Понятие правового регулирования, его отличие от правового воздействия

«Регулирование» – это частный случай, один из элементов в системе воздействия; это форма целенаправленного управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и на его развитие посредством введения в него регуляторов: норм, правил, целей, связей и др. Иными словами «регулирование» предполагает вмещение чего-либо в определенные рамки, границы – создание нормы (поведения, деятельности, отношения и пр.). Влияние права на сознание и поведение людей оказывается на основе самого факта существования правовых требований. Процесс воздействия права на поведение людей и общественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких-то жизненных ситуаций. Воздействие права и регламентация (регулирование) правом – смежные и близкие по значению понятия. В литературе, и особенно периодике, часто происходит смешение терминологии, и «правовое воздействие» приравнивается к «правовому регулированию». Бесспорно, в определенных ситуациях допустима подмена одного понятия другим – например: исходя из того, что право само по себя является регулятором общественных отношений, в своем действии, функционировании оно оказывает регулирующее воздействие на эти отношения – т.е. упорядочение. Таким образом, правовое воздействие в целом можно определить как одну из функций права - регулирующую. Однако для четкого их разграничения, обратимся к толкованию понятий «воздействие» и «регулирование». Воздействие нацелено на изменение чего-либо, на подталкивание объекта в нужную сторону. Отсюда, «воздействие» представляет собой более широкую категорию, чем «регулирование». Соответственно, «правовое воздействие» также является более широким понятием, характеризующим все направления и формы влияния права на общественные отношения.

Любое правовое регулирование является правовым воздействием, но не любое правовое воздействие есть правовое регулирование. Подобный подход к пониманию правового воздействия и его соотношению с правовым регулированием представляется вполне обоснованным, поскольку роль права в общественной жизни не сводится только к регулированию общественных отношений, хотя это является главным. Механизм правового регулирования – это система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Выделяют пять основных элементов механизма правового регулирования: нормы права – устанавливают правила; юридический факт или фактический состав; правоотношение; акты реализации прав и обязанностей, т.е. действия субъектов в форме соблюдения, исполнения, использования. Акты применения права – употребляются в случае правонарушения. Стадии механизма правового регулирования: правотворчество – создание нормативной основы. Итогом этой стадии становятся нормы права. Правоотношения – возникновение субъективных прав и юридических обязанностей. Возникают на основе юридических фактов и фактического состава. Этой стадии может предшествовать факультативная стадия - применение права, без которой не могут возникнуть правоотношения. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений. Реализуется в форме соблюдения запретов, исполнения обязанностей и использования прав. Акты реализации есть основное средство, при помощи которого права и обязанности осуществляются в жизнь. Применение юридической ответственности к конкретному правонарушителю. Если реализация права в силу каких-либо причин не происходит и совершается правонарушение, то возникает необходимость в этой стадии.

Право, законность и правопорядок, соотношение понятий

Понятие правопорядка.

Правовой порядок устанавливается действием права, режимом законности. Он устанавливается в первую очередь юридическими га­рантиями, деятельностью специальных государственных органов, ко­торые необходимых случаях могут применять меры государственного принуждения к правонарушителях. При этом всякое .нарушение право­вого порядка есть одновременно нарушение общественного порядка, но не всякое нарушение общественного порядка означает одновре­менное нарушение правового порядка, ибо общественный порядок бо­лее широкое явление.

Основное направление правового порядка заключается в под­держании в интересах государства и общества в целом таких общест­венных отношений, при которых не допускается произвола, беззако­ния, всемерно охраняются права и свободы всех участников общест­венных отношений. Таким образом, правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным. То есть, правопорядок - это состояние урегу­лированное социальных связей. Выделяют следующие его особен­ности:

- правопорядок запланирован в нормах права;

- возникает в результате реализации данных норм;

- обеспечивается государством;

- создает условия для организованности общественных отноше­ний;

- выступает итогом законности.

Законность есть реализация свободы человека, смоделированная в норах права. Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной жизни лишь в режиме действующего закона.Законность - это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. Правопорядок есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характеризует цивилизованное общество как общество правопорядка:

• В деятельности государства осуществляется принцип разделения властей;

• В общественной жизни реально воплощаются справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом и другие принципы права;

• Интересы субъектов права находятся под надежной охраной государства;

• Государство отвечает перед своими гражданами за нарушение их законных интересов;

• Граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством за совершенные правонарушения.

Законность и правопорядок соотносятся следующим образом:

1) правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности;

2) нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;

3) укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;

4) конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности.

Наши рекомендации