Применение технологий в образовании

Преимущества технологий в обучении. Распространение термина «технологии» в сфере образования имеет под собой серьезные объективные причины.

Широкое (насколько это возможно) использование информационных технологий в сфере образования показало, что появились средства, способные и сферу образования перевести на третью ступень - ступень технологии.

В любой сфере деятельности человека создание и широкое использование технологий ведет к усилению возможностей и повышению потенциала данной сферы, а также к опосредованному развитию других смежных сфер человеческой деятельности. Например, в производстве текстильной продукции переход от ремесленного способа производства к промышленному (технологичному) позволяет резко увеличить объемы выпускаемой ткани, снизить затраты на производство единицы продукции и уделить больше внимания эстетическим вопросам и вопросам качества, что ведет к расширению ассортимента, т.е. повышению количества тканей различных видов и назначения.

То же самое происходит и в педагогике. Создание высокоэффективных технологий обучения позволяет, с одной стороны, обучающимся повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста студентов, направлять их творческое развитие.

Таким образом, технология обучения, во-первых, повышает производительность труда учителя.

Во-вторых, контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера. Например, если один учащийся усваивает материал с первого раза, то другой, сидя за компьютером, может прорабатывать материал два-три раза и более.

В-третьих, перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время учителя, в результате он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся.

В-четвертых, так как для любой технологии цель определяется очень точно (диагностично), то использование объективных методов контроля (как конечного, так и промежуточного) дает возможность снизить роль субъективного фактора (предвзятость или предрасположенность учителя) при проведении контроля.

В-пятых, создание технологий обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации учителя, о открывает возможности для выравнивания уровней освоения учебных дисциплин учащимися во всех образовательных учреждениях страны.

В-шестых, технологизация создает предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьного и профессионального образования.

Область применения понятия «технология» в педагогике. Взгляд на технологию как на процесс обучения, построенный на основе средств обучения, ставит ряд принципиальных ограничений на использование в педагогике. Ввиду того что технология пред полагает предварительное определение диагностичной цели, нам первую очередь необходимо рассмотреть, возможна ли установка диагностичной цели в образовании.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» само образование представляет собой совокупность процессов обучения и воспитания. С обучением ситуация пре дельно ясна - для обучения можно определить диагностичную цель. В качестве таковой может выступать определенный объем учебного материала, способов действий, которые необходимы школьнику в дальнейшем при подготовке к профессиональной деятельности, и т.д. Качество усвоения конкретного учебного материала легко поддастся итоговому контролю. Таким образом, в обучении возможно построение и использование на практике технологий.

Совсем по-иному обстоит дело с воспитанием. Как бы мы ни старались, мы не можем определить для него диагностичную цель. Человек слишком многофакторная структура, обладающая значительным количеством как психологических, так и личностных особенностей. Ни детально описать, ни выстроить педагогические процессы, которые смогли бы сформировать эти качества на не обходимом уровне, ни тем более объединить их в один и предусмотреть (предотвратить) все возможные случаи наложения процессов и искажения результатов педагогика на сегодняшнем уровне своего развития не в состоянии.

Отрицательный вывод по поводу возможности применения понятия «воспитательная технология» (или «технология воспитания») позволяет сделать вывод и о возможности применения термина «образовательные технологии». Так как образование представляет собой совокупность двух процессов: обучения и воспитания, а тер мин «технология» к процессу воспитания на сегодняшний день не применим, следовательно, сочетание «образовательные технологии» (или «технологии образования») использоваться не может.

Тот же самый вывод можно сделать и по поводу широко при меняемого сочетания «педагогические технологии». Понятие «педагогический» подразумевает не два процесса, как в «образовании» (обучение и воспитание), а три - обучение, воспитание и развитие. Процесс развития еще более сложный и менее изученный, чем воспитание. Современный уровень знаний в психологии (науке, занимающейся изучением только одной стороны развития ребенка - психической) и почти полное отсутствие системных данных по другой стороне понятия «развитие» - личностной не позволяют поставить диагностичную цель в процессе развития. И воспитание и развитие не могут быть организованы на технологическом уровне, а следовательно, и использование понятия «педагогическая технология» также неправомерно.

Уровни технологии в обучении. Наличие разных уровней и содержании и средствах обучения, а также понимание того, что ведущим звеном любой технологии является средство обучения, позволяют сделать вывод, что технологии обучения формируются на этих же уровнях. Таким образом, в соответствии с классификацией средств обучения по трем уровням (учебное занятие, предмет, весь процесс обучения) технологии обучения также можно разделить на три уровня:

-технология занятия;

-технология предмета;

- технология полного обучения.

Традиционная методика организации процесса обучения полностью строится на деятельности преподавателя. Поэтому занятия почти всех типов, используемые в учебном процессе, сегодня не являются технологичными. Требованиям технологичности отвечает лишь незначительная часть занятий. К ним относятся занятия студентов на дому, проводимые в рамках дистанционной формы обучения. На таких занятиях ключевым средством обучения выступают учебные пособия, методические рекомендации, ряд первоисточников.

Из занятий, проводимых в учебных заведениях, к технологичным в полной мере относятся:

- занятия или элементы занятий по контролю качества усвоения знаний с использованием различных технических средств контроля (учебные компьютерные программы контроля, тесты с последующей компьютерной обработкой, универсальные устройства для тестового контроля знаний ПЕРФО-5 и др.), позволяющих сразу оценить качество знаний;

- лабораторные и практические работы, проводимые учащимися самостоятельно с использованием разработок для каждого занятия, опубликованных в виде рекомендаций к данной лабораторной работе.

На уровне предмета на сегодня разработаны технологии по некоторым предметам. Происходит это на основе использования персональных компьютеров с помощью использования учебно-методического комплекта, включающего в себя учебное пособие по курсу и учебные компьютерные программы, рассчитанные на освоение знаний и отработку учебных умений у учащихся и проведение контроля. Такие комплекты разработаны и используются по отдельным разделам естественных наук, таких, как математика, физика, химия и некоторые другие.

Технология полного обучения на сегодняшний день еще не разработана и, по-видимому, не будет разработана в ближайшее десятилетие ввиду сложности технологизации предметов гуманитарного цикла (хотя по отдельным темам, разделам и областям этих предметов разработаны вполне технологичные программы). В особенности сложно технологизировать обучение по таким предметам, как изобразительное искусство, музыка и литература.

Наши рекомендации