Закон республики саха (якутия)

Проект

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ, ОХРАНЕ, СОХРАНЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ

ПРИРОДНОГО ПАРКА «ЛЕНСКИЕ СТОЛБЫ»

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Природный парк (Аан айылгы) «Ленские Столбы» (Өлүөнэ Туруук Хайалара) Республики Саха (Якутия) образован Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 16.08.1994 г. № 837 «О мерах по развитию особо охраняемых природных территорий» и Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.02.1995 г. № 39 «Об организации Национального природного парка «Ленские Столбы» на территории Хангаласского и Олекминского улусов» для сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и служит для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных, нравственно – воспитательных целях, а также для духовных практик на природно-культовых территориях, особо охраняемых законом и обычаями народа саха и коренных малочисленных народов Севера.

Природный парк (Аан айылгы) «Ленские Столбы» Республики Саха (Якутия) (далее – Природный парк) относится к республиканской системе особо охраняемых природных территорий (Ытык Кэрэ Сирдэр).

Природный парк относится к объекту культурного наследия народов Республики Саха (Якутия) как объект общенационального достояния, представляющий собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации.

Природный парк «Ленские Столбы» включен 2 июня 2012г. на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как неотъемлемая часть всемирного культурного наследия ЮНЕСКО со следующей формулировкой ее выдающиеся мировой ценности: «Природный парк «Ленские Столбы» отображает две особенности, имеющие значительный международный интерес в отношении наук о Земле. Большие криогенно модифицированные столбы в регионе формируют наиболее значительный из известных ландшафтов такого рода, в то время как всемирно известные и важные обнажения Кембрийских пород рассказывают ключевые истории о нашей планете и ранней эволюции на ней в течение всего Кембрийского взрыва, а также историю появления феномена мерзлотного карста». Тем самым Природный парк относится к числу уникальных и крайне интересных природных объектов России и мира в целом, сочетающих эстетическую красоту и высокую научную ценность.

Природный парк «Ленские Столбы» является достопримечательным, сакральным местом, национальным богатством Республики Саха (Якутия), почитаемым коренными народами Республики Саха (Якутия) и подлежит охране в соответствии с Декларацией ООН о правах коренных народов (2007г).


Настоящий закон регулирует отношения в области организации, охраны, сохранения и использования Природного парка «Ленские Cтолбы» как природно-культового объекта коренных народов РС(Я)международного значения, имеющего статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО с учетом природно-климатических особенностей криолитозоны в целях сохранения уникального природного комплекса и достопримечательных мест, биологических ресурсов, их разнообразия, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе.

В настоящем законе применяются следующие основные понятия:

1) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны;

2) объекты культурного наследия - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации. Направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3) объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО— места и объекты на планете, в разных странах, которые выбираются Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры в соответствие с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия, где каждое государство – сторона настоящей Конвенции – признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории, возлагается прежде всего на него. При этом необходимо учитывать разницу между объектами, представляющими ценность для какого -либо народа или государства, и объектами, которые могут быть признаны частью общего наследия человечества. Всемирное наследие – это памятники, ансамбли и достопримечательные места, обладающие выдающейся универсальной ценностью, то есть ценностью, «которая является столь исключительной, что выходит за пределы национальных границ и представляет всеобщую ценность для настоящих и будущих поколений всего человечества»;

4) достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные – творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки, памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов…

5) сакральные места– уникальные ценности и являются неотъемлемой частью культурного наследия Российской Федерации, почитаемые коренными народами Республики Саха (Якутия) и коренными малочисленными народами Севера элементы ландшафта (горы, перевалы, пересечения дорог, реки, озера, курганы, деревья, святилища, места религиозных обрядовых молений и исторических событий), природно – культовые объекты (культовые сооружения, места ритуальных захоронений и археологических памятников), являющиеся компонентами традиций, обычаев, обрядов. При этом под сакральным местом понимается один или несколько локальных географических объектов, определенным образом влияющие на человека, часто отмеченные культовыми сооружениями и почитающиеся в народной традиции как "святое, священное место". Понятие сакрального пространства включает идею постоянного действия священных сил, которые когда – то впервые осветили и преобразили данное пространство, придав ему особый смысл, и таким образом отделили его от окружающего пространства. Поддерживание контакта с таким пространством, в основе своей имеет религиозную природу поскольку отражает нашу внутреннюю потребность сохранять прямую связь, непосредственно общение с «центром». Это общение позволяет нам развиваться и двигаться в направлении своего «центра», расширяя границы сакрального;

6) коренные малочисленные народы Севера – народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;

7) родовая, родоплеменная кочевая община - форма самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемая на основе членства и объединения имущественных долей взносов для совместной деятельности в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. Община находится под государственной защитой Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);

8) «вечная мерзлота» – основная литогенная платформа существования среды обитания человека, растений и животных в арктических, антарктических и высокогорных территориях земного шара. «Вечная мерзлота», как криолитозона, включает верхний слой земной коры, характеризующийся отрицательными температурами горных пород и наличием (или возможностью существования) подземных льдов. В ее состав входят многолетнемерзлые горные породы, подземные льды и непромерзающие горизонты сильно минерализованных подземных вод;

9)Кембри́йский пери́од (ке́мбрий) - геологический период, с которого началась палеозойская эра, как и весь фанерозойский эон. Начался 541,0 ± 1,0 млн лет назад, закончился 485,4 ± 1,9 млн лет назад. Продолжался, таким образом, примерно 56 млн лет. Комплекс отложений (горных пород), соответствующих данному возрасту, называется кембри́йской систе́мой;

10) животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

На сегодняшний день на территории парка насчитывается 42 вида млекопитающих, 102 вида гнездящихся птиц, ихтиофауна парка состоит из 21 формы и включает все виды, обитающие в Центрально-Якутском регионе. В список энтофауны включено 745 видов. По территории парка проходит северная граница ареалов единственных рептилий холодного края: гадюки и живородящей ящерицы. Малый лебедь, сапсан, орлан-белохвост, беркут, скопа, стерх внесены в Приложения к Конвенции СИТЕС и являются охраняемыми видами мировой значимости. В список краснокнижных видов входят жужелица Крубера, жужелица решетчатая, бабочки аполлон обыкновенный, медведица Менетрис;

11) растительный мир – это растения, одна из основных групп многоклеточных организмов, включающих в себя, в том числе деревья, кустарники, травы, лианы, мхи, папоротники и водные растения.

В настоящее время на территории парка выявлено 464 вида, 276 родов и 81 семейства сосудистых растений. Из них 21 вид относится к редким и исчезающим растениям, занесенным в Красные книги СССР, РСФСР, Якутии;

12) компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

13) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий;

14) экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Статья 12. Полномочия Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) в области организации, сохранения и функционирования Природного парка

К полномочиям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия)относятся:

1) осуществление контроля за соблюдением режима, организация, сохранения, использования и деятельности Природного парка, охраной окружающей среды;

2) координация деятельности республиканских органов управления, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области организации, сохранения, охраны и использования Природного парка;

3) участие в разработке и реализации Государственной целевой программы;

4) разработка, совершенствование нормативных правовых актов, типовых положений Природного парка;


5) разработка территориальных схем размещения и развития Природного парка;


6) согласование с органами местного самоуправления границ Природного парка;

7) формирование и утверждение в установленном порядке приоритетных направлений деятельности Природного парка, утверждает ежегодный план работы по организации, охране, сохранении и использовании Природного парка, согласованно с дирекцией Природного парка на основании Государственной целевой программы;

8) подготовка и реализация совместно с научно-исследовательскими и другими учреждениями программ по охране, воспроизводству, восстановлению и рациональному использованию биоресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;

9) утверждение технико-экономических и экологических обоснований и проектов;


10) организация охраны, финансовое и материально-техническое обеспечение;

11) организация строительства производственных и административных объектов за счет средств капитальных вложений и хозяйственным способом;


12) Ввоз и вывоз из Природного парка, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их особо ценных видов, в том числе растений, животных и других организмов, подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации, внесенных в Красные книги Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), регулируется законодательством Российской Федерации и с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, находится под постоянным контролем дирекции Природного парка, согласующего все вопросы ввоза и вывоза с Министерством охраны природы РС(Я);


13) участие в подготовке и распространении ежегодного Государственного доклада о состоянии экологии в Республике Саха (Якутия) в части информации о состоянии и государственной охране Природного парка;

14) назначение на должность директора Природного парка, осуществляющего переданные полномочия;

15) утверждение структуры администрации Природного парка, осуществляющего переданные полномочия;

16) самостоятельная организация деятельности по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также предусмотренными настоящим законом;

17) осуществление в установленном порядке контроля за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым дирекцией Природного парка и соответствующих органов по вопросам государственной охраны объектов культурного наследия, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов по указанным вопросам или о внесении в них изменений;

18) обеспечение своевременного представления дирекции Природного парка информациив области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия:

- ежеквартального отчета о расходовании республиканского бюджета при реализации Государственнойцелевой программы, предоставленных субвенций, грантов и иных финансовых средств, поступивших от деятельности Природного парка, туризма и спонсорской помощи;

- экземпляров нормативных правовых актов, принятых по вопросам переданных полномочий;

- иных документов и информации, необходимых для контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления администрацией переданных полномочий;


19) принятие меры об отмене решений, принятых с нарушением законодательства, или о внесении в них изменений;


20) составление анализа деятельности Природного парка и причин, выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий, принимает меры по их устранению;

21) пропаганда охраны и рационального использования и просвещение населения в этой области;


22) организация профессиональной подготовки государственных инспекторов особо охраняемых природных территорий, их переподготовки, повышения квалификации и стажировки;


23) учет и оценка состояния Природного парка;


24) ведение государственного кадастра;


25) координация научной исследовательской и научно-просветительских работ;

26) регулирование численности и распространения биоресурсов, объектов растительного и животного мира, подлежащих охране, сохранению, регулированию, использованию и контролю, осуществляемым настоящим законом;


27) регулирование и контроль выдачи уполномоченными государственными природоохранными учреждениями Республики Саха (Якутия), дирекцией Природного парка разрешений на право посещения Природного парка;


28) согласование осуществления деятельности на территории Природного парка, утверждениепорядка выдачи согласования осуществления деятельности и порядка выдачи разрешений на посещение;

29) иные полномочия, предусмотренные другими федеральными, республиканскими законами, нормативно – правовыми актами и настоящим законом.

Статья 14. Участие граждан и юридических лиц, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды в организации, охраны, сохранении и использовании Природного парка.

14.1. Каждый гражданин имеет право принимать участие в природоохранной деятельности на территории Природного парка.

14.2. Граждане и юридические лица, а также общественные и религиозные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, вправе:

1) оказывать содействие в осуществлении мероприятий по организации, охране, сохранении и использованию Природного парка. При осуществлении этих мероприятий органы государственной власти Республики Саха (Якутия) учитывают предложения граждан и юридических лиц, а также общественных и религиозных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;

2) принимать участие в разработке и реализации Государственной целевой программы;

3) принимать участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, в природоохранных мероприятиях;

4) принимать участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите границы Природного парка, борьбе с коррупцией и вандализмом;

5) за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, объектов культурного наследия, сохранении достопримечательных и сакральных мест, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

6) организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую и этноэкологическую экспертизу;

7) рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической и этноэкологической экспертизы;

8) осуществлять общественный контроль в области организации, охраны, сохранении и использовании Природного парка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республикой Саха Якутия);

9) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации об использовании территории Природного парка, о состоянии в нем окружающей среды, объектов культурного наследия, сохранении достопримечательных и сакральных мест, мерах по ее охране,об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

10) участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, объектам культурного наследия, достопримечательным и сакральным местам,жизнь, здоровье и имущество граждан;

11) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся организации, охраны, сохранения и использования Природного парка, негативного воздействия на окружающую среду, объектам культурного наследия, при сохранении достопримечательных и сакральных мест и получать своевременные и обоснованные ответы;

12) организовывать и проводить в установленном порядке общественные слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, объектам культурного наследия, достопримечательным и сакральным местам, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

13) подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, объектам культурного наследия, достопримечательным и сакральным местам Природного парка;

14) организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам организации, охраны, сохранения и использования Природного парка, охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

15)разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы, социальные, экологические проекты в целях охраны, сохранения и использования Природного парка, проводить мероприятия, пропагандировать культуру, традиции и обычаи коренных народов Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера;

16) защищать права и законные интересы эвенкийских родовых общин и иных землепользователей, граждан в области использования земельных участков, введения традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

17) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде, объектам культурного наследия, достопримечательным и сакральным местам;

18) осуществлять иную деятельность на основе Договоров (соглашений) общественных объединений, организаций с уполномоченными органами по охране природы и культуры;

19) осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

14.3. Общественные объединения и некоммерческие организации при осуществлении деятельности в области организации, охраны, сохранения и использования Природного парка обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, объектов культурного наследия, сохранения достопримечательных и сакральных мест Природного парка.

14.4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды и по исполнению настоящего закона.

14.5. Решение о размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, принимается с учетом мнения населения республики или результатов республиканского референдума.

14.6. В случае, если должностные лица препятствуют гражданам, а также общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации прав, предусмотренных федеральнымии республиканскими законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха Якутия), настоящим законом, указанные должностные лица привлекаются к ответственности в установленном порядке.

14.7. Учреждениям, организациям, общественным объединениям и некоммерческим организациям, осуществляющим организацию, охрану, содержание и использование Природного парка, могут предоставляться налоговые льготы, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации и Республикой Саха (Якутия).


Раздел 11. Создание, функционирование, изменение границ, территорий иупразднение Природного парка.

Проект

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Наши рекомендации