Межд. сотрудничество по вопросам защиты прав человека в рамках ООН.

Одной из целей ООН является достижение международного сотрудничества ≪в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии≫. Правовой основой деятельности ООН является Устав — международный договор, согласно которому государства-члены обязуются, в частности, принимать совместные меры, направленные на поощрение и защиту прав человека во всем мире.

Вопросами прав человека в рамках ООН в разной степени занимаются все главные органы этой организации, но наибольшее внимание данному вопросу уделяют Генеральная Ассамблея и Экономический и Социальный совет.

Большинство вопросов о правах человека, стоящих в повестке дня

Генеральной Ассамблеи, берут свое начало в разделах доклада Экономического и Социального совета, касающихся прав человека, или в приняых Генеральной Ассамблеей на ее предыдущих сессиях решениях о рассмотрении конкретных вопросов.

В целях оказания содействия при рассмотрении пунктов, касающихся прав человека, ЭКОСОС учредил Комиссию по правам человека и Комиссию по положению женщин. Комиссия по правам человека, в свою очередь, создала Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств.

Комиссия ООН по правам человека является главным органом ООН по правам человека и может заниматься самыми разными вопросами, касающимися этих прав.

В течение первых двадцати лет своей деятельности (1947—1966) Комиссия занималась главным образом разработкой международно-правовых документов. Кульминацией этого процесса стало принятие Генеральной Ассамблеей в 1966 г. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему, которые вместе со Всеобщей декларацией прав человека образуют так называемый Международный билль о правах человека.

Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств — вспомогательный орган Комиссии ООН по правам человека. В круг ведения Подкомиссии входят действия, связанные с проведением исследований, предоставлением рекомендаций Комиссии по правам человека в отношении предупреждения любого рода дискриминации в области прав человека и основных свобод и защиты расовых, религиозных и языковых меньшинств, а также выполнение любых других функций, которые могут быть ей предписаны ЭКОСОС или Комиссией по правам человека.

Комиссия ООН по положению женщин, созданная в 1946 г., является функциональной комиссией ЭКОСОС.

Комиссия по положению женщин подготавливает рекомендации и доклады ЭКОСОС по содействию правам женщин в политической, экономической, гражданской и социальной областях и области образования, а также предоставляет рекомендации ЭКОСОС по срочным проблемам, требующим неотложного внимания в области прав женщин

с целью применения того принципа, что мужчины и женщины должны обладать равными правами, а также разрабатывает предложения по пре- творению в жизнь таких рекомендаций.

Также в рамках ООН постоянно действуют экспертные органы, созданные на основе универсальных международных договоров в области прав человека: Комитет по правам человека; Комитет по ликвидации расовой дискриминации; Комитет по экономическим, социальным и культурным правам; Комитет по правам ребенка; Комитет против пыток; Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Комитет по правам человека, создается и действует в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г.,

Комитет по ликвидации расовой дискриминации, созданный в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, созданный в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Комитет по правам ребенка, образованный согласно Конвенции о правах ребенка 1989 г.,

Комитет против пыток, созданный в рамках Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания человека 1984 г.,

Комитет против пыток, получив достоверную информацию о систематическом применении пыток на территории государства — участника Конвенции и признающего компетенцию Комитета, вправе предложить государству-участнику сотрудничать в рассмотрении полученной информации; назначить одного или нескольких своих членов для проведения конфиденциального расследования (включая посещение территории этого государства с его согласия) и срочно представить по завершении расследования доклад Комитету против пыток и государству-участнику с результатами расследования.

Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, созданный в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации женщин 1979 г.,

Следует отметить, что помимо перечисленных ряд органов ООН время от времени и в различной степени занимается вопросами прав человека. Они включают в себя Совет Безопасности, Секретариат, Международный суд, Комиссию международного права.

В частности, Совет Безопасности ООН, уполномоченный Уставом ООН определять существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делать рекомендации или решать вопрос о том, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности, в случае нарушения прав человека в крупных масштабах может квалифицировать такие действия в качестве угрозы миру.

Комиссия международного права ООН провела большую работу в области прав человека по подготовке нескольких международных конвенций, относящихся к проблемам гражданства и безгражданства.


31. Спец. миссии. Конвенция о спец. миссиях.

В практике международных отношений широко используются специальные миссии (миссии ad hoc) — представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных функций (ведение переговоров, вручение документов и т.д.). Дея­тельность специальных миссий регламентируется Венской конвен­цией о специальных миссиях 1969 г. (вступила в силу в 1985 г.). Эту деятельность называют дипломатией ad hoc.

Государство может направить специальную миссию в другое го­сударство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы.

Функции специальной миссии определяются по взаимному согла­сию между посылающим государством и принимающим государст­вом.

Наличие дипломатических или консульских сношений не являет­ся необходимым для посылки или принятия специальной миссии.

Посылающее государство может по своему усмотрению назна­чить членов специальной миссии, сообщив предварительно принима­ющему государству всю необходимую информацию о численности и составе специальной миссии и, в частности, сообщив имена и долж­ности лиц, которых оно намеревается назначить. Принимающее го­сударство может не дать своего согласия на направление специаль­ной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии. Оно может также, не сообщая причин своего отказа, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специ­альной миссии.

Специальная миссия состоит из одного или нескольких предста­вителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслу­живающий персонал.

Когда члены постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения, находящегося в принимающем госу­дарстве, включаются в состав специальной миссии, они сохраняют свои привилегия и иммунитета в качестве членов дипломатического представительства или консульского учреждения, помимо привиле­гий и иммунитетов, предоставленных Конвенцией 1969 г.

Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства.

Граждане принимающего государства не могут назначаться в со­став специальной миссии иначе, как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано.

Министерство иностранных дел или другой орган принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность, уведом­ляется:

о составе специальной миссии и о любых последующих его изме­нениях;

о прибытии и окончательном отбытии членов миссии и о прекра­щении их функций в миссии;

о прибытии и окончательном отбытии любого лица, сопровожда­ющего члена миссии;

о назначении главы специальной миссии;

о местонахождении помещений, занимаемых специальной мис­сией, и личных помещений, пользующихся неприкосновенностью.

Принимающее государство может в любое время, не будучи обя­занным мотивировать свое решение, уведомить посылающее госу­дарство, что какой-либо представитель посылающего государства в специальной миссии или какой-либо из членов ее дипломатического персонала является persona non grata или что любой другой член персонала миссии является неприемлемым. В таком случае посылаю­щее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в миссии. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию принимающего государства.

Функции специальной миссии начинаются с момента установле­ния миссией официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность.

Глава специальной миссии или, если посылающее государство такового не назначило, один из представителей посылающего госу­дарства, указанный последним, уполномочен действовать от имени специальной миссии и вести переписку с принимающим государст­вом.

Привилегии и иммунитета миссии и ее членов аналогичны дип­ломатическим.

Наши рекомендации