Государство и политические партии. Проблемы становления многопартийной системы в современной России

Государство и политические партии входят в политическую систему общества. Государство - основной системообразующий элемент, оно объединяет все остальные элементы политической системы в единое целое. Государство — наиболее сильный субъект политики, потому что облагает властью и способностью принуждать. Одновременно государство и объект политической борьбы, «приз» для различных политических сил в борьбе за обладание государственной машиной. Не всегда оно функционирует в политической системе как единое целое. В ходе политической борьбы отдельные органы государства могут приобретать самостоятельное значение (в результате противоборства политических сил): например, армия, которая совершает государственный переворот. В конфликте между президентом России и Верховным Советом (парламентом) в 1993 г. президент представлял одни политические силы, а парламент — другие. Такая ситуация долго существовать не может, поскольку дестабилизирует политическую систему. Государство и государственная власть — награда для победившей на выборах партии. В таких политических системах есть развитые партии и достаточно эффективный контроль над властью. Любое государство при помощи права пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий. Все заметнее становится тенденция более детальной юридической регламентации их деятельности.

Политическая партия –это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. Партия — идеологическая организация. Идеология (философия) партии — совокупность идей, которыми она руководствуется в своей деятельности.

По идеологическим принципам партии делятся на: консервативные; либеральные; демократические; социал-демократические; социалистические; коммунистические; националистические.

Партия обладает постоянной организационной структурой и руководящими кадрами, обязательно имеет устав и оформленное членство. Согласно российскому законодательству, партией считается организация, насчитывающая не менее 50 тыс. членов. Партия имеет программу с конкретными предложениями, которые она намеревается реализовать, придя к власти, либо осуществляет как правящая партия.

Функции партии:выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп; борьба за власть; подготовка и проведение избирательных кампаний; ведение пропаганды и формирование общественного мнения. Цель партии — завоевать и удерживать государственную власть. Если организация такой цели не ставит, то она не политическая партия. Политические партии обычно представляют интересы определенных социальных групп.

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по ее правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту политику, которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная.Однако поскольку государство все же у нас более авторитарное, то оно оказывает большое давление на организацию и деятельность политических партий. Партии стремятся установить тесные связи с государством и это главная проблема. Партии не самостоятельны, государство отслеживает партии и ставит барьеры для оппозиционных. Типичный пример связи с государством – Единая Россия. Но это не правящая партия – она не влияет на формирование правительства, а только используется как инструмент и опора власти.

Проблемы становления многопартийной системы в РФ:

v В России отсутствуют прочные традиции существования многопартийной системы. Она начала формироваться заново только после распада СССР.

v В России отсутствуют устойчивые демократические традиции. Российский народ в своем большинстве не видит пока в конкретных политических партиях реальных выразителей своих интересов. Неслучайно, что новые партии возникали, заявляли о себе и в большинстве случаев очень скоро распадались.

v Нельзя не заметить появления в общественном мнении и в политической практике некоторых настораживающих тенденций: снижение электоральной активности, низкая явка избирателей, недоверие к важнейшим институтам власти, скептическое отношение к выборам вообще.

v Для населения роль и значимость законодательной ветви власти не так очевидна, как исполнительной. Около 35% граждан считали в 2005 году, что без парламента можно обойтись. Российские граждане в массе своей равнодушны к партиям. А сила законодательной власти – в компетентности депутатского корпуса.

v Слабость партий как институтов гражданского общества, которым еще предстоит пройти долгий путь к признанию их деятельности полезной и нужной обществу.

v Во многом наше партстроительство было верхушечным, часто номенклатурным и искусственным. Власть оказалась не готова к появлению реальных и самостоятельных партий, с которыми надо вести постоянный непростой диалог. В свою очередь, имитационная многопартийность неизбежно ведет к росту протестных настроений.

v Значительный вред становлению многопартийности и имиджу партий наносит отечественная политическая практика, которая зачастую дискредитирует и идею выборов, и идею политического представительства. В обществе зреет убежденность, что результаты выборов можно подтасовать, что избирательным процессом легко манипулировать, что любого участника выборов можно снять с дистанции, что режим наибольшего благоприятствования создается только для одной партии.

v Очевидное стремление сохранить только одного лидера избирательного процесса, устранить возможных конкурентов любыми доступными способами ведет к сворачиванию демократического пространства, не столько к стабильности системы (вопреки многочисленным уверениям), сколько к ее застою. Когда на политическом поле работает одна партия, один лидер, отсутствует конкуренция, появляется вседозволенность и убежденность в собственной непогрешимости. Малочисленные партии вытесняются из избирательного процесса.

Наши рекомендации