Инновационная деятельность Республики Саха (Якутия): состояние и перспективы
к.ф.-м.н., Егоров Н.Е., к.э.н., Ковров Г.С., к.э.н., Павлова С.Н.
Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера
Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова,
г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия
Среди Северо-Восточных регионов Республика Саха (Якутия) является самым крупным по площади субъектом Российской Федерации (3103,2 тыс. кв. км.), занимая без малого пятую часть всей территории страны. Республика граничит на востоке с Магаданской областью, Хабаровским краем и Чукотским автономным округом, на юге с Амурской, Читинской, Иркутской областями, на западе с Красноярским краем. Омывается морями Лаптевых и Восточно-Сибирским. В состав Якутии входят также Новосибирские острова. Столица республики город Якутск. Главные промышленные города – Якутск (239,2 тыс.чел.), Нерюнгри (65,4 тыс.чел.), Мирный (38,6 тыс.чел.), Ленск (24,6 тыс.чел.), Алдан (24,0 тыс.чел.). Республика объединяет 35 административных районов (улусов). До настоящего времени Якутия является одним из самых изолированных и труднодоступных регионов мира в транспортном отношении: 90% территории не имеет круглогодичного транспортного сообщения.
Природно-климатические условия Якутии можно охарактеризовать как экстремальные. Якутия расположена в нескольких природных зонах: арктические пустыни, тундра, лесотундра и тайга. Свыше 40% территории находится за Северным полярным кругом. Большую часть территории республики занимают обширные горные системы, нагорья и плоскогорья. В республике почти 700 тыс. рек общей протяженностью свыше 1,5 млн. км. Самые крупные: Лена, Анабар, Оленек, Индигирка, Яна и Колыма. Водоемы содержат богатейшие запасы рыбы около 50 ценных видов. 47,4% территории Якутии занимают леса. Лесистость равна 63,7%.
Якутия один из самых холодных регионов страны. Большая часть территории республики лежит в зоне вечной мерзлоты. Мощность многолетнемерзлых пород достигает местами 600-800 и более метров. Климат суровый, резко континентальный. Средняя итоговая температура января –35,600С, июля +13,500С. Годовая амплитуда температур воздуха составляет более 100 градусов. Абсолютный минимум температуры в Якутске достигает -64 градусов, в районе «полюса холода» до -70 градусов. Лето короткое, но жаркое. Абсолютный максимум в Якутске достигает +38 градусов, в районе «полюса холода» до +35 градусов. Среднее годовое количество осадков достигает 200 290 мм, в отдельных горных районах до 700 мм. Нередки засухи.
Территория республики является богатейшей ресурсной базой не только российского, но и мирового значения, освоение которой находится в начальной фазе. Исключительно велика роль республики в ресурсном потенциале алмазов, золота, каменного угля, нефти, газа, олова, железных руд, урана, сурьмы, ртути, серебра, ряда редких металлов
Якутия входит в пятерку регионов с наибольшими показателями объема валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, среди регионов Дальневосточного федерального округа занимает третье место после Сахалинской области и Чукотского автономного округа. Прирост ВРП республики за I полугодие 2011 года составил 6%, в России 3,7%. По оценке 2011 года ВРП Якутии ожидается в объёме 411,5 млрд. руб. Удельный вес инвестиций в основной капитал по республике в объёме ВРП в 2011 году составит 36% против 32% в 2010 году. В Российской Федерации удельный вес инвестиций в объёме ВВП в 2011 году составит 19,7% против 20,4% в 2010 году. Объём ВРП на душу населения в Республике Саха (Якутия) составит 429 тыс. руб., что на 37% выше, чем средний по ДФО и на 36% выше, чем средний по стране.
Вместе с тем, рост показателей обеспечен в основном за счет производственных отраслей экономики. Ниже ожидаемых результаты, а соответственно не выполнены задания, в сельском хозяйстве, добыче золота, выпуске пилопродукции. В частности, в агропромышленном комплексе настораживающими факторами являются снижение численности поголовья сельскохозяйственных животных, низкие объемы товарного производства, а также сохранение высокого уровня незанятого населения в сельской местности.
Приоритетным направлением экономического и социального развития региона, повышения национальной конкурентоспособности, значительного улучшения качественного уровня жизни населения, обозначенным во всех стратегических документах Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), является переход к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития.
В настоящее время инновационная деятельность в республике осуществляется на основе следующей нормативно-правовой базы:
Ø Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
Ø Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Ø Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.
Ø Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года.
Ø Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы»..
Ø Концепция научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) до 2015 года и основных направлений до 2030 года.
Ø О науке и государственной научно-технической политике (новая редакция Закона Республики Саха (Якутия) от 14.02.2007г. 431-З №877-III.
Ø Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.
Ø «Дорожная карта» по созданию механизма взаимодействия институтов региональной инновационной системы – «инновационного лифта» Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы.
Инновационная инфраструктура в Республике Саха (Якутия) характеризуется номинальным наличием всех ее составляющих, широким спектром услуг, предоставляемых элементами инфраструктуры; различным уровнем развития элементов инфраструктуры в части рыночной ориентации; отсутствием формальных и неформальных взаимосвязей, бессистемности и нескоординированности деятельности отдельных элементов, разная ведомственная принадлежность.
Основными элементами региональной инновационной системы республики являются «Технопарк «Якутия», Агентство координации инновационного бизнеса, Венчурная компания «Якутия», Арктический инновационный центр Северо-Восточного федерального университета, малые инновационные предприятия, инновационно-технологические центры и филиалы в г. Мирном и г. Нерюнгри).
Важным конкурентным преимуществом республики является наличие в нем многопрофильного научно-образовательного комплекса, который способен обеспечить разработку и внедрение современных технологий на существующих и создаваемых предприятиях республики. Республика Саха (Якутия) имеет развитую академическую, вузовскую и отраслевую науку, насчитывающую 23 научных учреждений и более 20 высших учебных заведений, с учетом филиалов вузов России, в которых трудятся около 2,5 тысяч научно-педагогических кадров, в том числе 1094 кандидата и 415 докторов наук.
В то же время масштабы инновационной деятельности в республике остаются незначительными и не оказывают существенного влияния на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Общий объем инновационной продукции за 2011 год уменьшился в 2.8 раза по сравнению с 2009 годом, в то же время число организаций, осуществляющих технологические, организационные или маркетинговые инновации увеличилось до 29 (в 2009 г. 18). При этом доля собственно инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров собственного производства организаций составила всего 0,42%. В 2011 году большая часть затрат на технологические инновации пришлась на предприятия отрасли связи (38,4%) и организации сферы услуг в области теплоснабжения (38,0%), что свидетельствует о низкой инновационной активности в других отраслях экономики региона. Следует отметить существенно уменьшение в 2011 году затрат на технологические инновации промышленными предприятиями добывающей отрасли по сравнению с предыдущим годом в 5.8 раза и впервые введенный учет затрат на научные исследования и разработки в размере 217.6 млн.руб., что составил 17,1% от всего объема затрат на технологические инновации.
Эффективное развитие всех отраслей экономики региона возможно только с учетом специфики их инновационной деятельности и выделения приоритетов, что позволит успешно развивать новые рыночные организационно-экономические структуры. Для формирования эффективной инновационной политики необходима четкая стратегия на создание нового прогрессивного технологического уклада с использованием всего арсенала инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности. Перелом сложившейся тенденции возможен только на основе активизации инновационной деятельности в соответствующих отраслях экономики региона. Научно-технические программы должны ориентироваться в первую очередь на коммерческое использование разработок, государству же нужно поддерживать лишь те проекты, которые приносят существенный коммерческий эффект.
Основными принципами деятельности институтов власти должны стать следующие концептуальные утверждения. Прежде всего, это достижение в обществе понимания необходимости перехода России к инновационному пути развития. Властные структуры должны активизировать свою деятельность при таком переходе с обеспечением данного процесса необходимой законодательной базой, серьезными стимулами и мотиваторами инновационной деятельности. При этом значительная часть работы по созданию инновационной структуры российской экономики должна быть передана в регионы, где осуществляется реальное производство продукции. Это возможно, если властные структуры станут активными участниками инновационной деятельности и четко обозначат не только свои права, но и обязанности в процессе перехода.
Таким образом, формирование государственной политики в области инновационной деятельности имеет важный, системообразующий характер. Вместе с тем необходимо понимать, что рост экономики и общественного благосостояния невозможен без осознания необходимости в организации соответствующих инновационных процессов на местах с последующей реализацией данных преобразований. В этой связи возрастает роль региональной инновационной политики, которая, по нашему мнению, представляет собой совокупность мер, методов и приемов планирования, мотивации, координации и реализации инновационной деятельности на региональном уровне, в том числе и на конкретных предприятиях региона.
До настоящего времени региональная инновационная политика в значительной степени отождествлялась с научно-технической политикой развития региона. Безусловно, развитие сферы научных исследований и разработок, поддержка научных центров и институтов, а также высших учебных заведений имеет непосредственное отношение к вопросам создания инновационной продукции. Вместе с тем, научно-техническая политика государства, региона является составляющей и в некотором роде средством для реализации инновационной политики, носящей стратегический и системообразующий характер для развития региона и государства в целом. Иными словами, концепция региональной инновационной политики должна учитывать социально-экономические, научно-технические, географические, природные и других особенности региона.
Инновационная политика должна определять значение и степень важности инновационных процессов на региональном уровне, формировать общественное отношение к инновационной деятельности, формулировать позиции и направления деятельности федеральных и региональных органов власти, а также учитывать роль конкретных предприятий и организаций – производителей, посредников и потребителей инновационной продукции. Для объединения усилий по созданию прогрессивных технологий и перспективных инновационных продуктов важно также развитие международного и межрегионального научно-технического сотрудничества, сопровождающееся активным стимулированием деятельности общественных научных и научно-технических организаций.
Развитие инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия) должно идти в русле создания единого инновационно-инвестиционного климата в России. Самой ближайшей задачей научного сообщества Якутии является выделение таких критических технологий, которые имеют конкурентные преимущества не только в России, но и во всем мире. На основе этого необходимо произвести существенную переориентацию приоритетов Республики Саха (Якутия), частного бизнеса и гражданского общества на активизацию инновационной деятельности, повышение роли науки, на основе которых можно найти и предложить новые решения для развития инновационной экономики в Республике Саха (Якутия), «экономики, основанной на знаниях».
Литература
1. Егоров Н.Е., Ковров Г.С., Павлова С.Н. Основные направления инновационного развития экономики региона // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. №16. С.54-60.
2. Егоров Н.Е., Ковров Г.С., Павлова С.Н. Инновационное развитие регионов Северо-Востока России // Инновации. 2010. №10. С.65-76.
3. Егоров Н.Е., Ковров Г.С., Павлова С.Н. Анализ основных показателей состояния инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия) // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. №16. С.33-39.
4. Наука в Республике Саха (Якутия): Статистический сборник. – Якутск: ТО ФСГС по РС(Я), 2012. – 68 с.
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) УКАЗ г. Якутск | САХА ӨРӨСПҮҮБҮЛҮКЭТИН ИЛ ДАРХАНА ЫЙААХ Дьокуускай к. |
О внесении изменений в Указ Президента
Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. № 953
«О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на
Годы»
В соответствии с Законами Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2015 года 1487-З №531-V «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», от 17 декабря 2015 года 1539-З № 635-V «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2016 год» п о с т а н о в л я ю:
1. Внести в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года № 953 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» следующие изменения:
1.1. Пункт 10 паспорта государственной программы изложить в следующей редакции:
10. | Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам (в тыс. руб.) | 2 850 080 | 7 422 179 |
2012 год | 345 724 | 345 724 | |
2013 год | 503 774 | 503 774 | |
2014 год | 315 986 | 315 986 | |
2015 год | 398 910 | 1 390 338 | |
2016 год | 353 096 | 1 216 450 | |
2017 год | 328 198 | 1 216 636 | |
2018 год | 317 666 | 1 216 636 | |
2019 год | 286 725 | 1 216 636 |
1.2. Таблицу №2 в разделе 3 изложить в следующей редакции:
Таблица №2
Ресурсное обеспечение Программы
(в тыс. руб.)
Источник финансирования | Базовый вариант | Интенсивный вариант |
ВСЕГО: | 2 850 080 | 7 422 179 |
Федеральный бюджет | 75 000 | |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) | 2 596 658 | 7 063 757 |
Внебюджетные источники | 253 422 | 283 422 |
1.3. Дополнить разделом 8 следующего содержания:
«Раздел 8. Прогнозный план закупок
Прогнозный план закупок содержит информацию об объемах финансового обеспечения закупок для государственных нужд Республики Саха (Якутия), осуществляемых за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и внебюджетных источников финансирования, в целях достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
Прогнозный план закупок государственной программы Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» приведен в Приложении №7 к Программе».
1.4. Дополнить разделом 9 следующего содержания:
«Раздел 9. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
Проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которая включает мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности подведомственных учреждений Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науке.
Необходимость принятия мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности обусловлена требованиям законодательства, в том числе статьей 24 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В рамках реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности подведомственных учреждений Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науке будут поддержаны меры:
по снижению объема потребления подведомственными учреждениями Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науке (Государственное бюджетное учреждение «Академия наук Республики Саха (Якутия), государственное автономное учреждение «Технопарк «Якутия») энергетических ресурсов;
по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;
Индикаторы мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
№ | Индикаторы | Ед. изм. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. |
1. | Удельный расход потребления электрической энергии подведомственными учреждениями (ГБУ «Академия наук РС (Я)»/ГАУ «Технопарк «Якутия») | кВт.ч/м2 | 85,44/51,70 | 82,88/62,87 | 80,32/60,93 | 77,75/57,21 | 75,19/55,33 |
2. | Удельный расход потребления тепловой энергии подведомственными учреждениями (ГАУ «Технопарк «Якутия») | Гкал/м2 | 0,12 | 0,09 | 0,09 | 0,09 | 0,08 |
3. | Удельный расход потребления воды подведомственными учреждениями (ГБУ «Академия наук РС (Я)»/ГАУ «Технопарк «Якутия») | Куб.м/чел | 9,93/114,47 | 9,64/777,70 | 9,34/753,65 | 9,04/729,60 | 8,74/705,55 |
Удельный расход потребления газа подведомственными учреждениями (ГБУ «Академия наук РС (Я)»/ГАУ «Технопарк «Якутия») | Куб.м/м2 | 50,35/9,62 | 48,85/8,91 | 47,34/8,63 | 45,83/8,36 | 44,32/8,08 |
»
1.5. В приложении №1 к государственной программе:
1.5.1. Пункт 7 паспорта подпрограммы изложить в следующей редакции:
7. | Предельный объем средств на реализацию подпрограммы с разбивкой по годам (в тыс. руб.) | 788 369 | 1 570 675 |
2012 год | 119 651 | 119 651 | |
2013 год | 177 072 | 177 072 | |
2014 год | 100 183 | 100 183 | |
2015 год | 92 661 | 231 797 | |
2016 год | 76 736 | 235 493 | |
2017 год | 74 442 | 235 493 | |
2018 год | 74 442 | 235 493 | |
2019 год | 73 182 | 235 493 |
1.5.2. Раздел 3 изложить в следующей редакции:
Ресурсное обеспечение подпрограммы для базового и интенсивного вариантов по источникам финансирования и годам реализации приведено в таблице №3.
Таблица №3
(в тыс. руб.)
Источники финансирования | Базовый вариант, тыс. руб. | ||||||||
Всего | плановый период | ||||||||
ВСЕГО: | 788 369 | 119 651 | 177 072 | 100 183 | 92 661 | 76 736 | 74 442 | 74 442 | 73 182 |
Федеральный бюджет | |||||||||
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) | 713 369 | 111 651 | 163 072 | 87 183 | 84 661 | 68 736 | 66 442 | 66 442 | 65 182 |
Местные бюджеты | |||||||||
Внебюджетные источники | 75 000 | 8 000 | 14 000 | 13 000 | 8 000 | 8 000 | 8 000 | 8 000 | 8 000 |
Инвестиционная надбавка | |||||||||
Источники финансирования | Интенсивный вариант, тыс. руб. | ||||||||
Всего | плановый период | ||||||||
ВСЕГО: | 1 570 675 | 119 651 | 177 072 | 100 183 | 231 797 | 235 493 | 235 493 | 235 493 | 235 493 |
Федеральный бюджет | |||||||||
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) | 1 465 675 | 111 651 | 163 072 | 87 183 | 217 797 | 221 493 | 221 493 | 221 493 | 221 493 |
Местные бюджеты | |||||||||
Внебюджетные источники | 105 000 | 8 000 | 14 000 | 13 000 | 14 000 | 14 000 | 14 000 | 14 000 | 14 000 |
Инвестиционная надбавка |
1.6. В приложении № 2 к государственной программе:
1.6.1. Пункт 7 паспорта подпрограммы изложить в следующей редакции:
7. | Предельный объем средств на реализацию подпрограммы с разбивкой по годам (в тыс. руб.) | 1 796 030 | 3 115 333 |
2012 год | 206 614 | 206 614 | |
2013 год | 264 767 | 264 767 | |
2014 год | 187 659 | 187 659 | |
2015 год | 274 543 | 658 577 | |
2016 год | 245 251 | 449 290 | |
2017 год | 222 647 | 449 476 | |
2018 год | 212 115 | 449 476 | |
2019 год | 182 434 | 449 476 |
1.6.2. Раздел 3 изложить в следующей редакции:
«Ресурсное обеспечение подпрограммы для базового и интенсивного вариантов по источникам финансирования и годам реализации приведено в таблице N 2.4.
Таблица № 2.4
(в тыс. руб.)
Источники финансирования | Базовый вариант | |||||||||
Всего | плановый период | |||||||||
Всего: | 1 796 030 | 206 614 | 264 767 | 187 659 | 274 543 | 245 251 | 222 647 | 212 115 | 182 434 | |
Федеральный бюджет | ||||||||||
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) | 1 617 608 | 201 614 | 239 606 | 175 081 | 257 890 | 215 633 | 192 843 | 182 311 | 152 630 | |
Местные бюджеты | ||||||||||
Внебюджетные источники | 178 422 | 5 000 | 25 161 | 12 578 | 16 653 | 29 618 | 29 804 | 29 804 | 29 804 | |
Инвестиционная надбавка | ||||||||||
Источники финансирования | Интенсивный вариант | |||||||||
Всего | плановый период | |||||||||
Всего: | 3 115 333 | 206 614 | 264 767 | 187 659 | 658 577 | 449 290 | 449 476 | 449 476 | 449 476 | |
Федеральный бюджет | 75 000 | 15 000 | 15 000 | 15 000 | 15 000 | |||||
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) | 2 861 911 | 201 614 | 239 606 | 175 081 | 626 924 | 404 672 | 404 672 | 404 672 | 404 672 | |
Местные бюджеты | ||||||||||
Внебюджетные источники | 178 422 | 5 000 | 25 161 | 12 578 | 16 653 | 29 618 | 29 804 | 29 804 | 29 804 | |
Инвестиционная надбавка | ||||||||||
1.7. В приложении № 3 к государственной программе:
1.7.1. Пункт 7 подпрограммы изложить в следующей редакции:
7. | Предельный объем средств на реализацию подпрограммы с разбивкой по годам (в тыс. руб.) | 50 109 | 2 520 599 |
2012 год | |||
2013 год | 36 099 | 36 099 | |
2014 год | |||
2015 год | 2 642 | 470 900 | |
2016 год | 2 642 | 503 200 | |
2017 год | 2 642 | 503 200 | |
2018 год | 2 642 | 503 200 | |
2019 год | 2 642 | 503 200 |
1.7.2. Раздел 4 изложить в следующей редакции:
«Ресурсное обеспечение подпрограммы для базового и интенсивного вариантов по источникам финансирования и годам реализации приведено в таблице № 1.
Таблица № 1
(в тыс. руб.)
Источники финансирования | Базовый вариант | ||||||||
Всего | плановый период | ||||||||
Всего: | 50 109 | 36 099 | 2 642 | 2 642 | 2 642 | 2 642 | 2 642 | ||
Федеральный бюджет | |||||||||
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) | 50 109 | 36 099 | 2 642 | 2 642 | 2 642 | 2 642 | 2 642 | ||
Местные бюджеты | |||||||||
Внебюджетные источники | |||||||||
Инвестиционная надбавка | |||||||||
Источники финансирования | Интенсивный вариант | ||||||||
Всего | плановый период | ||||||||
Всего: | 2 520 599 | 36 099 | 470 900 | 503 200 | 503 200 | 503 200 | 503 200 | ||
Федеральный бюджет | |||||||||
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) | 2 520 599 | 36 099 | 470 900 | 503 200 | 503 200 | 503 200 | 503 200 | ||
Местные бюджеты | |||||||||
Внебюджетные источники | |||||||||
Инвестиционная надбавка |
1.8. Приложение № 4 изложить согласно приложению №1 к настоящему Указу.
1.9. Приложение № 6 изложить согласно приложению №2 к настоящему Указу.
1.10. Дополнить приложением № 7 «Прогнозный план закупок государственной программы Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы»» согласно приложению №3 к настоящему Указу.
2. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.
ГЛАВА