Представление о профессиональной ориентации на государственную и муниципальную службу

Профессионализация государственного и муниципального аппарата как объективное условие его совершенствования и раз­вития может быть представлена в виде двух взаимодействующих, взаимообусловленных компонентов: во-первых, процесса инди­видуальной профессионализации, который представляет собой вхождение конкретной личности в мир профессиональной де­ятельности; во-вторых, сложного и динамичного процесса функ­ционирования многообразных субъектов, под влиянием которых первый и реализуется. Начальным этапом индивидуальной про­фессионализации является профессиональная ориентация.

Сущность профессиональной ориентации.Профессиональная ориентация - это комплекс мер, принимаемых определенными субъектами в отношении части экономически активного населения с целью содействия профессиональному самоопределению личнос­ти и принятию решения о выборе соответствующей профессии.

В широком смысле это управление процессом выбора профес­сии — профессиональным самоопределением. Данное понятие обозначает также совокупность приемов, методов, технологий, с помощью которых достигаются поставленные цели.

В настоящее время профессиональная ориентация на службу в органах государственного и муниципального управления ослож­нена рядом факторов:

- общей слабостью государства на фоне системного кризиса, из которого оно еще не вышло, хотя некоторые обнадеживающие тенденции уже проявляются;

- непрекращающейся реорганизацией государственного аппа­рата;

- слабостью органов местного самоуправления, их недостаточ­ным финансированием, материальным и кадровым обеспечением;

- отсутствием должного государственного внимания к разви­тию социальной сферы, особенно образования, науки, цивилизо­ванной инфраструктуры рынка труда.

На этом фоне не удивительны отсутствие системы работы с потенциальными государственными и муниципальными служа­щими и стихийный характер решения кадровых проблем в той сфере занятости, которая должна давать образцы подлинно госу­дарственного подхода к эффективному использованию кадрового потенциала общества.

Требования к научной организации профориентации.В основе научно организованной профориентации может лежать следую­щая логика:

1. Постановка кадровой проблемы (что необходимо системе государственной и муниципальной службы с точки зрения ее кад­рового обеспечения?).

2. Планирование человеческих ресурсов, включающее анализ потребности в кадрах, т. е. определение кадрового спроса (обще­го и по отдельным направлениям, специальностям, должностям), кадровый прогноз. Ведущую роль в этом должны играть кадровые службы, занимающиеся кадровым маркетингом.

Кадровый спрос — это потребность работодателя в кадрах, обес­печенная необходимыми финансовыми и материальными ресур­сами.

Различается кадровый спрос: количественный, понимаемый как объем рабочей силы, необходимой для достижения постав­ленных кадровых целей; качественный, рассматриваемый как потенциал эффективной рабочей силы; временной, под которым понимается спрос на перспективу с учетом всех возможных изме­нений в различных областях общественной жизни, в условиях и содержании профессиональной деятельности.

Кадровый маркетинг — функция кадровых служб, заключаю­щаяся в тщательном и всестороннем изучении и прогнозирова­нии рынка труда, кадровых спроса и предложения, организации кадровой рекламы и т. п.

3. Определение требований к претендентам на вакантные должности государственной или муниципальной службы (четкое представление качеств будущего работника путем анализа рабо­чего места, должности, описания квалификационных и личност­ных требований к претенденту, сроков и условий найма).

4. Определение основных источников поступления кадров и их потенциала, включая кадровое предложение (внутреннее, в са­мой системе государственного и муниципального управления, а также внешнее, складывающееся за рамками этой системы), фор­мирование «зон интересов», «горизонтов», учитывающих своеоб­разие отдельных рынков труда (по специальностям).

Кадровое предложение — способность рынка труда удовлетво­рять кадровый спрос различных субъектов.

Кадровый рекрутинг — деятельность специалистов в области кадрового менеджмента по поиску, подбору и отбору людей с со­ответствующими личностно-профессиональными качествами по заказам субъектов рынка труда.

5. Разработка основных требований к содержанию профори-ентационной деятельности на основе учета ее информационно-оценочного характера, используемой в ней информации и созда­ние гибкой системы ее технологий.

6. Разработка конкретных программ кадрового обеспечения.

Цели государственной политики в области профориентациисфор­мулированы в постановлении Минтруда РФ от 29 августа 1995 г. № 47 «Об утверждении основных направлений развития государ­ственной системы профессиональной ориентации и психологиче­ской поддержки населения в Российской Федерации». Это:

— повышение эффективности формирования, реализации и вос­требованности профессионального, интеллектуального и творчес­кого потенциала общества;

— кадровое обеспечение системы государственного и муници­пального управления;

— содействие социализации и профессионализации граждан;

— оказание помощи в выборе или перемене профессии, сферы профессиональной деятельности;

— прогнозирование профессиональной успешности личности в требуемых сферах общественной жизни, как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом, собственным социальным статусом;

— формирование общественного мнения о престижности про­фессий исходя из необходимости согласования интересов и перс­пектив развития личности, общества и государства.

Наши рекомендации