Основные тенденции политического и социально-экономического развития СССР в 1930-е - начале 1950-х гг.

Сталинская группа считала кризис неизбежным результатом ускоренной индустриализации при отсутствии внешних источников финансирования, измельчания производства в аграрном секторе. Ее программа включала максимальную концентрацию ресурсов в тяжелой промышленности за счет перекачки средств из легкой, пищевой индустрии, сельского хозяйства, укрупнение с.х. производства на путях коллективизации.

Форсированная индустриализация. Начало коллективизации. Ускорение индустриализации в условиях разбалансированности рыночных отношений, растущего бюджетного дефицита и инфляции вело к усилению административных методов хозяйственного руководства.

В 1930 г. ликвидируется коммерческий кредит, осуществляется переход к централизованному кредитованию. В 1930—1931 гг. множественность налогов заменяется одним — налогом с оборота. В 1936 г. наркоматам предоставляется право перераспределения практически всех финансовых ресурсов подчиненных им предприятий. В условиях роста масштабов сверхцентрализованной индустриализации ВСНХ, объединявший все отрасли промышленности, перестает справляться со своими задачами и с 1932 г. начинает дробиться на все возрастающее число наркоматов (в конце 30-х гг. насчитывался 21 промышленный наркомат). Промышленность оказалась поделенной между отраслевыми монополиями, производственные программы которых Госплан и Совнарком согласовывали путем усиления директивного планирования; плановые показатели из ориентиров хозяйственной деятельности превращаются в прямые задания предприятиям.

Первая пятилетка (1928—1933), Вторая пятилетка (1933—1937).

Командно-директивные методы руководства промышленностью проецировались на аграрный сектор. Распространение чрезвычайных мер на деревню вело к самоликвидации кулацких хозяйств, стагнации зернового производства, забою скота; налоговые и иные льготы колхозникам усилили прилив крестьян в колхозы.

Чтобы прекратить падение сельскохозяйственного производства, обеспечить бесперебойное снабжение городов продуктами, поставить деревню под жесткий административный контроль, партийно-государственное руководство осенью—зимой 1929—1930 гг. берет курс на сплошную коллективизацию, на ликвидацию кулачества как класса. Насильственное насаждение колхозов стало главной задачей “года великого перелома”, объявленного Сталиным в ноябре 1929 г. Этот курс осуществлялся под сильным экономическим, административным нажимом, включая высылку в отдаленные районы страны в течение 1930— 1931 гг. 381 тыс. кулацких семей (средний состав выселяемой семьи — 4—5 человек). Высылка продолжалась и в дальнейшем, но уже в значительно меньших масштабах, Всего по состоянию на 1 января 1950 г. оказались выселенными почти 3,5 млн. крестьян, около 50% всех выселенных крестьян переселялись в пределах тех же областей, где они проживали ранее.

К 1937 г. в СССР было коллективизировано 93% крестьянских хозяйств. В ходе коллективизации произошло падение сельскохозяйственного производства; в 1932— 1933 гг. начался голод в районах Северного Кавказа, Нижней и Средней Волги, Украины, Казахстана.

Стабилизация положения в деревне произошла лишь в середине 30-х гг. Это было достигнуто за счет введения жесткого контроля над экономической и политической жизнью аграрного сектора. С этого времени на селе внедрено директивное планирование. С 1930 г. разрабатываются государственные посевные планы, с 1932 г. — планы тракторных работ машинно-тракторных станций (МТС — принадлежавшие государству, оснащенные техникой пункты обслуживания колхозов), с 1935 г. — государственные планы развития животноводства, включавшие государственные плановые задания по росту поголовья скота в обобществленном секторе, покупке и контрактации скота у колхозников, расширению кормовой базы. Была создана целостная система перекачки финансовых, материальных, трудовых ресурсов из аграрного сектора в индустриальный: имеющие силу закона обязательные поставки продуктов государству, государственные закупки сельскохозяйственной продукции по номинальным ценам, многочисленные налоги, организованный набор по договорам рабочей силы промышленными предприятиями в деревне, лишение крестьян введенных в 1932 г. паспортов, прикрепившее их к земле, прямое вмешательство партийно-государственного аппарата в процесс производства, обеспечение спецконтенгентом и продовольствием системы ГУЛАГа (Главного управления лагерей, 1930 г.).

С начала 1930-х гг. “население” ГУЛАГа в условиях сотворения и реализации мифа “о всеобщем заговоре” росло. К 1937 г. только в системе исправительно-трудовых колоний и исправительно-трудовых лагерей (ИТК и ИТЛ) находилось более 1 млн. 200 тыс. заключенных. К этой цифре следует добавить до 1 млн. спецпереселенцев, большинство из которых принадлежали к числу так называемых раскулаченных.

Процесс преобразования коммунистической партии России в государственную партию начался в годы гражданской войны, когда наряду с Советами, призванными после Октября 1917 года осуществлять власть в центре и на местах стали создаваться в каждом уезде, волости, губернии и партийные комитеты. Опыт большевистской партии, рассчитанный на экстремальную ситуацию, помог партийным комитетам успешно осваивать технику государственного управления и заменить Советы. Предложения оппозиции о необходимости разграничения полномочий центра и местных органов, о подчинении центру, но автономии в выработке средств реализации директив центра, отделении партийных органов от советских, запрещении командовать Советами, превращении последних в постоянно работающие совещания (своего рода малые парламенты), прекращении практики назначенства (как только прошел пик гражданской войны) не были услышаны, ибо всегда опровергались ленинской аргументацией.

Ограничения демократии, вызванные обстоятельствами военного времени, впоследствии привели к обвальному принуждению, насилию. Большевики вытесняют с политической арены России почти все партии и в 20-е годы остаются единственной партией. Превращению большевистской партии в государственную структуру власти способствовали глубокие изменения внутри самой партии. В первую очередь к концу 20-х годов в результате Ленинского и Октябрьского призывов она становится массовой партией (к 1927 году 1200 тыс. человек). Подавляющая масса принятых - люди малограмотные, от которых требовалось прежде всего подчиняться партийной дисциплине. Коммунисты массовых призывов, прошедшие через борьбу против оппозиции, прочно усвоили основы репрессивного мышления: необходимость политического отсечения идейного оппонента и подавления всякого инакомыслия. Слой же старой большевистской гвардии становился все тоньше и тоньше. К тому же его верхушка была втянута в борьбу за власть и была расколота, а затем и вовсе уничтожена.

Следующим важным шагом на пути превращения в государственную партию и утверждения административно-командной системы управления в стране явился XVII съезд ВКП(б) (1934 год). Резолюции съезда позволили большевистской партии непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, дали неограниченную свободу высшему партийному руководству, узаконили безусловное подчинение рядовых коммунистов руководящим центрам партийной иерархии. Прежде всего съездом была введена новая структура партийных комитетов. Взамен «функционалки», как пренебрежительно был назван до тех пор существовавший принцип организации парткомовских. отделов, создавались теперь «целостные производственно-отраслевые отделы». Возникли таким образом параллельные отделы парткомов наряду с существовавшими уже при исполкомах Советов отделами по промышленности, сельскому хозяйству, культуре, науке и учебным заведениям и т.д. Однако функции этих одинаково названных отделов имели существенное различие. Политическая роль партийных комитетов на деле становилась решающей и приводила к подмене власти советских и хозяйственных органов партийными. Произошло врастание партии в экономику и государственную сферу. Следующим существенным решением XVII съезда явилось упразднение прежней системы партийно-советского контроля, предложенного еще Лениным. Съездом учреждалась новая децентрализованная, лишенная силы система контроля. Упраздняя наркомат Рабоче-крестьянской инспекции, съезд преобразовал Центральную Контрольную комиссию, избираемую съездом, в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП(б). Руководитель комиссии назначался из числа секретарей ЦК. Т.е. деятельность проверяющих органов была взята под строгий контроль ЦК партии и Генсека. Плюс к тому в Уставе, принятом на съезде, принцип демократического централизма был конкретизирован 4 пунктами, предложенными Сталиным:

-выборность -отчетность

подчинением большинству -обязательность принятых решений для всех коммунистов.

Все коммунисты соблюдали партийную дисциплину, которая выражалась в подчинении любого меньшинства любому большинству, а также были обязаны выполнять решения всех, вышестоящих партийных органов. Система управления на основе демократического, а на самом деле бюрократического, централизма была возведена съездом в закон, распространивший свое действие не только на партийную, но и на все другие сферы управления в условиях советской действительности. Такая система работала в едином строго заданном направлении, только сверху вниз и, следовательно, не могла сама по себе быть жизнеспособной без дополнительных средств и искусственно создаваемых стимулов. Утверждение власти административно-командной системы партийно-государственного управления сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства его репрессивных органов. Уже в 1929 г. в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В декабре 1932 г. в стране была введена особая паспортная система. Все сельское население страны за исключением тех, кто проживал в приграничной 10-ти километровой зоне, было лишено паспортов и учитывалось по спискам сельсоветов. Строгий контроль за соблюдением паспортного режима не позволял подавляющему большинству советских граждан самостоятельно решать вопросы о месте своего проживания.

В июне 1934 г. при наркомате внутренних дел учреждается Особое совещание (ОСО), которое закрепило практику внесудебных приговоров. Усилению репрессивных действий способствовали события, произошедшие на XVII съезде партии(«съезд расстрелянных»: из 1961 делегата съезда репрессиям было подвергнуто 1108, а из 139 членов ЦК, избранных на съезде, - 98). Главная причина репрессий (организованы Сталиным) - разочарование в нем как в Генеральном Секретаре ЦК ВКП(б) части партийных работников и коммунистов. Они осуждали его за организацию насильственной коллективизации, вызванный ею голод, немыслимые темпы индустриализации, вызвавшие многочисленные жертвы. 270 делегатов выразили в своих бюллетенях вотум недоверия Сталину. Более того, они предложили С.М. Кирову пост Генерального Секретаря, который, понимая всю тщетность и опасность их усилий, предложения не принял. Однако это Кирову не помогло: 1 декабря 1934 г. он был убит.

В день убийства Кирова по телефонному распоряжению Сталина в экстренном порядке было принято постановление ЦИК СССР и СНК СССР «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик». Изменения касались расследования дел о террористических организациях и подобных актах против работников советской власти. Вводились чрезвычайные формы рассмотрения и слушания дел: срок следствия был ограничен 10 днями, слушание дел допускалось без участия сторон, отменялось кассационное обжалование, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно (право на террор). В марте 1935 г. был принят Закон о наказании членов семей изменников Родины, а через месяц Указ о привлечении к уголовной ответственности детей 12-летнего возраста. Миллионы людей - в ГУЛАГ. Только в 1939 г. через систему ГУЛАГа прошло 2103 тыс. человек. Из них погибло 525 тысяч.

Сталину к его окружению удалось изолировать все попытки организованного сопротивления, во многом благодаря проникновению во все поры сталинской "охранки" (политической милиции); в рядах старой партийной гвардии, которая могла бы оказать сопротивление, произошел раскол. Оппоненты Сталина не получили широкой поддержки среди партийных масс, в большинстве своем они пришли к руководству после военных побед и имели слабое представление о демократии. Они не видели альтернативы Сталину. Участников антисталинского не могли опереться на широкую социальную базу. Пролетариат - молодой, благодарный Сталину, готовый и верящий в реальное выполнение всех помыслов вождя. Крестьянство считалось реакционным классом, и поэтому с ним не пытались контактировать. Представители творческой интеллигенции относились настороженно к оппозиции, наученные «шахтинским делом». После политической дискредитации Бухарина в высшем эшелоне не было альтернатив-лидеров, способных сопротивляться Сталину. Система публичных покаяний была использована Сталиным для политической и моральной дискредитации своих противников. Многие из участников антисталинского сопротивления принимали активное участие в создании режима партийной и советской власти и не находили в себе силы и мужества признать собственную ответственность. Все это и привело к поражению антисталинского сопротивления.

Это сопротивление, оказавшись не в силах противостоять сталинизму, вместе с тем имело огромное нравственное значение, готовило последующее отрицание и осуждение этой системы.

Несколько слов о Великой Отечественной войне.

Во время войны в экономике ослаб государственный контроль за свободным рынком, поощрялось мелкотоварное производство и т.д. После окончания войны предстояло выбрать путь возрождения страны- поддержать наметившиеся послабления и тенденции или вернуться к модели 30-х гг. Первый путь отстаивали в 1945-46гг. секретарь ЦК Жданов, председатель Госплана Вознесенский, председатель Совмина РСФСР Родионов. (Они считали, что с установлением мира капиталистические страны должны были испытать экономический и политический кризис, где СССР мог выступить в качестве рынка сбыта для экономики этих стран. Другими словами, у СССР не было необходимости продолжать политику ускоренного развития тяжелой промышленности). Сторонниками возврата к старой модели были Берия и Маленков, которых поддерживали производители тяжелой промышленности. (доводы- способность капитализма к приспособлению, обладание атомной бомбой давало военное превосходство над СССР). Они выступали за развитие военно-промышленной базы.

Растущая международная напряженность, интересы оборонной промышленности, плохой урожай и голод 1946г., наконец, смерть Жданова в 1948г. привели к победе сторонников принудительных мер. Возврат к схеме развития 30-х разработан и теоретически обоснован Сталиным в его последней работе «Экономические проблемы социализма в СССР», обозначавшей курс к огосударствлению сельского хозяйства- созданию совхозов.

Короче, надежды людей не оправдались, и жизнь не стала лучше. Все в стране напоминало развитие 30-х- распыление средств, капиталовложений, дефициты и дезорганизация производства, рост незавершенного строительства, чистки в руководстве и недовольство рабочего класса. В четвертой пятилетке(1946-50) упор делался именно на тяжелую промышленность.

Н. Верт: «Период 1945-53гг. …воспринимается сегодня как логическое завершение, итог экономической и политической линии, проводившейся после отказа от НЭПа».


Наши рекомендации