Республики Саха (Якутия) на 2016-2020 гг.

Республика Саха (Якутия)

Муниципальное образование «Байагантайский 2-й наслегнаслег»

Усть-Алданского улуса (района)

ПРОГРАММА

социально-экономического развития муниципального образования

«Байагантайский 2-й наслегнаслег»

Усть-Алданского улуса (района)

Республики Саха (Якутия) на 2016-2020 гг.

Тит-Ары – 2016 г.

ПАСПОРТ

Программы социально-экономического развития муниципального образования «Байагантайский 2-й наслегнаслег» Усть-Алданского улуса (района)» Республики Саха (Якутия) на период 2016-2020 гг.

Наименование Программы Программа социально-экономического развития муниципального образования «Байагантайский 2-й наслегнаслег» Усть-Алданского улуса (района) Республики Саха (Якутия) на период 2016-2020 гг.
Основание для разработки Программы Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2015 г. N 635 "О системе планирования социально-экономического развития в Республике Саха (Якутия)"; Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2015 г. N 300 "Об утверждении Порядка предоставления муниципальным образованиям субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на разработку и реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов"; Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2015 года № 1031-р «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований на уровне поселений Республики Саха (Якутия)».
Заказчик Программы Администрация Муниципального образования «Байагантайский 2-й наслегнаслег» Усть-Алданского улуса (района)» Республики Саха (Якутия).
Разработчик Программы Администрация Муниципального образования «Байагантайский 2-й наслегнаслег» Усть-Алданского улуса (района)» Республики Саха (Якутия).
Основная цель Программы Обеспечение роста уровня жизни населения в виде улучшения социального положения и материального благосостояния за счет устойчивого экономического роста.
Задачи Программы На основе анализа социально-экономического положения наслега определение приоритетных путей и направлений развития; Разработка мероприятий по осуществлению комплексного экономического и социального развития наслега; Разработка мероприятий по социальному развитию наслега, определение первоочередных мер по обеспечению максимальной занятости населения, повышению уровня жизни, социальной защите нетрудоспособной части населения; Формирование и укрепление устойчивой финансовой системы за счет роста собственных доходов, обоснование государственной финансовой поддержки.
Ответственные за исполнение основных программных мероприятий Администрация Муниципального образования «Байагантайский 2-й наслегнаслег» Усть-Алданского улуса (района) Республики Саха (Якутия), учреждения и предприятия, общественные организации, население находящиеся и зарегистрированные на территории Тит-Арынского наслега.
Сроки и этапы реализации Программы Период с 2016 по 2020 гг.
Ожидаемые результаты от реализации Программы   Конечным результатом реализации программных мероприятий должно стать достижение стабильного состояния развития села, увеличение производственно ресурсного потенциала села, а также укрепление благосостояния поселения.
Ввод мощностей до 2020 г. Сельское хозяйство: строительство конебазы, коровника и летника на 100 голов-2016-2017г., гг. Социальная сфера: Строительство школы-2017г.,2018г., строительство водохранилище сТит-Ары 2016-2017гг, строительство летнего водопровода-2017г., Жилищно-коммунальное хозяйство: подключение частного сектора к централизованной отопительной сети с. 2017-2020г., Дорожное хозяйства: Капитальный ремонт внутрипоселковой и межпоселенческой дороги -2017г-2020г
Контроль за исполнением Программы Осуществляют представительный орган и глава муниципального образования, работники предприятий и учреждений.
Координатор Программы Управление экономического развития МР «Усть-Алданский улус»; Министерство экономического развития РС (Я)


ВВЕДЕНИЕ

Муниципальное образование Байагантайский 2-й наслегнаслег является наслегом, экономика которого представлена основным отраслям: сельское хозяйство.

Среднесрочное и долгосрочное планирование позволяет определить основные направления развития наслега, сконцентрировать усилия на ключевых задачах и обеспечить приоритеты развития. Программными целями развития являются: повышение качества жизни и благосостояния населения, достижение нового уровня развития в основных сферах хозяйства - промышленности, АПК, социальной, инфраструктурной, финансовой, управленческой.

Главной целью Программы является создание качественной, устойчивой социально-экономической среды в наслеге, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни наслега. Основным отраслям, которое является сельское хозяйство, но достижением нового уровня развития в основных сферах хозяйства - промышленности, социальной, инфраструктурной, финансовой, управленческой.

Конечным результатом реализации Программных мероприятий должно стать достижение стабильного роста и развития экономики наслега, увеличение производственного и ресурсного потенциала наслега, а также укрепление благосостояния населения в виде получения высоких и устойчивых доходов, возможности полноценной занятости

На современном этапе муниципальное образование имеет значительное количество ресурсов и неиспользованных возможностей сохранения и дальнейшего улучшения социально-экономической ситуации.

Разработка и реализация программы социально-экономического развития Муниципального образования Байагантайский 2-й наслегнаслег на среднесрочную перспективу в сложившихся социально-экономических условиях становится первостепенной задачей. Программа социально-экономического развития МО «Байагантайский 2-й наслегнаслег» Республики Саха (Якутия) должна придать наслегу новый импульс развития, создать условия для его процветания и благополучия.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЙАГАНТАЙСКИЙ 2-Й НАСЛЕГНАСЛЕГ»

Байагантайский 2-й наслегнаслег был образован 1991-м году.

Территория наслега расположена на северо-востоке Усть-Алданского улуса на берегу суходольной реки Танда. Площадь территории составляет 5752 тыс. га. Рельеф равнинный.

По географическим параметрам территория наслега относится к холмисто –возвышенным. По территории наслега протекает река Танда, впадающая в реку Алдан, также боковые речки Тандыга, Хаптаанньа.

Численность населения на 1 января 2016 года составляет 307 человек.

Байагантайский 2-й наслегнаслег находится на расстоянии в 60 километров от улусного (районного) центра Борогонцы.

Байагантайский 2-й наслегнаслег является сельскохозяйственным, основным занятием населения является животноводство (мясомолочное скотоводство и мясное табунное коневодство). Климат резко континентальный, отличается продолжительной суровой зимой и коротким теплым летом. Летние осенние перепады температуры способствуют низкой урожайности картофеля, других овощей. Дороги грунтовые состояние их впрямую зависит от капризов природы.

Сельскохозяйственным производством в наслеге по состоянию на 01.01.12 занимаются 82 хозяйств, в том числе 5 крестьянских хозяйства, 77 хозяйств населения. За последние годы в наслеге все хозяйства, включая хозяйства населения, начали заниматься увеличением поголовья якутской лошади.

Обслуживанием жилищно-коммунального хозяйства занимаются два предприятия: ГУП «ЖКХ» филиал Усть-Алданский улус (район) и ОАО АК «Якутскэнерго».

На территории наслега действует фельдшерский пункт, ветеринарный пункт, образовательных учреждений всего 2: 1 основная школа и дошкольная учреждения, а также в наслеге работает учреждение культуры.

Социально-экономическое развитие МО «Байагантайский 2-й наслегнаслег» характеризуется наличием ряда проблем, решение которых возможно при планомерной системной организации работ по реализации программных мероприятий на основе имеющегося потенциала роста.

Демография, уровень жизни.

Цели

1. Стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

2. Обеспечение роста реальных доходов населения, содействие повышению заработной платы и снижению ее дифференциации внутри наслега.

3. Оптимизация спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

4. Увеличение и совершенствование форм социальных выплат и льгот.

Задачи

1. Проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения и создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости.

2. Разработка системы поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы.

3. Осуществление комплекса мер по обеспечению занятости трудоспособного населения.

4. Создание условий для эффективной занятости населения, в том числе за счет реализации программы развития предпринимательства, программы развития личных подсобных хозяйств.

Сельское хозяйство

Цели:

1. Сохранение, стабилизация, увеличение поголовья с/х животных.

2. Увеличение производства продукции животноводства.

3. Содействие развитию личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, как одного из источников поступления сырья и продовольствия на рынок и обеспечения занятости на селе.

4. Повышение качества продукции

Задачи:

1. Повышение эффективности использования ресурсного потенциала (повышение плодородия почв, совершенствование земельных отношений)

2. Реализация комплекса агротехнических и иных мер, обеспечивающих рост производства основных видов продукции растениеводства.

3. Отрегулировать и оптимизировать схему сайылычного ведения скотоводства

4. Повышение плодородия почв за счет проведения комплекса мер по их восстановлению.

4. Изменение структуры кормовых площадей по видам сельскохозяйственных культур. Внедрение более урожайных, ценных кормовых культур.

5. Создание необходимых условий для наращивания производства животноводческой продукции, развитие и совершенствование селекционно-племенной работы, улучшение качества кормов.

6. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах и крестьянских (фермерских) хозяйствах.

7. Усиление роли органов местного самоуправления в регулировании деятельности личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств:

- оказание консультативной помощи в вопросах кредитования личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств;

- организация обеспечения личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств молодняком скота и птицы, семенным материалом, оказание зооветеринарных, агрономических и других видов услуг.

8. Сохранение и увеличение рабочих мест в сельскохозяйственном производстве, особенно в животноводстве.

9. Улучшение качества, расширение ассортимента и освоение новых видов выпускаемой продукции в соответствии с потребительским спросом различных групп населения, совершенствование структуры производства.

10. Укрепление материально-технической базы и финансового состояния базовых хозяйств по коневодству.

Малое предпринимательство

Цель: Создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства, увеличения на его основе налоговых доходов бюджета наслега, повышение занятости.

Задачи:

1. Оказание поддержки развитию субъектов малого предпринимательства;

2. Оказание содействия развитию системы кредитования малого бизнеса;

3. Развитие системы социального партнерства между субъектами малого предпринимательства и администрацией наслега. Согласно наслежной программы развития малого и среднего предпринимательства, ежегодно планируется закладывать в бюджет выделение средств на поддержку данной сферы деятельности.

4. Информационная, методическая и организационная поддержка населения и представителей малого предпринимательства по проблемам развития малого бизнеса.

Культура:

Цель: Создание оптимальных материальных и организационных условий для обеспечения населения услугами, предоставляемыми учреждениями культуры.

Задачи:

1. Модернизация объектов культуры, повышения уровня технологического и материально-технического оснащения учреждений культуры наслега.

3. Организация и проведение массовых мероприятий, участие в улусных конкурсах.

4. Поддержка самодеятельного народного творчества.

5. Повышение профессионального уровня кадров отрасли.

Физическая культура и спорт:

Цель: Формирование здорового образа жизни населения, создание оптимальных условий для развития массовой физической культуры и спорта.

Задачи:

1. Создание условий для развития массовой культуры и спорта, включая развитие детского и юношеского спорта, внеурочных форм занятий физкультурой и спортом, не требующих значительных финансовых затрат.

2. Участие в улусной спартакиаде среди муниципальных образований.

Достижение целей социально-экономического развития муниципального образования и решение поставленных задач в рамках полномочий органов местного самоуправления будет достигаться путем реализации Системы программных мероприятий.

В области финансов:

Цели:

1. Обеспечение роста собственных доходов бюджета муниципального образования.

2. Повышение эффективности бюджетных расходов.

Задачи:

1.Создание условий для развития финансовой самостоятельности муниципального образования на основе принципов межбюджетных отношений;

2. Совершенствование механизма выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

3.Создание условий и финансовых ресурсов для реализации национальных приоритетных проектов;

4.Осуществление политики стимулирования и поддержки отраслей экономики, которые могут стать точками роста экономики поселении;

5.Развитие финансовой инфраструктуры на территории муниципального района;

6. Создание условий для повышения налогооблагаемой базы территории.

7. Разработка и осуществление комплекса мероприятий по увеличению собираемости налогов, поступающих в бюджет наслега.

8. Сокращение расходов бюджета путем размещения муниципального заказа.

Строительства

Цель: увеличение строительства доступного жилья, объектов социальной сферы.

Задачи:

1.Выделение земельных участков для строительства, увеличение жилищного строительства.

2.Основным фактором влияющим на темпы роста жилищного строительства является строительство инженерных сетей, в первую очередь – электроснабжение и теплоснабжение.

3. Реконструкция пустующих объектов образования под социальное жилье.

Потребительский рынок

Цель: Удовлетворение покупательского спроса населения в качественных товарах и услугах.

Задачи:

1. Развитие прогрессивных форм торговли (самообслуживание, работа по заявкам покупателей и т.д.).

2. Обеспечение населения бытовыми услугами путем создания пунктов бытовых услуг в поселения.

Сельское хозяйство

Основной задачей развития сельского хозяйства Тит-Арынского наслега является стимулирование увеличения товарности производства мяса, молока в том числе путем расширения производства, переработки, восстановления крупного рогатого скота в организованных формах хозяйствования.

Животноводство

Основным видом трудовой деятельности большинства сельских жителей является разведение скота и лошадей. Животноводство является традиционным видом деятельности населения. Без них существование многих жителей наслега невозможно. Скот для населения не только служит пищей, но и хорошим подспорьем как источник денежных доходов.

В наслеге настоящее время в связи с прекращением ввоза комбикормов извне республики и дороговизной комбикормов местного производства все меньше держат свиней и птиц.

Таблица 3.1.1.1 Производственный план по сельскому хозяйству на 2016-2020гг.

Показатели факт 2020 г. в % к 2016 г.  
количество хозяйств, всего, единиц 106,1  
в том числе:              
крестьянские хозяйства 120,0  
хозяйственные населения 105,2  
посевная площадь, всего, га 33,5 36,5 66,9 67,2 67,6 201,8  
в том числе:              
картофеля 2,5 3,0 3,2 3,3 3,5 140,0  
овощей открытого грунта 1,0 1,2 1,3 1,4 1,5 150,0  
овощей закрытого грунта (тыс. кв. м.) 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 118,2  
кормовых 30,0 30,0 60,0 60,0 60,0 200,0  
численность сельхозживотных, голов: 109,3  
крупного рогатого скота 115,7  
крестьянских хозяйств и родовых общин 154,9  
хозяйств населения 106,2  
лошадей: 136,9  
крестьянских хозяйств и родовых общин              
хозяйств населения              
свиней: 2000,0  
хозяйств населения 2000,0  
птиц: 126,7  
хозяйств населения 126,7  
объем производства сельскохозяйствен-ной продукции, цн 944,4 1007,0 1112,5 1224,5 1337,0 141,6  
скота и птицы на убой в живом весе 350,0 375,0 400,0 450,0   470,0 391,6  
молока 520,0 550,0 620,0 670,0 750,0 144,2  
яиц, тыс. шт. 14,40 15,0 17,50 19,50 22,00 152,8  
картофеля 40,0 45,0 50,0 55,0 60,0 150,0  
овощей, в том числе закрытого грунта 20,0 22,0 25,0 30,0 35,0 175,0  

Табунное коневодство.

Из-за трудностей создания устойчивой кормовой базы для отрасли наблюдается замедленный рост поголовья лошадей. В предстоящие годы сохранится ведущая роль сельскохозяйственных предприятий и личного хозяйства населения.

Свиноводство.

Из-за малой обеспеченности концентрированными кормами, наблюдается снижение общего поголовья свиней. Так как свиноводство является скороспелой отраслью стабилизировать количество поголовья можно только за счет специализированных хозяйств. Из-за изменения политики, работы с базовыми хозяйствами, обеспечения кормами, за счет субсидируемого поголовья, базовые свиноводческие хозяйства вынуждены были сократить количество поголовья уже 2005 году.

Скотоводство.

Байагантайский 2-й наслегнаслег относится к наслегам, обеспеченных хорошими аласными пастбищами, сенокосными угодьями, но с неустойчивой урожайностью вследствие часто повторяющейся засухи и с обильными дождями.

Повышение продуктивности лугов в основном сдерживается недостатком семян многолетних трав.

Для достижения целей программы необходимо:

1. Укрепить кормовую базу.

2. Развивать племенное дело. Производство

3. Расширить объемы предоставления ветеринарных услуг.

4. Укрепить материально-техническую базу

5. Провести оптимизацию производства, основанную на отраслевую специализацию хозяйств.

6. Отрегулировать и оптимизировать схему сайылычного ведения скотоводства.

Растениеводство

Программой предусмотрены меры по возрождению земледелия. Так в эти годы предполагается:

1. Восстановление части ранее заброшенных пахотных угодий;

2. В целях повышения урожайности, увеличения объемов производства продукции земледелия.

Ветеринарная обеспеченность

В наслеге 6 год работает ветеринарный пункт ГУ Управление ветеринарии.

Объем производственных показателей находится в прямой зависимости от наличия поголовья животных на начало года.

Ветеринария нуждается в финансовой поддержке по приобретению безигольных инъекторов БИ-7, комплекта для уничтожения собак и кошек, ежегодном финансировании к нему летающих шприцов, по приобретению диагностикумов, питательной среды, кислот, растворителей, химических реактивов, а также вакцин некробактериоза.

В наслеге должны быть функционировать скотомогильники или биотермические ямы по сбору павших животных, мертворожденных плодов, отходов животного происхождения.

На основании приказа главного госветинспектора РФ от 04.12.95 №13-7-2/469 «О ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», согласованных заместителем главного госсанврача РФ и зарегистрированных Минюстом РФ, на территории населенных пунктов должно быть в наличии скотомогильники или биотермические ямы по сбору павших животных, абортированных и мертворожденных плодов, ветконфискатов, последов, отходов животного происхождения.

Связь и телерадиовещание

Связь в республике развивается высокими темпами, обеспечивая расширение доступа населения к телекоммуникационной инфраструктуре и информационным ресурсам. Основным стратегическим направлением в развитии телекоммуникаций является переход от устаревшей аналоговой технологии к современной цифровой, необходимой для обеспечения потребностей сельского населения. Для повышения качества предоставления услуг связи, увеличения скорости обмена информацией проводится большая работа по вводу нового современного оборудования. Начато в республике строительство спутниковой телекоммуникационной сети, основанной на технологии VSAT, что позволяет организовать для населения отдаленных пунктов республики мультисервисные каналы связи (телефонная связь, выход в Интернет, электронная почта, видеосвязь)

Потребительское общество

Не будет преувеличением сказать, что проблемы потребления населением товаров в настоящее время в нашем наслеге, действительно выходят на первый план. Так как в наслеге товарами повседневного спроса осуществляют только частные магазины. На сегодняшний день в наслеге не существуют ни хлебопекарни, ни магазина. Так как УПО Усть-Алданское с 2008 года ликвидирован. В будущем стоит задача восстановить хлебопекарню и магазин в наслеге, целью удовлетворить потребность и занятость населения.

Развитие социальной сферы

Занятость населения

Численность ищущих работу граждан, состоящих на учете в службе занятости, составляет 12 человек.

За 2015-2020 гг. население будет увеличиваться, в том числе и трудоспособное, и в 2020 г. составит 351 чел. (в численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет – 210 чел. (табл.).

Таблица .Баланс трудовых ресурсов с 2015-2020 гг., (чел.)

     
    отчет оценка прогноз прогноз прогноз прогноз
1. Численность постоянного населения
2. Число родившихся
3. Число умерших
4. Естественный прирост (убыль) +4 +9 +10 +8 +10 +12
5. Прибыло
6. Выбыло
7. Миграционная убыль +3 +1 +1 +1 +1 +1
8. Численность экономически активного населения в возрасте 15 - 72 лет
9. Численность занятых в экономике
10. Общая численность безработных
11. Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости
12. Численность работников предприятий и организаций
13. в том числе по видам деятельности:            
14. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
15. Государственное управление и обеспечение военной обязанности, обязательное социальное обеспечение
16. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
17. Прочие отрасли

Для этого содействовать трудоустройству граждан в целях трудоустройства граждан, обратившихся в поисках работы в органы службы занятости. Оно охватывает весь спектр государственных услуг по содействию трудоустройству населения в соответствии с основными принципами государственной политики в области занятости населения, среди которых определены:

- обеспечение гражданам возможностей для трудоустройства на подходящую работу;

- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- поддержка предпринимательской инициативы граждан;

- взаимодействие органов службы занятости с работодателями по подбору необходимых работников;

- повышение конкурентоспособности трудовых ресурсов.

По реализации повышения трудовой мотивации, занятости и снижения уровня бедности поставлена цель и задача программы:

- содействие в повышении эффективности функционирования рынка труда и расширение занятости населения через создание новых рабочих мест;

- содействие трудоустройству незанятого населения;

- повышение эффективности взаимодействия центра занятости с работодателями;

Уровень жизни населения

Повышение качества жизни населения требует внедрения норм здорового образа жизни, решения остро стоящей проблемы обеспечения населения качественной питьевой водой, так как от этого зависит здоровье населения. Необходимо на государственном уровне предусмотреть комплекс мер по повышению качества питьевой воды, пропаганде здорового образа жизни.

Культура, духовность

Услуги сферы культуры представлены услугами клуба. В наслеге работает дом культуры «Айылгы». Численность фактически работающих составляет на 2016 г.- 6 чел. Кроме того, имеется библиотека, работающих составляет –2 чел.

2016-2020 годы перед работниками культуры стоит формирование нового мировоззрения, развития новых прогрессивных идей. Целью программы развития культуры села является сохранение имеющегося культурного потенциала и культурного наследия, его эффективное использование для духовного развития населения села.

Главными задачами является:

- сохранения и развития традиционной национальной культуры и культуры других национальностей, проживающих в с.Тит-Ары.

- совершенствование планировки архитектуры и дизайна объекта культуры;

- усовершенствование информационно-методической деятельности центра культуры «Айылгы» с, Тит-Ары.

- использование метода программно-контрактного финансирования мероприятий и платных услуг, аренды и т.д.

- развитие и поддержка инициативы населения, стимулирование творческой активности населения, поддержка общественных проектов, новых форм досуговой деятельности;

- улучшение материально-технической базы;

- сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия наслега;

- создание условий для полноценного рационального отдыха населения в учреждение культуры;

Здоровый образ жизни

За последние годы в наслеге, как и в республике в целом, остро стоит проблема ухудшения состояния здоровья населения, увеличения количества людей, употребляющих алкоголь и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья, следует отнести низкий уровень жизни, ненадлежащие условия учёбы и труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличения чрезмерных стрессовых нагрузок.

Основные проблемы внедрения здорового образа жизни среди населения:

недостаточная поддержка общественного движения здорового образа жизни;

низкий уровень активности в учреждениях по внедрению производственной физической культуры и здорового образа жизни;

недостаточная работа по пропаганде здорового образа жизни в средствах массовой информации;

Основной целью является эффективное использование всех возможностей в воспитании детей и молодёжи достойными гражданами, формирование здорового образа жизни населения, обеспечение государственной безопасности.

Целью программы является обеспечение необходимых условий для осознания здорового образа жизни личным успехом каждого гражданина, как основы дальнейшего развития и процветания общества республики.

Социальная эффективность разрабатываемой Программы направлена на:

формирование у населения, особенно у детей, подростков и молодёжи, устойчивого интереса и внутренней потребности в здоровом образе жизни;

создание эффективной системы профилактики само разрушающих заболеваний – алкоголизма, табакокурения среди всех слоёв населения наслега;

создание эффективной системы профилактики инфекционных социально значимых заболеваний – туберкулёза и т.д.;

создание гражданам равных условий для реализации стремления к личному успеху;

популяризация и развитие национальных традиций основанных на здоровом образе жизни;

создание эффективной системы кадрового обеспечения и условий подготовки кадрового актива здорового образа жизни;

Высокое духовное и патриотическое сознание, физическая подготовка, широкая образованность, активная жизненная позиция, стремление к личному успеху, уважение национальных традиций станут идеологической основой решения задач по социально- экономическому развитию наслега.

 
3.10. Развитие электроэнергетики и энергообеспечения При восстановлении и реконструкции электросетевого хозяйства наслега необходимо учесть возможность: - применения опор с лежневым основанием для прохождения труднодоступных участков со сложными грунтовыми условиями; - применения быстромонтируемых вантовых опор с полимерной траверсой при строительстве и реконструкции ВЛ 35-110 кВ, - применение при строительстве и реконструкции ВЛ 35-220 кВ свободностоящих опор облегченной конструкции и быстромонтируемых опор с вантовой полимерной траверсной и полимерными изоляторами типа ЛК, а так же замену традиционной подвесной изоляции из фарфора и стекла на полимерную; - применения поверхностных фундаментов для одностоечных опор и железобетонных пасынков для ВЛ 0,4-10 кВ; - применения низкотемпературных фторорганических жидкостей Д-83, ДК-104, Д-140 и ДГ-180 для заполнения малообъемных масляных выключателей; - применение низкотемпературных трансформаторных масел для заполнения малообъемных масляных выключателей, использование вакуумных выключателей при новом строительстве и реконструкции; - замены традиционной подвесной изоляции из фарфора и стекла на полимерную изоляцию типа ЛК, ПК; - использования при сооружении заземляющих устройств подстанций широко распространенные природные проводящие образования в многолетнемерзлом грунте; - применение железобетонных пасынков для ВЛ 0,4-10 кВ. Для снижения потерь электроэнергии в наслеге необходимо: - выравнивание нагрузок по фазам 0,4 кВ; - замену провода на ВЛ 0,4-10 кВ; - вводов 0,4 кВ; - замену перегруженных и недогруженных трансформаторов 6-10 кВ; - необходим переход на более совершенные системы учета электроэнергии например, на автоматизированную систему контроля и учета электроэнергии, замена трансформаторов тока и напряжения, а также счетчиков электроэнергии на приборы с более высоким классом точности установка счетчиков и измерительных трансформаторов на присоединениях 10/6 кВ, позволяющих сводить локальный баланс электроэнергии по объекту. 3.11 Теплоснабжение На территории Тит-Арынского наслега выработкой тепловой энергии занимаются филиал ГУП «ЖКХ» Усть-Алданский улус (район). Всего работает 1 центральная котельная. Суммарная мощность котельных Тит-Арынского наслега 1,83 Гкал/год. Протяженность тепловых сетей составляет 791,82 км. Годовой расход угольного топлива составляет 695,9 тонн. Для повышения эффективности работы предприятия необходимо: 1. увеличить котлы; 2. техническое перевооружение, реконструкция.

3.12. Благоустройства

Улучшение условий жизни сельского населения и повышение степени его социальной защищенности непосредственно связаны с подъемом производства и благоустройством села.

На обслуживании ЖКХ помимо социальных объектов, теплоснабжения, электросетей находятся дороги, системы уличного освещения.

Протяженность внутрипоселковой автодороги составляет всего 3,4 км, межпоселковой автодороги общего пользования составляет 15 км.

В Тит-Арынском наслеге имеется 1 свалка, 1 кладбище.

Пожарная безопасность

Основной целью раздела «Пожарная безопасность» Программы является защита жизни и здоровья населения Тит-Арынского наслега, так как в настоящее время состояние дел в области пожарной безопасности в республике в целом вызывает серьезные опасения. В улусе из 20 наслегов только в 3 наслегах имеются пожарные депо и в 1 наслеге пожарная дружина способные вести борьбу с огнем, в остальных наслегах имеются простейшие средства пожаротушения в учреждениях социальной сферы и предприятиях.

Выполнение намеченных мероприятий будет способствовать созданию материально-технической базы пожарных частей, формированию добровольных пожарных дружин.

Предусматривается подготовка членов добр

Наши рекомендации