Европейский Союз и Совет Европы соотношение и взаимодействие
Европейский союз – это надгосударственное объединение (имеющее признаки международной организации),
Руководствуется тремя учредительными документами. Издает НПА. Создана для политического сотрудничества.
Совет Европы -международная межправительственная организация, которая осуществляет развитие интеграции посредством согласования воль суверенных государств. Руководствуется на основании устава. Не создает НПА. Создана для защиты нарушенных прав. Основанная 5 мая 1949 года. Входят в нее 47 государств (включая Россию 1996 г.). Штаб-квартира в Страсбурге.
Вопрос№12:особенности политического и соц.-экономического положения США в 1940-2010 годах
Особенности социально-экономического и политического развития СШП
Экономические итоги второй мировой войны. Соединенных Штатам Америки мировые войны всегда служили ступеньками к экономическому и политическому лидерству в капиталистическом мире. Отделенные от центров военных действий двумя океанами, США не переживали разрушений на своей территории. Людские потери страны были незначительными. В то же время, наживаясь на военных поставках и пользуясь временным ослаблением конкурентов, американские империалисты добивались беспрецедентного укрепления своих позиций.
В годы второй мировой войны промышленное производства США росло быстрыми темпами и увеличилось за период с 1939 по 1944 г. более чем в 2 раза.
Экономический цикл в США (в отличие от стран Западной Европы и Японии) не был прерван войной, а лишь подвергся существенной деформации. Поскольку отвлечение части продукции I подразделения на военные нужды растягивает срок воспроизводства элементов основного капитала в гражданских отраслях, длительность экономического цикла в этой связи может возрастать. В США начавшийся перед войной экономический цикл продлился на II лет-с 1937 по 1948 г.
Наступление кризиса совпало по времени с окончанием войны в Корее. Сокращение военных расходов, однако, было незначительным и не могло оказать определяющего воздействия на динамику производства. Кризис носил циклический характер, по глубине. падения промышленного производства был близок к кризису 1948-1949 гг. (9,1%), а по продолжительности даже превосходил его (13 месяцев).
Особенностью последовавших за кризисом 1953-1954 гг. оживления и подъема в экономике было сравнительно незначительное сокращение армии безработных. С середины 1950-х гг. в США возобновилась хроническая безработица.
Вопрос№13:Особенности политического и соц.-экономического положения в Великобритании в 1940-2010 годах.
Великобритания вышла из войны с подорванными экономическими и политическими позициями. Значительная часть торгового флота была потеряна, ослабли позиции метрополии в колониях и доминионах. В 1946 г. выпуск промышленной продукции составил 90% от уровня 1937 г. Постепенно усиливалась ее зависимость от США.
На первых послевоенных выборах избиратели отдали предпочтение лейбористам, программа которых предусматривала широкие социальные преобразования.
Проводя в жизнь свою программу, правительство K.Эттли национализировало ряд отраслей промышленности – угольную, газовую, сталелитейную, электроэнергетическую, железные дороги, средства связи, транспорт. Владельцам была выплачена крупная компенсация. Была повышена зарплата, введены пособия по безработице, улучшена система социального страхования, введено бесплатное медицинское обслуживание. Проводя активную социальную политику, лейбористская партия видела в этом шаг на пути к социалистической Великобритании.
Однако реформы лейбористов не дали быстрых экономических результатов.
Сделав серьезные выводы из своего поражения в 1945 г., они не посягнули на систему социального обеспечения и медицинского обслуживания. Были денационализированы только сталелитейная промышленность и транспорт.
Подобие благополучия наблюдалось в английской экономике до конца 70х годов, однако после этого последовал ряд жестоких кризисов и социальных катаклизмов. Решить основные проблемы взялось правительство Маргарет Тэтчер, однако его блестящие успехи были непродолжительными. Страна перешла в стадию постепенного, медленного экономического роста, время от времени перемежаемого небольшими кризисами. В данный момент Великобритания--мощная, экономически развитая держава, пытающаяся сочетать неолиберализм с социальной политикой.
Вопрос №14: Особенности политического и соц.-экономического положения во Франции в 1940-2010 годах.
С началом освобождения Франции от немецко-фашистской оккупации в стране начал действовать Временное правительство во главе с генералом де Голлем. В состав этого правительства летом 1944 г. вошли представители партий, участвовавших в движении Сопротивления. Временное правительство восстановило демократический строй.
Уже в первые послевоенные месяцы во Франции была восстановлена многопартийная система. Политическая ситуация в стране оставалась очень сложной.
Влиятельной силой стала Французская коммунистическая партия (ФКП). Коммунисты были одной из ведущих сил Сопротивления. В начале 1945 г. численность ФКП составила 500 тыс. человек, в 1946 г. — уже 900 тыс. человек. Лидеры ФКП отказывались от экстремистских методов политической борьбы и выступали за укрепление парламентской демократии.
В октябре 1946 г. была принята новая конституция. Она была одной из самых демократических в послевоенной Европе. Франция провозглашалась парламентской республикой. Ведущую роль в политической жизни должен был играть двухпалатный парламент, он же выбирал и президента, имел узкие полномочия. Было введено всеобщее избирательное право (с 21 года), расширенные политические права граждан. Конституция вступила в силу в декабре 1946 г. С этого времени начала свое существование Четвертая республика.
В области экономики правительство Четвертой Республики осуществлял политику «программирование экономического развития». В 1947 г. был принят первый в истории Франции общий план модернизации и реконструкции народного хозяйства («план Монне»). После его выполнения был разработан «второй план» (19511957), над реализацией которого страна работала до конца Четвертой республики. В годы Четвертой республики национализация была прекращена. В период с 1946 г. по 1958 г. за счет внешних займов и кредитов по «плану Маршалла» было получено 12 млрд. дол. Это стимулировало развитие новых отраслей: атомной, электронной, химической, нефтедобывающей и др.. Экономическое положение в стране постепенно нормализовалось. В 1949 г. была отменена карточная система, в 50-е годы начался экономический подъем.
Внутренняя политика Четвертой республики характеризовалась усилением консерватизма и политической нестабильности. В мае 1947 г. распалась правящая левоцентристская коалиция (СФЮ, МРП, ФКП): коммунисты были выведены из состава правительства. За 12 лет существования Четвертой республики сменилось 22 правительства. Все они были коалиционными по своему составу.
Внешняя политика Четвертой республики претерпела существенную эволюции: от попыток играть роль «связующего звена» между СССР и США Франция перешла к односторонней ориентации на англо-американский блок, взяв курс на интеграцию западноевропейских стран. В 1947 г. она заключила договор о взаимопомощи с Англией, а в 1948 г. стала одним из организаторов Западного союза. В 1950 г. министр иностранных дел Франции Р. Шуман выступил с декларацией о создании Европейского объединения угля и стали, что стало прологом к созданию Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии, оформленных Римским договором 1957 г.
Вопроч№15: Особенности политического и соц.-экономического положения в Италии в 1940-2010 годах.
Формально вторая мировая война закончилась для Италии в сентябре 1943 г., когда войска союзников высадились на юге страны. 8 сентября 1943 г. по Лондонскому радио было объявлено о перемирии с Италией. 29 сентября 1943 года Италия официально капитулировала. а 13 октября правительство маршала Бадольо (оно было оформлено после государственного переворота 25 июля 1943 г., когда был арестован Муссолини) даже объявило войну Германии. Союзники признали Италию совместно воюющей державой и выступили гарантами ее будущего демократического развития. Соответствующие решения были включены в "Декларацию об Италии", принятую в октябре 1943 г. на Московской конференции министров иностранных дел союзных государств.
Однако по-настоящему война для итальянцев в 1943 г. еще не закончилась. Германские войска немедленно после объявления Италией перемирия в течение двух дней оккупировали всю Северную и Центральную Италию и вошли в Рим. Страна оказалась расколотой по меридиану Неаполя. На юге. под защитой англо-американских войск, находились король Виктор-Эммануил III и правительство Бадольо, а в северной и центральной Италии Гитлер провозгласил образование так называемой "Итальянской социальной республики", во главе которой был поставлен тот же Муссолини, освобожденный из заключения десантной группой эсэсовцев под командой О. Скорцени. В стране развернулось мощное вооруженное Сопротивление против гитлеровской оккупации.
Экономическое положение послевоенной Италии было исключительно тяжелым. Было разрушено 60 % дорог государственного значения, 90 % портовых сооружений, 80 % подвижного железнодорожного состава, 45 % жилищного фонда и т. д. Огромными были потери торгового флота. Многие уцелевшие предприятия все равно не работали из-за отсутствия сырья и энергии. В тяжелом состоянии находилось сельское хозяйство страны, на продукты питания были введены карточки и дневная норма хлеба составляла 200 грамм. Внутренний государственный долг страны в 10 раз превышал довоенный национальный доход Италии. В стране неудержимо нарастала инфляция: в 1938 г. количество бумажных денег в обращении достигало 22,5 млн. лир, а в 1947 г. - 794 млрд. лир. На почве острого недоедания и безработицы в ряде городов Италии начались забастовки, а на юге - стихийные голодные бунты. Инфляция привела к банкротству множество мелких и средних предприятий и в ряде регионов страны положение стало просто катастрофическим.
Относительно решения социально-экономических проблем страны внутри демократических партий имелись существенные разногласия. Если ХДП, как уже указывалось выше, поддерживало идею широкой демократизации государственного и общественного строя Италии и программу определенных социальных реформ, но при непременном соблюдении принципа частной собственности, то коммунисты с социалисты выступали с гораздо более радикальными требованиями. Они говорили о необходимости изменить социальную структуру страны, настаивая на полной ликвидации крупного помещичьего землевладения, национализации банков и промышленных монополий, установлении народного контроля над производством и пр. Коммунисты не скрывали. что осуществление предложенных ими структурных реформ откроет перед рабочим классом Италии "демократический путь продвижения к социализму". Следует учесть, что ИКП в декабре 1945 г. насчитывала в своих рядах свыше 1,5 млн. человек и ее политическая роль была очень велика. Стратегическая линия и политическая программа социалистов в то время в основном очень совпадала с линией ИКП. Чуть позже, в октябре 1946 г., обе партии подтвердили пакт о единстве действий.
Самой крупной победой демократических сил Италии после войны стала ликвидация монархии.
Улучшению экономического положения Италии способствовала и помощь по плану Маршалла. Сначала согласно этого плана в Италию поставлялись продукты питания и сырье, а потом и промышленное оборудование на сумму 1,5 млрд. долларов. Средства. вырученные от реализации американских товаров в Италии, составили так называемый фонд в лирах, за счет которого осуществлялось строительство мостов. дорог. а также велись общественные работы по плану восстановления Юга.
Вопрос№16: Особенности политического и соц.-экономического положения в Японии в 1940-2010 годах.
Поражение во второй мировой войне существенно подорвало внутриполитические и экономические позиции правящих кругов Японии. Своеобразие этапа оккупации в послевоенной истории Японии заключается в том, что, хотя верховная власть в стране находилась в руках американской оккупационной армии, выступавшей от имени союзных держав, США осуществляли эту власть не непосредственно, а через японское правительство, отражавшее интересы господствующих классов.
Этап оккупации Японии не был однозначным по своему содержанию. Главная особенность периоды оккупации заключается в том, что США, преследуя свои собственные цели в отношении Японии, все же в какой-то степени считали себя связанными Потсдамской декларацией союзных держав от 26 июля 1945 г.
В которой говорилось о необходимости искоренить навсегда милитаризм в Японии, устранить препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций в японском народе, установить свободу слова, вероисповедания и мышления, уважать основные человеческие права.
Победа над милитаристской Японией неотъемлемой частью победы союзных держав в войне против гитлеровской коалиции. Поэтому США не могли открыто сразу же после капитуляции Японии отказаться от Потсдамской декларации, являвшейся общей программой союзных держав в отношении Японии. Кроме того, они вынуждены были считаться с послевоенным подъемом японского народа за мирный и демократический путь развития страны.
Одновременно американские власти стремились воспользоваться победой для проведения линии демилитаризации Японии и ослабления ее экономической мощи.
Все политические партии во время войны были распущены и вместо них создана единая политическая организация - Политическая ассоциация Великой Японии. Сразу же после капитуляции Японии стали восстанавливаться старые и возникать новые партии различного направления.
В ноябре 1945 г. На учредительном съезде было провозглашено создание Социалистической партии Японии ( СПЯ ) путем объединения последователей различных довоенных социал-демократических партий и групп, распущенных вместе с профсоюзами в 1940 г. В нее вошли социал-демократы всех оттенков - от крайне правых до левых социалистов, выступавших за единство с Коммунистической партией Японии. Руководящую роль играли в образовании СПЯ правые социалисты.
Программа партии, принятая на учредительном съезде выдвигала лозунги демократии, мира и социализма, подразумевая проведение крупных социальных реформ, и построение социализма в условиях императорской системы.
В результате проведения реформ Япония сблизилась со странами Запада. Быстрая замена после войны старых социально-экономических и политических структур новыми, демократическими, оказались единственно правильным путем подъема страны. Модернизация пошла исключительно активно во всех сферах. Послевоенные реформы стали водоразделом в историческом развитии Японии, фундаментом дальнейших успехов, которых добилась страна в условиях демократизации.
Вопрос№17:Установление коммунистических режимов в государствах Восточной Европы
Другой результат Второй мировой войны – резкое увеличение числа авторитарных и тоталитарных государств коммунистического типа. До войны их было всего 2 (в СССР и Монголии), к 80-м гг. стало около 30. При этом развитие коммунистических режимов в разных регионах мира имело свои особенности.
В Восточной Европе процесс формирования этих режимов был сложным и противоречивым. В результате разгрома гитлеровской Германии и ее восточно-европейских союзников (режимов Салаши в Венгрии, Антонеску в Румынии и др.) здесь начались антифашистские революции 1944-1947 гг., которые привели к установлению в этом регионе так называемой «народной демократии».
1. В Восточно-европейских странах в 1944 – 1948 гг. сохранялись многообразие форм собственности и многоукладная экономика.
2. В этом регионе сохранялись политический плюрализм и многопартийность, что отражалось на результатах парламентских выборов и формировании восточно-европейских правительств.
3. Шла демократизация государственного строя восточно-европейских стран. Государственный аппарат очищался от фашистов и коллаборационистов.
4. Учитывались национальные особенности восточно-европейских стран и коммунистические партии не копировали советский образец.
С точки зрения современных западных ученых, восточно-европейские государства «народной демократии» были авторитарными.
Вопрос№18: Кризис и крушение коммунистических режимов в странах восточной Европы
В 80-е годы в Советском Союзе и во всей Восточной Европе потерепело крах правление коммунистических партий. Правительствен-*/ные учреждения и особенно законодательные органы и независи-мые суды-усилили влияние на исполнительную власть в государствве.
1) ноябрь-декабрь 1989 г. - выступления народа (демонстрации и митинги), приведшие к отставке и смене руководителей коммунистических партий, появлению на политической арене новых политических сил;
2) июнь 1989-1990 гг. - выборы на новой основе, непосредственная смена власти, приход к властей партий преимущественно правой, прозападной ориентации.
Хотя события в странах Восточной Европы, приведшие к падению социалистической системы, были сходны во всем этом регионе, тем не менее можно выделить несколько форм перехода.
1. Мягкий, эволюционный - Венгрия, Польша. В этих странах в указанные сроки не было крупных оппозиционных выступлений широких групп населения.
2. Так называемые «бархатные революции» - Чехословакия, ГДР, Болгария. В Чехословакии основной оппозиционной силой стало движение «Хартия 77», которое организовало манифестации с требованием отказа от руководящей роли КПЧ. В дальнейшем движение эволюционировало в партию правой направленности - Гражданский форум (ГФ).
Вопрос№19: Становление демократических общественно-политических систем в странах Восточной Европы
Возникший в середине 40-х годов социалистический строй не сумел завоевать умы и сердца людей. Надежды на то, что социализм с его господством общественной собственности на средства производства станет обществом социальной справедливости, приведет к уничтожению эксплуатации человека человеком и всеобщему благосостоянию, не оправдались.
До 1991 года Восточную Европу обоснованно считали политически однородным блоком. В нем было девять государств - Албания, Болгария, Чехословакия, Восточная Германия, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Югославия, - в каждом из которых преобладала коммунистическая политическая система. Однако в период 1989 – 1991 годов коммунистический режим распался: Чехословакия, СССР и Югославия раскололись на 22 отдельных суверенных государства. Все они условно могут быть определены как государства посткоммунистического развития. Их объединяет общие проблемы перехода к рыночной экономике и процесс демократизации политической системы. Однако сложившиеся посткоммунистические режимы в ходе трансформаций конца ХХ века имеют и явные отличия между собой. Главные различия здесь пролегают между индустриально развитыми странами Центральной Европы, например, Чехии, Венгрии и Польши, с одной стороны, и более отсталыми в экономическом плане «восточными странами», к которым можно отнести Румынию, Болгарию или Албанию.
Еще одним критерием типологии «молодых демократий» стран Восточной Европы может быть наличие или отсутствие демократических традиций и давность собственного опыта независимой государственности.
Вопрос№20:Национально освободительное движение и деколонизация в странах Африки.
Вопрос№21: Национально освободительное движение и деколонизация в странах Азии.
Во 2-й половине 40-х гг. многие азиатские страны добились независимости, например: Вьетнам, Индонезия, Корея — 1945 г., Филиппины — 1946 г., Индия — 1947 г., Мьянма (тогда Бирма), Шри-Ланка (тогда Цейлон) — 1948 г. Ряд стран (страны Аравийского полуострова, Бруней, Сингапур, Малайзия, Камбоджа, Лаос, Кипр и др.) продолжили борьбу и освободились от колониальной зависимости в 50-е — начале 70-х гг.
В Африке в 50-е гг. добились независимости: Ливия — 1951 г., Египет — 1952 г., Тунис, Марокко, Судан — 1956 г. Образовались первые независимые государства в Тропической Африке: Гана — 1957 г., Гвинея — 1958 г. 1960-й год вошел в историю как Год Африки, политическую самостоятельность в этом году обрели 17 африканских государств.
В некоторых странах (Кении, Мадагаскаре, Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау и др.) национальное освобождение явилось результатом длительной вооруженной борьбы. Особой остротой и упорством она отличалась в Алжире. На завершающей стадии деколонизации Африканского континента в 1980 г. Южная Родезия стала суверенной Республикой Зимбабве, в 1990 г. была провозглашена независимость Намибии.
В ходе борьбы за независимость выделилась целая плеяда ярких и талантливых организаторов и теоретиков национально-освободительного движения, многие из которых встали впоследствии во главе суверенных государств Азии и Африки. Среди них — Г. А. Насер, Х. Бумедьен, К. Нкрума, Сукарно, Дж. Неру, Хо Ши Мин, П. Лумумба, Дж. Ньерере, А. Нето и другие.
С крушением колониальной системы освободительная борьба афро-азиатских народов не прекратилась, а вступила в качественно новую фазу, характеризуемую размежеванием классовых и политических сил, некогда выступавших единым фронтом, осознанием ими своих социальных интересов. Главной становится борьба за выбор пути дальнейшего развития, причем эта борьба принимает различную степень остроты и осуществляется в разнообразных формах в зависимости от конкретных условий той или иной страны, расстановки сил, уровня политической организации масс, влияния внешних факторов.
Освободившиеся страны, несмотря на значительные успехи, достигнутые в годы самостоятельного развития, столкнулись с рядом серьезных трудностей и проблем, таких, как отсталость и зависимость (в большинстве стран сохраняется многоукладная экономика, отсталая в целом экономическая структура, господство ручного труда и низкая его производительность), неравноправное положение в системе мирового капиталистического хозяйства, все более глубокое внедрение в их экономику транснациональных корпораций, политическая нестабильность режимов, необходимость противостояния политике неоколониализма, высокий уровень неграмотности населения, общая культурная отсталость, нехватка продуктов питания и т. д.
Особую актуальность для независимых государств представляет процесс завоевания подлинной экономической самостоятельности. Освободившиеся государства, заинтересованные в коренной перестройке международных экономических отношений на справедливой и демократической основе, включились в борьбу за установление нового международного экономического порядка (НМЭП). По их инициативе и при значительной поддержке ряда стран концепция НМЭП и его комплексная программа были одобрены в 1974 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Вопрос №22:Характерные черты стран Латинской Америки в 1950-2000-е года.
История стран Латинской Америки в XX в. насыщена многими масштабными и драматическими событиями. Завоёванная в XIX в. независимость открыла перед этими странами путь самостоятельного развития. Однако он не был лёгким. Здесь сказывались противоречия между индустриальным развитием и традиционным укладом, господствовавшим в помещичьих латифундиях; между олигархической властью крупных землевладельцев, предпринимателей и бесправным положением массы обездоленного населения; между утверждением в этих странах республиканского, конституционного строя и политикой единоличных правителей -- каудильо (вождей) и др. Внутренние проблемы дополнялись внешними -- зависимостью экономики стран региона от иностранных, в первую очередь североамериканских монополий; военно-политическим давлением, а нередко и прямым вмешательством США и т. д. Вследствие этих и других обстоятельств история стран Латинской Америки в XX в. оказалась наполненной множеством сложных, конфликтных событий, массовых выступлений, политических переворотов.Латиноамериканские государства существенно различались между собой по уровню экономического и социального развития.
Наибольшего продвижения в индустриальном развитии достигли Аргентина, Уругвай, Чили, Бразилия, Мексика. Здесь сложилась крупная промышленность, вырос многочисленный рабочий класс. Капиталистические отношения проникли в сельское хозяйство. В другой группе государств (Перу, Эквадоре и др.) имелась лишь добывающая и обрабатывающая промышленность, значительную роль в экономике играло сельское хозяйство, где сохранялись патриархальные пережитки. Наиболее отсталыми являлись Гаити, Парагвай, ряд территорий Карибского бассейна
Между этими полюсами находилась большая группа государств, в которых периодически происходила смена демократических и авторитарных, гражданских и военных правительств.
В их числе были такие крупные и развитые страны, как Аргентина, Бразилия и др. Изменчивость политической жизни в латиноамериканских странах объяснялась как названными выше противоречиями, так и неоднородностью социальных структур, недостаточной политической зрелостью большей части населения, слаборазвитыми партийными системами. Здесь действовали консервативные, либеральные и радикальные партии, но лишь немногие из них обладали значительной и устойчивой поддержкой населения. В этой ситуации роль главной политической силы, которая противостоит стихии, устанавливает порядок, нередко брала на себя армия.
Авторитет армии в латиноамериканских странах имеет определённые исторические традиции, поскольку в прошлом революционные армии под руководством революционных генералов вели борьбу за независимость своих стран.
Вопрос№23:Научно техническая революция во второй половине 20-го начале 21-го века. Искусство и спорт.
Обычно под научно-технической революцией понимали скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний. Резкие перемены в науке и технике происходят всё чаще с конца ХVI века. Ускоряющийся процесс развития науки и техники с середины нашего столетия получил название научно-технической революции (НТР). Именно тогда начал формироваться современный технический потенциал.
На развитие науки ХХ в. огромное влияние оказала революция в естествознании, начавшаяся на рубеже ХIХ – ХХ вв.: открытие электрона, радиоактивности и принципа относительности. Особенно большую роль здесь сыграли Э. Резерфорд, М. Планк, Н. Бор, А. Эйнштейн, научные изыскания которых коренным образом изменили прежние представления о физической картине мира. Большое значение имели успехи химической науки, особенно в области создания искусственных материалов (искусственный каучук, бензин, полимерные материалы, искусственные волокна и пр.), ядерной физики, которая воздействовала на развитие астрономии, биологии, медицины, химии и др., математических наук, позволившие существенно расширить и углубить представления о единстве и взаимосвязи природных явлений и процессов. Научно-технический прогресс стимулировал развитие производственных сил. Многие научные открытия получили широкое практическое применение (телефон, радио, кинематограф и др.).
Во второй половине ХХ в. человечество сделало новый гигантский шаг в овладении тайнами природы и их практическом применении. Открытие и использование атомной энергии, освоение космоса, появление новых технологий (лазеры, компьютеры, роботы, спутниковая связь, альтернативные источники энергии) коренным образом изменяют материальные и производительные социальные силы, организацию и управление производством.
С 60-х – 70-х гг. происходит автоматизация производственных процессов. Возникает такое усовершенствованное оборудование, как роботы, станки с программным управлением, гибкие производственные линии.
С конца 70-х гг. появляются качественно новые черты, связанные с развитием микроэлектроники. Этот этап получил название компьютерной (микропроцессорной, или информационной) революции. Она идет до сих пор, информационные технологии постоянно приобретают новые и более совершенные формы.
Технологическая революция внесла весомый вклад в производство материальной продукции: появляются новые способы воздействия на сырье и его обработки. При ремесленном производстве при обработке исходного материала учитывались затраты на сырьё и ручной труд, т.е. материалоёмкость и трудоёмкость. Промышленная революция внесла новый параметр учета – капиталоёмкость. НТР дополнила их наукоёмкостью.
Наряду с техникой и технологией качественно меняется и предмет труда – материалы, которые подвергаются обработке с помощью развивающихся научных методов. Под влиянием новых технологий в промышленности и быту появляются новые магнитные, керамические и оптические материалы, синтетические волокна и пластмассы, химические соединения.
Вопрос№24:СССР в 1953-1964годах. Попытка реформирования советской системы . Номенклатура и реформы.
5 марта 1953 года умер И.В. Сталин – многолетний всевластный диктатор Советского Союза, построивший его экономическую и политическую систему (по вероятной версии, отравлен ближайшими соратниками, но точных доказательств этому уже не найти). Хотя большинство советских людей искренне оплакивали его смерть (и в этом заключается сила пропаганды настоящего тоталитарного режима), и в «верхах», и в обществе чувствовалось, что назрела необходимость перемен.
Предпосылками реформ после смерти Сталина послужили:
1) усталость партии, общества и народа, во-первых, от постоянной жизни в мобилизационных условиях, от сверхнапряжения сил и принудительного труда, и во-вторых, от перманентного страха в обстановке репрессивной системы;
2) глубокий упадок сельского хозяйства.
Содержание политических реформ эпохи Маленкова – Хрущева, получившей название «оттепели», сводилось к следующему:
1) развенчание культа Сталина (ХХ и особенно ХХII съезды партии);
2) частичная демократизация общественной жизни, в которой можно выделить несколько направлений:
а) прекращение террора и реабилитация его жертв;
б) частичное расширение прав Советов, профсоюзов и местных органов партии;
в) «оттепель» в культуре, смягчение цензуры;
г) ослабление «железного занавеса», «первой ласточкой» которого стал 1-й Московский международный фестиваль молодежи и студентов 1957 года;
3) расширение прав национальных республик, замена русских руководителей на представителей коренных национальностей и реабилитация репрессированных народов с возвратом автономии и прежнего места жительства (за исключением крымских татар и поволжских немцев, реабилитированных лишь в конце 80-х);
4) возобновление ленинской политики гонений на церковь (хотя и в менее жесткой форме);
5) сокращение армии.
Как видим, реформы были неоднозначны и даже противоречивы. Их ограниченность проявилась в том, что реальная власть и монополия на идеологию остались в руках партийных органов (иначе не могло и быть при однопартийной политической системе). По-прежнему пресекались инакомыслие (дело писателя Б.Л. Пастернака), любой протест (расстрелы народных демонстраций в Новочеркасске и Тбилиси), авангардизм в искусстве (разгром выставки художников в Манеже), нередко навязывались личные вкусы Хрущева (в весьма бездарной архитектуре). В целомкостяк сталинской системы и «железный занавес» сохранились, но в ослабленном виде. Более того, такие шаги Хрущева, как возврат к практике преследований церкви, от которых отказался прагматик Сталин, характеризуют его как недалекого и неисправимого догматика ленинизма.
Результатыв обобщенном виде были таковы:
1. Ослабление тоталитарного режима при одновременном укреплении позиций партийного аппарата (номенклатуры).
2. Отход от методов террора и смягчение рычагов принуждения.
3. Начало разочарования общества в идеалах партии и формирование интеллигентской оппозиции «шестидесятников» (будущих диссидентов),как следствие разоблачения преступлений Сталина и непоследовательной критики его Хрущевым, вопреки логике противопоставившим партию Сталину.
4. Раскол международного коммунистического движения. Справа очутилось отказавшееся от революционных методов движение «еврокоммунизма» во главе с крупнейшими на Западе компартиями Франции и Италии; слева – компартии, оставшиеся на сталинских позициях, во главе с Китаем. Те и другие вышли из-под контроля КПСС, а многие из них, как Китай, заняли открыто враждебную позицию. Одним из первых проявлений раскола стал антикоммунистический мятеж в Венгрии 1956 года, подавленный советскими войсками. Все эти события стали следствием все того же ХХ съезда КПСС.
5. Рост национального сепаратизма, как следствие национальных реформ Хрущева. Среди далеко идущих последствий – распад СССР и война в Чечне.
Общим итогом следует признать начало политического и идейного кризиса внутри страны и за ее пределами, вопреки желанию самого Хрущева.
Вопрос№25: «Оттепель» в культуре
Начало процесса десталинизации в культурной политике.Хронологически оттепель в области культуры началась раньше, чем в политической сфере. Уже в 1953-1956 гг. писатели И. Эренбург, М. Дудинцев, критик В. Померанцев в своих произведениях поставили волнующие всех вопросы о роли интеллигенции в отечественной истории, ее отношениях с партией, о значении творчества художников и писателей в существующей системе.
С началом хрущевской оттепели процесс преодоления сталинизма затронул различные области культуры, способствовал восстановлению культурной преемственности, расширению международных контактов. Со стороны партийно-правительственного аппарата были сделаны некоторые уступки в этих областях, благодаря чему фактически происходил некоторый отход ряда авторов от принципов социалистического реализма.
После смерти Сталина возросла роль творческих союзов, съездов художественной интеллигенции (Союза художников РСФСР, Союза писателей РСФСР, Союза работников кинематографии СССР). Наметились изменения в отношениях между властью и интеллигенцией. Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг.
Развитие культуры в период хрущевской оттепели также носило противоречивый характер.
С одной стороны, был дан глубокий импульс для развития отечественного образования, науки, искусства, происходило расширение международных связей с зарубежной общественностью.
С другой - в условиях существования жесткой административно-государственной власти деятели советской культуры находилось в определенных идеологических рамках и под постоянным контролем партийно-правительственного аппарата. Партийная бюрократия не допускала свободы творчества, направляя усилия интеллигенции в строгое русло идеологической работы. В разные периоды существования государства неугодные творческие работники подвергались преследованиям, репрессиям или забвению.
Интеллигенция не смогла открыто противостоять давлению со стороны властей, что в дальнейшем привело к духовному кризису в обществе.
Вопрос№26:СССР в 1953-1964годах, преобразования в экономике.
Промышленность.В первые годы после смерти Сталина новый курс в области экономической политики был связан с именем Г.М. Маленкова. По его предложению акценты в с/х переносились с тяжелой промышленности на легкую, жилищное строительство и с/х. Главными задачами он называл повышение урожайности и у<