Информационная безопасность в системе обеспечения национальной безопасности россии

МУРУНОВА В.В., КГЭУ, г. Казань

Науч. рук. канд. полит. наук, доцент АРЗАМАСОВА А.Г.

В настоящее время в ходе развития технического прогресса активно осваивается информационная сфера и остро встает вопрос информационной безопасности. При работе с информационными и телекоммуникационными технологиями выделяются угрозы экономического, информационного, психологического, социального и дидактического характера [1]. В обществе информация является и предметом массового потребления, и мощным социально-экономическим ресурсом. В России прорабатывается проблема обеспечения информационной безопасности. Так, 5 декабря Указом Президента Российской Федерации была утверждена «Доктрина информационной безопасности РФ» [2]. В Доктрине выделяют три основные группы целей государственной политики в сфере информационной безопасности, а именно:

1) обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека в получении и использовании информации, а также обеспечение неприкосновенности жизни при использовании информационных технологий;

2) решение проблем развития в Российской Федерации информационных технологий и телекоммуникаций, а также совершенствование деятельности организаций по разработке средств обеспечения информационной безопасности;

3) обеспечение стабильного функционирования информационной инфраструктуры и единой сети электросвязи России, а также обеспечение сохранности отечественных информационных ресурсов;

4) доведение до общества достоверной информации о государст-венной политике России и ее официальной позиции относительно значимых событий в стране и мире;

5) обеспечение формирования системы международной информационной безопасности.

За последнее время в Российской Федерации реализован комплекс мер по укреплению информационной безопасности страны: сформирована нормативно-правовая база обеспечения информационной безопасности; создана защищенная информационно-телекоммуникационная система специального назначения в интересах органов государственной власти; созданы государственные системы защиты государственной тайны и информации [3].

Тем не менее, уровень информационной безопасности Российской Федерации не в полной мере соответствует современным потребностям общества и государства. Происходит это в силу существующих проблем, таких как:

– нормативная правовая база обеспечения информационной безопасности не охватывает весь перечень проблем в данной области;

– отставание развития информационных технологий в России, что приводит к необходимости привлекать иностранные фирмы при создании информационных систем; зависимость России от зарубежных производителей возрастает вследствие того, что повышается вероятность несанкционированного доступа к информации;

– низкие темпы работ по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти из-за отсутствия должного финансирования;

– отсутствие необходимой координации деятельности федеральных и региональных органов государственной власти в области информационных технологий.

Литература

1. Гельруд Я.Д. Управление безопасностью подготовки кадров к работе с информационными и коммуникационными технологиями в информационном обществе / Я.Д. Гельруд, С.А. Богатенков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. – 2016. – Т. 16, № 3. – С. 40.

2. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646: [Электрон. ресурс]. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/
71456224/#ixzz4dDYEt5IC (дата обращения 22.02.2017).

3. Шерстюк В.П. Информационная безопасность в системе обеспечения национальной безопасности России, федеральные и региональные аспекты обеспечения информационной безопасности /
В.П. Шерстюк // Информационное общество. – 1999. – № 5. – С. 4.

УДК 304.44

ЭКОЛОГИЯ И ТЕХНИКА

САБИРОВА Г.Р., КГЭУ, г. Казань

Науч. рук. канд. филол. наук, доцент ФËДОРОВА Ж.В.

Современный человек живет в мире, где постоянно появляются новые технические средства, технологии; производство и быт переходят в автоматизированный режим.

Насколько полезно появление технических и технологических инноваций? С одной стороны, они облегчают людям жизнь, можно одновременно решать различные бытовые вопросы: воспользоваться стиральной машиной, микроволновой печью, посудомоечной машиной и параллельно – интернетом. Те, у кого есть личный автомобиль, могут свободно передвигаться и путешествовать. Это, несомненно, положительная сторона глобальной технизации и технологизации. С другой стороны, человек, систематически используя инновации, наносит вред своему здоровью (физическому и психическому) и окружающей среде – там, где он живет сейчас и где будут проживать следующие поколения.

Рассмотрим использование самого опасного и вредного вида транспорта – автомобиля. Загазованность от использования этого вида транспорта особенно ощущается в больших городах; если посмотреть в ясный день в перспективе, то возникает ощущение легкого тумана. Именно этот вид транспорта занимает первое место по вкладу в загрязнение атмосферы. Какое решение для улучшения экологической ситуации можно применить в этом случае? Прежде всего, можно ограничить повседневную езду по городу. Но тогда придется предложить другие решения для передвижения, а для этого нужно создать комфортный общественный транспорт, построить велодорожки.

Думается, выход в том, чтобы люди не «гонялись» за новыми технологиями и задумались о своем будущем, о том, что можно минимизировать использование различных технических приспособлений и гаджетов.

Люди разработали и изобрели технические приспособления для облегчения своей жизни, своего быта, но как можно было направить действие техники против самого же человека? Вся полезность техники теряется по сравнению с тем, какие последствия она несет.

УДК 304.44

Наши рекомендации