Основные направления развития персонала современной организации

ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА

n ТРАДИЦИОННЫЙ

Развитие означает обучение

Развитие рассматривается как самостоятельный процесс

n СОВРЕМЕННЫЙ

Развитие означает в первую очередь сложную и интересную работу, коучинг, оценку и наставничество Процесс развития встроен в организацию

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА:

Концепция обучающейся организации:

Обучающаяся организация – это организация, в которой люди осознанно обучаются, изучают и совершенствуют сам процесс обучения, а так же осознанно изменяют существующую действительность. Таким образом, ключевая идея концепции состоит в том, что эффективность деятельности организации зависит не столько от накапливания и использования уже найденных решений каких-либо проблем, сколько от развития собственных навыков решения новых, возникающих проблем, то есть от способности персонала организации обучаться на собственном опыте.

§ Концентрируется на адаптации миссии и стратегии компании к новым условиям

§ Ориентируется на развитие личной эффективности сотрудников

§ Формирует у сотрудников системное видение и креативное мышление

§ Вырабатывает уникальные способы и нестандартные решения практических задач

§ Осуществляет тренинг совместного взаимодействия всех сотрудников

П. Сенгс и К. Арджирис ввели понятие

§ «Одиночная петля обучения» - получение знаний о том, как делать ту или иную работу, достигать тех или иных результатов (целей)

§ «Двойная петля обучения» - обучение, в ходе которого достигается активная и сплоченная реакция всего коллектива на вызовы быстро меняющейся внешней среды, и достигается мультипликационный эффект обучения

§ «Обучение действием»

В рамках данной концепции организация решает следующие задачи:

• разработка стратегий индивидуального обучения сотрудников;

• совершенствование организационного обучения;

• управление знаниями;

• формирование интеллектуального капитала;

• развитие стратегической способности организации.

Корпоративный университет:

Корпоративный университет– это не только повышение уровня образования сотрудников и развитие определенных навыков, а обучение, базирующееся на корпоративных ценностях и стратегии развития организации.

§ Обучение, базирующееся на корпоративных ценностях и стратегии развития организации

§ Система, при которой кадровый потенциал формируется в опережающем порядке в соответствии с целями и задачами организации вместе со всеми другими ресурсами

§ Это не только обучение и передача конкретных знаний сотруднику, но и формирование единого языка, единого стандарта, единой культуры ведения бизнеса организации

Типы корпоративных университетов:

- УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР

- АГЕНТ ИЗМЕНЕНИЙ

- АГЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Управление знаниями:

§ Подход, направленный на повышение уровня конкурентоспособности и защищенности организации за счет создания условий для выявления, сохранения и эффективного использования знаний и информации в организации

§ Стратегия, направленная на предоставление вовремя нужных знаний тем сотрудникам организации, которым эти знания необходимы для того, чтобы повысить эффективность ее деятельности

§ Первая публикация подхода – Chris Collison, Geoff Parcell «Learning to Fly: Practical Knowledge Management from Leading and Learning Organizations» (2000 год)

Модель непрерывного обучения персонала или циклическая модель

Основные направления развития персонала современной организации - student2.ru

Определение потребностей в обучении – определение затрат на обучение – составление учебных планов и программ – выбор форм и методов обучения – процесс обучения – оценка результатов обучения.

ОПО – определение потребностей в обучении

§ на уровне всей организации (для конкретной категории персонала). Обучение персонала на перспективу на 1 год или на 3-5 лет

§ на уровне подразделений (потребность определяется руководителями подразделений). Важные сведения здесь дает анализ уровня исполнения обязанностей работников подразделений.

§ на уровне самой работы (потребность определяется как руководителями подразделения, так и самими работниками).

Направления обучения

1. Обучение при вступлении в должность (первичное обучение)

2. Обучение при переходе на другую должность

3. Обучение под конкретную задачу

4. Плановое обучение (должно происходить не реже 1 раза в год.

5. Развевающее обучение (смежным дисциплинам, 2-е высшее, изучение ин. яз.)

ОЗО - определение затрат (мат. и временных) на обучение

  • Финансовые средства на обучение
  • Время на обучение (и для обучаемого, и для обучающего)

В случае кризисных ситуаций эта статья сокращается в первую очередь.

Эффективность затрат на обучение работника связана с эфф-ю деят-ти орг-ции.

Для того чтобы понять, стоит ли затрачивать средства на обучение работника, необходимо рассчитать сегодняшнюю ценность будущих выгод: P = S Bt/(1+r)t

С – затраты на обучение: прямые – стоимость обучения, косвенные - упущенные выгоды.

Bt – ожидаемое увеличение заработка в году t.

r – рыночная норма отдачи на капитал

n – число лет для использования полученных знаний

Если Р > С, то инвестиции в обучение данного работника окупаются.

Чем < r и чем > Bt , и чем > n, тем эффективнее инвестиции в повышение квалификации.

Целесообразность вложения средств в обучение персонала будет меньше при уменьшении

числа лет использования знаний.

*При расчете эффекта от затрат (эффективны, если время исп. знаний сост. 10 – 15 лет для кардинального переобучения).

УПП - Составление учебных планов и программ. Нужно определить, какие области знаний получит работник и выбрать подходящее учебное заведение.

ФМ0 - выбор формы и методов обучения.

1. Проф. подготовка – формирование специалиста.

2. Краткосрочное повышение квалификации

3. Повышение квалификации

4. Переподготовка

ПО – процесс обучения.

Обучение на рабочем месте: инструктаж, наставничество, коучинг

а) Методы обучения на рабочем месте

1. Методы усложняющихся заданий

2. Ротация (расширяет кругозор)

3. Метод делегирования

б) Методы обучения вне рабочего места

1. Деловые и управленческие игры (преимущественно для руководителей)

2. Ситуационный анализ

3. Ролевые игры – карточки (каждый частник играет роль другого участника), показ фильма.

4. Тренинг сензетивности (повышение восприимчивости и улучшение взаимодействия).

5. Самостоятельное обучение - проблема адаптации получ. знаний к методу работы в организации.

в) Комбинированные методы

ЕХ:круглые столы, семинары, конференции.

г) Нетрадиционные методы

ЕХ: обучение на природе

ОР – оценка результатов обучения

§ Профессиональный экзамен

§ Анкетирование

Наши рекомендации