ООН и права человека. Основные структуры ООН защиты прав человека. 6.2 Региональные структуры защиты прав человека. Совет Европы и права человека.

6.3 Международные неправительственные правозащитные организации.

6.1 Основные структуры ООН по защите прав человека.Создание системы международного контроля над претворением в жизнь юридических обязательств, взя­тых на себя государствами в области прав человека, яв­ляется одним из наиболее значительных достижений в этой сфере.

Функции международного контроля постоянно рас­ширяются, при этом некоторые его формы и методы за­имствуются из внутренней практики государств. Кон­троль существенно повышает эффективность при­менения согласованных норм и принципов международ­ного права каждым государством - участником между­народных соглашений. Формы такого контроля во мно­гом зависят от характера нарушений прав человека и могут быть самыми разнообразными. Они определяются Уставом, решениями ООН и ее специализированных уч­реждений, международными соглашениями универ­сального и регионального характера.

В современных межгосударственных отношениях имплементация прав человека осуществляется законодательными, административными и иными средствами, имеющимися в распоряжении каждого государства, а международные органы лишь контролируют этот про­цесс. В настоящее время ряд контрольных органов со­здан в соответствии с Уставом ООН, другие учреждены на основании международных соглашений как универ­сального, так и регионального характера.

Среди них, например, контрольный механизм по со­блюдению прав человека Совета Европы. Ратификация Россией в 1998 г. Европейской Конвенции о защите прав человека 1950 г. (ЕСПЧ) и дополнительных протоколов к ней, а также других основополагающих документов Совета Европы влечет для нашей страны серьезные юридические последствия, в том числе в вопросах ре­ального соблюдения прав и свобод человека.

После ратификации конвенции СЕ, Российская Фе­дерация взяла на себя ряд обязательств.

Во-первых, привести свое законодательство и пра­воприменительную практику в соответствие с ЕКПЧ и другими правовыми актами Совета Европы.

Во-вторых, Россия признала обязательную юрис­дикцию контрольных органов ЕКПЧ - Европейского Суда и Европейской Комиссии по правам человека, преобразованных с 1 ноября 1998 г. в действующий на постоянной основе единый орган - Европейский Суд по правам человека (далее - ЕСПЧ).

В-третьих, с 5 мая 1998 г. предоставила российским гражданам право непосредственного обращения, при ус­ловии исчерпания национальных средств защиты своих прав и свобод (ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Феде­рации), в Европейский Суд по правам человека в Страс­бурге. При этом обращение в ЕСПЧ возможно независи­мо от позиции российских властей. Суд вправе принять такое обращение к рассмотрению на основе индивиду­альной жалобы, если даже имеет место возражение со стороны государства. Вместе с тем Европейским Судом приветствуется и мирное соглашение между заявителем и государством-ответчиком.

В-четвертых, Российская Федерация разрешила Европейскому Комитету по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обраще­ния или наказания (далее - антипыточный Комитет) посещение любого места в пределах своей юрисдикции, где содержатся лица, лишенные свободы органами пуб­личной власти.

В-пятых, Россия является объектом и субъектом процесса мониторинга за соблюдением прав и свобод человека, действующего в рамках Парламентской Ас­самблеи и Кабинета Министров Совета Европы.

В целом, Российской Федерации, как и многим дру­гим государствам - членам СЕ, еще предстоит вклю­чить в свое отечественное законодательство и право­применительную практику ряд принципов и норм Совета Европы, а также, не подменяя действующей в стране судебной системы, распространить юрисдикцию Европейского Суда по правам человека на граждан России. Это во многом будет способствовать реализа­ции ст. 2 Конституции Российской Федерации, провоз­глашающей, что «человек, его права и свободы являют­ся высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязан­ность государства».

Функции и полномочия Организации Объединенных Наций (ее органов) в области прав человека чрезвычай­но разнообразны. Они принимают рекомендации, выносят решения, созывают международные конферен­ции, подготавливают проекты конвенций, проводят ис­следования, оказывают консультативную и техничес­кую помощь отдельным странам. В ряде случаев они осуществляют и контрольные функции за соблюдением государствами обязательств, взятых по Уставу ООН и по международным соглашениям.

Главную ответственность за выполнение функций Организации по содействию всеобщему уважению и со­блюдению основных прав и свобод человека несет Гене­ральная Ассамблея ООН (ст. 60 Устава ООН). Полномо­чия Генеральной Ассамблеи в области прав человека определены в ст. 13 Устава ООН. «Генеральная Ассам­блея, - подчеркивается в этой статье, - организует ис­следования и делает рекомендации в целях... содейст­вия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия ра­сы, пола, языка и религии».

Подавляющее большинство вопросов, относящихся к правам человека, рассматривается Третьим комите­том Ассамблеи (социальные и гуманитарные вопросы и вопросы культуры), однако некоторые из них обсужда­ются и другими комитетами. Принятые ими решения обсуждаются и утверждаются на пленарных заседани­ях Генеральной Ассамблеи ООН.

Согласно Уставу ООН, наряду с Генеральной Ассам­блеей ответственность за выполнение функций Органи­зации в области прав человека несет Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). ЭКОСОС - один из глав­ных органов ООН - осуществляет международное и социальное сотрудничество. Дает рекомендации Гене­ральной Ассамблее ООН и отдельным государствам, подготавливает проекты конвенций, координирует дея­тельность специализированных учреждений ООН: МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО, ВТО, ВОИС, ВПС, Комиссии по правам человека и др.

Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамб­леей как в области прав человека, так и по другим во­просам, в соответствии с Уставом ООН, не являются юридически обязательными для государств - членов ООН. В то же время следует иметь в виду, что члены ООН взяли на себя обязательства предпринимать сов­местные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией в целях развития всеобщего уважения к правам человека и их соблюдения.

Важнейшим специализированным учреждением ООН является Комиссия по правам человека. Она бы­ла создана Экономическим и Социальным Советом в 1946 г. В настоящее время в нее входят 53 государства.

Члены Комиссии избираются Экономическим и Соци­альным Советом на три года. Комиссия по правам челове­ка собирается на ежегодные сессии продолжительностью шесть недель и принимает решения большинством голо­сов присутствующих и принимающих участие в голосо­вании членов. В ее функции с момента создания входит подготовка предложений и докладов ЭКОСОС относи­тельно любых вопросов, касающихся прав человека. Ко­миссия осуществляет исследования, делает рекоменда­ции, представляет информацию и выполняет другие поручения Экономического и Социального Совета. Подго­товка крупных исследований обычно поручается специ­альным докладчикам. Завершенные исследования слу­жат основой для принятия Комиссией различного рода решений.

Функции Комиссии по правам человека чрезвычай­но разнообразны. Они постоянно расширяются в связи с развитием межгосударственных отношений в области прав человека и возникновения многих проблем в этой сфере.

Значительную часть работы Комиссии составляет деятельность ее специальных органов по изучению конкретных ситуаций и проведению расследований грубых, массовых и систематических нарушений прав человека, включая политику апартеида и расовой дис­криминации, а также нарушений на территориях, ок­купированных в результате акта агрессии.

Для реализации своих функций Комиссия по правам человека создает из опытных экспертов специальные рабочие группы, назначает специальных докладчиков или представителей.

К примеру, в 1967 г. Комиссия по правам человека
создала специальную рабочую группу в составе пяти
экспертов для расследования случая применения пыток и жестокого обращения с заключенными, с задержанными и находящимися под надзором полиции лицами в ЮАР. .

Специальные органы создавались Комиссией для расследования нарушений прав человека тоталитар­ными режимами. 31-я сессия Комиссии по правам чело­века, состоявшаяся в феврале-марте 1975 г., учредила специальную рабочую группу из пяти членов для про­ведения «расследования существующего положения в области прав человека в Чили «путем» посещения Чи­ли и на основе устных и письменных показаний, кото­рые будут собраны из всех соответствующих источни­ков» (резолюция 8 (XXXI)).

Специальные докладчики или представители Комис­сии ООН по правам человека назначались по Ираку, Сальвадору, Гаити и ряду других стран. Они выезжали на места, проводили расследования и представляли свои предложения и рекомендации.

Распространенной контрольной формой работы Ко­миссии ООН по правам человека является создание так называемых тематических механизмов. Подобным ме­ханизмом стала Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям, учрежденная в 1980 г. В 1982 г. Комиссия назначила специального до­кладчика по вопросу о казнях без надлежащего судеб­ного разбирательства, или произвольных казнях, а в 1985 г. - специального докладчика по вопросу о пытках.

В настоящее время Комиссией ООН по правам чело­века учреждено свыше десяти тематических процедур, и их число продолжает расти. Представители этих орга­нов выезжают в страны, где нарушаются права челове­ка, налаживают диалог с соответствующими государст­вами, ежегодно представляют Комиссии по правам человека доклады о своей деятельности.

20 декабря 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН при­няла резолюцию 48/141 об учреждении поста Верхов­ного комиссара по правам человека1. Хотя резолюция Генеральной Ассамблеи и не наделила Верховного ко­миссара широкими полномочиями, тем не менее он ко­ординирует всю деятельность ООН в области прав че­ловека и принимает необходимые меры, повышающие ее эффективность в данной сфере.

17 июня 1998 г. на международной конференции (участвовали все государства ООН) в Риме было приня­то решение о создании Международного уголовного су­да и принят его Статут.

Статья 5 Статута гласит:

юрисдикция суда ограничивается самыми серьезны­ми преступлениями, вызывающими озабоченность все­го международного сообщества. Суд обладает юрисдик­цией в отношении следующих преступлений:

- преступление геноцида;

- преступление против человечности;

- военные преступления;

- преступление агрессии.

Генеральная Ассамблея ООН избирает 15 судей сро­ком на 9 лет. Суд рассматривает споры между государ­ствами, выносит консультативные заключения по за­просу Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности.

Таким образом, в статуте Международного уголовного суда сформулированы составы, охватывающие практи­чески все серьезные преступления, вызывающие озабо­ченность мирового сообщества. Многие из них впервые закреплены в международном акте, которым является Статут после его ратификации 60 государствами и вступ­ления тем самым в силу (ст. 114). При этом перечень та­ких преступлений может быть пересмотрен не ранее чем через семь лет после вступления в силу Статута. Активи­зация международного сотрудничества в этой области приведет к пресечению тягчайших преступлений, угро­жающих всеобщему миру и безопасности, посягающих на само существование человеческой личности.

Опыт многолетнего обсуждения вопросов о правах человека в ООН со всей очевидностью показал, что про­думанная организация контрольных органов имеет важное значение для плодотворной деятельности всей системы взаимоотношений государств в рассматривае­мой области.

В рамках ООН существуют органы, созданные в со­ответствии с пактами и конвенциями.

Действующая в настоящее время система конвенци­онных органов по правам человека, одной из главных

функций которых является рассмотрение докладов го­сударств, появилась сравнительно недавно. До их со­здания, согласно решению, принятому ЭКОСОС в 1965 г. по рекомендации Комиссии ООН по правам че­ловека (резолюция 624 В (XXII)), члены ООН представ­ляли Генеральному секретарю ООН ежегодные докла­ды относительно осуществления тех или иных прав.

Система представления докладов об экономических, социальных и культурных, а также гражданских и по­литических правах и свободах после вступления Пак­тов о правах человека в силу была заменена новой про­цедурой, предусмотренной в ряде международных договоров.

В настоящее время функции контроля над соблюде­нием международных договоров выполняют несколько конвенционных органов:

- Комитет по правам человека. Создан в соответст­вии со ст. 28 Пакта о гражданских и политических пра­вах от 16.12.1966 г.

- Комитет по расовой дискриминации. Создан в 1970 г. в соответствии со ст. 8 ч. II Международной Кон­венции о ликвидации всех форм расовой дискримина­ции от 21.12.1965 г.

- Комитет по ликвидации дискриминации в отноше­нии женщин. Создан в 1982 г. в соответствии со ст. 17-22 ч. V Конвенции о ликвидации всех форм дискрими­нации в отношении женщин от 18.12.1979 г.

- Комитет по экономическим, социальным и куль­турным правам. Создан Экономическим и Социальным Советом ООН в 1985 г.

- Комитет по защите прав всех трудящихся-мигран­тов и членов их семей. Создан в соответствии со ст. 72 Международной конвенции по защите прав всех трудя­щихся-мигрантов и членов их семей от 18.12.1990 г.

- Комитет против пыток. Создан в 1988 г. в соответ­ствии со ст. 17-24 ч. II Конвенции против пыток и дру­гих жестоких, бесчеловечных или унижающих досто­инство видов обращения и наказания от 10.12.1984 г.

- Комитет по правам ребенка. Создан в 1990 г. в со­ответствии со ст. 43-45 ч. II Конвенции о правах ребен­ка от 20.11.1989 г.

Эти комитеты вначале обсуждали доклады госу­дарств-участников только на основе представленной ими информации. Однако практика показала, что госу­дарства-участники международных соглашений по правам человека приукрашивают истинное положение дел и зачастую представляют необъективную инфор­мацию. Кроме того, десятки стран до сих пор не рати­фицировали основополагающие соглашения по правам человека и поэтому не несут никаких обязательств по предоставлению докладов в конвенциональные органы. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно выражала озабоченность этим и на каждой сессии принимала ре­золюции, настоятельно призывающие государства ра­тифицировать Пакты о правах человека и другие основополагающие документы в этой области. Поэтому чле­ны различных комитетов постепенно начали приходить к выводу о необходимости (в целях объективности и полноты контроля) иметь право использовать любую информацию, а не только поступающую от государства.

В своих общих замечаниях Комитет по правам челове­ка дает толкование отдельных статей Пактов и предлага­ет меры, которые должны предприниматься государст­вами для их выполнения. При этом он воздерживался от вынесения рекомендаций в адрес конкретных госу­дарств. Так, на одной из своих сессий Комитет дал толко­вание принципа равенства и запрещения дискримина­ции, права семьи на защиту обществом и государством и потребовал от государств-участников предпринять зако­нодательные и иные меры для их осуществления. Лишь в последние годы Комитет стал выносить в адрес госу­дарств конкретные замечания.

В то же время следует отметить, что масштаб деятель­ности конвенционных органов постоянно расширяется, растет число обсуждаемых ими докладов, получаемой ин­формации. Полномочия же их весьма ограничены. При этом многие конвенционные органы дублируют работу друг друга. Существует параллелизм в их работе.

Не случайно сегодня ряд ученых-правоведов выска­зывают предложения о разработке Хартии прав чело­века для XXI в., которая объединила бы все существу­ющие международные договоры ООН в данной области, позволила бы создать единый орган по правам челове­ка, работающий на постоянной основе (а не от сессии к сессии), наделила бы его полномочиями для принятия конкретных и обязательных для государств решений.

6.2 Региональные структуры по защите прав человека. Совет Европы и права человека.В Европейской системе защиты прав человека важ­нейшее место принадлежит старейшей региональной организации на Европейском континенте - Совету Ев­ропы. Контрольный механизм защиты прав человека предусмотрен Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ЕКПЧ) и протоко­лом № 11 к ней, включающим Европейский Суд по пра­вам человека, Европейский Комитет по предупрежде­нию пыток, Комиссара Совета Европы по правам человека.

В структуре Совета Европы в соответствии с ЕКПЧ образован Европейский Суд по правам человека. В соответствии с Протоколом № 11 к Европейской Кон­венции по правам человека от 11 мая 1994 г., вместо двухступенчатого механизма судопроизводства (Ко­миссия - Суд) введен единый и постоянно действую­щий Суд. Этот протокол вступил в силу в октябре 1997 г. после того, как все государства-участники под­писали и ратифицировали его. Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из се­ми судей и большие палаты из семнадцати судей. Во­просы о приемлемости жалоб решаются комитетами из трех судей. Это вызвано тем, что поток жалоб постоян­но возрастает, особенно в связи с ростом членов Совета Европы, и комитеты смогут быстро и эффективно ре­шать вопросы о приемлемости индивидуальных жалоб. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьезные вопросы интерпретации Европейской Конвенции о защите прав человека и ос­новных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г., а также дела, переданные ей по требованию участвующих в споре сторон.

Статья 1 Протокола № 11 к ЕКПЧ утверждает: «Суд может получать жалобы от любого физического лица, неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения одной из Высоких Договариваю­щихся Сторон прав, предусмотренных положениями Конвенции и Протоколов к ней, Высокие Договариваю­щиеся Стороны обязуются никоим образом не препятст­вовать эффективному осуществлению этого права».

Суд не принимает к рассмотрению:

- анонимные жалобы;

- если были уже рассмотрены Судом или являются предметом другой процедуры международного разби­рательства или урегулирования;

- жалобы, «не совместимые с положениями Конвен­ции и Протоколов к ней, явно недостаточно обоснован­ные или неправомерные».

Это может быть сделано на любой стадии разбира­тельства в Суде. Суд принимает дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны соответствую­щие общепризнанным нормам международного права внутренние средства защиты. Жалоба должна быть на­правлена не позднее шести месяцев с момента приня­тия окончательного решения национальными властями.

Следует также отметить, что Европейский Суд по правам человека (и это важно для государств - членов СЕ) не является апелляционным судом по отношению к национальным и не может ни отменить, ни изменить их решения.

Жалобы принимаются на те события, которые про­изошли после даты ратификации ЕКПЧ и протоколов к ней государством - членом СЕ (для РФ - после 5 мая 1998 г.).

Жалобы принимаются только на действия государ­ства, например: гражданин Калашников против Рос­сийской Федерации.

Не принимаются жалобы, направленные против ча­стных лиц или частных учреждений.

Заявителем в Европейский Суд должны быть четко выдержаны процессуальные сроки обращения в нацио­нальные судебные инстанции, иначе Суд не будет рас­сматривать эти обращения.

За период своего существования с 1959 г. Европей­ский Суд рассмотрел множество жалоб, затрагиваю­щих широкий круг вопросов. Вот некоторые из них:

Статья 2 ЕКПЧ - дела, касающиеся права на жизнь. Смерть подозреваемого в совершении преступления, находившегося под стражей в полиции Испании (дело Диас Руано), вооруженного мужчины и его невесты в результате действий спасательного отряда на Кипре (Дело Андронику и Константину), гибель мужчины в результате перестрелки (дела Кая, Оур), убийство мужчины в ходе проверки документов жандармерией в Турции (дело Айтекин) и т.д.

Статья 5 Конвенции - дела, касающиеся права на свободу и безопасность личности. Содержание под стра­жей лица, исчезновение которого впоследствии призна­валось властями Турции (дела Курт, Чакиджи), содер­жание под стражей в отсутствие судебного решения согласно законодательству Ирландии о государствен­ных преступлениях (дело Лоулес), содержание под сра-жей за неуплату налога на коммунальные услуги в Ве­ликобритании (дело Бенхам), право лица, арестованного или содержащегося в предварительном заключении, быть незамедлительно доставленным к судье или су-

дебному исполнителю, уполномоченному законом (в Швейцарии дела Шиссер, Губер; в Нидерландах дела Де Йонг, Бельт и др.; в Швеции дела Скоогстрем, Мак-гофф; в Бельгии дело Псэульс и т.д.). Длительное содер­жание в предварительном заключении в Германии (де­ло Вемхоф), в Австрии (дело Ноймайстер и др.) и т.д.

Статья 6 Конвенции - дела, касающиеся права на справедливое судебное разбирательство. Споры, каса­ющиеся права собственности, продажи и отчуждения или пользования собственностью и землей в Австрии (дела Рингайзен, Шрамек и др.), в Швеции (дела Спо-ронг и Ленрог), споры, касающиеся статуса граждан­ских служащих, включая их материальные права, во Франции (дела Нижель, Хубер) и в Италии (дела Спур-но, Галло) и т.д.

В рамках Совета Европы также действует Европей­ский Комитет по предупреждению пыток, учрежденный государствами - членами Совета на основе принятой в ноябре 1987 г. Европейской Конвенции по предупрежде­нию пыток и бесчеловечного или унижающего достоин­ство обращения или наказания.

Целью Конвенции было создание несудебного меха­низма профилактического характера для усиления за­щиты лиц, лишенных свободы, от пыток или унижаю­щего обращения, по предупреждению пыток, который должен дополнить судебную систему, образованную ЕКПЧ. При этом лишение свободы понимается в широ­ком смысле. «Посещаются не только тюрьмы и поли­цейские участки, но и психиатрические заведения, ме­ста содержания под арестом в военных казармах, центры, где содержатся лица, ищущие убежища, или другие категории иностранцев и места, в которых несовершеннолетние или взрослые лица содержатся по су­дебным или административным постановлениям».

Отношения между Комитетом и странами - участ­ницами Конвенции определяются двумя основными принципами: сотрудничество и конфиденциальность. Роль Комитета состоит не в «осуждении» стран, а ско­рее, в оказании им помощи в предотвращении плохого обращения с лицами, лишенными свободы.

Отчеты о посещении Комитетом стран конфиденци­альны, так же как и информация, полученная в ходе по­сещения. Однако многие страны публикуют эти отчеты.

С 1 сентября 1998 г. механизм действия Конвенции (посещение «антипыточным комитетом» тюрем и дру­гих подобного рода учреждений в РФ, подготовка соот­ветствующих докладов и т.д.) распространяется и на Россию. В том же году избран член Комитета от РФ (Комитетом Министров по рекомендации Парламент­ской Ассамблеи Совета Европы).

С конца октября 1999 г. к работе приступил Комис­сар Совета Европы по правам человека. Мандат Комис­сара предполагает:

- содействие соблюдению прав человека, предусмо­тренных документами Совета;

- консультирование властей и общественности в го­сударствах-членах Совета Европы относительно за­щиты и предотвращения нарушений прав человека;

- выявление в законодательстве и правопримени­тельной практике государств-членов несоответствий европейским стандартам и помощь в их устранении.

Комиссар избирается на один шестилетний срок.

Таково содержание контрольного механизма Евро­пейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протокола № 11 к ней.

Наряду с Советом Европы значительное место вопро­сы прав человека занимают в деятельности Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Это - Совещание, которое объединяет все государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду, является наиболее представительной европейской ре­гиональной организацией, которая начала работу в Хельсинки 3 июля 1973 г. В конце 1994 г. Совещание бы­ло преобразовано в Организацию по безопасности и со­трудничеству в Европе (ОБСЕ).

Первый этап этой работы завершился 1 августа 1975 г. подписанием Хельсинкского Заключительного акта. Один из четырех основных разделов Акта, в кото­ром были зафиксированы основные договоренности стран-участниц, относится к гуманитарному сотрудни­честву европейских государств и к правам человека.

Хельсинкский Заключительный акт определил на­правления и конкретные формы сотрудничества госу­дарств в различных областях, относящихся к правам человека, включая образование, культуру, информа­цию, контакты между людьми. Он явился той основой, на которой вот уже много лет развивается плодотвор­ное сотрудничество государств Европы, США и Кана­ды в области прав человека.

По итогам Пражской встречи стран-участниц СБСЕ был принят специальный документ о развитии инсти­тутов и структур СБСЕ.

В Парижской хартии для новой Европы предусмат­ривалось создание Парламентской Ассамблеи СБСЕ, в которую должны войти члены парламентов всех госу­дарств-участников. В рамках этого парламента могли бы быть созданы специальные органы с полномочиями рассматривать отдельные нарушения основных прав и свобод человека и принимать по ним обязательные ре­шения.

Как показывает реальная действительность, интер­национальные процессы в других регионах мира дале­ки от европейских.

Межамериканская конвенция по правам человека, которая была принята 20 ноября 1969 г. на Межамери­канской дипломатической конференции в Коста-Рике, во многом скопирована с Европейской. Лишь 12 из 19 латиноамериканских государств, участвовавших в кон­ференции, подписали этот документ2. Не поставили своей подписи под конвенцией и США.

Потребовалось почти 10 лет, чтобы 11 государств ра­тифицировали ее; она вступила в силу в 1978 г. На 1 ян­варя 1999 г., т.е. 30 лет спустя, еще не все государства, входящие в Организацию Американских государств (ОАГ), ее ратифицировали.

В перечне прав и свобод, провозглашенных в Межа­мериканской конвенции, даже не отражен ряд тех из них, которые закреплены в Пакте о гражданских и по­литических правах, таких как право народов на само­определение, право этнических, религиозных и языко­вых меньшинств пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, исполнять свои обряды, а также пользоваться родным языком и др. В Конвенции нет основных социально-экономических прав. Статья 26 этого документа содержит лишь общее пожелание об их «последовательной реализации».

Согласно этой Конвенции, полномочия по контролю за выполнением обязательств, взятых государствами-участниками, возложены на Межамериканскую комис­сию и Межамериканский суд по правам человека. Их функции во многом заимствованы из Европейской кон­венции о защите прав человека и основных свобод. Де­ятельность этих органов оказалась практически неэф­фективной. За годы своего функционирования Суд, например, вынес немногим более десяти консультатив­ных заключений и решений. Первое решение было- вы­несено лишь 29 июля 1988 г., т.е. через 10 лет после вступления Конвенции в силу.

В последние годы наблюдается определенная акти­визация деятельности Комиссии и Суда.

В Азии до сих пор нет региональных органов по пра­вам человека. Генеральная Ассамблея ООН неодно­кратно призывала государства регионов, в которых от­сутствуют такие органы, рассмотреть возможность их создания.

В отличие от азиатских, африканские государст­ва создали в 1981 г. региональную организацию по пра­вам человека, приняв Хартию прав человека и прав на­родов, положения которой учитывают специфику континента и задач государств-участников. В этом до­кументе на первый план выдвигаются вопросы самооп­ределения, борьбы с колониализмом, с иностранным господством, проблемы социально-экономического и культурного развития, осуществления суверенных прав над природными богатствами и ресурсами. Значи­тельное место в Хартии заняли такие права народов, как право на международный мир и безопасность, на развитие, на благополучную окружающую среду и другие права, имеющие особое значение для ликвида­ции остатков колониализма и свободного развития Африки. Хартия предусмотрела и создание Комиссии прав человека и прав народов.

Эта Комиссия ежегодно проводит свои сессии. Со­гласно ст. 62 Хартии, государства-участники обязуются каждые 2 года представлять доклады о законода­тельных и иных мерах, принятых ими для обеспечения прав и свобод, предусмотренных в Хартии. Функции Комиссии сформулированы лишь в общих чертах, и в Хартии не содержатся нормы о полномочиях этого ор­гана принимать какие-либо решения по обсуждаемым докладам. На практике Африканская комиссия форму­лирует лишь предложения по законодательному обес­печению тех или иных прав и свобод.

В Хартии, в отличие от Европейской и Межамери­канской конвенций, проводится различие между сооб­щениями о единичных нарушениях прав индивидов и теми, которые «свидетельствуют о существовании многочисленных случаев массовых и грубых нарушений прав человека и прав народов» (ст. 58). Если Африкан­ская комиссия, изучив сообщения, приходит к выводу о наличии в той Или иной стране систематических нарушений прав человека и прав народов, она извещает об этом Ассамблею глав государств и правительств. По по­ручению Ассамблеи Комиссия проводит «всесторон­нее» расследование таких случаев и представляет ей свой доклад с выводами и рекомендациями. За первые 10 лет функционирования Комиссии она получила 34 сообщения о массовых нарушениях прав человека.

Все сообщения рассматриваются конфиденциально до тех пор, пока Ассамблея глав государств и прави­тельств не примет решение. Информацию об отдельных нарушениях прав и свобод человека Комиссия не рассматривает.

Анализируя сотрудничество стран Африки в облас­ти прав человека, африканские юристы отмечают, что в основе такого сотрудничества находятся вопросы раз­вития, а также борьбы с колониализмом и расизмом.

В 1998 г. в рамках Организации африканского един­ства учрежден Африканский суд по правам человека и народов.

Создана и Постоянная арабская комиссия по правам человека. Основное внимание в ее работе уделяется во­просам борьбы с нарушениями прав человека на окку­пированных Израилем территориях.

Процесс продвижения к демократии в Африке раз­вивается весьма сложно и противоречиво. На этом кон­тиненте имеется немало лидеров, которые считают, что примат права в жизни страны и уважение основных прав и свобод - принципы, применимые лишь к евро­пейским понятиям демократии. Они абсолютизируют роль государственного суверенитета и делают акцент на особые традиции Африки.

И все же для демократически ориентированных по­литических лидеров Африки становится все очевиднее, что политический плюрализм, многопартийность, демо­кратические выборы, экономические реформы - единст­венно возможный путь развития стран континента. Опыт, накопленный в Европе, неизбежно со временем будет распространяться и на другие регионы мира, с учетом специфических условий развития расположен­ных там государств.

Распад Советского Союза привел к появлению в международном сообществе новой региональной орга­низации - Содружества Независимых Государств. Со­глашение о создании СНГ было принято в декабре 1991 г. Белоруссией, Россией и Украиной. Позднее к этой организации присоединились все бывшие респуб­лики СССР, за исключением стран Балтии.

Правовой базой деятельности СНГ является его Устав, принятый в январе 1993 г. Как подчеркивается в ст. 1 Устава СНГ, «Содружество основано на началах суверенно­го равенства всех его членов. Государства-члены являют­ся самостоятельными и равноправными субъектами меж­дународного права...». В то же время СНГ присущи многие конфедеративные элементы: это объединение го­сударств для достижения определенных целей и коорди­нации их деятельности в определенных сферах. Процес­сы интеграции в Содружестве нарастают, о чем свидетельствует значительное число принятых докумен­тов, относящихся к различным аспектам совместной деятельности государств-членов, включая права человека.

26 мая 1995 г. государства-участники СНГ приняли Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека2. В Конвенции за­креплен практически весь перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических прав, перечисленных во Всеобщей декларации прав человека и в Пактах о правах человека. Составной частью Кон­венции является Положение о Комиссии по правам че­ловека Содружества Независимых Государств, ут­вержденное Советом глав государств СНГ в сентябре 1993 г. Комиссия должна рассматривать межгосударст­венные сообщения о нарушениях прав человека, а так­же индивидуальные и коллективные обращения по этим вопросам любых лиц и неправительственных ор­ганизаций. После их обсуждения должны приниматься заключения и рекомендации.

6.3 Международные неправительственные правозащитные организации.Сегодня наиболее известны «Международная амнистия», Международный Комитет Красного Креста, Международная Хельсинкская Федерация, Междуна­родная Лига прав человека и др.

«Международная амнистия» («International Amnesty») -неправительственная международная правозащитная организация. Создана в 1961 г. в Великобритании юристом Петером Бененсом как годичная кампания для поддерж­ки и развития движения в защиту прав человека. Впоследствии расширилась и получила всеобщее признание. Объединяет представителей многих стран и разных куль­тур. Отделения «Международной амнистии» открыты в Азии, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Аф­рике, в ее деятельности принимают участие более милли­она человек, проживающих более чем в 150 странах мира.

С 1989 г. к ней присоединились новые члены из Вос­точной и Центральной Европы, в том числе из бывшего СССР (с 1991 г. «Международная амнистия» открыла свое информационное бюро в России). Штаб-квартира организации находится в Лондоне, выпускает свое из­дание - «Ньюслеттер».

«Международная амнистия» поддерживает офици­альные отношения с ООН (ЭКОСОС), ЮНЕСКО, Сове­том Европы, Организацией Американских государств и Организацией международного единства. Ее предста­вители принимают участие в разработке важнейших документов ООН, касающихся прав человека. Органи­зации были присуждены премия прав человека ООН и Нобелевская премия «За укрепление свободы и спра­ведливости, а следовательно, и мира на земле» в 1977 г.

Деятельность «Международной амнистии» основы­вается на принципах, выработанных и одобренных ООН, основное направление - помощь заключенным, особенно тем, в отношении которых правительства на­рушают права человека. Цели организации: освобож­дение «узников совести», то есть лиц, содержащихся в тюремном заключении или подвергающихся преследо­ваниям из-за своих убеждений, цвета кожи, пола, этни­ческой принадлежности, языка или вероисповедания, не использующих или не пропагандирующих насилие. Ежегодно проводятся очередные конгрессы «Междуна­родной амнистии».

Каждый член «Международной амнистии» связан обязательством не заниматься правозащитной деятель­ностью в своей стране. Этот принцип помогает организа­ции сформировать мировое общественное мнение и не замыкаться на внутригосударственных событиях.

«Красный Крест» (в Азербайджане, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Афганистане, Пакистане, Турции и арабских странах - «Красный полумесяц», в Иране - «Общество Красного Льва и Солнца») - добро­вольные общества помощи военнопленным, больным, раненым воинам (стали создаваться с 60-х гг. XIX в.). В мирное время оказывают помощь пострадавшим от стихийных бедствий, проводят мероприятия по преду­преждению заболеваний.

«Международный Красный Крест» - международ­ная общественная организация, объединяющая Лигу обществ Красного Креста (ЛОКК), Международный Комитет Красного Креста (МККК) и национальные об­щества ЛОКК, создана в 1919 г.; в нее входят нацио­нальные общества Красного Креста, Красного Полуме­сяца, Красного Льва и Солнца.

Международный Комитет Красного Креста был со­здан в 1863 г.; состоит из швейцарских граждан; бес­пристрастная нейтральная и независимая организа­ция, чья миссия носит исключительно гуманитарный характер и состоит в том, чтобы защищать жизнь и до­стоинство жертв войны и в иных ситуациях насилия и оказывать им помощь. МККК направляет и координи­рует гуманитарную деятельность Международной Ли­ги обществ Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Льва и Солнца в обстановке вооруженного конфликта. Он также прилагает усилия для предотвра­щения страданий, способствуя распространению и раз­витию международного гуманитарного права (Нобелев­ские премии мира 1917, 1944, 1963 гг.).

Международный Комитет Красного Креста был со­здан по частной инициативе. Тем не менее, он приобрел международный статус благодаря многочисленным за­дачам, возложенным на него Женевскими конвенциями и дополнительными протоколами к ним, суть которых состоит в защите жертв войны. Мандат МККК позволя­ет ему открывать делегации и направлять делегатов на места, вести диалог с государствами и участниками конфликта. Тот факт, что МККК ведет диалог с властя­ми, в руках которых находятся жертвы войны, не за­трагивает юридического статуса этих властей и, следо­вательно, не может быть интерпретирован как форма признания с его стороны.

Международный статус МККК подтвержден согла­шениями, заключенными более чем с 50 государствами. Эти соглашения, являющиеся по своей сути междуна­родными договорами, определяют правовой статус МККК на территории государств, где он осуществляет свою гуманитарную деятельность. Они признают меж­дународную правосубъектность МККК и предоставля­ют ему привилегии и иммунитеты, которые обычно признаются за международными организациями. Эти соглашения, в частности, предусматривают иммунитет МККК от административного или судебного преследо­вания, гарантируют неприкосновенность его зданий, архивов, документации. Делегаты МККК имеют статус, подобный статусу международных организаций.

Эти иммунитеты и привилегии необходимы МККК, ибо они гарантируют его нейтральность и независи­мость - два важнейших принципа его деятельности. Будучи по своей сути и структуре неправительственной организацией, МККК отделен как от системы Орга­низации Объединенных Наций, так и от неправитель­ственных гуманитарных организаций.

Некоторые данные. Персонал на местах - 7500 человек (из них 6700 - местный персонал); персонал штаб-кварти­ры - 750 человек. Число делегаций в мире - 80; бюджет на 1999 г. - 850 млн. швейцарских франков.

Финансирование деятельности МККК на местах осуществляется главным образом за счет средств, пре­доставляемых приблизительно 20 государствами и надгосударственными структурами. Местопребывание -Женева (Швейцария).

Международная Хельсинкская Федерация по пра­вам человека создана в 1982 г. путем объединения пра­возащитных организаций Европы, США и Канады. Се­годня в нее входят 37 стран - участниц ОБСЕ. Главная ее цель - обеспечение взаимозависимости прав челове­ка и международной безопасности.

Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (подписанный главами госу­дарств и правительств 35 стран в Хельсинки 1 августа 1975 г.) был первым международным соглашением, кото­рое связало внешние гарантии безопасности государств с их внутренними обязательствами по правам человека.

Межпарламентский Союз был создан в 1889 г. и яв­ляется международной организацией, объединяющей представителей парламентов суверенных государств. По данным на июль 1999 г., в нем были представлены парламенты 138 стран.

Межпарламентский Союз осуществляет свою дея­тельность во имя мира и сотрудничества между народа­ми в целях укрепления представительских учреждений.

Межпарламентский Союз:

- способствует укреплению контактов, координации и обмену опытом между парламентариями всех стран;

- рассматривает вопросы, представляющие между­народный интерес, и выражает свое мнение по этим во­просам с целью привлечь внимание парламентариев;

- способствует защите и развитию прав человека; эти права являются универсальными и их соблюдение является существенным фактором парламентской де­мократии и развития;

- способствует повышению эффективности дея­тельности представительных учреждений, совершен­ствованию методов их работы.

Межпарламентский Союз разделяет цели Организа­ции Объединенных Наций, поддерживает ее усилия и осуществляет свою деятельность в тесном сотрудниче­стве с ней.

Он также сотрудничает с региональными межпарла­ментскими организациями, международными, межпра­вительственными и неправительственными организа­циями, идеалы которых совпадают.

В 1995 г. Союз учредил Комитет содействия соблю­дению международного гуманитарного права. Этот Ко­митет, работая в тесном сотрудничестве с Междуна­родным Комитетом Красного Креста, начал всемирное парламентское исследование с целью определить и дать оценку мерам, принимаемым национальными пар­ламентами в области:

- присоединения к договорам по международному гуманитарному праву;

- запрещения использования, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и их уничтожения;

- учреждения международного уголовного суда. Штаб-квартира Межпарламентского Союза нахо­дится в Женеве.

Межпарламентский Союз также имеет представи­тельство при штаб-квартире Организации Объединен­ных Наций в Нью-Йорке.

Наши рекомендации