Вопрос 19: Правовое государство и его основные черты. Проблемы становления и развития правового государства в современной России.
На начальных этапах своей истории гос-ва воплощали политический порядок, основанный на сложившихся в обществе традиционных нормах и верованиях. Они были слабо институциализированы, а правители обладали практически не ограниченной властью. Однако в последующем отношения властвующих и подвластных приобрели более упорядоченный характер, стали строиться на правовой основе. Правовой порядок отношений гос-ва и общества, начиная с 18 века, закреплен конституцией, ставшей основным законом государств.
Принципиально новый этап в развитии государственности связан с идеей правового государства. Оно стало главным основанием развития в обществе конституционной государственности. Его суть составляет стремление ограничить гос.органы в плане их вмешательства в личную жизнь индивида, желание защитить основные права и свободы личности, гарантировать каждому самостоятельность и независимость в выборе жизненного пути.
Правовое государство обеспечивает: верховенство права и закона; обеспечивает максимальную гарантию прав и свобод человека; равенство всех перед законом и судом; взаимную ответственность гражданина перед государство и государство перед гражданином.
Признаки правового государства:
ü Существование развитого гражданского общества. Оно выступает как разветвленная система реализации частных интересов отдельных граждан без непосредственного участия государства.
ü Правовое ограничение для проникновения государства в различные сферы общественной жизни на основе разработанного законодательства. Важнейшее предназначение государства – защита прав и свобод личности, создание благоприятной среды для экономического развития общества.
ü Равенство граждан перед законом и всеобщность права.
ü Суверенитет народа. Народ первичный и основной источник власти. Государство обладает представительным суверенитетом.
ü Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти.
ü Приоритет метода запрета в государственном регулировании общественной жизни. Государственное регулирование основано на принципе: «Разрешено все, что не запрещено».
ü Свобода личности кончается там, где нарушаются права и свободы другого человека
Процесс становления правовой государственности совершается вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.
Для сегодняшней России, пожалуй, самая сложная проблема: как создать правовое государство и сильную демократическую власть, где власть не деспотична, где она не над правом, не над народом, а подчиняется праву. Какие-то шаги сделаны последнее десятилетие. Например, первое лицо в государстве стало объектом публичной критики. Это очень важно, потому что в правовом государстве к нему должны относиться не как к святому, который Богом дан, а как к нанятому чиновнику, который должен хорошо выполнять свои функции, и, если он плохо их выполняет, надо его критиковать.
Вряд ли чисто механическое заимствование западных идей (а идея правового государства - западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. С одной стороны, это, бесспорно, не произойдет, если рассматриваемые теоретические конструкции не адаптировать к российской действительности, характеризующейся невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций, чиновничье-аппаратным засильем. Если и можно для России признать пригодной концепцию правового государства западного образца, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как к социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую "природную" правовую активность и инициативу.
Поэтому, рассматривая современное развитие идей правового государства, следует избегать преувеличения ее роли и степени распространения. Сегодня правовое государство предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и др. Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо.
Таким образом, ставя задачу формирования правового государства в российском обществе, мы не должны идеализировать, а тем более копировать устоявшуюся на современном Западе модель правового государства. Разработка концепции правового государства как наиболее полно соответствующей обществу цивилизованной формы организации политической государственной власти предполагает не только отрицание устоявшихся догм, но и использование общечеловеческих ценностей при анализе путей формирования в обществе устойчивого правопорядка, законности и конституционности, места и роли правоохранительных органов в системе расширяющегося народного самоуправления, утверждение во всех сферах жизни плюрализма мнений и суждений, словом, обеспечение всестороннего развития личности в условиях социальной справедливости.
России предстоит пройти долгий и сложный путь формирования структур гражданского общества и новых принципов отношений власти и граждан, учитывая при этом, что даже общества, обеспечивающие высокий уровень материальных благ и всеобщие гражданские права, далеко не идеальны, так как в них не достигнуто реальное равноправие: существуют проблемы равноправия женщин, социальных меньшинств и т.п.
Другими словами, достойная жизнь может и должна строиться как на основе отечественных традиций, реалий, так и с учетом общечеловеческих ценностей, исторически осмысленных и выраженных международным сообществом в правах человека, а ныне признанных Российской Федерацией в полном объеме и органично дополняемых правами ее граждан.
А для реализации идеи правового государства должна существовать более высокая ступень развития системы социально-экономических отношений, только это даст возможность в полной мере реализовать положения, заложенные в концепции правового государства.