личностным качествам служащих, стандарты, процедуры, правила.
В то же время нормы административного права не касаются деятельности и поведения тех работников государственных органов, которые не заняты административным управлением, прежде всего той части персонала, которая не относится к государственным гражданским служащим.
Законодательство в сфере исполнительно-распорядительной деятельности служащих развивается в направлении уточнения правового статуса государственных органов, их полномочий, принципов деятельности, повышения ответственности должностных лиц за нарушение прав граждан, расширения практики стимулирования их инициативы, обеспечения реализации законов государства.
Изменения в законодательстве, в свою очередь, влияют на деятельность служб управления персоналом по контролю выполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, совершенствованию правового механизма отбора на службу, обеспечению должностного и профессионального роста служащих. Эта сфера отношений, тесно связанная с кадрами, составляет ядро государственной кадровой политики относительно работы с персоналом гражданской службы. На этой основе в процессе управления персоналом гражданской службы вырабатываются должностные (служебные) регламенты, процедуры, правила, технологии работы и другие элементы управления.
В формировании норм административного права по отношению к гражданским служащим важную роль играют указы Президента РФ, имеющие подзаконный характер: о принципах служебного поведения государственных служащих; о конкурсе; об аттестации; о квалификационном экзамене; о стаже государственной службы; о реестре и др.
Нормы трудового права в управлении персоналом государственной гражданской службы
К правовым основам управления персоналом гражданской службы относятся некоторые нормы трудового права. Эти нормы регулируют прежде всего внутренние отношения государственной службы и охватывают важные направления управления персоналом: прием граждан на службу, порядок ее прохождения, проведение конкурса, аттестации, служебное время и время отдыха, денежное содержание, льготы, гарантии, увольнение со службы и т. д. Важно, что они в полной мере касаются той категории работников государственных органов, которые не являются государственными служащими.
Законодательством РФ устанавливается приоритет норм административного (публичного) права перед нормами трудового права, регулирующего сферу частного права. Что касается Трудового кодекса РФ и других актов законодательства о труде, то они применяются к отношениям государственной гражданской службы не в полном объеме, а исключительно в случаях, не урегулированных законом и другими актами федерального законодательства о гражданской службе.
Помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде, Законом о государственной гражданской службе устанавливаются и иные основания увольнения гражданского служащего. Кроме того, определяются гарантии правовой и социальной защиты служащих.
Наиболее существенные особенности по сравнению с законодательством Российской Федерации касаются прав и обязанностей, а также их ограничений для гражданских служащих.
Часть 5 ст. 11 ТК РФ предусматривает, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами. ТК РФ закрепил специфику статуса гражданских служащих в связи с отдельными условиями реализации их права на труд лишь в области социально-партнерских отношений и порядка разрешения коллективных трудовых споров. Таким образом, принципиальный вопрос о пределах регулирования отношений гражданской службы законодательством о труде и законодательством о гражданской службе как административном институте до конца еще не решен.
Разумеется, здесь сказывается влияние административного права, вызывающее для государственных служащих отклонения от норм трудового права. В связи с этим в нормах права предусмотрено, что на гражданских служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными законами о государственной службе.
Трудовое право исходит из наемного характера гражданской службы, рассматривает ее как сферу реализации права граждан на труд. Трудовой договор признается нормативным документом, обеспечивающим реализацию этого права, поскольку он лучше всего отвечает потребностям рыночных отношений, основанных на наемном характере труда. Трудовые отношения государственных служащих отнесены к предмету трудового права. Эти отношения затрагивают работу служащего в органе, где он трудится. Управленческие отношения, которые выходят за пределы коллектива государственного органа, касаются функций этого органа и регулируются нормами административного права.
Отклонения от норм трудового права, установленные федеральными законами о гражданской службе, касаются: порядка разрешения споров об увольнении служащих; замещения вакантных должностей по конкурсу; ограничений конституционных прав служащих как граждан (запрет заниматься предпринимательской деятельностью, ограничения на совместительство и др.); сроков отпуска (не менее 30 календарных дней с правом на дополнительный отпуск за стаж службы); оплаты труда (надбавки к окладу за квалификационный разряд, особые условия труда, выслугу лет, а также премии по результатам работы) и т. д.
Активное использование норм трудового права в управлении персоналом гражданской службы обусловлено прежде всего обязательством России признать составной частью своей правовой системы нормы международного права.
В частности, в соответствии с Конвенцией Международной организации труда (МОТ) «О трудовых отношениях на государственной службе» государственные служащие рассматриваются как наемные работники. Это требует сохранения за гражданскими служащими трудовых прав, имеющих непосредственное отношение к правам человека. Сказанное означает, что условия труда лиц, работающих по найму, и условия прохождения гражданской службы не должны быть хуже, чем предусмотрено нормами Конвенции Международной организации труда.
Важные нормы содержатся в концепциях МОТ «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.), «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.), «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» (1978 г.), «Об организации службы занятости» (1948 г.) и др.
Наряду с этим сказывается влияние традиций советского периода, когда действовали трудовая модель государственной службы и отношения трудового найма, которые регулировались нормами трудового права даже по тем вопросам, по которым в других странах эффективнее зарекомендовали себя нормы административного права.
Абсолютизация трудовой модели гражданской службы порождает непрофессионализм государственных служащих, подбор их по признакам личной преданности, знакомства, родственных связей, осложнение правового регулирования прохождения службы, профессионального развития персонала. Вследствие этого деятельность персонала государственных органов часто оказывается неэффективной, что существенным образом снижает их авторитет.
Отдельные отношения в системе управления персоналом гражданской службы регулируются нормами других отраслей права. В частности, нормы права социального обеспечения регулируют решение вопросов обеспечения гарантий государственным служащим и членам их семей, нормы государственного страхового права - решение вопросов обязательного государственного страхования служащих и др.
Таким образом, сочетание норм различных отраслей права в формировании правовых основ гражданской службы порождает административно-трудовую модель управления персоналом гражданской службы. При этом усиливается роль элементов и компонентов административного права.