Глава 2. Особенности развития государственных финансов в СССР в 1950-1980-е года.

2.1 Денежная реформа 1947 г. и последовавшие преобразования системы государственных финансов.

Период второй мировой войны показал, как страна может справляться с проблемами, в частности финансовыми. Военный процесс обусловлен необходимостью финансирования обороны и армии, перераспределением финансов и доходов бюджета.

В военный период карточная система снабжения сыграла важнейшую роль в обеспечении населении необходимыми товарами. Однако существование множественности цен ослабили роль денег. Разные цены, а именно цены нормированного снабжения, коммерческие цены и цены колхозно-крестьянского рынка позволяли спекулировать. Разница в ценах могла достигать 10-и кратного размера, что позволяло спекулянтам получать внушительный дополнительный доход.

В послевоенное время необходимость ухода от карточной системы и предотвращение спекуляций привело к необходимости реформирования денежной системы.

Перестройка народного хозяйства СССР в условиях мира ознаменовалась качественно проведенной денежной реформой 1947 года. Карточная система в военный период несомненно сыграла положительную роль, однако ее значимость в послевоенный период значительно упала.

Задачей послевоенного периода стал уход от множественности цен и сведение пайковых цен и коммерческих к единой цене. Однако довести этот процесс до конца не представлялось возможным. Препятствовал этому излишек денежных средств в обращении, который взвинчивал рыночные цены и тем самым давал возможности для спекуляции.

Поддержка предприятий в послевоенный период привела к увеличению товарооборота, обусловленного подъемом производства.

К 1946 году сложилась ситуация значительного превышения доходов бюджета над расходами. Достигнуты даны результаты были быстрыми темпами роста товарооборота, которые опережали темпы роста денежных доходов населения и благоприятным образом отражались на размерах денежной массы в обращении. Изъятие излишка денег с помощью роста товарооборота происходило бы в течении длительного периода, что было не допустимо в послевоенный пери од. Необходимо было в кратчайшие сроки привести денежную систему в порядок.

Необходимость устранения излишка денежных средств, уход от карточной системы и не предоставление возможностей для спекуляции привели к необходимости произвести следующие мероприятия:

· выпуск полноценных денег нового образца;

· обмен на них ранее обращавшихся денег с ограничениями;

· переоценка вкладов в сберегательных кассах и Госбанке;

· конверсия государственных займов.

Эти мероприятия определили содержание денежной реформы 14 декабря 1947 г. Советом Министров СССР и Центральным Комитетом ВКП было принято постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары».

Начиная с 16 декабря 1947 года по 22 декабря 1947 года должен был быть произведен обмен старых обесценившихся денег на новые образца 1947 года (кроме отдаленных районов, где эта операция совершалась в двухнедельный срок). Выпуск новых денег сопровождался так же переоценкой вкладов и текущих счетов населения в сберегательных кассах и денежных средств, находившиеся на расчетных и текущих счетах кооперативных предприятий и организаций, а также колхозов.

«Денежная реформа 1947 Р. призвана ликвидировать последствия второй мировой войны в области денежного обращения, восстановить полноценный советский рубль и облегчить переход к торговле по единым ценам без карточек» — так определялись основные задачи реформы в постановлении Совета Министров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) о ее проведении. Эти задачи были успешно решены в максимально короткие сроки «с полным учетом интересов народного хозяйства и населения.[8, c.56]

Проведение данной реформы не вызвало финансового социального напряжения, а наоборот привело к оживлению хозяйственной деятельности и укреплению советских финансов.

Характерной отличительной особенностью денежной реформы 1947 года стала отмена карточной системы снабжения и переход к единым ценам, которые к тому же имели тенденцию к снижении. Введение единых цен привело к снижению цен на промышленные товары более чем в 3 раза, на продовольственные товары, кроме хлеба и круп, на которые действовали пайковые цены и произошло уменьшение на 12% и 10%, более чем в 2,5 раза. Данное снижение цен позволило приобрести большее количество товаров за новые деньги. Открытая торговля по единым ценам не дала возможности для проведения массовых спекуляций и обеспечила нормальное функционирование товарного рынка. [8, c.58]

Введение мер по усилению борьбы за строжайший режим экономии в расходовании государственных средств, контроля за использованием фондов заработной платы, усовершенствованием экономических рычагов и методов планирования в процессе послевоенной перестройки и развития хозяйства. Дало положительный эффект денежной реформы.

Эффективность денежной реформы зависела от правильного выбора обменных курсов, которые были разными для обмена наличных денег, переоценки вкладов и конверсии займов. Это позволило сократить спекулятивные элементы, а так же избавиться от избытка денежной массы в обороте.

Обменный курс наличных денег был установлен на уровне — 10 руб. в старых деньгах на 1 руб. в новых деньгах. Досрочная выплата заработной платы (до 5 декабря) за вторую половину ноября, а так же пенсии и пособия позволили покупать товары до объявления реформы по старому курсу, за старые деньги. Таким образом, к моменту выпуска новых денег была к минимуму сведена кассовая наличность.

В период обмена к наличным деньгам были приравнены денежные суммы по внутренним переводам, аккредитивам, депонентским счетам, если по ним денежные средства поступили в государственные учреждения до выпуска денег нового образца.

Разменная монета была оставлена в обращении по номиналу, так как не представляла спекулятивного интереса, а ее пере выпуск был бы связан с дополнительными затратами на металл и изготовление. Так же могла бы возникнуть проблема с разменов в период обмена валюты.

Перед партией и правительством стояла задача оградить сбережения, предоставленные населением взаймы государству. Их значительна часть была сформированная в военные годы, вмести с этим после проведения денежной реформы платежи по этим займам должны будут проводиться в полной мере. Для этих целей был предусмотрен дифференцированный курс в зависимости от размера вкладов, что позволило сохранить большинству вкладчиков свои прежние суммы вкладов.

Внедрение новых денег в обращение осуществлялось по средствам прямого обмена имеющейся наличности на банкноты нового образца, а так же по средствам поступления новых денег в кассы предприятий, учреждений и организаций.

Ограничений по обмену денежных средств не было, подлежала обмену вся наличность населения, всех государственных, колхозно-кооперативных и других общественных предприятий и организаций. Денежные средства, не предоставленные к обмену теряли свою платежную силу.

Конечно существовали в период прохождения обмена трудности в осуществлении расчетов с новыми и старыми деньгами. Так на пример при покупке товаром расплата могла производиться старыми деньгами, а сдача выдавалась новыми, соответственно переведенными по курсу обмена.

Денежная реформа позволила в большей степени уйти от спекуляций на рынке товаров, а так же способствовала изъятию необеспеченной денежной массы и уходу от карточной системы, что позволило установить единые цены на товары.

Проведенная реформа улучшила в целом экономическое состояние страны, падение цен на товары, за счет ввода единых цен, а так же выгодный для населения курс обмена валюты способствовал нормализации и стабилизации экономики страны в послевоенный период. Без проведения данной реформы невозможно было бы выровнять денежную массу в стране и она продолжала бы обесцениваться.

С точки зрения государственных финансов – покупательная способность возрастала, ввиду низких, по сравнению со спекулятивными, единых цен, что способствовало росту производства, и соответственно получению дополнительного дохода в бюджет. Государственные предприятия развивались и росли, обеспечивая возможность выровнять бюджет.

Дальнейшие реформы так же способствовали укреплению финансовой системы страны. Проведенная в 1948—50 годах реформа отпускных цен ликвидировала систему государственных дотаций.

Установление золотого содержания советского рубля в марте 1950 года, а так же его повышение в 1961 году способствовало укреплению рубля.

Переход народного хозяйства новую систему планирования и экономического стимулирования позволит внести изменения в систему формирования доходов государственного бюджета.

Отчисления от прибыли были заменены платой за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированными (рентным) платежами, взносами свободного остатка прибыли. Предприятия, которые не были переведены на новую систему, продолжали вносить отчисления от прибыли.

Финансы СССР включают финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства и общегосударственные финансы.

Функционирование финансов предприятий (объединений) основывалось на хозяйственном расчёте. Регулирование финансовых отношений предприятий происходило в соответствии с «Положением о социалистическом государственном производственном предприятии», утвержденным Советом Министров СССР 4 октября 1965.[16, c.78]

В созданных в 1974 производственных, всесоюзных и республиканских объединениях образуются централизованные фонды и резервы (централизованные фонды экономического стимулирования, фонды научных исследований и освоения новой техники, резервы для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйственным организациям, резервы амортизационные отчислений, предназначенных на капитальный ремонт, и др.). Данные мероприятия способствуют концентрации денежных ресурсов на главных направлениях, усилению связи науки и производства.

Таким образом прибыль народного хозяйства СССР за 15 лет с 1960 по 1975 годы возросла в 4 раза, сумма прибыли, оставляемой в распоряжении хозяйства, — почти в 5 раз, что способствовало укреплению финансовой базы предприятий. Увеличение амортизационных отчислений связано с быстрым ростом и переоценкой основных производственных фондов, а также с введением новых норм амортизационных отчислений.

Таким образом, послевоенный период стал примером подъема и становления системы государственных финансов. Проведенная денежная реформа 1947 года позволила в кратчайшие сроки решить проблемы с избытком денежной массы, спекуляциями, а так же возросшей инфляцией. Выпуск новых денег стал этапом к формированию новой системы государственных финансов в послевоенное время.

Проведенные реформы позволили укрепить рубль.

2.2 Преобразование системы государственного контроля финансов

Послевоенные преобразования в системе государственного контроля прежде всего были связанны с результатами денежной реформы 1947 года, в результате которой доходы бюджета государства повысились в связи с увеличением товарооборота и повышением производительности предприятий.

Рост доходной части государственных финансов вызвал необходимость реструктуризации системы государственного контроля.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1957 г. было упразднено Министерство государственного контроля СССР, на смену ему пришла Комиссия советского контроля Совета Министров СССР. [18, c.91].

Созданная комиссия проводила контроль взаимодействия с органами народного контроля, привлекая к нему народные массы рабочих, колхозников и служащих.

Законом «О народном контроле в СССР» были определены задачи и направления деятельности органов народного контроля, их права и обязанности.

Исходя из новых условий и задач, в декабре 1965 г. было принято решение о преобразовании органов партийно-государственного контроля в органы народного контроля, массовым звеном которых становились группы и посты народного контроля. Система органов народного контроля стала определяться Законом “Об органах народного контроля в СССР” от 9 декабря 1965 г. и принятым на его основе Положением об органах народного контроля в СССР, а также законами об органах народного контроля союзных и автономных республик.

Система органов народного контроля стала включать в себя:

· Комитет народного контроля СССР;

· комитеты народного контроля союзных республик (при этом функции Комитета народного контроля РСФСР были возложены на Комитет народного контроля СССР);

· комитеты народного контроля автономных республик, краев, областей, автономных областей, округов, городских и районных комитетов народного контроля;

· группы и посты народного контроля при сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях.

Комитет народного контроля СССР руководил всеми звеньями системы органов народного контроля. В состав Комитета, который утверждался Советом Министров СССР, входили председатель, заместитель председателя и члены – представители партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и других организаций, рабочие, колхозники, служащие, работники печати, деятели науки и культуры, руководящие работники аппарата Комитета и комитетов народного контроля в республиках и на местах. Председатель Комитета назначался Верховным Советом СССР и являлся членом правительства СССР.

В целом комитеты народного контроля выступали как органы Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, местных Советов депутатов трудящихся.

На органы народного контроля возлагался систематический контроль за выполнением государственных планов и заданий, выявление и использование резервов народного хозяйства, вопросы повышения эффективности общественного производства, контроль за экономным расходованием трудовых, материальных ресурсов и денежных средств, за внедрением в производство нового.

Члены комитетов были обязаны пресекать необоснованное расходование бюджета, неэффективную финансовую политику, выявлять недостатки и нарушения в сфере расходования государственных средств.

Комитеты народного контроля могли применять денежные начеты. Которые являлись полным или частичным возмещением ущерба, который был причинен государству действиями того или иного должностного лица. Наложение денежных начетов происходило на основании правил утвержденных Советом Министров СССР от 4 августа 1969 г.

В целом, несмотря на крупные реорганизации в управлении страной в 60-е годы, органы государственного контроля внесли свой посильный вклад в дальнейшее социально-экономическое развитие страны.

Принятая 7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР новая Конституция СССР предусматривала усиление народного контроля.

В соответствии с принятой Конституцией второй сессией Верховного Совета СССР десятого созыва 30 ноября 1979 г. был принят Закон СССР “О народном контроле в СССР”. Данный закон устанавливал процесс образования органов народного контроля (по территориальному и производственному признаку).

В соответствии с национально-государственным устройством страны органы народного контроля были представлены Комитетом народного контроля СССР, комитетами народного контроля союзных республик, комитетами народного контроля автономных республик, автономных областей и автономных округов и т.д.

Комитет народного контроля СССР, комитеты народного контроля союзных и автономных республик осуществляли свою деятельность под руководством соответствующих Верховных Советов, их Президиумов и Советов Министров.

С другой стороны работа Комитета народного контроля СССР, комитетов народного контроля союзных и автономных республик по осуществлению контроля в сфере хозяйственного и социально-культурного строительства и в других сферах государственного управления направлялась соответствующими Советами Министров. Комитеты народного контроля обязаны были систематически докладывать о своей деятельности правительствам.

Фактически конституция СССР 1977 г. впервые смогла закрепить наличие системы органов народного контроля и внесла изменения в определение их места в государственном механизме и единый порядок их образования. Все основные звенья народного контроля (кроме общественных органов на предприятиях, в учреждениях и организациях) образовывались Советами народных депутатов.

Замедление темпов экономического роста в 80-х годах, по сравнению с 50-ми снизилось примерно в 2 раза. Это связанно с ускоренным формированием единого народно-хозяйственного комплекса и систем управления, с другой стороны – ослаблением руководства, снижением государственной дисциплины и действенного контроля.

Утверждение в 1981 году, положения о ведомственном контроле финансово-хозяйственной деятельности объединений, предприятий, организаций и учреждений, ввело новое для того времени понятие - «ведомственный контроль». [4, c.93].

Субъектами ведомственного контроля были министерства, комитеты и иные государственные органы, наделенные правом контрольной деятельности в отношении подведомственных им предприятий, учреждений и т. д.

Наблюдалась тесная взаимосвязь общегосударственного и внутриведомственного финансового контроля с общественным контролем, который осуществлялся профессиональными союзами и другими общественными органами.

В рамках фабрично-заводских комитетах предприятий стали организовываться контрольные посты.

Их задачей стала проверка участков финансовой работы учреждений, так же принятие участия в ревизиях Контрольно-ревизионного управления и органов внутриведомственного контроля.

Еще одним видом народного контроля стали общественные инспекторы, которые формировали на определенном им ведомстве контрольные посты.

Таким образом, существовавшая в Советской России система государственного финансового контроля отвечала требованиям административно-командной экономики и демонстрировала пример достаточно действенного и эффективного звена финансового механизма страны.

Ее развитие происходило поступательно, параллельно с развитием государства, что позволяло эффективно выполнять функции государственного финансового контроля.

В мирровой литературе отмечается высокий уровень развития системы ГФС в послевоенные годы, применение многоуровневой взаимосвязанной системы контроля, что позволяло производить государственный финансовый контроль на всех его этапах.

Заключение

Развитие системы государственных финансов СССР нельзя назвать постепенным. Первая мировая война и затем вторая мировая война внесли существенные корректировки в распределение и перераспределение финансов.

Первая мировая война показал не прочность финансовой системы. Образовавшийся дефицит государственного бюджет покрывался выпуском новых бумажных денег, которые не были обеспеченными. Данные действия привели к обесцениванию рубля.

Победа в Октябрьской революции дала толчок к развитию финансовой системы. Коммунистической партией была разработана финансовая политика, так же произошло формирование финансово-кредитного аппарата.

Переход к Новой экономической политике поставил задачи в области укрепления финансовой системы. Произошло изменение налоговой системы, был введен налог с оборота и отчислений от прибыли. Эффективность данных мер позволила сформировать существенный финансовый потенциал, который и позволил в дальнейшем увеличить расходы на оборону.

Вторая мировая война внесла изменение в структуру финансов. Основная часть бюджета станы расходовалась на оборону и армию. Мобилизация денежных средств, а так же чувства долга позволили выстоять в годы Великой Отечественной Войны.

В послевоенный период перед государством стояло множество проблем, в том числе восстановление страны, производства и структуры государственных финансов снова.

Денежная реформа 1947 года позволила в кратчайшие сроки привести денежную систему страны в порядок. Обесценившийся рубль, спекулятивные операции с товарами мешали дальнейшему становлению страны. Грамотная финансовая политика позволила быстро произвести обмен денег старого образца на новый и прийти к единым ценам на товары.

Таким образом произошло стимулирование производства, так как падение цен на товары привело к повышению спроса на них. Дальнейшие реформы привели к обеспечению рубля золотом, что повлияло на его укрепление.

Была сформирована система фондов. Из полученной прибыли предприятия и организации вносили в бюджет плату за производственные фонды, уплачивали проценты банку по ссудам, производили отчисления в фонды экономического стимулирования и т.д. Свободный остаток прибыли поступал непосредственно в бюджет.

Таким образом за 15 лет с 1960 по 1975 года прибыть народного хозяйства возросла в 4 раза, что поспособствовало укреплению финансовой базы предприятия.

Система государственного контроля финансов претерпевала значительные структурные изменения. Народный комиссариат был сменен Финансово-контрольным управлением, который в свою очередь позже бы переименован в Главное управление государственного финансового контроля при НКФ СССР.

Формировались отдельные структуры в рамках Министерства финансов. Функции и задачи данных органов оставались неизменными вне зависимости от их структурных преобразований.

В послевоенный период был сформирован Комитет народного контроля, который подчинялся Министерству финансов. Законодательно были закреплены его функции и структура, а так же процесс формирования.

Послевоенный период стал переломным моментом в развитии государственных финансов. Большое количеств проблем и необходимость их финансового решения охарактеризовала данный период. Однако слаженная система реформ

Список литературы

1. Афанасьев М.П. Модернизация государственных финансов: учебное пособие. Москва ГУ ВШЭ, 2007;

2. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие для вузов. М. Финансы и статистика, 2007.

3. Базулин Ю.В. Финансово-статистические издания советской России Петербургская библиотечная школа. 2004. № 1 (26).

4. Гарбузов В.Ф. Финансы и кредит http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/106/992.htm

5. Глушакова О.В. Бюджет СССР в годы великой отечественной войны Сибирская финансовая школа. 2015. № 6 (113).

6. Гринкевич Л.С. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие для вузов. М.: КНОРУС, 2008.

7. Гузицкий Ю. Бюджет Советского государства в годы Великой Отечественной войны.

8. Доброхотов Л.Н., Колодежный В.Н., Пушкарев В.С., Шепелев В.Н. Денежная реформа. 1944-1948 ГГ
Исторический архив. 2007. № 3.

9. Караваева И.В., Мальцев В.А. Приоритеты бюджетной политики в период индустриальных преобразований 1920-1930-Х ГОДОВ Институт экономики РАН, Тип: статья в журнале - научная статья Глава 2. Особенности развития государственных финансов в СССР в 1950-1980-е года. - student2.ru Язык: русский Глава 2. Особенности развития государственных финансов в СССР в 1950-1980-е года. - student2.ru Номер: 15 (183) Глава 2. Особенности развития государственных финансов в СССР в 1950-1980-е года. - student2.ru Год: 2005 Глава 2. Особенности развития государственных финансов в СССР в 1950-1980-е года. - student2.ru

10. Колпаков Г.М. Финансы, денежное обращение. Кредит. Учебное пособие для вузов. М. Финансы и статистика, 2006.

11. Леднева Е.Е. Роль министра финансов СССР А.Г. Зверева в организации и проведении реформ в годы великой отечественной войны и в послевоенный период . В сборнике: Финансовая наука на службе Отечеству в период Великой Отечественной войны и в мирное время Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, состоявшейся в рамках Всероссийского фестиваля науки. 2015.

12. Любимцев Ю.И. Финансовая политика: Российский путь
(материалы к лекциям) / Ю.И. Любимов ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. Москва, 2005. Сер. Учебная литература : материалы к лекциям

13. Никольская Ю.П. Финансы в годы великой отечественной войны
Финансы. 2015. № 4.

14. Поляк Г.Б. Экономика и финансы СССР в годы великой отечественной войны. Финансы и кредит. 2005. № 13 (181).

15. Реут А.В. Становление и развитие финансового контроля и надзора (по материалам лекции профессора Э.Д. Соколовой) В сборнике: Финансовое право: проблемы теории и практики сборник научных статей. Москва, 2016.

16. Шевельков А.И. «Министерство финансов СССР вносит следующие предложения» об источниках финансирования советского сельского хозяйства. 1965 г. Исторический архив. 2015. № 3.

Наши рекомендации