Сотрудничество стран СНГ в области защиты прав человека

Большинство государств СНГ являются участниками основных между­народных соглашений универсального и регионального характера, регулирующих вопросы международного сотрудничества государств в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако специфика данной области сотрудничества на региональном уровне потребовала от государств Содружества принятия нескольких между­народных соглашений в рамках СНГ.

В соответствии со ст. 2 Устава СНГ и положениями Декларации о международных обязательствах в области прав человека и основ­ных свобод от 24 сентября 1993 г. одной из основных целей Содру­жества является «обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами между­народного права и документами СБСЕ». Для формирования между­народно-правовой базы и институтов СНГ в области защиты прав человека был разработан и подписан ряд международных соглашений.

Конвенция о правах и основных свободах человека была принята на заседании Совета глав государств 26 мая 1995 г. в Минске пре­зидентами Армении, Беларуси, Грузии, Кыргызстана, Молдовы, России и Таджикистана. Она вступила в силу 11 августа 1997 г., в том числе и для России. Конвенция закрепила основные права и свободы че­ловека: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на уважение личной и семейной жизни, на неприкосновен­ность жилища и тайну переписки, на свободу мысли, совести и вероисповедания, свободное выражение своего мнения. Конвенция предусматривает защиту и реализацию гражданских прав каждого человека в государстве, гражданином которого он является, в соот­ветствии со своим национальным законодательством. Среди них право принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных предста­вителей; право голосовать и быть избранным на выборах, проводи­мых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании, и др. Конвенция закрепляет также право на охрану здоровья, социальное обеспечение со стороны государства, равную защиту перед законом, свободное передвижение и др.

Конвенция предусматривает формирование Комиссии по правам человека - наблюдательного органа, который обеспечивает выполне­ние государствами ее положений. По своему статусу Комиссия - это уставный консультативный орган СНГ, чья деятельность регулирует­ся Положением, являющимся неотъемлемой частью Конвенции.

Распад СССР привел к ситуации, когда на территории государств СНГ образовались группы национальных меньшинств, защиту прав и свобод которых необходимо было предусмотреть в рамках отдель­ного международного договора. В связи с этим в рамках СНГ была принята Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к на­циональным меньшинствам. Конвенция не была подписана Туркме­нистаном и Узбекистаном, вступила в силу 10 января 1997 г.

В ст. 1 Конвенции определяется, что лица, принадлежащие к на­циональным меньшинствам, - это лица, постоянно проживающие на территории одного государства и имеющие его гражданство, которые по своему этническому происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения данного государ­ства. Государства-участники Конвенции взяли на себя обязательство гарантировать данной категории лиц гражданские, политические, социальные, экономические, культурные права и свободы в соответ­ствии с международным правом. За ними признается также право индивидуально или совместно беспрепятственно выражать, сохра­нять и развивать свою этническую, языковую, культурную или рели­гиозную самобытность.

Вопрос защиты прав национальных меньшинств решается госу­дарствами СНГ на двусторонней основе. К соглашениям на данном уровне следует отнести заключенные 18 мая 1995 г. Договор о со­трудничестве в целях обеспечения прав российского меньшинства в Туркменистане и туркменского - в Российской Федерации и До­говор о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркмени­стана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Среди международных соглашений, подписанных государствами СНГ на многосторонней основе и регламентирующих сотрудниче­ство в защите прав и свобод по отдельным направлениям, можно выделить следующие:

Соглашение о гарантиях прав граждан СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (подписано всеми государствами);

Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооружен­ных конфликтов от 24 сентября 1993 г. (вступило в силу 1 декабря 1994 г.);

Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда от 9 сен­тября 1994 г.;

Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. и ряд других.

Отдельную категорию лиц, которым необходима защита, состав­ляют беженцы и вынужденные переселенцы. Возникновение на тер­ритории государств СНГ большого числа вооруженных конфликтов немеждународного характера привело к массовой вынужденной миграции в пределах стран Содружества. Для решения вопросов международной защиты данной категории лиц главы девяти госу­дарств СНГ (кроме Грузии, Молдовы и Украины) 24 сентября 1993 г. подписали Соглашение о помощи беженцам и вынужденным пере­селенцам, которое было дополнено 10 февраля 1995 г. Соглашение вступило в силу 21 ноября 1994 г., в том числе и для России.

В соответствии со ст. 1 Соглашения беженец - это «лицо, кото­рое, не являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место постоянного жительства на терри­тории другой Стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия и преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку ра­совой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами».

Вынужденным переселенцем согласно ст. 2 Соглашения является «лицо, которое, являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жи­тельства на территории другой Стороны» по тем же основаниям, что и беженец. Необходимо отметить, что данные определения понятий «беженец» и «вынужденный переселенец» несколько отличаются от определений, содержащихся в национальном законодательстве стран СНГ, Конвенции ООН о правовом статусе беженцев 1951 г. и Прото­коле к нему 1967 г. Более того, понятие «вынужденный переселенец» используется только в соглашениях, заключенных в рамках ООН.

Соглашение предусматривает, что государства-участники обеспе­чивают защиту беженцев и вынужденных переселенцев и членов семей в соответствии с международными соглашениями в этой области, и в большей части прав предоставляют им национальный режим.

На двустороннем уровне государствами СНГ также заключен ряд соглашений в этой сфере. Среди них Соглашение между Россией и Киргизией о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев 1997 г. Такое же Соглашение было заключено в 1998 г. между Россией и Казахстаном (вступило в силу 17 апреля 2000 г.).

Борьба против пыток

Стабильное существование любого общества с надлежащим право­порядком в известной мере осуществляется методами государствен­ного принуждения. В то же время принципиальное значение имеет характер такого принуждения.

Пытки и бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание запрещены национальным законодательством госу­дарств и несколькими международными документами, в том числе нормативно-правового характера.

26 июня 1987 г. Комитетом министров Совета Европы была принята Европейская конвенция по предупреждению пыток и бес­человечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Конвенция была открыта для подписания государствами-участниками Совета Европы 26 ноября 1987 г. и вступила в силу 1 февраля 1989 г. (для Российской Федерации - 1 сентября 1998 г.).

Государства-члены Совета Европы, считая необходимым дать возможность государствам-не членам этой Организации присоеди­ниться к указанной Конвенции, приняли к ней 4 ноября 1983 г. Протокол 1. И в тот же день они приняли Протокол 2, касающийся дополнения предусмотренных Конвенцией процедурных вопросов.

Данную Европейскую конвенцию следует рассматривать во вза­имодействии с рядом других международно-правовых актов, и в част­ности с принятой под эгидой ООН 10 декабря 1985 г. Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (вступила в силу 26 июня 1987 г.). Эта последняя содержит развернутое определение понятия «пытка», возлагает на государства обязательства принятия законодательных, административных, судебных или других мер для предупреждения актов пыток на любой территории под их юрисдик­цией (ст. 1 и 2). В то же время Конвенция посвящена деятельности специального внесудебного контрольного органа с особыми «кон­венционными» полномочиями.

Прежде всего, Конвенцией предусмотрено (ст. 1) создание Евро­пейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (в дальнейшем Комитет, Комитет против пыток), который был основан в 1989 г. со штаб-квартирой в г. Страсбурге. Он состоит из 32 членов, изби­раемых от разных стран, хотя число его членов должно быть равно числу сторон Конвенции (ст. 4). Среди его членов - юристы, психи­атры, священники, врачи, избираемые сроком на четыре года с пра­вом переизбрания на два срока (ст. 5 в редакции ст. 1 Протокола 2).

Комитет включает в свой состав лиц, имеющих опыт в таких вопросах, как управление тюрьмами, и в различных областях меди­цины, имеющих отношение к содержанию лиц, лишенных свободы. Это способствует большей эффективности диалога между Комите­том и государством-участником Конвенции, а также облегчает про­хождение конкретных предложений Комитета.

Не допускается членство в Комитете двух лиц, являющихся граж­данами одного и того же государства. Члены Комитета, как указано в п. 4 ст. 4, выступают в личном качестве, они должны быть «неза­висимы и беспристрастны и способны эффективно выполнять свои функции». В соответствии с этим положением предполагается, что лица, чьи интересы будут вступать в конфликт или которые по иным причинам могут столкнуться с трудностями в плане соответствия их требованиям независимости, беспристрастности и способности исполнять обязанности, не будут выдвигаться или избираться. Также предполагается, что если у члена Комитета возникают такие труд­ности в отношении конкретной ситуации, он не будет участвовать ни в какой деятельности Комитета, относящейся к этой ситуации.

Комитет не осуществляет никаких судебных функций, он должен воздерживаться от толкования международных документов в области прав человека и не высказывать никаких суждений по толкованию правовых терминов. Перед ним поставлены чисто превентивные задачи. Комитетом проводятся посещения мест лишения свободы с целью установления фактов и, если необходимо, на основе полу­ченной таким образом информации разрабатываются рекомендации для улучшения защиты лиц, лишенных свободы, от пыток и от бес­человечного или унижающего достоинство обращения или наказания. За период своего существования Комитет организовал более 80 по­сещений мест лишения свободы в более чем 30 странах-членах Совета Европы.

Посещения, как это вытекает из ст. 2 Европейской конвенции, могут касаться любых мест, где содержатся лица, лишенные свободы, независимо от оснований. Это означает, что Конвенция может приме­няться, например, в отношении мест, где находятся лица, подвергнутые задержанию, заключенные в результате осуждения за совершение преступления, задержанные в административном порядке или изоли­рованные по причинам медицинского характера, а также несовер­шеннолетние, заключенные под стражу органами государственной власти. Лица, задержанные военными властями, также подпадают под действие Конвенции.

Посещения могут происходить при любых обстоятельствах. Кон­венция применяется не только в мирное время, но и во время войны или при чрезвычайном положении иного характера.

В то же время в п. 3 ст. 17 Конвенции констатируется: «Комитет не посещает те места, которые эффективно посещаются на регуляр­ной основе представителями или делегациями держав-покровитель­ниц или Международного комитета Красного Креста на основании Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. и Дополнительных протоколов к ней от 8 июня 1977 г.». Однако рассматриваемый нами новый Комитет может посещать определенные места (в частности, в случае немеждународного вооруженного конфликта), которые МККК не посещал «эффективно» или «на нерегулярной основе».

Объектами посещений Комитета против пыток могут быть как государственные, так и частные учреждения. Критерием является ли­шение свободы как результат действий государственной власти. Со­ответственно, Комитет может совершать посещения в отношении тех лиц, которые были лишены свободы государственной властью, а не добровольных пациентов. Однако в последнем случае Комитет вправе убедиться в том, что на это действительно было согласие пациента.

В процессе работы Комитета определились методы его работы, которые включают обычные посещения и срочные посещения (в течение 24 часов после получения информации о нарушении прав человека).

После каждого посещения Комитет составляет доклад о фактах, установленных во время такового, с учетом всех возможных замечаний заинтересованной стороны (п. 1 ст. 10). Последний вариант такого доклада с его замечаниями направляется этой стороне с целью усиле­ния защиты лиц, лишенных свободы. Подразумевается, что этот доклад не обязательно должен включать в себя всю информацию, полученную в связи с посещением (например, протоколы определенных бесед).

Доклады Комитета носят рекомендательный характер. Он стре­мится побуждать государства к выполнению своих рекомендаций через «постоянный диалог» с государствами, в частности посредством получения предварительных и последующих ответов на свои посещения. Этот диалог осуществляется также при содействии на­значенных правительствами стран-членов Совета Европы «офице­ров связи» (liaison officers), которые играют существенную роль в передаче запросов и просьб Комитета.

Если государство отказывается сотрудничать с Комитетом либо исправлять ситуацию в свете его рекомендаций, то Комитет может принять решение о том, чтобы сделать публичное заявление. С уче­том ответственности такого решения оно может быть принято только квалифицированным большинством (п. 2 ст. 10).

По просьбе заинтересованного государства Комитет обязан опуб­ликовать доклад и любые комментарии, которые государство поже­лает сделать. Если доклад публикует заинтересованное государство, оно обязано опубликовать его полностью (п. 2 ст. 11). Вместе с тем никакие сведения личного характера не могут быть опубликованы без определенно выраженного согласия заинтересованного лица. В то же время это не исключает публикации сведений о личности, которая не раскрыта и не может быть установлена из контекста.

Следует указать, что почти все без исключения государства-участ­ники дают согласие на публикацию докладов Комитета, а также своих предварительных и последующих ответов. Они проявляют свою готовность и добрую волю придавать огласке многие факты, относя­щиеся к обмену мнениями с Комитетом. Публикации докладов о по­сещении стран делегациями приводят к определенным позитивным практическим результатам. Во-первых, подходы и практические методы работы, получившие оценку Комитета как достойные при­менения или критики, становятся, таким образом, доступными для изучения и реализации в других странах по улучшению обращения с лицами, содержащимися под стражей. Во-вторых, неправительствен­ные правозащитные организации той или иной конкретной страны могут с большей вероятностью проконтролировать ход выполнения рекомендаций, содержащихся в докладе Комитета, и, таким образом, стать для Комитета источником дополнительной информации.

В последние годы особое внимание обращалось на центрально- и восточноевропейские страны, а также на государства, возникшие после распада СССР. С учетом масштабов Российской Федерации, где количество мест заключения и самих заключенных примерно 1 млн., что больше, чем во всех вместе взятых странах, ратифици­ровавших Конвенцию, Комитет предусматривает регулярные посе­щения именно России.

Нужно отметить, что международно-правовые нормы и европей­ское право по рассматриваемому вопросу оказали определенное воздействие на российское законодательство, а также на практику исполнения наказания.

В Российской Федерации, как уже отмечалось выше, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижа­ющего достоинство обращения или наказания после ратификации 1 сентября 1998 г. вступила в силу.

В ст. 21 Конституции РФ (ч. 2) закреплено положение о том, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестоко­му или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Однако в новом Уголовном кодексе Российской Феде­рации, который введен в действие с 1 января 1997 г., отсутствует специальная норма об уголовной ответственности за применение пыток. Пытка лишь упоминается в ряду обстоятельств, отягчающих ответственность. Ответственность же за пытки предусмотрена в двух статьях - в ст. 117 УК РФ «Истязание» (ч. 2, п. д) и в ст. 302 Кодекса «Принуждение к даче показаний» (ч. 2).

В то же время в п. 3 ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, принятого Госдумой в декабре 1996 г. (с последующими изменениями), отмечается, что согласно общеприз­нанным принципам и нормам международного права и Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство России и его прак­тическое применение «основываются на строгом соблюдении гаран­тий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными». С данной правовой нормой созвучна ст. 4 Федерального закона РФ 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совер­шении преступлений» (в редакции Федерального закона 1988 г.), в которой, наряду с прочим, прямо указано, что содержание под стра­жей осуществляется согласно принципам законности и оно «не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подо­зреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащим­ся под стражей».

Согласно Закону РФ «О милиции», принятому Госдумой 18 ап­реля 1991 г. (с последующим изменением, в том числе от 4 августа 2001 г. и одобренному Советом Федерации 20 июня того же года), милиции, разумеется, также запрещается прибегать к пыткам, наси­лию и к другому жестокому или унижающему человеческое досто­инство обращению (ст. 5 ч, 2).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы формы гуманитарного сотрудничества в рамках Совета Европы?

2. Что такое «человеческое измерение» ОБСЕ?

3. Каково значение Шенгенских соглашений?

4. Дайте характеристику Европейской конвенции о граждан­стве.

5. Каковы формы гуманитарного сотрудничества существу­ют в рамках Европейского Союза?

6. Дайте характеристику Европейской социальной хартии.

7. Охарактеризуйте сотрудничество стран СНГ в области защиты прав человека.

8. Как европейские государства ведут борьбу против пыток?

Литература

Азаров А., Ройтер В., ХюфнерК. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. - М., 2003.

Анисимов Л.Н.Становление и развитие института гражданства в между­народно-правовых актах Совета Европы // Совет Европы и Россия. -2001. - № 1.

МоисеевЕ.Г. Десятилетие Содружества: международно-правовые аспек­ты деятельности СНГ. - М., 2001.

Энтин МЛ.Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. - М., 1997.

Наши рекомендации