Направления развития сертификации персонала
Необходимость повышения качества выпускаемой продукции, зависимость этой проблемы от многих причин, в том числе от «качества» исполнителей, усиливает интерес к проблемам сертификации персонала.
Основными факторами развития сертификации персонала являются:
— возрастающая роль человеческого фактора. Отсутствие должного контроля за производством работ и недостаточный профессионализм персонала привели к ряду крупнейших техногенных катастроф;
— реализация продукции. В условиях наполнения рынка востре-буется тот товар, качество которого не вызывает нареканий у покупателя. В зарубежной практике сертификат качества продукции является необходимым, но недостаточным условием реализации. Требуется наличие сертификата персонала;
— требование работодателя. Востребован работник, который сможет обеспечить заданное качество товара, продукции, услуг. В этом случае предпочтение отдается персоналу, имеющему сертификат соответствия как дополнительное подтверждение своей ком петентности;
— вступление России в ВТО. После вступления России в ВТО ее рынки будут открыты не только для товаров, но и для иностранной рабочей силы, не востребованной в своих странах. Возрастет конкуренция на рынке труда. Основным критерием отбора персонала станет наличие у претендента сертификата соответствия как дополнительного подтверждения профессионализма;
— международное сотрудничество. В настоящее время предприятия получили возможность выхода со своей продукцией на зарубежные рынки. Необходимым условием стало наличие сертификата на систему качества, так как именно это дает уверенность, что персонал предприятия способен производить продукцию с надлежащими качеством и надежностью;
— инвестиционная политика. Сертификация персонала способствует привлечению инвестиций и инновационных разработок. Там, где персонал успешно прошел сертификационные испытания и подтвердил свою высокую профессиональную подготовку, можно внедрять высокие современные технологии;
— использование опыта развития мировой экономики. Сертификация персонала за рубежом дает работодателю значительные дивиденды и является фундаментом совершенствования производства;
Кроме этого деятельность по сертификации персонала направлена на решение следующих задач:
- поддержка и реализация программ совершенствования трудовых ресурсов, развития качества рабочей силы.
- повышение конкурентоспособности, социальной защищенности рабочей силы на рынке труда и ее мобильности для решения проблем социально-экономического развития региона.
- повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции предприятий за счет улучшения качественных характеристик кадрового потенциала.
- подтверждение соответствия уровня профессиональной подготовки и уровня квалификации физических лиц требованиям, предъявляемым рынком труда, защищенность от произвола работодателя.
- содействие предприятиям, организациям и учреждениям в компетентном выборе персонала.
- защита потребителя от недобросовестности изготовителя, использующего в процессе создания продукции трудовые ресурсы, имеющие уровень профессиональной подготовки и квалификации, не соответствующий заявленному качеству выпускаемой продукции или оказываемой услуги.
- обеспечение безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, обусловленной профессиональной компетентностью должностных лиц и отдельных категорий персонала.
- оценка реального состояния профессиональной подготовки персонала предприятий, организаций, учреждений.
- обеспечение необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации персонала и их признания на международном и федеральном уровнях.
Преимущества сертификации как метода подтверждения соответствия - это беспристрастность и компетентность экспертов по сертификации персонала, проводящих сертификационные испытания.
Внешний независимый аудит, каковым является сертификация персонала, всегда был и остается более действенным, чем внутрифирменный. Мотивация сертификации персонала чрезвычайно высока. Главнейшее отличие сертификации персонала от имеющихся процедур оценки персонала — это более высокий уровень оценки соответствия персонала, его профессионализма.
К экзаменам, аттестации, тестам, проводимым в организации, персонал привык и адаптировался, и результаты этих процедур для него прогнозируемы.
Сертификация персонала - процедура для работника совершенно незнакомая и потому требует особой подготовки и мобилизационной готовности работника:
— включаются защитные рецепторы организма, напрягая память, востребуя имеющиеся знания, опыт;
— повышается ответственность за результаты своей деятельности;
— в условиях рыночных отношений срабатывает механизм самосохранения;
— появляется потребность подготовки к прохождению процедуры сертификации, так как возникает необходимость подтвердить свою состоятельность как незаменимого специалиста, чтобы обрести уверенность в своем будущем, получить перспективу своего профессионального роста;
— повышается мотивация работника к получению знаний в процессе обучения;
— в процессе подготовки к сертификационным испытаниям идет развитие профессиональных способностей;
— возрождается потребность в знаниях, повышении квалификации;
— уходит монотонность и инерционность производственных процессов: работник начинает переосмысливать выполнение доведенных до автоматизма операций, вникать в детали и технологию выполняемых работ, что служит почвой для появления творчества, новаторства;
— при положительных результатах пробуждается стремление к карьерному росту;
— в случае неуверенности в прохождении процедуры сертификации персонала возникает необходимость восполнения утраченных знаний.
Сертификация персонала, как правило, связана с использованием тестовых методик. Разнообразие видов проверяемых знаний, уровней и форм их представления отражается в технологизации тестовых методик, основная направленность которых выражается в форматировании различных видов тестовых заданий, отражающих контролируемые знания.
ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ Программа сертификации База тестовых знаний
ПРОЦЕДУРУ СЕРТИФИКАЦИИ
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ Компьютерное Компьютерная
тестирование сотрудника оболочка
интерактивного
тестирования
Аттестационная оценка Диагностическая оценка
Рекомендации Рекомендации
по присвоению по планированию
квалификационного повышения
разряда квалификации
сотрудников
Рис. 24. Структурно-функциональная схема компьютеризации сертификации персонала
В современных нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность государственной службы, не прописано применение процедуры сертификации государственных служащих. Законодательно закреплена лишь такая форма оценки, как аттестация.
Но аттестация персонала никак не заменяет сертификацию. Это разные технологии оценки. Цель аттестации - оценка качеств работника с целью проверки его соответствия занимаемой должности. Цель сертификации - установление уровня подготовки, профессиональных знаний, навыков и опыта специалиста для подтверждения его соответствия установленным требованиям и определения его возможностей надлежащим образом осуществлять конкретные действия в той или иной сфере деятельности. Аттестацию проводит работодатель (вторая сторона), а сертификацию - орган по сертификации (третья сторона).
Сертификация персонала на государственной службе может стать своеобразным заслоном от некомпетентности и низкого профессионализма и в то же время защитит права профессионала и интересы общества в управлении им профессионалами. Приход сертифицированного персонала на государственную службу значительно сократит сроки адаптации и вхождения в должность, расходы на обучение.
Сертификация персонала наряду с сертификацией продукции и услуг, систем менеджмента качества — основа цивилизованных рыночных отношений.
Контрольные вопросы и задания
1.Сформулируйте цели сертификации персонала.
2. Что составляет законодательную базу сертификации персонала в Российской Федерации?
3. Каковы области применения сертификации?
4. Опишите этапы и структуру процесса сертификации персонала.
5. Какова ответственность за нарушения правил сертификации?
6. Что входит в систему сертификации персонала?
Список литературы
Басаков М.И. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. Ростов н/Д, 2005.
Герасимов Б.Н., Чумак В.Г., Яковлева Н.Г. Менеджмент персонала: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2003.
Крылов Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М., 2007.
Сергеев А.Г., Керегеря В.В. Стандартизация. М., 2005.
Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация. М., 2001.
© Горбачев А.И. © ВернигороваТ.П.
Управлениеперсоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.
/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.
Глава 18. КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
1. Понятие и структура кадрового планирования в организации
Понятие кадрового планирования.Обладание работниками теми или иными качественными характеристиками определяет структуру персонала организации по категориям: руководители, специалисты, служащие, рабочие. В системе государственной и муниципальной службы такое разделение осуществляется в соответствии с Реестром должностей государственной и муниципальной службы. Категории персонала структурируются по профессиям, специальностям и квалификации. Структура персонала должна быть адекватна целям и задачам организации. Это порождает необходимость планировать потребность в персонале (кадровое планирование).
Кадровое планирование реализуется посредством комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в стратегическом или оперативном плане работы с персоналом. Так, оперативный план работы с персоналом в организации включает планирование:
— потребности в персонале;
— найма работников;
— служебной карьеры;
— финансовых и материальных вложений в персонал.
Характерной чертой кадрового планирования является предварительная разработка прогноза потребности в персонале и подготовка опережающих кадровых решений. С прогнозированием потребности в кадрах связаны усилия по разработке мероприятий и путей достижения желаемого будущего кадрового состава организации. Поэтому под прогнозированием в организациях понимается такая система комплексных решений, на основе которой можно строить прогноз развития состава персонала с учетом развития самой организации.
При кадровом планировании разрабатываются комплексные планы, позволяющие упрощать проблему в целом до уровня, при котором она поддается решению соответствующим лицом (или группой лиц).
Исходным пунктом планирования является уточнение решаемых кадровых проблем и формулирование конкретных целей. Конкретизация целей и их реализация требуют необходимой информационной базы, а следовательно, сбора и обработки информации о персонале. Этот шаг можно отнести к началу процесса планирования персонала.
Стратегическое планирование.Под стратегическим планированием понимаются концепции, направленные на развитие и использование имеющегося кадрового потенциала и ликвидацию «узких мест», что делает организацию устойчивой к изменениям государственных требований и рыночных условий.
Стратегия в узком смысле слова рассматривается как результат процесса планирования, определяющий основное направление будущих кадровых мероприятий. В более широком смысле стратегия создает своеобразный образец, черты которого в течение длительного времени активно проявляются в последующих решениях. Стратегия, как правило, требует долгосрочного предвидения и систематического анализа взаимосвязи работы с персоналом и с организацией.
Следует отметить, что, если работа с персоналом ведется в организации без стратегической ориентации, ее можно охарактеризовать лишь как оперативно регулирующую. Оперативное планирование персонала состоит в разграничении его отдельных составных частей. На начальной стадии оперативное планирование в сфере персонала ограничивается количественным аспектом, который затем дополняется дифференцированным рассмотрением различных групп работников.
На практике это дифференцирование отдельных функций и задач работы с персоналом. В качестве примера можно привести разделение задач кадрового планирования (рис. 25). При этом исходными позициями в процессе кадрового планирования являются стоящие перед организацией задачи, а также требования к количественному и качественному составу персонала. Несоответствие двух этих величин свидетельствует о наличии потребности в персонале, которая покрывается количественно путем привлечения персонала, а качественно — путем развития персонала.
КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование Планирование Планирование Планирование
использования потребности стабилизации вложений
персонала в персонале персонала в персонал
Планирование Планирование Планирование
обеспечения развития возможного сокращения
персоналом персонала персонала
Рис. 25. Составные части кадрового планирования
При необходимости возможно и сокращение избыточного персонала. Следует заметить, что планирование стабилизации (сохранения) персонала нацелено на удержание работников организации, например, посредством поддержания соответствующего уровня заработной платы, социальных льгот и др.