Соотношение правового регулирования и правового воздействия
Нередко в науке и на практике смешивают понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие». Термин «регулирование» означает упорядочение, приведение чего-либо в порядок, в соответствие с чем-либо. Термин «воздействие» предполагает влияниена что-либо при помощи определенных средств. Смысл этих понятий близок, частично совпадает, но это не тождественные понятия. Таким образом, нельзя все правовые средства и формы влияния на общественные отношения сводить исключительно к правовому регулированию.
Под правовым воздействиемв юридической литературе чаще всего понимают результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации права), так и иных правовых явлений, например, правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса.
Понятие «правовое воздействие» шире, чем категория «правовое регулирование».Правовое регулирование есть воздействие всей системы юридических средств на общественные отношения. Правовое же воздействие — это не только специально-юридическое влияние права на общественную жизнь, но и информационно-психологическое, воспитательное, социальное и иное влияние правовой действительности на жизнь общества. Между рассматриваемыми понятиями нет резкой грани, они тесно связаны, но правовое регулирование является лишь частью правового воздействия, при этом частью специально-юридической.
62. Понятие и виды юридической техники, еѐ значение в юридической деятельности
Юридическая техника- совокупность правил, приемов, специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических документов. Юридическая техника имеет целью:
- оптимальное регулирование общественных отношений
- обеспечение доступности, простоты, обозримости нормативного материала,
- адекватное словесное выражение воли законодателя.
- техника направлена на создание качественных юридических актов, совершенных как по форме, так и содержанию.
В литературе принято подразделять юридическую технику на:
1. законодательную(нормотворческую)
2. правоприменительную. Законодательная техника включает в себя:
1. Правила построения нормативных правовых актов. Они предполагают логическую последовательность изложения нормативного материала, в частности выделение общих предписаний (Общая часть) и конкретных установлений (Особенная часть). Важна также структуризация нормативного материала по соответствующим разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям. При этом недопустимы противоречия между содержанием различных частей и разделов акта. Крупные акты должны иметь вводную часть (преамбулу). Она необходима, в частности, при кардинальном изменении правового регулирования общественных отношений.
2. Правила оформления актов. Каждый акт должен иметь название, указание на орган, его издавший, дату и место принятия, подпись соответствующего должностного лица, регистрационный номер, печать.
3. Приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний. К ним относятся терминологическая строгость, единство и стабильность используемых терминов, адекватное выражение в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и юридических понятий и т. д.
Различают:
а) общеупотребительные термины, которые обозначают принятые в литературном языке категории — «семья»,
«жилое помещение», «родители и дети» и др.;
б) специально-юридические термины, используемые для обозначения юридических понятий, например
«обязательная доля», «залог», «истец», «ответчик», «потерпевший»;
в) специальные неюридические термины или специально-технические термины, применяемые в биологии,
медицине, и др.
Средствами формулирования правовых норм является также использование юридических конструкций —
построение нормативного материала по типу связи между его элементами. Типичной юридической конструкцией
является юридический состав правонарушения.
К категории средств формулирования норм права относят правовые дефиниции, классификации, оговорки,
примечания, отсылки, а также правовые символы, которые рассчитаны на эмоциональное восприятие
определенных материальных предметов, имеющих юридическое значение, например герб, флаг, гимн госу-
дарства, мантия судьи и др.
С точки зрения юридической техники правовая норма должна содержать все ее структурные элементы —
гипотезу, диспозицию и санкцию. Это делает норму определенной, ясной, единообразной для применения.
4. Язык и стиль нормативного правового акта, во многом определяющие эффективность правового
регулирования. Важнейшие требования к языку и стилю нормативных правовых актов состоят в следующем:
а) краткость, концентрированность, однозначность и доступность для понимания юридического языка;
б) необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, а по возможности заимствований
иностранных слов. Допускается использовать только полностью освоенные иностранные слова, например
референдум, кредит, конвенция;
в) формулирование норм в форме долженствующе-предписывающего и константирующе-предписывающего
способов, поскольку нормативным актам присущи директивность и официальность стиля. При этом, чем четче
соотносятся слова с предметами, явлениями, событиями социальной жизни, тем более понятен их смысл и
правильное восприятие юридических понятий и категорий.
5. Правила опубликования нормативных правовых актов. К ним относятся источники опубликования, сроки,
перевод с одного языка на другой. Последнее особенно важно для международных договоров и других
соглашений, поскольку они не всегда имеют русский аутентичный текст. Между тем международные договоры
играют ключевую роль в защите прав и свобод человека.
Данные правила включают также порядок вступления в юридическую силу нормативных актов, обратную силу закона, действие акта во времени, в пространстве, по кругу лиц и другие важные моменты.
6. Приемы, способы систематизации нормативных правовых актов— их учет, консолидация, инкорпорация,
кодификация.
Правоприменительная техника включает в себя:
а) правила оформления и построения правоприменительных актов— протоколов, приговоров, судебных
решений и др. Каждый правоприменительный акт должен содержать такие атрибуты, как название, место, время
его принятия, орган, от которого исходит юридический документ, субъекты, к которым он обращен, и иметь
определенное юридическое содержание. По общему правилу язык и стиль правоприменительного акта не должен
отличаться от языка и стиля нормативного акта.
Нередко используются унифицированные формы правоприменительных актов в виде утвержденных соответствующими органами бланков или типовых образцов (договоров, доверенностей, протоколов и др.);
б) способы легализации документов, т.е. придания им юридической силы. Среди этих способов наибольшее
распространение получили нотариальное удостоверение и государственная регистрация. Например, сделки с
недвижимостью требуют не только нотариального удостоверения, но и регистрации в государственных органах.
Придать легальный характер некоторым документам могут также органы записи актов гражданского состояния,
архивы, органы юстиции. Предприятия, учреждения, организации обязаны свидетельствовать копии документов,
представляемых гражданами в эти организации, если не предусмотрено их удостоверение в нотариальном
порядке (копии дипломов, аттестатов и др.);
в) способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов;
г) способы разрешения коллизий в праве, преодоления пробельности;
д) способы процедурно-процессуального оформления юридической практики, в том числе следственной,
оперативно-розыскной, судебной, арбитражной, надзорной.
Значение:
Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах
механизма правового регулирования - от издания нормативных актов до принятия на их основе
правоприменительных актов.
Различные виды юридической техники, все вместе организуя и конструируя правовой материал, создают условия
для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения
общественных отношений.
Юридическая техника играет большую роль в юридической науке и практике. Овладение ею, профессиональное
использование позволяют создать эффективно действующее законодательство.
63. Понятие и классификация современных национально-правовых систем
Понятие «правовая система» не тождественно понятию «система права». Система права характеризует внутреннюю структуру права, т.е. соотношение отраслей права, правовых институтов и норм права. Правовая система- более широкое понятие и наряду с институциональной структурой права включает в себя другие элементы правовой жизни страны. 5 элементов:
• явления мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы и правовая культура);
• право и основанное на нем законодательство;
• правовые отношения;
• юридическая практика;
• юридическая техника
Три аспекта понятия правовой системы:
• правовая система, существующая в данном государстве (национальная правовая система);
• существующая в нескольких государствах (правовая семья - обладают сходными юридическими признаками);
• всемирная правовая система (юридическая география).
Правовая система- это конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве.
Одновременно с понятием правовая система используют понятие «правовая семья» - это несколько близких по характеристикам национальных правовых систем, которые обладают общностью:
источников права
его структуры
исторического пути развития
понимания нормы права. Названные критерии позволяют выделять разные правовые семьи.
Классификация Р. Давида
Для классификации предложил 2 критерия:
1. идеологический(религия, философия, факторы экономической и социальной структуры)