I. Общие принципы — Толкование
ПРОТОКОЛ N 1
Статья 1
Защита собственности
Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Предыдущие положения не умаляют права Государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов.
Введение
1. Статья 1 Дополнительного Протокола (или № 1) гарантирует истинное имущественное право, т.е. право собственности. На самом деле, текст этой нормы прямо на него не указывает, но судебная практика установила, что, признавая за каждым право на уважение своей собственности, статья 1 гарантирует по существу право собственности. Оставляя за государственными властями большую свободу усмотрения относительно решений в области экономической и социальной политики, судебная практика подтверждает, что вмешательства в гарантируемые права не были произвольными. Таким образом, Суд выясняет, было ли сохранено справедливое равновесие между требованиями общих интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности.
Статья 1
I. Общие принципы — Толкование
II Уважение собственности — Толкование
Понятие «собственности»
Особый случай
III. Лишение собственности — Толкование
Общие принципы
Интересы общества
Компенсация
Общие принципы международного права
Условия, предусмотренные законом
IV. Осуществление контроля за использованием собственности — Толкование
Статья 2
I. Принципы толкования — Толкование
П. Философские и религиозные убеждения —Толкование
III. Разное — Толкование
Статья 3
I. Проведение выборов — Толкование
П. Органы законодательной власти — Толкование
III. Право голоса — Толкование
I. Общие принципы
------------Толкование-------------
2. Статья 1 включает в себя три различных нормы. Первая, которая является общей по своему характеру, утверждает принцип уважения права собственности; она отражена в первом предложении первого абзаца. Вторая норма касается лишения имущества и оговаривает это рядом условий; она приведена во втором предложении того же абзаца. Третья норма признает, что Государства-участники имеют право, среди прочего, контролировать использование собственности в соответствии с интересами общества, вводя такие законы, которые они считают необходимыми для этой цели; она содержится во втором абзаце.
Любое вмешательство в право собственности должно сначала рассматриваться с учетом особых положений в области экспроприации или осуществления контроля за использованием собственности до его рассмотрения с точки зрения общей нормы, закрепляющей уважение собственности. Что касается критериев, используемых для решения вопроса о том, имело ли место в данном случае неоправданное посягательство, судебная практика главным принципом эффективности.
3. Цель нормы. Статья 1 «включает в себя три четких нормы. Первая, которая является общей по своему характеру, утверждает принцип беспрепятственного пользования собственностью; он выражен в первом предложении п. 1. Вторая норма касается лишения имущества и оговаривает это рядом условий; она приведена во втором предложении того же пункта. Третья норма признает, что Государства-участники имеют право, среди прочего, контролировать использование собственности в соответствии с интересами общества, применяя такие законы, которые они считают необходимыми для этой цели; она содержится в п. 2.
Прежде чем рассматривать вопрос о том, была ли соблюдена первая норма, Суд должен определить, применимы ли две последних» (Sporrong et Lonnroth, 61; тот же принцип, James et al, 37; Lithgow et al, 106; AGOSI, 48; Erkner et Hofauer, 73; Poiss, 63; Tre Traktdrer Aktiebolag, 54; Allan Jacobsson, 53; Mellacher, 42; Fredin n 1, 41; Les Saints Monasteres, 56; Air Canada, 29; Pressos Campania Naviera S.A. et al., 33; Spadea et Scalabrino, 27; Scollo, 26; тот же принцип, Phocas, 51; Gustafsson, 59; Matos et Silva Lda. Etal, 81; National & Provincial Building Society, Leeds Permanent Building Society et Yorkshire Building Society, 78).
4. Право собственности. Содержание. «В соответствии с прецедентной практикой Суда статья 1 Протокола № 1 к Конвенции, которая по существу гарантирует право собственности, включает в себя три различных правила: первое правило, изложенное в первом предложении первого пункта, общее по своему характеру и провозглашает принцип уважения собственности; второе правило, содержащееся во втором предложении первого пункта, относится к лишению имущества и подчиняет его определенным условиям; третье правило, закрепленное во втором пункте, признает право Договаривающихся Государств, помимо прочего, контролировать использование собственности в соответствии с общими интересами. Второе и третье правила имеют отношение к определенного рода вмешательству в уважение собственности и должны, таким образом, толковаться в свете общего принципа, закрепленного в первом правиле» (latridis, 55).
5. Право на уважение собственности. Общие принципы. «Суд уже неоднократно говорил и еще раз повторяет, что статья 1 Протокола № 1 включает в себя три различных нормы: "первая норма, изложенная в первом предложении первого абзаца, общая по своему характеру, провозглашает принцип уважения права собственности; вторая норма, содержащаяся во втором предложении первого абзаца, относится к лишению имущества и подчиняет это лишение определенным условиям; третья норма, закрепленная во втором абзаце, признает право Договаривающихся Государств, помимо прочего, контролировать использование собственности в соответствии с общими интересами" (...). Тем не менее, речь не идет о нормах, не связанных между собой. Вторая и третья имеют отношение к особым случаям посягательств на право собственности; следовательно, они должны толковаться в свете общего принципа, закрепленного в первой норме» (Beyeler, 98).
6. Цель нормы. Нормы, содержащиеся в статье 1. «Три нормы являются "различными", но это нельзя понимать в таком смысле, что они не связаны друг с другом: вторая и третья касаются особых случаев посягательства на право на уважение своей собственности и должны, таким образом, толковаться в свете общего принципа, закрепленного в первой норме» (Gasus Dosierund Fordertechnik GmbH, 55; тот же принцип, Air Canada, 30).
7. Цель нормы: право собственности. «Признавая право любого лица на беспрепятственное пользование своим имуществом, статья 1 по своей сути является гарантией права собственности. Об этом прямо говорят слова "имущество", "собственность", "использование собственности" (на английском "possessions " и "use of property"); это также подтверждается подготовительными работами: составители не переставали говорить о "праве собственности" во всех проектах, в результате чего и появилась нынешняя статья 1» (Marckx, 63; см. также Inze, 38).
8. Право распоряжения своим имуществом. «Право распоряжаться своим имуществом является обычным и основополагающим аспектом права собственности» (Marckx, 63).
9. Законодательные меры, ущемляющие право собственности. «Пока законодатель не выходит за пределы своей свободы усмотрения, Суд не должен высказываться о том, выбрал ли он (законодатель) наилучший способ решения проблемы или о том, что ему следовало бы осуществить свое полномочие иначе» (Mellacher et al 53).
10. Посягательства на собственность. Соразмерность вмешательства. «Статья 1 требует также наличия разумной соразмерности между используемыми средствами и поставленной целью, при этом условие считается не выполненным, если лицо подверглось "особому и чрезмерному обременению"» (Hakansson et Sturesson, 51).
11. Посягательства на собственность. Справедливое равновесие и соразмерность вмешательства. В целях первого предложения первого абзаца статьи 1 «Для целей применения последнего положения Суд должен определить, было ли соблюдено справедливое равновесие между требованиями всеобщих интересов общества и необходимыми условиями охраны основных прав личности (...). Стремление к установлению такого равновесия свойственно Конвенции в целом и отражено также в структуре статьи 1 Протокола № 1» (Sporrong et Lonnroth, 69; Erkner etHofauer, 75; Poiss, 65; mom же принцип, Mellacher et al., 48; Fredin n 1, 51; см. также Raffineries grecques Stran et Stratis Andreadis, 69; Katte Klitsche de la Grange, 42).
12. Посягательства на собственность. Справедливое равновесие и соразмерность вмешательства. «Вмешательство в право на уважение собственности предполагает "справедливое равновесие" между требованиями общих интересов и необходимыми условиями защиты основных прав человека. Необходимость обеспечения такого равновесия отражена в структуре статьи 1 в целом и, соответственно, во втором предложении, которое должно прочитываться в свете закрепленного в первом предложении принципа (...). В частности, необходимо, чтобы была разумная соразмерность между используемыми средствами и той целью, на которую направлена любая мера, лишающая лицо собственности» (Les Saints Monasteres 70; Presses Compania Naviera S.A. et al, 38).
13. Посягательства на собственность. Справедливое равновесие. В свете первого предложения первого абзаца статьи 1 «Суд должен выяснить, было ли соблюдено справедливое равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности» (Wiesinger, 73).
14. Уважение собственности. Вмешательство в пользование имуществом. Справедливое равновесие между общими интересами и основными правами человека. «Согласно принятой судебной практике, второй абзац статьи 1 Протокола № 1 должен прочитываться в свете принципа, закрепленного в первом предложении этой статьи. Соответственно, вмешательство в право на уважение собственности предполагает "справедливое равновесие" между требованиями общих интересов и необходимыми условиями защиты основных прав человека. Необходимость обеспечения такого равновесия отражена в структуре статьи 1 в целом и, соответственно, во втором предложении; необходимо, чтобы была разумная соразмерность между используемыми средствами и указанной целью. Осуществляя контроль за соблюдением этого требования, Суд признает за Государством большую свободу усмотрения как в выборе способов использования, так и при оценке того, являются ли их последствия оправданными, с точки зрения общего интереса, необходимостью достижения целей рассматриваемого закона» (Chassagnou et al., 75).
15. Право на уважение собственности. Вмешательство. Справедливое равновесие. «Любое вмешательство в пользование правом или свободой, признанных Конвенцией, должно, как это следует из статьи 18 Конвенции, преследовать законную цель. Сам принцип "справедливого равновесия", присущий статье 1 Протокола № 1, предполагает наличие общих интересов. Кроме того, следует напомнить, что разные нормы, включенные в статью 1, не лишены связи друг с другом, и что второе и третье предложение — это лишь особые случаи. Из этого, в частности, следует, наличие "интересов общества", требуемое в силу второго предложения, а также "общий интерес", упомянутый во втором абзаце, вытекают из принципа, указанного в первом предложении. Следовательно, вмешательство в осуществление права беспрепятственно пользоваться своим имуществом, в смысле первого предложения статьи 1, должно также преследовать общественно-полезную цель» (Beyler, 111).
16. Уважение собственности. Отказ в разрешении иностранному гражданину, имеющему собственность в стране, проживать в ней постоянно. «Суд повторяет, что Конвенция не гарантирует право въезда и проживания в Договаривающемся Государстве лицам, которые не являются гражданами этого Государства. Кроме того, Суд полагает, что права, закрепленные статьей 1 Протокола № 1 не включают право иностранного гражданина, имеющего собственность в другом Государстве, проживать в ней постоянно с тем, чтобы использовать свою собственность» (Ilic, Dec.).
17. Уважение собственности. Сделки между частными лицами. «Государство может (...) нести ответственность, с точки зрения статьи 1, за вмешательство в осуществление права на уважение собственности, вытекающее из сделок, заключенных между частными лицами» (Gustafsson, 60).
Назад
II. Уважение собственности
--------Толкование----------
18. Как и другие понятия, содержащиеся в Конвенции, понятие собственности имеет автономное значение. По общему правилу оно касается наличного имущества. Соответственно, положение, о котором идет речь, не гарантирует право на приобретение имущества, например, путем наследования или дарения. Понятие собственности касается, в первую очередь, материальных вещей (земельные участки и недвижимое имущество), а также нематериального имущества (акции и облигации). Требование, определенное и исполнимое, так же как и разрешение на осуществление некоторых видов хозяйственной деятельности, также являются имуществом в смысле этой нормы.
Понятие «собственности»
19. Понятие собственности: наличное имущество. Статья 1 применима «только к существующему имуществу и не гарантирует право на приобретение имущества путем наследования ab intestat (по закону) или дарения» (Marckx, 50; см. также Van der Mussele, 48).
20. Понятие собственности. Пример: суммы, присужденные окончательным и обязательным арбитражным решением, «имущественные требования, которые были достаточно обоснованны и исполнимы» (Raffineries grecques Stran et Stratis Andreadis, 59).
21. Понятие собственности. «Понятие "собственности" (на английском: possessions), содержащееся в статье 1 Протокола № 1, имеет автономное значение, которое, конечно же, не ограничивается правом собственности на физические вещи: некоторые другие права и выгоды, образующие имущество, могут быть также рассмотрены как "права собственности" и, таким образом, как "собственность" для целей указанного положения» (Gasus Dosierund Fordertechnik GmbH, 53).
22. Уважение собственности. Понятие «собственности». «Понятие "собственности" (на английском: possessions), содержащееся в статье 1 Протокола № 1, имеет автономное значение» (Маtos e Silva Lda. et al, 75).
23. Право собственности. Понятие «собственности». Права и выгоды, образующие имущество. «Концепция "собственности" в статье 1 Протокола № 1 к Конвенции имеет автономное содержание, которое определенно не ограничивается правом собственности на физические вещи: некоторые другие права и выгода, образующие имущество, могут быть также рассмотрены как "права собственности", и, таким образом, как "собственность" для целей указанного положения» (latridis, 54).
24. Право на уважение собственности. Понятие «собственности». «В этом отношении Суд повторяет, что понятие "собственности", предусмотренное в первой части статьи 1, имеет автономное значение, которое не сводится к праву собственности на физические вещи и которое не зависит от формальных квалификаций по внутреннему праву: некоторые другие права и выгоды, образующие имущество, могут быть также рассмотрены как "права собственности" и, таким образом, как "собственность" для целей указанного положения» (Beyeler, 100).
25. Право собственности. Понятие «собственности». «Суд повторяет, что понятие "собственности", предусмотренное в первой части статьи 1, имеет автономное значение, которое не зависит от формальных квалификаций по внутреннему праву» (Ex-Roi de Grece et al., 60).
26. Право собственности. Понятие «собственности». «Суд повторяет, что в соответствии с судебной практикой органов Конвенции понятие "собственности" может включать в себя как "существующее имущество", так и имущественные ценности, включая права требования, в силу которых заявитель может претендовать, по меньшей мере, на "законное ожидание" получения эффективного пользования правом собственности. С другой стороны, надежда на сохранение в силе прежнего права собственности, которое уже на протяжении долгого времени невозможно эффективно осуществлять, не может рассматриваться как "имущество" по смыслу статьи 1 Протокола № 1; это же относится к условному праву требования, погасившемуся в силу ненаступления условия» (Prince Hans-Adam II de Liechtenstein, 83; см. так же Malhous, Dec.).
27. Понятие собственности. Требование о возмещение вреда (аквелианский режим). «Требования такого рода "могут быть имущественного характера и в таковом качестве охватываются первой фразой статьи 1 Протокола № 1, которую и надлежит применить"» (Presses Compania Naviera S.A. et al, 31).
28. Понятие собственности: осуществление хозяйственной деятельности. «Что касается вопроса о том, предоставляет ли лицензия на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности ее владельцу право, защищаемое статьей 1 Дополнительного Протокола, Комиссия полагает, что ответ зависит, в частности, от того, может ли эта лицензия рассматриваться как порождающая у ее владельца законное и разумное ожидание относительно срока действия лицензии и возможности продолжать получать доходы от осуществления деятельности, указанной в лицензии.
Тем не менее, Комиссия отмечает, что лицензия часто выдается на определенных условиях и что она может быть изъята, если эти условия не выполняются. В других случаях сам закон уточняет случаи, в которых может быть отобрана лицензия. Из этого следует, по мнению Комиссии, что обладатель лицензии не может иметь разумных и законных надежд на продолжение своей деятельности, если условия, связанные с лицензией, более не выполняются, или если лицензия отобрана в соответствии с положениями закона, который действовал в момент выдачи лицензии. Что касается ожиданий будущих доходов, Комиссия обращается здесь к своей предшествующей практике, согласно которой будущий доход может считаться "имуществом" только в случае, если он уже был получен или является предметом определенного требования» (CommEDH, D 19819/92, Storksen с. Norvege, DR 78-Е, p. 88, spec.p. 94).
29. Уважение, собственности. Понятие «собственности».Закон, ограничивающий торговлю оружием. Лишение части коммерческой деятельности. Учет «goodwill». «Суд отмечает, что Комиссия посчитала, что goodwill может являться элементом, который нужно принять во внимание при оценке профессионального кабинета, но что сами будущие доходы являются "имуществом" только в случае, когда они уже были получены или существует в их отношении право требования, которое может быть заявлено в судебном порядке. Суд считает, что так же дело должно обстоять в случае предприятия, занимающегося торговлей. В данном случае заявительница ссылается, используя понятие goodwill, на стоимость своего предприятия, основанную на доходах, полученных от его деятельности. Суд считает, что заявительница жалуется по существу на утрату будущих доходов, потерю goodwill и на уменьшение стоимости активов. Он приходит к выводу, что часть ущерба, который основан на уменьшении стоимости предприятия, оцененной путем ссылки на будущие доходы, и который фактически заключается в ущербе от потери будущих доходов, не входит в сферу действия статьи 1 Протокола № 1» (Ian Edgar (Ливерпуль) Ltd., Dec.).
30. Понятие «собственности». Автономность. Права требования. «Понятие "собственности", предусмотренное в первой части статьи 1, имеет автономное значение, которое не сводится к праву собственности на физические вещи и которое не зависит от формальных квалификаций по внутреннему праву: некоторые другие права и выгоды, образующие имущество, — например, права требования — могут быть также рассмотрены как "права собственности" и, таким образом, как "собственность" для целей указанного положения. Важно выяснить, имел ли по обстоятельствам дела, рассматриваемым в целом, заявитель существенный интерес, защищаемый статьей 1 Протокола № 1» (Broniowski, Dec., 98).
Назад
Особый случай
31. Вмешательство в право на уважение собственности. Политика градостроительства и общий интерес. «В такой сложной и трудной области, как развитие больших городов, Государства — участники Европейской конвенции должны пользоваться широкой свободой усмотрения при реализации своей политики градостроительства» (Sporrong et Lonnroth, 69).
32. Право на уважение собственности. Вмешательство: общий интерес (политика градостроительства). «Государства-участники должны пользоваться широкой свободой усмотрения при реализации своей политики градостроительства» (Phocas, 55).
33. Вмешательство в осуществление права: критерий «необходимости». Планы землеустройства, «Планы городского и сельскохозяйственного развития предполагают осуществление дискреционного полномочия для внедрения на практике политики, принятой в интересах общества (...). Суд не может подменять своей собственной точкой зрения то, что могло бы быть лучшей политикой в области землеустройства или наиболее адекватными личными мерами по делам, имеющим отношение к этой области (...). Ввиду своего прямого знания условий жизни общества и его потребностей, национальные власти в принципе имеют больше преимуществ, чем Международный суд, в оценке того, что есть "в интересах общества". В той мере, в какой осуществление дискреционных полномочий, касающихся множества местных условий, присуще выбору и применению политики землеустройства, национальные власти пользуются широкой свободой усмотрения» (Buckley, 75).
34. Уважение собственности. Длительный срок разбирательства относительно разрешений на экспроприацию, сопровождаемых запрещением на строительство. «Хотя разрешения на отчуждение собственности не затронули по закону право собственников пользоваться и распоряжаться своим имуществом, на практике, тем не менее, они существенно ограничили возможность его осуществления. Они также затронули самую суть института собственности в том смысле, что загодя признали, что любое отчуждение собственности будет законным и санкционированным городскими властями (...) в любой момент, когда эти власти сочтут нужным изъять земельные участки.
Таким образом, право собственности заявителей стало юридически непрочным и легко отменяемым» (Sporrong et Lonnroth, 60).
35. Уважение собственности: обязательства, предписанные законом. Гражданские обязанности. «В большинстве случаев обязанность, предписанная законом, влечет определенные затраты для того, кто должен ее исполнить. Если считать, что возложение такой обязанности представляет собой вмешательство в право собственности с точки зрения статьи 1 Протокола № 1, то это было бы толкованием, чрезмерно выходящим за цели и задачи этого документа» (Van der Mussele, 49).
36. Уважение собственности: спор по вопросу условий осуществления профессии ревизора. Право на «goodwill». Это право может быть приравнено к праву собственности, закрепленному статьей 1 Протокола № 1. «Благодаря своей работе заинтересованным лицам удалось привлечь клиентуру; имеющая в большей степени характер частного права, она представляет собой имущественную ценность, а значит имущество по смыслу первого предложения статьи 1, которая, таким образом, применяется в данном случае» (Van Marie et al, 41).
37. Уважение собственности. Вмешательство в право собственности, вытекающее из невозможности добиться выполнения арбитражного решения, в соответствии с которым Государство было обязано выплатить определенные суммы. (Raffineries grecques Stran et Stratis Andreadis, 67).
38. Уважение собственности. Законодательство, объявляющее недействительными арбитражную оговорку в контракте между Государством и частными лицами и арбитражное решение в пользу этих лиц. «Согласно практике международных и третейских судов любое Государство, несомненно, имеет суверенное право вносить поправки или даже прекращать действие контракта, заключенного с частными лицами, при условии возмещения материальных потерь (...). Это свидетельствует как о признании того, что интересы Государства имеют приоритет по отношению к договорным обязательствам, так и о необходимости сохранять справедливое равновесие в договорных отношениях. Однако одностороннее прекращение контракта не должно прекращать действие некоторых его основных пунктов, таких, например, как арбитражная оговорка. Изменение установленного механизма путем принятия официальной поправки позволило бы одной из сторон уклониться от такого пути разрешения споров, ради которого и была сделана эта арбитражная оговорка» (Raffineries grecques Stran et Stratis Andreadis, 72).
39. Уважение собственности. Отзыв лицензии на продажу спиртных напитков. Последствия для торгово-промышленного предприятия. «Экономические интересы, связанные с управлением [предприятием], являются "имуществом" в целях статьи 1 Протокола» (Tre Traktorer Aktiebolag, 53).
40. Страхование на случай безработицы (Австрия). Пособие. «Право на получение пособия — в той мере, в какой оно предусмотрено действующим законодательством, является имущественным правом в смысле статьи 1 Протокола № 1. Соответственно, это положение применяется, даже если оно основано только на связи между предоставлением пособия и обязанностью уплатить "налоги или другие сборы"» (Gaygusuz, 41).
41. Доходы товариществ, подвергшиеся двойному налогообложению. Предмет судебных процессов: касались ли они имущества по смыслу статьи 1 Протокола № 1? Право на возвращение сумм налогов, уплаченных в пользу публичной власти, поскольку она превысила свои полномочия. «Не высказываясь в категоричной форме о том, может ли какое-либо из заявленных требований обоснованно считаться имуществом, Суд (...) готов прибегнуть к рабочей гипотезе о том, что, в свете национального решения, заявители владели имуществом в форме приобретенных прав, которые они стремились осуществить прямо и косвенно посредством начатых судебных процессов (...). При этом Суд отмечает, что аргументы, на которые ссылались заявители в поддержку своего утверждения, согласно которому они имели собственность, неразрывно связаны с их жалобами, в соответствии с которыми они были незаконно лишены этой собственности. Суд должен предположить, что статья 1 Протокола № 1 применима, для того, чтобы определить, имело ли место вмешательство в права требования заинтересованных лиц, и если имело, было ли это вмешательство оправданным в данном случае» (National & Provincial Building Society, Leeds Permanent Building Society et Yorkshire Building Society, 70).
42. Доходы товариществ, подвергшиеся двойному налогообложению. Процедуры по возвращению налогов. Закон, имевший конкретное последствие прекращения процедур по возвращению. Обратная сила мер, погасивших требования заявителей о возвращении сумм, уплаченных в налоговый орган. «Суд отмечает, что меры, обладающие обратной силы, бесспорно представляли собой вмешательство в пользование имуществом заинтересованных лиц. Принимая за рабочую гипотезу то, что требования, о которых идет речь, могут быть приравнены к имуществу в смысле статьи 1 Протокола № 1, он не видит никого основания для противоположного вывода. Следовательно, он должен выяснить, было ли это вмешательство оправданным» (National & Provincial Building Society, Leeds Permanent Building Society et Yorkshire Building Society, 74).
43. Доходы товариществ, подвергшиеся двойному налогообложению. Процедуры по возвращению налогов. Закон, имевший конкретное последствие в виде прекращения процедур по возвращению. Обратная сила мер, погасивших требования заявителей о возвращении сумм, уплаченных в налоговый орган. Оправдание вмешательства. Осуществление контроля за использованием имущества в общих интересах «для обеспечения уплаты налогов». «Очевидный общий интерес требует осуществления надзора за тем, чтобы частноправовые образования не пользовались манной небесной в случае изменения режима взимания налогов и не лишали казну доходов из-за простых пробелов в налоговом законодательстве, вызванных невнимательностью, особенно, когда эти образования следили за дискуссией в Парламенте по первоначальному предложению и, полностью его не одобряя, четко поняли, что законодатель имел твердое намерение включить его в законодательство» (National & Provincial Building Society, Leeds Permanent Building Society et Yorkshire Building Society,81).
44. Уважение собственности. Невозможность для собственника вступить во владение некоторым движимым имуществом. Незаконность ареста имущества. «Учитывая отсутствие его законного основания, признанное как национальными судами, так и Правительством, длительное удержание рассматриваемых вещей не может считаться ни лишением имущества, ни оказанием контроля за использованием собственности, разрешенными первым и вторым абзацами статьи 1 Протокола № 1» (Vasilescu, 50).
45. Уважение собственности. Невозможность для собственника вступить во владение некоторым движимым имуществом. Фактическое препятствие. Фактическая конфискация. «Суд напоминает, что фактическое препятствие может нарушать Конвенцию наравне с правовым препятствием.
Так как Конвенция имеет целью защиту "конкретных и эффективных" прав, нужно выяснить, соответствовала ли ситуация фактической конфискации» (Vasilescu, 51).
46. Уважение собственности. Невозможность для собственника вступить во владение некоторым движимым имуществом. Незаконность ареста имущества. Фактическое препятствие. Фактическая конфискация. «Утрата возможности распоряжаться имуществом, о котором идет речь в совокупности с неудачей предпринятых до настоящего времени попыток исправить посредством национальных властей и судов обжалуемую ситуацию повлекли за собой достаточно серьезные последствия для заявительницы, de facto подвергшейся конфискации способом, не совместимым с ее правом на уважение своей собственности» (Vasilescu), 53).
47. Уважение собственности. Договор аренды. Выселение нанимателя (торговое помещение). «Имело место вмешательство в права собственности заявителя. Поскольку заявитель владел помещением на правах аренды, указанное вмешательство не образует ни экспроприации, ни примера контроля за использованием собственности, но подпадает под первое предложение первого пункта статьи 1» (latridis, 55).
48. Уважение собственности. Преследование, начатое Государством против должника. «Преследование, с помощью которого Государство как кредитор денежной суммы, пытается получить уплату неосновательно полученной суммы, не может считаться вмешательством в право на уважение собственности должника суммы, о которой идет речь, так как долг не может рассматриваться как "имущество" в смысле статьи 1 Протокола № 1» (Cheminade, Dec., n. В, 3).
49. Уважение собственности. Сбережения в Национальном Банке. Отсутствие перерасчета средств на счетах, с учетом инфляции. «Суд считает, что нельзя выводить из статьи 1 Протокола № 1 общую обязанность Государств поддерживать путем систематической индексации право покупки сумм, внесенных в банки или финансовые организации» (Rudzinska, Dec.).
50. Право на уважение собственности. Вмешательство. Контроль за сделками с произведениями искусства. «Суд считает, что контроль за сделками с произведениями искусства, осуществляемый Государством, является законной целью в рамках защиты культурного и художественного наследия страны. Суд повторяет в этой связи, что национальные власти пользуются определенной свободой усмотрения относительно того, что есть общий интерес» (Beyeler, 112).
51. Право на уважение собственности. Вмешательство. Контроль за сделками с произведениями искусства. «Когда речь идет о произведении искусства, реализованном иностранным художником, Суд отмечает, что Конвенция ЮНЕСКО 1970 г. содействует, при определенных условиях, возвращению произведений искусства в страну их происхождения. Между тем, Суд допускает законный характер действия Государства, которое принимает законным путем в свою страну произведения, принадлежащие культурному наследию всех наций, и которое имеет целью предоставить преимущества решению, в наибольшей степени способному гарантировать широкий доступ населения в общих интересах всеобщей культуры» (Beyeler, 113).
52. Право на уважение собственности. Вмешательство. Справедливое равновесие. «Забота об обеспечении "справедливого равновесия" между требованиями общего интереса и необходимыми условиями защиты основных прав личности отражена в структуре всей статьи 1 и понимается как необходимость разумной соразмерности между используемыми средствами и поставленной целью. В рамках общей нормы, содержащейся в первом предложении первой части статьи 1 проверка существования такого равновесия требует глобального рассмотрения различных интересов, о которых идет речь, что может потребовать анализа не только условий возмещения вреда, если ситуация будет соответствовать лишению собственности, но и, как в данном случае, поведения сторон спора, включая средства, использованные Государством» (Beyeler, 114).
53. Право на уважение собственности. Вмешательство: осуществление права преимущественной покупки министерством культурного наследия (собственность на картину). Поведение властей нарушило справедливое равновесие. «Суд не ставит под сомнение ни право преимущественной покупки произведений искусства, ни заинтересованность Государства в получении информации обо всех данных договора, включая личность последнего покупателя в случае продажи через посредника, что имеет целью предоставление властям возможности принять решение со знанием дела относительно возможного осуществления права преимущественной покупки» (Beyeler, 117).
54. Право на уважение собственности. Вмешательство. Условие законности: особый случай. «Принцип законности означает также существование достаточно доступных и четких норм внутреннего права, последствия применения которых можно предвидеть. Суд отмечает, что в некоторых отношениях закону не хватает ясности, особенно в той мере, в какой он предусматривает, что в случае неполного заявления срок на осуществление права преимущественной покупки остается открытым, без указания на то, с помощью каких средств этот недостаток может быть впоследствии исправлен. Впрочем, в своем постановлении от 16 ноября 1995 г. Кассационный суд, кажется, скрыто это допускает. Тем не менее, только это обстоятельство не может привести к выводу о том, что рассматриваемое вмешательство было невозможно предвидеть или оно было произвольным и, следовательно, несовместимым с принципом законности» (Beyeler, 109).
55. Право на уважение собственности. Условие законности: особый случай. «Суд должен проверить, порождает ли способ толкования и применения права, даже при соблюдении законных требований, последствия, соответствующие принципам Конвенции. С этой точки зрения элемент неопределенности, присутствующий в законе, и полная свобода действий, которую этот закон предоставляет властям, должны быть приняты во внимание при рассмотрении вопроса о соответствии оспариваемой меры требованиям справедливого равновесия» (Beyeler, 110).
56. Право на ува