Отбор как кадровая технология
Среди кадровых технологий одна из важнейших — отбор персонала. Это комплексная кадровая технология, обеспечивающая соответствие качеств человека требованиям вида деятельности или должности в организации. Без этой кадровой технологии практически не осуществляется управление персоналом. Ее содержание формировалось на протяжении человеческой истории и в тесной связи с развитием управленческой деятельности, в том числе и государственного управления.
История развития государства как социального и правового института, как органа управления свидетельствует, что общество стремилось к тому, чтобы им управляли преимущественно культурные, образованные и способные к этому граждане. Человечество на протяжении столетий формировало требования к тем, кто причастен к правлению, создавало способы, методы, механизмы, которые обеспечивали бы формирование квалифицированного состава служащих государства.
Понимание и обоснование мысли о том, что не все люди способны в равной степени хорошо выполнять одну и ту же работу, а следовательно, их необходимо отбирать по определенным критериям, дается уже в трудах мыслителей древнего мира.
В отечественной и зарубежной практике накоплено немало способов, обеспечивающих качество отбора персонала при поступлении на государственную службу. Значительная их часть берет свое начало еще в глубокой древности. Среди основных исторических способов занятия государственных должностей следует выделить:
— выборы на должность;
— занятие должности по праву наследования;
— насильственный способ занятия должности;
— выкуп должности;
— выбор на должность за личную преданность;
— назначение на должность за заслуги.
Среди особенностей этих способов отбора на должности следует отметить:
— стихийный характер использования;
— примитивное и эмпирическое обоснование содержания и необходимости применения;
— преимущественно ненормативный характер применения.
Таким образом, отбор персонала — это исторически обусловленная технология поиска качеств граждан, наиболее соответствующих требованиям вида деятельности или социального института.
Отбор — это многоактное действо, в котором человек участвует на протяжении практически всего периода своей активной профессиональной деятельности.
Следует различать отбор при поступлении на службу (отбор на государственную или муниципальную службу) и отбор, многократно проводимый в период нахождения на государственной и муниципальной службе (отбор на государственной и муниципальной службе, отбор в процессе прохождения службы, отбор в процессе службы — пролонгированный отбор).
При отборе человека на работу в организацию (на службу) происходит идентификация его характеристик с требованиями, выдвигаемыми как организацией в целом, так и конкретной должностью, ее предметной областью. На этом этапе отбора приоритетное значение имеют социальные характеристики человека и формальные критерии отбора.
В процессе отбора персонала на службу (государственную или муниципальную) решаются задачи комплектования должностей исходя из наиболее общих требований к человеку как носителю определенных социальных качеств. Это отбор для государственной и муниципальной службы как социального института, а не как для конкретного вида профессиональной деятельности. Критерии отбора на государственную и муниципальную службу имеют наиболее общий характер и представлены в законодательстве о государственной и муниципальной службе. Это, как правило, требования по уровню образования, наличию гражданства, предельным границам возраста, знанию положений нормативных актов, стажу работы, состоянию здоровья и другие.
Отбор в период прохождения службы — пролонгированный отбор. Он проводится в процессе профессионального развития и изменения должностного статуса служащего, при внутриоргани-зационном должностном перемещении человека, формировании резерва и в других случаях управления персоналом.
Пролонгированный отбор существует и при распределении профессиональных задач, которые должны решаться служащими по поручению руководителя в повседневной деятельности организации. Не обходится без отбора и практика организации учебы персонала. Наконец, отбор существует и при решении задач сокращения персонала в организации, переводе сотрудника из одного структурного подразделения в другое и увольнении. В ходе этих разновидностей отбора приоритет имеют профессиональные характеристики человека, поскольку социальные характеристики, как правило, адекватны требованиям государственной службы, иначе он не был бы государственным служащим.
Поскольку отбор персонала представляет собой одну из сложных кадровых технологий, для ее осуществления важно соблюсти следующие необходимые условия:
— определить наиболее общие характерные черты государственной и муниципальной службы как социального института и на их основе сформулировать существенные социальные требования к человеку;
— раскрыть содержание, характер и условия профессиональной деятельности служащего, определяемые службой как публичным, социальным, правовым и организационным институтом по обеспечению выполнения функций государства;
— сформулировать и конституировать (официально установить) с учетом профиля должности и социальных требований к службе необходимые профессионально-квалификационные требования (профессиограмму должности) к претендентам на замещение должности государственной и муниципальной службы;
— изучить, используя разнообразные методы, качества и способности претендентов на должности и произвести их идентификацию (сопоставление, сравнение) с требованиями соответствующей должности;
— установить полномочия субъектов управления процессом отбора, порядок его проведения и оформление его результатов.
Как социальный институт отбор персоналана государственную и муниципальную службу представляет систему мероприятий и субъектов отбора, обеспечивающих формирование такого состава государственных служащих, количественные и качественные характеристики которого отвечали бы целям и задачам государственной службы.
С точки зрения содержания отбор персоналакак кадровая технология — это идентификация, сопоставление, соотнесение наиболее общих требований, выдвигаемых организацией, сферой деятельности, с характеристиками персонала, конкретного человека.
Отборперсонала необходимо отличать от подбораперсонала. Схематично различие отбора и подбора представлено на рис. 27. В процессе отбора происходит поиск людей под определенные должности, установленные требования социального института, виды деятельности в сфере государственной службы.
При подборе осуществляется поиск, идентификация требований различных должностей, видов деятельности в сфере государственной службы под известные возможности, накопленный профессиональный опыт, стаж, способности человека.
человек
Поиск под человек дожность Поиск под
требования человек должность качества
должности человек должность человека
человек должность
Отбор Подбор
Рис. 27. Различие отбора и подбора персонала
Таким образом, в процессе отбора персоналана государственную и муниципальную службу решаются задачи комплектования персоналом органа государственной власти, государственных должностей исходя из:
— наиболее общих требований к человеку как личности;
— требований к претенденту как субъекту социальных отношений и носителю определенных социальных качеств;
— состояния здоровья;
— возраста;
— наличия гражданства;
— общего стажа работы, в том числе и стажа работы на государственной и муниципальной службе, и ряда других.
Это отбор для государственной службы как социального института, а не как конкретного вида профессиональной деятельности.
Составной частью отбора граждан на государственную и муниципальную службу является профессиональный отбор. Это более тонкая, по сравнению с отбором, процедура идентификации характеристик человека к требованиям конкретной государственной и муниципальной должности.
Критерии профессионального отбора обусловлены той предметной областью, которая составляет содержание функционала должности или требований профессионального вида деятельности.
В ходе профессионального отбора человек подбирается на должность с учетом:
— профессиональных способностей;
— личностных качеств;
— уровня и профиля образования;
— стажа работы по специальности;
— профессионального опыта - профессионального психологического опыта, профессиональных знаний, профессиональных действий.
Большая часть указанных требований определяет, по сути, потребность в интеллектуальном отборе государственных и муниципальных служащих, поскольку основным критерием профессионального отбора становится профессиональный опыт личности.
Профессиональный опыт личности- это распредмеченная (ставшая ее достоянием) область социального опыта, представленная в субъективированных его формах - профессии, специальности, специализации.
Важным элементом профессионального отбора является профессиональный психологический отбор. С его помощью осуществляется идентификация психологической структуры профессиональной деятельности и психологических характеристик личности.
Исходя из специфики должностей государственной и муниципальной службы в структуру профессионального отбора обязательно включается отбор медицинский, а при необходимости и его разновидности.
В практической работе по управлению персоналом государственной и муниципальной службы профессиональный отбор представляет собой одно из важных направлений деятельности как руководителей государственных органов, так и кадровых служб. Потребность в нем обусловлена необходимостью комплектования государственной и муниципальной службы подходящими для этого профессионалами, гражданами, обладающими высоким уровнем профессионализма и компетентности.
В структуре отбора следует различать профессиональный отбор и профессиональный подбор. Жизненные ситуации часто вносят коррективы и в планы кадровых органов, и в планы самого человека. Поэтому очень часто возникает необходимость поиска должностей, видов деятельности под профессиональные способности и профессиональный опыт человека. Иногда это требуется в силу состояния здоровья служащего, нередко по причине взаимоотношений с руководством или коллегами по службе, по семейным обстоятельствам, с целью соблюдения норм трудового законодательства. Нередко в интересах самого государственного или муниципального органа с целью наиболее рационального использования профессиональных возможностей служащего требуется подобрать для конкретного человека наиболее подходящую должность. В данном случае речь идет о профессиональном подборе.
При профессиональном подборе под профессионально-квалификационные качества человека, его профессиональный опыт осуществляется поиск наиболее соответствующих должностей. С внедрением в практику работы кадровых служб технологий планирования карьеры служащих, организации планомерной работы с резервом кадров, реализации выводов аттестации служащих потребность в профессиональном подборе существенно возрастет. Его важнейшая задача состоит в том, чтобы рационально распорядиться профессиональным потенциалом государственного и муниципального служащего путем нахождения для него таких должностей, где его профессиональный опыт может быть реализован максимально эффективно.
Если при профессиональном отборе приоритет отдается интересам организации и идет поиск человека под профессионально-квалификационные требования должности, то при профессиональном подборе исходят из приоритета интересов профессионала — посредством этого учитывается интерес организации. В практической деятельности понятия «отбор» и «подбор» зачастую используются как синонимы, что не всегда соответствует содержанию деятельности по отношению к персоналу и другим кадровым технологиям.
Таким образом, отбор как кадровая технология имеет сложную структуру. Это обусловлено исключительной значимостью этой технологии в практике управления персоналом.