В системе национальной безопасности России
Роль методологического базиса общей теории безопасности
в формировании теоретических и практических основ обеспечения
видов национальной безопасности
Рассмотренное в предыдущем параграфе содержание вопроса обеспечения ИБ, неотделимо и является одним из важных видов национальной безопасности (НБ) страны, рассматриваемой в рамках общей теории и практики безопасности в любой сфере деятельности личности, общества и государства. Значительное многообразие этих сфер, обусловливает наличие и возникновение реальных и потенциальных опасностей для них, значительное разнообразие причин возникновения, проявления, содержания опасностей, угроз. Это, в свою очередь, обусловливает выбор соответствующих методов, способов, средств и мер противодействия угрозам, т.е. обеспечения безопасности. Изучением и исследованием этих вопросов осуществляется в рамках различных наук, научных направлений и учебных дисциплин. Однако, учитывая необходимость системного подхода к решению поставленных проблем безопасности в соответствующих сферах (информационной, экономической, экологической, политической, военной и других), важно рассмотреть базисные аспекты зарождающейся общей теории безопасности. Здесь важно рассмотрение ее не как некой универсальной, единой тории, а как теории, обладающей некоторыми системобразующими (синергетическими) принципами, методами, отражающими ее место в системе научных знаний. При этом методологический базис общей теории безопасности можно рассматривать в качестве вводного курса в различные отраслевые теории безопасности, в том числе информационной.
С позиций мировоззренческих, философских, социологических, политологических, общесистемных аспектов общей теории безопасности, выделяют известные ее задачи:
– систематизация существующих знаний в сфере безопасности;
– анализ, систематизация существующих научных концепций, взглядов, подходов, на методологический, мировоззренческий базис существующих знаний;
– выявление степени развития, особенностей существующих общей и отраслевых теорий безопасности;
– обоснование, разработка и развитие научно-методологических аспектов как общей, так и отраслевых теорий безопасности, в том числе концепций, направлений, методов систем обеспечения безопасности;
– развитие направлений, подходов, методов, способов, методик, средств эффективного обеспечения безопасности;
– развитие и формирование понятийного базиса, как основы фундаментального и прикладного компонентов теории безопасности;
– анализ и систематизация природы и содержания источников опасностей, угроз, определение порождающих их социологических, политологических и иных показателей.
Как зарождающаяся наука и учебная дисциплина, общая теория безопасности, имея свой объект и предмет. В формировании своих методов эта теория, как и любая наука, опирается и тесно взаимосвязана с методологическим базисом ряда наук: общей теорией систем (системология); информатикой; кибернетикой, представляющей общую теорию управления; синергетикой, являющейся теорией самоорганизации систем; конфликтологией, представляющей теорией конфликтов, дестуруктивных воздействий, угроз в социальной сфере; социологией; политологией; правом и др.
Вполне очевидно, что с этими науками общую теорию безопасности объединяет единый объект, который может быть представлен системой естественной, искусственной природы, или их комбинациями, возникающие, создаваемые, развивающиеся и функционирующие в условиях постоянного воздействия внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов (ДФ). Вполне очевидно, что наличие единого объекта, обусловливает использование и общих методов теории безопасности, понятий, принципов, закономерностей, методов изучения, описания, объяснения, предвидения, получения знаний и их практического применения в различных сферах деятельности. При этом общая теория безопасности должна выступать методологическим базисом формирования и развития отраслевых теорий безопасности, в том числе и информационной. С учетом такого подхода к рассмотрению и формированию научно-методологического базиса общей теории безопасности, она использует известные идеи, концепции, принципы методы исследования, познания, среди которых имеются и специфические методы, характерные рассматриваемой теории, в том числе:
– идеи, установки и взгляды реализма, прагматизма, диалектики, системного подхода;
– принципы: реалистичности, объективности, конкретности оценок, опоры на практику;
– методы: интуитивный, эвристический, "проб и ошибок", коллективной генерации идей, сценариев и др.
Рассматривая методологический базис общей теории безопасности необходимо выделить ее базовый понятийный аппарат, включающий известные понятия: "опасность", "угроза", "источники опасности", "объект опасности", "деструктивная (дестабилизирующая сила" (или "дестабилизирующий фактор опасности"), "уровень (степень) опасности", "безопасность", "защищенность", "субъекты и объекты безопасности", "система безопасности", "факторы (силы, средства) безопасности", "уровень (степень) безопасности", "методы обеспечения безопасности", " стабильность", "риск", "ущерб", "надежность" и др.
Опасность – наличие и действие сил, деструктивных и дестабилизирующих (факторов) в отношении к какой-либо конкретной системе.
Деструктивные, дестабилизирующие силы (факторы), (ДФ) – силы, факторы, способные нанести ущерб данной системе, временно вывести ее из строя или полностью уничтожить.
Глобальные источники опасностей (ГИО) – естественная природа («природа первого рода» человеческое общество, «природа второго рода» (системы искусственного происхождения, а том числе технические).
Глобальные источники опасности, рис. 2.1. могут быть одновременно объектами и источниками опасности друг для друга и для себя.
Рис. 2.1. Источники и объекты опасности и деструктивные факторы
Кроме классификации угроз по источникам и объектам их воздействия, различают угрозы по степени опасности, масштабам. По масштабу, опасности можно разделить на ограниченные (частные), локальные, региональные и глобальные. Здесь можно говорить о потенциальной и реальной угрозе. Потенциальная угроза представляет теоретическую возможность наличия, проявления каких-либо деструктивных воздействий, которые на практике могут появиться с низкой вероятностью, в числу чего могут не учитываться. Реальная угроза представляет проявляющиеся деструктивные воздействия, или проявляющиеся с большой вероятностью, что предполагает принятие и реализацию конкретных мер защиты. Ограниченная (частная) опасность – опасность деструктивных воздействий, исходящих из относительно ограниченных по масштабам природных, социальных, технических источников, способная нанести ущерб отдельным людям, отдельным объектам, техническим системам.
Локальная, региональная опасность – опасность деструктивных воздействий, исходящих из природных, социальных, технических источников, способная нанести ущерб значительному количество людей, территориям, техническим системам.
Всеобщая, глобальная опасность – опасность деструктивных воздействий, исходящих из природных, социальных, технических источников, способная нанести ущерб целым континентам, всей планете, всему человечеству.
С учетом рассмотренных понятий опасности и угроз, содержание понятия "безопасность" будет означать отсутствие, предотвращение, устранение, минимизацию опасности, защищенность системы от деструктивных воздействий (факторов).
Отсутствие опасности – отсутствие конкретного вида опасности для конкретной системы и на определенном промежутке времени.
Предотвращение опасности – исключение возможности превращения зарождающейся и существующей потенциальной опасности в реальную.
Устранение или минимизация опасности – действия, обеспечивающие предотвращение реально проявляющейся опасности, подавление, ликвидацию, резкое ослабление вызывающих ее деструктивных факторов.
Субъект безопасности - лицо или коллективный орган, активно влияющие на обеспечение определенного вида безопасности.
Объект безопасности – любые явления, предметы, процессы, системы и элементы живой и неживой природы, требующие защиты от воздействия угроз, деструктивных факторов, способных причинить им ущерб, уничтожить, лишить условий их существования и развития.
Рассмотренные понятия и классификация опасностей и угроз, обусловливают подходы и показатели классификации методов, способов, видов, систем и средств обеспечения безопасности. По явлениям, силам и процессам, механизмам безопасности различают формы (системы) безопасности природного, социального, технического вида (системы геофизической, социальной и технической безопасности).
Механизмы безопасности – совокупность сил, средств, способов обеспечивающих безопасность, которые отличают одну систему безопасности от другой.
Группы механизмов безопасности (МБ) можно классифицировать по содержанию природы своего существования, характеру действия, степени влияния на них субъекта безопасности.
По содержанию природы своего существования МБ характеризуются наличием имманентно (внутренне) присущих объектам МБ закономерностей, законов форм существования и самосохранения, поддержанием стабильности, развитием.
По характеру действия МБ представляют специальные, способы, методы, системы, средства собственной внутренней защиты субъектов. Так, обеспечение безопасности человека и гражданина, общества и государства создаются специальные силы, средств, органы, ведомства, формируются соответствующие им меты деятельности, направленные на обеспечение заданной степени национальной безопасности страны.
На основе базисных понятий общей теории безопасности, формируются ее методологические функции, которые обеспечивают, в свою очередь, формирование отраслевых теорий безопасности, а также:
– выступают инструментарием последующего, углубленного познания сущности явлений и практической деятельности в сфере обеспечения безопасности;
– позволяет учитывать специфику отраслевых теорий и концепций национальной безопасности, в том числе военной, экономической, социальной, экологической, информационной и других.
Таким образом, рассмотренные базисные методологические аспекты общей теории безопасности, позволяют с системных позиций рассматривать вопросы обеспечения национальной безопасности страны, в том числе такого ее вида – информационной безопасности, а также определить место и роль последней в решении проблем обеспечения национальной безопасности России.
Роль и место информационной безопасности в системе
обеспечения национальной безопасности России
Ни одна сфера жизни современного общества не может функционировать без развитой информационной структуры. Национальный информационный ресурс является сегодня одним из главных источников экономической и военной мощи государства. Проникая во все сферы деятельности государства, информация приобретает конкретные политическое, материальное и стоимостное выражения. Это подтверждает актуальность обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, ее важность и неотъемлемость в системе обеспечения национальной безопасности России. Решение задачи обеспечения ИБ включает множество этапов и зависит от потребностей государства, возможностей, методов и средств добывания сведений (в частности разведки), правового режима государства и реальных его усилий по созданию и обеспечению функционирования системы защиты информации.
Важным этапом становления и совершенствования такой системы в нашей стране явился (70-80-е гг.) период бурной разведывательной деятельности ведущих стран мира с широкомасштабным применением технических средств разведки. Сложившаяся обстановка потребовала совершенствования системы мер противоборства с иностранными разведками. Задачей государственной важности и одной из составных частей в общей системе мер по сохранению государственной и служебной тайны стало противодействие техническим разведкам. Произошедшие к началу 90-х годов качественные изменения в военно-политической, научно-технической сфере и других сферах, заставившие во многом пересмотреть государственную политику в области национальной политики, и, прежде всего в области информационной безопасности. Это обусловлено следующими обстоятельствами и факторами:
– информационные технологии принципиально изменили объем и важность информации, обрабатываемой ИС и их ТСОИ;
– в России перестала существовать жесткая государственная монополия на информационные ресурсы, получило конституционное закрепление право гражданина искать, получать и распространять информацию;
– прежний административный механизм управления ЗИ стал менее эффективен, в то же время возникла необходимость межведомственной координации в сфере обеспечения ИБ;
– в связи с усиливающимся включением России в международное разделение труда, укреплением всесторонних связей с другими государствами, многие административно-ограничительные меры обеспечения ИБ стали малоэффективными или неприемлемыми.
В сложившихся условиях с учетом рассмотренных положений обеспечения национальной безопасности личности, общества и государства, обеспечение информационной безопасности как неотъемлемой составной части национальной безопасности Российской Федерации выходит в разряд первоочередных задач. Подтверждением этому, является Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской федерации от 10 января 2000 года и Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 года.
В рамках указанных нормативных правовых актов определены интересы личности, общества и государства, как объекты обеспечения национальной безопасности. Интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии. Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России. Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства.
Концепция определяет национальные интересы России в информационной сфере: соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и обмена ею, защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального, культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации, развитие современных телекоммуникационных технологий, недопущение использования информации для манипулирования массовым сознанием, защита государственного информационного ресурса от утечки важной политической, экономической, научно-технической, военной и другой информации. В соответствии с данной Концепцией важнейшими задачами обеспечения ИБ являются:
· установление необходимого баланса между потребностью в свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями ее распространения;
· совершенствование информационной структуры, ускорение развития новых информационных технологий и их широкое распространение, унификация средств поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с учетом вхождения России в глобальную информационную инфраструктуру;
· разработка соответствующей нормативной правовой базы и координация, деятельности органов государственной власти и других органов, решающих задачи обеспечения ИБ;
· развитие отечественной индустрии ТКС, информационных средств, их приоритетное по сравнению с зарубежными аналогами распространение на внутреннем рынке;
· защита государственного информационного ресурса, и, прежде всего в органах государственной власти и на предприятиях оборонного комплекса.
Доктрина ИБ Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения ИБ Российской Федерации. На ее основе осуществляется: 1) формирование государственной политики в области обеспечения ИБ России; 2) подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения ИБ; 3) разработки целевых программ обеспечения ИБ Российской Федерации.
Содержание Доктрины включает:
1) базисные понятия ИБ Российской Федерации;
2) положения, определяющие национальных интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества;
3) сформированные стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению ИБ;
4) классификацию видов угроз ИБ и их источников;
5) методы обеспечения ИБ, в том числе :определены общие методы обеспечения ИБ Российской Федерации; раскрыты особенности обеспечения ИБ России в различных сферах общественной жизни; определены направления международного сотрудничества в сфере обеспечения ИБ;
6) основные положения государственной политики обеспечения ИБ Российской Федерации, в том числе принципы обеспечения государственной политики, первоочередные мероприятия по ее реализации;
7) организационные основы системы обеспечения ИБ Росси, в которых закреплены основные функции системы обеспечения ИБ и ее организационная основа.
В Доктрине определены направления обеспечения ИБ в различных сферах общественной жизни: в сферах экономики, внутренней и внешней политики, области науки и техники, духовной жизни, общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах, обороны, правоохранительной и судебной сферах, в условиях чрезвычайных ситуаций. Это содержание Доктрины определяет первоочередное место ИБ в деятельности государства по обеспечению национальной безопасности страны.