Раздел 1: Основные тенденции развития средневековой Руси.

К теме 1:

1. Роль норманнов в образовании Древнерусского государства.

2. Социальный строй Киевской Руси.

3. Отношения Киевской Руси с соседями.

4. Язычество на Руси.

5. Принятие христианства на Руси.

6. «Двоеверие» в средневековой Руси.

7. Взаимоотношения Руси со степными народами.

8. Женщины Древней Руси.

9. Держава и завоевания Чингисхана.

К теме 2:

1. Взаимоотношения Руси и Золотой Орды.

2.Борьба за политическое лидерство на Руси (XIV- XV вв.).

3.Иван III как государственный деятель.

4. Иван IV как государственный деятель.

5.Опричнина Ивана Грозного: ее предпосылки и последствия.

6.Феномен самозванства.

7.Становление абсолютизма в России: правление первых Романовых.

8.Церковная реформа и раскол середины XVII в.

9.Восстание Степана Разина.

10.Восприятие средневековой России иностранцами.

II. Раздел 2. Россия в Новое время.

К теме 3.

1.Реформы Петра I как первая попытка модернизации России.

2.Петр I как государственный деятель.

3.Северная война: причины и следствия.

4.Санкт-Петербург – новая столица.

5.Временщики в эпоху дворцовых переворотов.

6.Внутренняя политика России в период дворцовых переворотов.

К теме 4.

1.Особенности “просвещенного абсолютизма” в России.

2.Екатерина II и Просвещение в России.

3.Внешняя политика Екатерины II.

4.Генералиссимус А.В.Суворов и русское военное искусство.

5.Павел I как государственный деятель.

К теме5:

1.Реформы Александра I.

2.Государственная деятельность М.М. Сперанского.

3.Государственная деятельность А.А. Аракчеева.

4.Отечественная война 1812 г.

5.Движение декабристов в России.

6.Внутренняя политика России в период царствования Николая I.

7.Споры о судьбах России: славянофилы и западники в 30-е - 50-е гг. XIX в.

8.Россия в Кавказской войне.

9.Крымская война: причины и следствия.

К теме 6:

1. Александр II как государственный деятель.

2. Подготовка и проведение реформ 60-х –70-х гг. XIX в.

3. Влияние реформ Александра II на развитие России.

4. Революционное народничество и истоки русского террора.

5. Особенности социально-экономического и политического развития России в 80-е –90-е гг. XIX в.

6. Государственная деятельность С.Ю.Витте.

7. Политический портрет Александра III.

8. Политика России в Средней Азии.

9. Русско-турецкая война (1877-1878 гг.): причины и итоги.

К теме 7:

1. Революционное движение в России в конце XIX – начале XX вв.: неонародники.

2. Левый террор в России в начале XX в.

3. Революционное движение в России в конце XIX – начале XX вв.:марксисты.

4. Либеральное движение в России в конце XIX – начале XX вв.: возникновение партий кадетов и октябристов.

5. Консервативное движение в России в конце XIX – начале XX вв.: монархисты.

Раздел 3. Россия в XX-XXI вв.

К теме 8:

1.Политический портрет Николая II.

2.Русско-японская война начала ХХ в.: причины и последствия.

3.Революционная модернизация в России: причины и итоги революции 1905-1907 гг.

К теме 9:

1.Истоки российского парламентаризма: Государственная дума в 1906-1917 гг.

2.П.А.Столыпин как государственный деятель.

3.Аграрная проблема в России в начале ХХ в. и проекты ее решения.

4.Причины и предпосылки I мировой войны.

5.Восточный фронт I мировой войны.

6.Влияние I мировой войны на внутреннее положение России.

К теме 10:

1.Начало второй революции в России: Февраль 1917 гг.

2.Место Октября 1917 г. в революционном процессе.

3.В.И.Ленин как политический лидер большевизма.

4.Политический портрет Л.Д.Троцкого.

5.Первые мероприятия большевиков после Октября 1917 г.: планы и реальность.

К теме11:

1.Гражданская война в России: причины, сущность и последствия.

2.Лидеры «белого» движения.

3.Лидеры «красных» в Гражданской войне.

4. Интервенция в России в период Гражданской войны.

4.«Военный коммунизм»: причины, сущность, роль в гражданской войне.

К теме 12:

1. НЭП: сущность и уроки.

2. Борьба за власть в большевистской партии после смерти В.И.Ленина. Причины прихода к власти И.В.Сталина.

3. И.В.Сталин как государственный деятель.

4. Индустриализация в СССР: цели, методы и цена.

5. Коллективизация в СССР: цели, методы и цена.

6. Культурная революция в СССР.

К теме 13:

1. Международная ситуация в Европе в 1930-е годы.

2. Фашизм в Германии.

3. Внешняя политика СССР в 1933-1939 гг.: попытка создания системы коллективной безопасности в Европе.

4. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг.: взаимоотношения с Германией.

5. Война с Финляндией: причины и последствия.

6. Степень подготовленности СССР к войне с Германией.

7. Начало Великой Отечественной войны: лето-зима 1941 г.

8. Битва под Москвой.

9. Сталинградская битва.

10. Курская битва.

11. Берлинская операция.

12. Создание антигитлеровской коалиции.

13. Малоизученные битвы Великой Отечественной войны.

14. Партизанское движение в годы войны.

15. Блокада Ленинграда.

16. Война с Японией.

17. Проблемы изучения Великой Отечественной войны в отечественной и западной историографии.

К теме 14:

1. Н.С.Хрущев как государственный деятель.

2. Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.

3. Социально-политическая ситуация в СССР в 1953-1964 гг.

4. Карибский кризис 1962 г.: причины и следствия.

5. Советско-американские отношения в 1950-80-е гг.

6. Л.И.Брежнев как государственный деятель.

7. Реформы в СССР в середине 1960-х гг.ХХ в.: причины и последствия.

8. Внешняя политика СССР в середине 1960-х –начале 1980-х гг.

9. Афганская война.

10. Взаимоотношения между СССР и странами социалистического лагеря в середине 1960-х –начале 1980-х гг.

11. Социалистическая экономика в 60-е – 80-е ХХ в.

К теме 15:

1. Политический портрет М.С.Горбачева.

2. «Перестройка» в СССР: цели, сущность и следствия.

3. Особенности проведения реформ в СССР в 1985– 1991 гг.

4. Политический портрет Б.Н. Ельцина.

5. Россия в системе международных отношений: 1991-2000 гг.

6. Продвижение НАТО на восток.

7. Национальная политика России в 1991 –2000 гг.

8. Война в Чечне: причины и последствия.

9. Терроризм в современной России и борьба с ним.

10. Современное социально-экономическое и политическое положение в России

Методические рекомендации по написанию рефератов

Одной из форм самостоятельной работы студента является написание реферата. Реферат предполагает связное и логичное изложение прочитанной и проанализированной студентом научной литературы по выбранной теме. При этом студент должен не механически переписать прочитанные монографии и научные статьи, но творчески их переработать, переосмыслить и постараться выработать свой стиль для изложения материала. Студент может выбрать тему реферата из предложенного списка, а может предложить свою, но согласовав ее с преподавателем. Написание реферата – сложный процесс, в котором можно выделить несколько этапов.

1. На подготовительном этапе работы выбирается тема, подбирается и изучается необходимая литература и источники.

После выбора темы необходимо вначале составить общее представление о проблеме. Для этого следует изучить материалы лекций, учебников, учебных пособий. После этого необходимо обратиться к изучению источников и специальной литературы. Определенная подборка источников дается в хрестоматиях.

При подборке специальной научной литературы рекомендуется опираться на список литературы, данный к каждой теме в программе курса, но его можно и дополнить, обратившись в каталоги городских библиотек.

При изучении литературы следует делать выписки на карточки или отдельные листы бумаги, при этом точно ссылаясь на источник, с указанием автора, названия работы, места издания, года и страницы. Эти отдельные карточки можно будет объединить по проблемам, что существенно облегчит Вам работу над текстом реферата.

Основные мысли из текста можно выписывать как дословно, так и перелагая их своими словами.

При чтении литературы умейте выделять альтернативные оценки авторов на ту или иную проблему, сформулируйте свое отношение к данной проблеме.

Перед написанием реферата составьте вначале его план.

Структура реферата.

Реферат состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Во введении дается краткая характеристика темы, ее исторической значимости, актуальности, формулируются цели и задачи работы, дается краткая характеристика источников и историографии.

Содержание помещается на второй странице реферата и представляет собой перечень глав и параграфов и указанием номеров страниц, на которых они размещаются.

Основная часть представляет собой развернутый ответ на два – три вопроса, в них раскрывается содержание темы, дается решение поставленных задач. Изложение должно быть грамотным, аргументированным. Свои мысли и выводы следует подкреплять ссылками на источники и научную литературу. Каждая глава должна завершатся краткими выводами.

В заключении делаются выводы по всей работе, оно является общим итогом изложения вопросов плана реферата.

В списке использованных источников и литературы помещаются все прочитанные автором исторические источники и научная литература, он составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг.

В «Приложение» помещаются схемы, таблицы, иллюстрации и т.д, если таковые имеются. Автор должен указать на происхождение данной информации. Наличие приложения не обязательно.

3. Оформление реферата:

Если есть возможность, реферат следует отпечатать. Если работа пишется от руки, необходимо это делать аккуратно и разборчиво, разбивая текст на абзацы. Все страницы должны быть пронумерованы.

Объем реферата составляет 15 - 20 машинописных страниц. Размер шрифта – 12. Поля: верхнее, нижнее, левое – по 2 см., правое – 1 см. Реферат должен быть подписан студентом с указанием даты, что подтверждает его авторство.

Реферат должен быть сдан в срок, предусмотренный учебным планом, без сдачи реферата студент не допускается к экзамену.

4. Оформление цитат:

1.Каждую цитату нужно заключать в кавычки и давать ссылки на источники. Для этого существуют сноски. Наиболее удобный вариант оформления сносок – это помещение ее в тексте работы, сразу после цитируемого источника: …..(I. 2. С.7.) Первая цифра – это указание на то, что вы цитируете исторический источник, вторая- указание на порядковый номер данного источника в списке использованных источников, третья – номер страницы. Соответственно, если вы ссылаетесь на научную литературу, первой должна стоять цифра II. Источники и литература должны размещаться в списке в алфавитном порядке. Наличие ссылок в реферате обязательно, иначе вся информация в вашем тексте может быть подвергнута сомнению.

Образец оформления списка использованных источников и литературы

I. Источники:

1.Положение о губернских и уездных земских учреждениях// Хрестоматия по истории России. Учебное пособие / Авторы-составители: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. - М., 2002. – С. 293 – 299.

2. Положение о земских участковых начальниках Хрестоматия по истории России. Учебное пособие / Авторы-составители: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. - М., 2002. – С. 309 – 311.

II. Литература:

1. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти тт. - Т.V. - М., 1989.

2. Римский С.В. Церковная реформа Александра II //Вопросы истории. - 1996.- №4. -С.23 -34.

Образец титульного листа

Государственная полярная академия

Кафедра философии, культурологии и истории

Реферат

по дисциплине

«Отечественная история»

Реформы Петра I как первая попытка модернизации в России.

Выполнил: студент 342 гр.

Петров В.В..

Научный руководитель:

канд. ист. наук., доц. Портнягина Н.А..

Санкт-Петербург

Примерный список вопросов к экзамену.

1. Подходы к изучению истории, методы исторической науки.

2. Функции истории в обществе.

3. Типы цивилизаций и их характерные черты.

4. Проблема возникновения феодализма в России.

5. Влияние восточной и западной цивилизации на русское средневековое общество.

6. Образование государства Киевская Русь: предпосылки, причины, точки зрения на данный процесс в историографии.

7. Особенности объединительного процесса на Руси.

8. Становление самодержавия в России.

9. Внутренняя политика Московской Руси во 2-й половине XVI в.

10. Причины, сущность и последствия Смуты. Проблема царской власти в период Смуты.

11. Особенности политического развития России во второй половине XVII в. Становление абсолютизма.

12. Сущность и последствия церковной реформы и раскола в России в XVII в.

13. Особенности “просвещенного абсолютизма” в Западной Европе и в России.

14. Основные направления и влияние на развитие страны реформ Петра I.

15. Начало модернизации в России и ее особенности.

16. Основные направления внутренней политики России при Екатерине II.

17. Особенности социально-экономического и политического развития России в 1-й половине XIX в. Сущность “правительственного либерализма”.

18. Основные события войны 1812 г., заграничных походов российской армии, их влияние на развитие страны.

19. Декабристы и их влияние на развитые страны. Сущность «дворянского либерализма».

20. Основные направления развития общественной мысли в 30-50-е годы XIX в.

21. Сущность 2-й промышленной революции и ее влияние на мировое развитие.

22. Содержание “Великих реформ” в России. Соотношение либерального и консервативного курсов в правительственной политике Александра II.

23. Народническое движение.

24. С.Ю.Витте и его программа модернизации России. .

25. Особенности внутренней политики правительства Александра III.

26. Причины и следствия революции 1905-1907 гг. в России.

27. Особенности российского парламентаризма.

28. Крестьянская община и ее эволюция в XIX – XX вв.

29. Цели и содержание реформ П.Столыпина.

30. Предпосылки и итоги I мировой войны. Влияние войны на внутреннее положение России.

31. Особенности российского либерализма. Либеральные партии в России.

32. Цели и программные положения революционных партий России.

33. Цели и программные положения консервативных партий в России.

34. Причины и особенности революции 1917 г в России.

35. Представления о будущей государственности у большевиков до 1917 и их реальная политика в 1917-1918 гг.

36. Причины и следствия гражданской войны в России.

37. Основные черты политики “военного коммунизма”.

38. Новая экономическая политика: причины, сущность, следствия.

39. Основные тенденции мирового развития и развития СССР в 20 - 30-е гг.

40. Причины зарождения фашизма в Европе.

41. Особенности международной ситуации в 30-40-х гг. ХХ в. и внешняя политика СССР.

42. Великая Отечественная война, ее основные этапы, итоги и уроки. Проблемы изучения Второй мировой войны в историографии.

43. Основные тенденции развития СССР в 1950-1980-е гг.

44. Сущность третьей научно-технической революции, постиндустриальной цивилизации.

45. Основные тенденции мирового развития на современном этапе.

46. Особенности развития СССР в период “перестройки”.

47. Распад СССР и его последствия.

48. Внутренняя политика России в 1991-2008 гг.

49. Внешняя политика СССР и РФ в 1985-2008 гг.

4. Образец теста

1. Характерная черта западного типа цивилизации:

а) коллективизм

б) рационализм

в) традиционализм

2. Одна из основных черт феодализма:

а) частная собственность на землю

б) иерархические отношения, связывающие высших членов общества

в) полюдье

3. Одна из предпосылок образования государства Киевская Русь:

а) наличие публичной власти у славян

б) наличие народных собраний

в) наличие народных ополчений

4. Принятие христианства на Руси способствовало:

а) появлению феодальных отношений

б) развитию феодальных отношений

в) возникновению феодальной раздробленности.

5. Начало возникновения абсолютизма в России:

а) XV в.

б) XVII в.

в) XVIII в.

6. Одна из причин раскола русской церкви в XVII в.:

а) постепенное прекращение созыва Земских Соборов

б) присоединение к России Украины

в) отказ от древнерусских образцов при проведении церковной реформы

7. Модернизация - это:

а) усовершенствование процесса производства промышленных товаров

б) процесс перехода от аграрного общества к индустриальному

в) процесс создания правового государства

8. Реформы Петра I привели к:

а) ослаблению крепостного права

б) усилению крепостного права

в) отказу от сословного строя

9.Екатерина II выступала:
а) за отмену крепостного права в России

б) против отмены крепостного права в России

10. Носителем идеологии Просвещения в России был класс:

а) дворян

б) крестьян

в) буржуазии

11.Александр I не отменил крепостное право в России, потому что:

а) не нашел социальной опоры для этого

б) не хотел его отменять, так как считал его опорой трона

в) не успел из-за ранней смерти

12. Реформы Александра II не затронули:

а) судебную систему

б) самодержавие

в) аграрную сферу

13. Одна из характерных черт российского либерализма:

а) отсутствие широкой социальной опоры

б) раннее возникновение

в) формирование в условиях гражданского общества

14. Лидером партии кадетов был:

а) В.Ленин

б) В. Пуришкевич

в) П.Милюков

15.Эсеры в России выступали за:

а) единую и неделимую Россию

б) культурно-национальное самоопределение наций

в) право наций на самоопределение

16. В результате революции 1905 – 1907 гг. в России возникла:

а) парламентарная монархия

б) дуалистическая монархия

в) абсолютная монархия

17. Столыпинская реформа способствовала:

а) консервации крестьянской общины

б) прекращению временнообязанного состояния крестьян

в) разрушению крестьянской общины

18. Одна из причин первой мировой войны:

А) борьба ведущих стран мира за рынки сбыта и колонии

Б) начало модернизации стран Западной Европы

В) начало модернизации России

19. Одна из причин начала революции 1917 г.:

А) Столыпинская реформа

Б) Первая мировая война

В) Убийство Г.Распутина

20. В комитеты общественной безопасности в 1917 г. входили представители:

А) буржуазных партий

Б) буржуазных и социалистических партий

В) социалистических партий

21. Одна из причин прихода большевиков к власти в октябре 1917 г.:

а) поддержка их программы всех слоев населения

б) непопулярность действий Временного правительства

в) окончание первой мировой войны

22. Одна из причин поражения белого движения:

а) популярность политики «военного коммунизма» большевиков

б) отсутствие поддержки крестьян

в) образование СССР

23. Советское общество в 20-е годы было:

а) традиционным

б) индустриальным

в) постиндустриальным

24. Начало новой экономической политики:

а) 1921 г. б) 1922 г. в) 1923 г. г) 1924 г.

25. Одна из задач коллективизации:

А) достижение СССР экономической независимости

Б) построение социалистического общества

В) ликвидация середняцких хозяйств

26. Начало II мировой войны:

А) 1 сентября 1939 г. б) 1 января 1940 г. в) 22 июня 1941 г.

27. Реформы Н.С.Хрущева привели к:

А) созданию постиндустриального общества

Б) демократизации советского общества

В) формированию тоталитаризма

28. Реформы 60-х – 70-х гг. ХХ в. в СССР были направлены на модернизацию:

А) экономической системы

Б) политической системы

В) социальной системы

29. М.С.Горбачев пришел к власти в:

А) 1985 г. б) 1987 г. В)1988 г.

30. Распад СССР произошел в:

А) 1985 г. б) 1991 г. В) 1993 г.

Наши рекомендации