Тема 14. Геополитическая ситуация в мире в 1950-е – начале 1980-х гг. и основные тенденции развития СССР.

Время: 2 часа.

Основные вопросы:

1. Основные тенденции мирового развития в 50-е - 80-е гг. 3 научно-техническая революция и создание постиндустриального общества на Западе.

2. Н.С.Хрущев и реформы в СССР в середине 50-х. – середине 60-х гг.

3. СССР в середине 60-х - середине 80-х гг.: нарастание кризисных явлений в политической и экономической жизни страны.

4. СССР в системе международных отношений середины. 50-х - середины 80-х гг: «холодная война».

Литература:

1. Хрестоматия по истории России…С.512 - 540.

2. Абскомин Ю.В., Волобуев О.В. ХХ съезд КПСС: новации и догмы. - М., 1991.

3. Бурлацкий Ф. Вожди и советники: о Хрущеве, Андропове и не только о них - М., 1990.

4.Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С.Хрущева и сельское хозяйство страны//Вопросы истории.2000. №1.

5. Кара – Мурза С. Советская цивилизация. От Великой Победы до наших дней. Т.2. - М.,2004.

6. Казанцев Ю.А. Международные отношения и внешняя политика России (ХХ век). – Ростов-на-Дону, 2002.

7. Кауль Т.Н. От Сталина до Горбачева и далее.- М., 1991.

8. Медведев Р. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И.Брежнева. - М.,1991.

9. Нежинский Л.Н. Пути и перепутья внешней политики России в ХХ столетии//Отечественная история. 1999. №6.

10. Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности.- М.,1994.

11. Согрин В.В. Российская история в ХХ столетии в контексте всеобщей истории//Новая и новейшая история. 1999.№1.

12. Пыжиков А.В. Хрущевская «оттепель».- М., 2002.

Практическое задание № 1:

Из доклада Первого секретаря ЦК КПСС//Хрестоматия по истории России ...С.512-513.

Вопросы к тексту:

1. Репрессии против каких слоев населения были осуждены в докладе? О чем это говорит?

2. Какая причина репрессий называется в докладе?

3. Какое значение имел этот доклад для социально-политического развития СССР?

Практическое задание № 2:

Из информации Министерства Просвещения РСФСР в ЦК КПСС о состоянии идейно-воспитательной работы в вузах”//Хрестоматия по истории России ...С.514-515.

Вопросы к тексту:

1. Какие изменения наблюдались в общественной жизни вузов: среди студентов и преподавателей? С чем это было связано?

2. Какие вопросы, как правило, студенты обсуждали на своих собраниях?

3. Как Министерство оценило эти новые студенческие настроения? Почему?

Практическое задание № 3:

Из “Заключительного акта” совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе//Хрестоматия по истории России ...С.534-536.

Изложите основные принципы отношений между государствами в таблице:



1. Что входит в понятие “суверенное равенство” государств  
2. Возможно ли применение силы во взаимной политике между государствами  
3. Урегулирование споров между государствами  
4. Права человека  

Как изменилось социально - политическое развитие и международное положение СССР после подписания “Заключительного акта”?

Методические рекомендации.

Изучать историю СССР в 50-е - 80-е гг. следует в широком мировом контексте. Во многом именно качественные изменения в мире, происшедшие после второй мировой войны и связанные с развитием науки, с 3-й НТР, которая привела к созданию на Западе постиндустриального общества, толкали Советское правительство к реформам.

Изменение положения в легкой промышленности, в сельском хозяйстве, уровне жизни советских людей становились непременными условиями политического выживания СССР.

При изучении первого вопроса нужно уделить внимание не только содержанию НТР, ее результатам и последствиям, но и другим феноменам этой эпохи: проблеме развивающихся стран, мировой системе социализма.

Со смертью И.В.Сталина закончилась целая эпоха. Начался процесс обновления, затронувший в 50-е годы практически все сферы жизни общества. Прежде всего, он коснулся деятельности партии, органов государственной власти - начинается их постепенная демократизация. Курс на демократизацию общественной жизни и государства должен был найти адекватное продолжение и в экономической сфере. Экономические реформы 50-х-начала 60-х были призваны решить проблему демократизации управления экономикой страны. Тем не менее, уже тогда достаточно ясно проявляется несостоятельность попыток решения экономических проблем чисто политическими методами.

Несмотря на трудности и просчеты уже к концу 50-х годов удалось значительно продвинуться вперед в решении серьезных проблем развития советского общества, достаточно активно шел процесс реабилитации жертв политических репрессий, заметные сдвиги произошли в социальной политике, экономике, развивалась наука, возросла оборонная мощь страны, был осуществлен настоящий прорыв в сфере медицины. Однако, в начале 60-х годов демократические тенденции в развитии общества начали ослабевать. В силу непоследовательности действий руководства страны увеличилась опасность возврата к прямому администрированию, что позднее послужило предпосылкой для укрепления позиций административно-командной системы. После XX съезда КПСС усиливается антихрущевская оппозиция в руководстве партии и государства, нарастает неприятие различными слоями номенклатуры проводимых реформ. Смещение Н.С.Хрущева становится закономерным результатом серьезных просчетов в осуществлении внутренней политики, недовольства партийно-государственного руководства бесконечной цепочкой непродуманных реорганизаций, непредсказуемых решений, зачастую не дававших положительного эффекта в условиях обострения социальной обстановки в стране и углубления экономических проблем.

При изучении данной темы серьезное внимание рекомендуется уделить анализу таких первоисточников, как материалов Пленума ЦК КПСС 2-7 июля 1957 года, доклада Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС, воспоминаний политических и общественных деятелей СССР. Их изучение поможет взглянуть на проблемы нашей страны в первые послевоенные годы и в период “оттепели” глазами современников и участников событий, лучше понять основные закономерности, повлиявшие на выбор пути дальнейшего развития СССР.

В современной историографии за периодом середины 60-х-80-х г.г. в развитии СССР прочно закрепилось название “застоя”. Тем не менее, в это понятие нельзя вкладывать однозначный смысл. Годы, предшествующие апрелю 1985 г., были временем напряженным, полным контрастов. С одной стороны, благодаря добросовестному труду миллионов советских людей, были созданы заново целые отрасли промышленности, делались крупные научные открытия, а с другой стороны - снижались темпы экономического роста, господствовал пресловутый “остаточный” принцип обеспечения социальной сферы. Противоречивым было и политическое развитие страны. Если во второй половине 50-х- 60-хг.г. весьма заметной была тенденция демократизации общественно-политической жизни СССР, расширялись права и самостоятельность в деятельности Советов, профсоюзов, комсомола, то с конца 60-х гг. эта тенденция начинает неуклонно ослабевать. Постепенно росло отчуждение трудящихся от реального участия в политической жизни, усиливался разрыв между официально декларируемыми демократическими принципами и повседневной практикой, снижалась роль представительных органов и резко возросло значение исполнительного аппарата, партийно-административной бюрократии.

Негативные процессы в социально-экономической и политической сфере, кризис советской культуры создали благоприятную почву для зарождения организованной преступности, опасного уровня достигла коррумпированность власти.

На этом занятии необходимо подвести итог истории развития советского общества, вспомнить, какой идеал социалистического общества был у большевиков до 1917 г., как он эволюционировал с 1917 г. до 1985 г. Подумайте - какие черты характеризовали советское общество, чем оно отличалось от западного постиндустриального общества. Каковы, на ваш взгляд, определяющие причины кризиса советского общества середины 80-х годов. Повлияли ли на него внешнеполитические факторы.

Тема 15. Распад СССР и становление новой российской государственности.

Время: 2 часа.

Основные вопросы:

1. Основные тенденции мирового развития на современном этапе.

2. Развитие СССР в 1985-1991 гг. Политика «перестройки»

3. Развитие РФ в 1991-2008 гг. Становление новой государственности.

4. Россия в системе современных международных отношений.

Литература:

1. Хрестоматия по истории России... С.540-563.

2. Гимпельсон Е.Г. Россия на переломе эпох. Осмысление ХХ столетия российской истории. М., 2006.

3. Иванов В.Н. Россия: социально-политическая ситуация (национальные и региональные аспекты).- М.,2000.

4. Кара – Мурза С. Советская цивилизация. От Великой Победы до наших дней. Т.2.- М.,2004.

5. Казанцев Ю.А. Международные отношения и внешняя политика России (ХХ век). – Ростов-на-Дону, 2002.

6. Малышев А.Ю. Российская Федерация: становление и развитие государственности.- Новосибирск, 2000.

7. Согрин В. Политическая история современной России. - М., 1994.

8. Согрин В.В. Второе пришествие либерализма в Россию. (Опыт историко- политического анализа). // Отечественная история. 1997. № 2.

9. Федулова Н.Г. Проблема безопасности и военного сотрудничества в рамках СНГ//Вопросы истории. 2000.№4;5.

10. Эрлер Г. Глобальная монополия: Мировая политика после распада Советского Союза.- М.,1999.

Практическое задание № 1:

Из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС//Хрестоматия по истории России ...С.540-541.

Вопросы к тексту:

1. На какие недостатки экономического развития страны указывал М.С.Горбачев?

2. Как он определил перестройку?

3. Какие основные экономические меры он намечал?

4. Предполагал ли Горбачев дальнейшее развитие социализма в СССР?

Практическое задание № 2:

Заявление президента СССР и высших руководителей 10 союзных республик на V съезде народных депутатов СССР; Из Алма-Атинской декларации глав независимых государств//Хрестоматия по истории России ...С.550-553.

Вопросы к текстам:

Заполните таблицу

  “Заявление президента...” “Из Алма-Атинской декларации...”
1. Политическая структура ССГ; СНГ    
2. Экономическое развитие ССГ; СНГ    
3. Военная политика ССГ; СНГ    

1. В чем заключается разница между предполагаемым ССГ и СНГ?

2. Почему, на Ваш взгляд, не удалось предотвратить распад СССР?

Методические рекомендации.

При изучении первого вопроса необходимо основное внимание обратить на сущность интеграционного процесса, который происходит как на Западе, так и на Востоке. Его можно сравнить с теми процессами, которые протекают на территории бывшего СССР.

При изучении темы необходимо учесть, что осмысление проблем развития СССР/России после 1985 г. носит еще преимущественно идеологический характер. Для формирования подлинно научных оценок произошедших событий требуется время.

Современный период истории России, бесспорно, носит переменный характер. С середины 80-х гг. за радикальными изменениями в идеологии, общественном сознании, политической системе, в государстве начались глубокие перемены в социальной структуре, отношениях собственности. Крушение КПСС и связанного с ней политического режима, распад СССР, образование не его месте независимых государств, в том числе и суверенной России, зарождение основ гражданского общества, новой классовой его структуры, иные геополитические реалии и проблемы- все это составляет содержание современной российской истории, начало которой восходит к марту- апрелю 1985 года.

При подготовке второго вопроса занятия целесообразно рассмотреть следующие этапы процесса “перестройки”:

первый: 1985 г. - 1986 г.;

второй: 1987 г. - 1991 г.;

На первом этапе выдвигается концепция ускорения социально-экономического развития страны, повышение динамичности развития социализма. Второй этап- период рождения новой идеологии и стратегии реформ, на первый план выходят уже не экономические преобразования, а политические, вместо социалистической идеологии появляются западные идеи “правового государства”. Этот этап заканчивается событиями августа 1991 года и развалом СССР.

С 1991 года начинается новый период в развитии РФ. Его также можно разделить на три этапа:

- 1991-1993 гг.

- 1994-1999 гг.

- 2000 – 2008 гг.

На первом этапе была сформирована и стала осуществляться новая концепция экономических реформ, которые привели к тяжелым социальным последствиям. Этот период отмечен конфликтом между исполнительной и законодательной властью, который вылился в драматические события осени 1993 года.

Конституция 1993 года изменила соотношение сил в России между президентом и парламентом, страна вступила в следующий этап своего развития.

При анализе современного положения России следует обратить особое внимание на то, какие новые проблемы появились в жизни российского общества, как можно его охарактеризовать – является ли оно сегодня индустриальным или нет, как изменилось международное положение России.

Примерная тематика рефератов

и методические рекомендации к их написанию

Наши рекомендации