Государство и политические партии. Проблемы становления многопартийной системы в современной России.

Политическая партия- один из видов общественных объединений граждан, создаваемый на добровольных началах для участия в политической жизни общества (участие в выборах, представление интересов в органах гос власти, ОМСУ) посредством формирования и выражения политической воли граждан.

Назначение политической партии: - осуществляет ф-ии представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне всей социальной целостности; - осуществляет активную работу по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений; - снятие ее внутренних противоречий.

Партии имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, организационную структуру, накладывают на своих членов определенные обязанности и формируют нормы поведения. Поэтому они служат мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни.

Истинной целью в деятельности политических партий в конечном счете является завоевание политической власти.

В чем связь партий и гос-ва: 1. Зак-ва государств запрещают партиям использовать наименовании, оскорбляющие расовые, национальные и религиозные чувства, нарушающие общепризнанные нормы морали. Символика должна быть индивидуализированной и не совпадать с символикой других государственных и негосударственных структур.2 деятельность партий должна носить законный характер и не нарушать права и свободы граждан. Таким образом, любое гос-во при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий. В связи с усложнением форм и методов деятельности партий в политической жизни, с возрастанием их роли в обществе все заметнее становится тенденция более детальной юридической регламентации их деятельности.

Становление многопартийной системы. С распадом СССР начался активный процесс демократизации во всех сферах общественной жизни. Начали создаваться многочисленные общественные объединения, в том числе и политические партии. Как правило, многопартийные выборы в национальные парламенты характерны для государств с нестабильной социально-политической обстановкой (напрмер, Колумбия – более 55 партий, Индия – 44, Украина – 38, Болгария – 34, Эфиопия – 33..). Участие в таких выборах становится весьма сложной задачей по определению своего политического выбора для электоральной части населения.

В ч.3 ст. 15 К РФ указано, что в РФ признается политическое многообразие, многопартийность. Из этого следует стремление к созданию таких политических партий, которые представляли бы различные социальные группы и позволяли бы говорить о демократичности политической системы в целом. К сожалению, ни одна из действующих политических партий не выражает интересы различных слоев населения.Многопартийность необходима прежде всего для государства. При многопартийности формируется механизм конкуренции, соперничества между партиями, а через них и между классами, социальными слоями. Механизм конкуренции, действующий в цивилизованных формах, в рамках закона, решает ряд задач, крайне важных для политической системы и всего общества, способствует выдвижению альтернативных вариантов социального прогресса, дальнейшей демократизации общественной жизни, расширяет массив активных участников политической системы. Если партийная система неэффективна, то возникновение и углубление противоречий между обществом и государством неизбежно, а это, в свою очередь, способно поставить под угрозу само существование государственных институтов, по крайней мере в том виде, в котором оно сейчас существует.

В современной же России, исходя из ее недавнего советского прошлого, ценность многопартийности бесспорна. Развитие и укрепление конституционных основ организации и деятельности различных политических партий в нашей стране должны служить прежде всего препятствием установлению господства власти одной партии или одного лица с превознесением своей собственной идеологии в ранг государственно-обязательной, безальтернативной. При этом государство, реформируя и совершенствуя правовой статус партий, должно иметь в виду, что многопартийность отнюдь не сводится к наличию нескольких зарегистрированных политических партий. Это должна быть слаженная, функционирующая система, в которой политические партии находятся в равных правовых условиях, честно конкурируют за влияние на основные группы и слои общества, система, в которой обеспечивается принцип ротации партий у власти в зависимости от ясно выраженной воли избирателей. В качестве основного недостатка нашей партийной системы следует выделить наличие партии - политического доминанта, при отсутствии серьезной и системной оппозиции. Влияние политических партий на деятельность Государственной Думы особенно ярко проявляется в процессе принятия законов и других документов. Имея парламентское большинство, партия "Единая Россия" может не только обеспечить принятие нужных ей законов, но и оказывать влияние на организацию работы всей палаты.

Многопартийность является характеристикой не государства и не государственного устройства, а гражданского общества, которое сегодня в нашей стране еще далеко не сформировано. При этом основой политической системы общества является государство, а не партии. Только государство обладает правом принимать законы и требовать их соблюдения на своей территории, государственная власть едина, а государственные функции выполняют формально независимые друг от друга органы, которые, несмотря на разделение властей, способны занимать единую политическую позицию. Такими признаками не обладают политические партии.

Суть проблемы заключается еще и в том, что п. 1 ст. 10 Федерального закона "О политических партиях" устанавливает запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц. Как можно оценить эффективность этого запрета в условиях, когда подавляющее число руководителей субъектов Российской Федерации являются членами партии "Единая Россия", которая весьма весомо представлена также и в Правительстве РФ? При этом факт совмещения полномочий Председателя Правительства и Председателя партии "Единая Россия" вызывает вполне понятные затруднения в ответе на вопрос о том, в качестве кого он взаимодействует с государственными и негосударственными органами и организациями, общественными объединениями, физическими и юридическими лицами, средствами массовой информации при исполнении своих должностных обязанностей. Многие члены партии "Единая Россия" входят в состав Правительства РФ.

Наши рекомендации