Применение кадровых технологий
Кадровые технологии в любой организации, на любом предприятии, в том числе и в государственной и муниципальной службе, должны, применяться на нормативной правовой основе, что придает легитимность их существованию в организации. Это означает:
1) действия руководителя, специалистов кадровых служб по порядку применения и использования результатов кадровых технологий должны быть строго регламентированы;
2) содержание кадровых технологий должно быть доступно и понятно тем, по отношению к кому они применяются;
3) кадровые технологии не должны нарушать права человека, ущемлять личное достоинство, ухудшать состояние его здоровья, приводить к получению и разглашению информации, не имеющей отношения к выполнению его обязанностей;
4) право на применение кадровых технологий должны иметь те, кому это вменяется в обязанность и кто обладает для этого достаточной квалификацией.
В государственной и муниципальной службе нормативной правовой основой для применения кадровых технологий являются федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, регулирующие вопросы поступления и прохождения государственной и муниципальной службы, конкурсного замещения вакантных должностей, оценки, увольнения служащих и ряд других. Так, в настоящее время действуют правовые и нормативные акты, которые определяют порядок конкурсного замещения должностей государственной и муниципальной службы, сдачи квалификационного экзамена и аттестации государственных и муниципальных служащих.
В негосударственных организациях и на предприятиях нормативной основой порядка применения кадровых технологий, определения их содержания и порядка использования результатов являются приказы руководителей, решения высших органов управления, например в акционерных обществах — советов директоров. Как правило, приказами руководителей предприятий и организаций вводятся положения о конкурсном замещении должностей, найме на работу, аттестации, управлении карьерой и др.
На предприятиях и в организациях негосударственной формы собственности многие кадровые технологии включаются в содержание таких документов, как Положение о персонале организации, Концепция кадровой политики предприятия или Концепция социальной и кадровой политики предприятия.
Многие положения о кадровых технологиях для государственных унитарных предприятий разрабатываются федеральными министерствами и вводятся постановлением Правительства Российской Федерации. Например, с марта 2000 г. действует Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий.
Следует отметить, что как в государственной и муниципальной службе, так и на предприятиях негосударственной формы собственности не все кадровые технологии в равной мере имеют нормативное обеспечение. Чаще всего нормативно-правовую основу имеют такие кадровые технологии, как аттестация, конкурсное замещение должностей, формирование и использование кадрового резерва. В настоящее время практически не имеют нормативных документов в организациях и на предприятиях, включая государственную и муниципальную службу, такие кадровые технологии, как управление карьерой, ротация кадров и некоторые другие.
Кадровые технологии позволяют субъектам управления — руководителям, кадровым службам на основе информации о состоянии кадровых процессов и кадровых отношений в организации предпринимать необходимые действия по отношению к персоналу. Характер, содержание, направленность этих действий могут быть самыми разнообразными — от решения о дополнительном найме работников в организацию до увольнения. В различных организациях использование результатов кадровых технологий имеет свои особенности.
В то же время в подавляющем большинстве организаций и предприятий, в том числе в государственной и муниципальной службе, результаты кадровых технологий используются в нормативных границах, имеющих как рекомендательный, так и предписываюший характер для руководителя. Так, например, порядок конкурсного замещения вакантных должностей в государственной и муниципальной службе предполагает, что решение конкурсной комиссии является окончательным при определении победителя конкурса и на основании решения конкурсной комиссии руководителем издается приказ о назначении государственного или муниципального служащего на вакантную должность.
Выводы аттестационной комиссии предлагаются в окончательной форме в соответствии с перечнем установленных формулировок. В отечественной практике количество выводов может варьироваться. Как правило, в большинстве организаций применяются три вывода, смысл которых характеризует признание степени соответствия занимаемой должности, — соответствует, условно соответствует, не соответствует.
При аттестации государственного гражданского служащего аттестационная комиссия принимает четыре решения: а) соответствует замещаемой должности гражданской службы; б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации; г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
Рекомендательный характер решений аттестационной комиссии может состоять в изменении должностного статуса работника, увеличении денежного содержания, применении мер поощрения. Подобная практика сегодня имеет место на предприятиях различных форм собственности и, как правило, закрепляется в нормативных документах организации.
Нормативное закрепление порядка использования результатов кадровых технологий для практики управления персоналом имеет большое значение. Оно упорядочивает использование их результатов; повышает степень доверия персонала к кадровым технологиям; уменьшает возможности субъективизма и волюнтаризма их применения; повышает эффективность затрат на их проведение; выполняет стимулирующую роль для персонала.
Кадровая политика в организации, органе государственной власти, обществе в целом будет малопродуктивной, если субъект управления не имеет информации о состоянии кадрового потенциала, тенденциях его развития, изменениях его характеристик и ряде других параметров.
Многие из этих параметров могут быть формализованы, а следовательно, работа с ними может быть автоматизирована с применением современных компьютерных средств и соответствующего программного обеспечения.
Важнейшим средством управления кадровым процессом выступают кадровые технологии. Поскольку ряд количественных и качественных характеристик состава персонала, а также содержание кадровых технологий подлежат формализации, речь может идти о создании автоматизированных систем управления кадровыми ресурсами организации, предприятия, отрасли промышленности, министерства, государственной и муниципальной службы в режиме квазиреального времени. В отечественной науке созданы не имеющие аналогов за рубежом разработки для проектирования автоматизированной системы управления кадровыми ресурсами (АСУКР) и автоматизированной системы оперативного управления кадровыми процессами (АСОУКП). По сравнению с существующими автоматизированными системами управления кадрами (АСУК) это значительный шаг вперед.
Автоматизация кадровых процессов и кадровых технологий позволяет обеспечить оперативное получение информации о состоянии и тенденциях развития характеристик персонала; своевременно выработать и принять необходимые управленческие решения в практике работы с персоналом; определить и применить наиболее адекватную состоянию кадровых процессов совокупность кадровых технологий, которые могут привести к необходимому результату.
В настоящее время наибольшую возможность применения компьютерных средств и автоматизации имеют кадровые технологии оценки, отбора, подбора, тестирования персонала. Достаточное компьютерное и программное обеспечение получили всевозможные психологические тесты. Развитие получают социологические методы оценки персонала, которые имеют широкие возможности для использования при проведении аттестации. С их помощью создаются профили профессий и должностей, оценивается степень профессиональной пригодности человека, определяются возможности совместимости в группах и ряд других необходимых для практики управления персоналом видов деятельности.
Однако возможности специализированных и компьютеризированных оценок персонала и других кадровых технологий нельзя преувеличивать. Они имеют предел своих возможностей при работе с человеком. Их следует рассматривать как важное дополнительное средство получения информации о человеке для принятия кадровых решений в практике управления персоналом.
В государственной и муниципальной службе компьютеризация и автоматизация кадровых процессов и кадровых технологий в настоящее время практически не применяются. Это обусловлено многими факторами. В их числе следует назвать отсутствие необходимой техники и оборудования; низкую квалификацию специалистов кадровых служб в этой области; неготовность руководителей государственных органов и руководителей кадровых служб к пониманию новой роли кадровых технологий в управлении. В то же время действующие нормативные правовые акты не запрещают их внедрения и применения.
Зарубежная практика применения кадровых технологий в государственной и муниципальной службе разнообразна как по содержанию, так и по способам применения. При их применении преследуются две важнейшие цели. Во-первых, сформировать высококвалифицированный состав служащих в системе государственного и муниципального управления и обеспечить тем самым профессиональное решение стоящих перед ним задач. Во-вторых, с помощью кадровых технологий выиграть жесткую конкуренцию с частным сектором за привлечение профессионалов. Наиболее предпочтительной кадровой технологией, которая обеспечивает достижение этих целей, является управление карьерой. В государственной и муниципальной службе многих промышленно развитых стран Европы, а также США и Японии практика управления карьерой имеет правовую основу и отлаженные механизмы продвижения по службе зарекомендовавших себя конкретными достижениями специалистов. Кроме того, руководители всех уровней, а также специалисты кадровых служб обязаны владеть практикой управления карьерой своих подчиненных.
В ряде стран некоторые кадровые технологии разрабатываются и применяются исключительно государственными органами.
Например, в Японии отбор на государственную службу и увольнение с государственной службы проводятся централизованно -Национальным ведомством по кадрам государственных учреждений. Им устанавливаются единые экзамены для поступающих на государственную службу, разрабатываются рекомендации по применению кадровых технологий и осуществляется контроль их применения в государственных органах.
Контроль и методическую помощь федеральным структурам по применению кадровых технологий в США осуществляет Управление по работе с кадрами. Конгрессом на это управление возложена задача совместно с государственными органами создать эффективные системы отбора, обучения, управления карьерой государственных служащих, поддержания новейшими методами управления их высокой и разнообразной квалификации.
Заинтересованность граждан в высокопрофессиональном составе государственных служащих привела к тому, что контроль за их применением начали осуществлять институты гражданского общества. Так, в государственной службе Великобритании уже более 150 лет действует общественный орган — Управление уполномоченных по государственной службе. Одна из его главных задач состоит в том, чтобы осуществлять контроль проведения конкурсов на вакантные должности высших государственных служащих.
Выводы
Кадровые технологии в управленческой деятельности имеют свой объект воздействия — возможности, профессиональные способности человека. Они являются важнейшим средством управления количественными и качественными характеристиками состава персонала, обеспечивающим достижение целей организации, ее эффективное функционирование.
Разновидности кадровых технологий, применяемых в настоящее время в практике управления, позволяют: обеспечить получение всесторонней персональной информации о человеке; достигать необходимых для организации количественных и качественных характеристик персонала; формировать механизмы рациональной востребованности профессионального опыта человека как в интересах организации, так и в интересах человека.
Применение кадровых технологий и использование их результатов должны иметь нормативную правовую основу в любой организации. Это существенным образом повышает эффективность управления персоналом в организации.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое кадровые технологии и какие задачи с их помощью решаются в организации?
2. Какие группы кадровых технологий можно выделить в управлении персоналом?
3. Назовите базовые кадровые технологии. Каково их содержание?
4. В чем состоит специфика кадровых технологий?
5. Что означает легитимность кадровых технологий?
6. Что достигается путем компьютеризации и автоматизации кадровых процессов и кадровых технологий?
7. Что означает рекомендательный или предписывающий характер результатов применения кадровых технологий для руководителя?
8. Какова зарубежная практика применения кадровых технологий в государственной и муниципальной службе?
Список литературы
Основы управления персоналом: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
Управление персоналом: Учебникдля вузов/Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М., 1998.
Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2006.
©ТурчиновА.И.
Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.
/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.