РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ СТАТИСТИКИ В 1936–1941 гг.
В 1929 г. был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства. На статистику были возложены функции контроля за его выполнением, но осуществить такой контроль она фактически не могла в силу все большей зависимости от Госплана. Постановлением ЦК и СНК СССР от 23 января 1930 г. ЦСУ СССР было упразднено как самостоятельный комиссариат и его аппарат и функции переданы Госплану СССР. Соответственно были упразднены ЦСУ союзных республик и местные органы статистики, их функции перешли к плановым комиссиям. В составе Госплана СССР из аппарата ЦСУ был создан Сектор народнохозяйственного учета. Хотя эта реорганизация и проводилась под лозунгом обеспечения «органической связи» статистики с планированием, на самом деле произошло свертывание государственной статистики, резко ухудшились ее достоверность и полнота. Нарушилось централизованное руководство деятельностью государственной статистики. Понижение статуса статистики в государстве негативно повлияло на экономику. Для того чтобы несколько смягчить сложившееся положение СНК СССР 9 мая 1931 г. было принято постановление, в котором предусматривалось, с одной стороны, усиление централизации всех учетных и статистических работ в стране, с другой – повышение роли ведомственной статистики. Для решения первой задачи постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1931 г. было образовано Центральное управление народнохозяйственного учета, (ЦУНХУ) при Госплане СССР. ЦУНХУ объявлялось самостоятельным органом, централизованно руководящим всем делом учета и статистики. Его решения были обязательны для всех ведомств и организаций, только с его разрешения могли вводиться формы отчетности, разрабатываться программы всех учетно-статистических работ. ЦУНХУ имело право самостоятельно входить в высшие правительственные органы СССР по всем вопросам, связанным с учетом. Начальник ЦУНХУ одновременно являлся заместителем председателя Госплана СССР и утверждался ЦИК СССР. Было восстановлено самостоятельное существование республиканских и областных органов народнохозяйственного учета, они были переданы в централизованное подчинение ЦУНХУ.
Большое значение для укрепления государственной статистики имело создание в 1932 г. районных и городских инспектур народнохозяйственного учета. До этого ЦСУ, а затем ЦУНХУ опиралось на волостных (районных) статистиков и добровольных корреспондентов, которые в основном занимались статистикой сельского хозяйства. Для улучшения работы низовых звеньев государственной статистики осенью 1934 г. была введена должность районного инспектора. С 1932 по 1935 г. ЦУНХУ возглавлял Н. Осинский (см. гл. 7). По его инициативе стал выходить статистический журнал «Народное хозяйство СССР» (прежний журнал «Вестник статистики» был закрыт в 1929 г.).
Постепенно статистическая информация стала вообще недоступна общественности. В первой половине 30-х годов продолжалось издание статистических сборников. Наиболее полные из них – статистические ежегодники «Социалистическое строительство» за 1934–1936 гг. С 1937 г. объем публикаций статистических данных сократился, а в 1938 г. был прекращен полностью. Это объяснялось ухудшением международной обстановки, но первопричиной был глубокий внутренний кризис в стране. Отсутствие публикаций статистических данных не позволило оценить реальное экономическое положение страны. На долгие годы было прекращено проведение съездов статистиков. 8 января 1932 г. было принято решение правительства об уголовной ответственности за представление неверных сведений о выполнении планов.
Усилились учетно-статистические функции ведомств, укрепился аппарат ведомственной статистики, которая должна была выполнять основной объем статистических работ. В ведомствах были созданы секторы учета и статистики.
В результате статистика стала опираться на внутрихозяйственный учет – тем самым были стерты, по существу, грани между разными видами учета, между задачами, которые призван решать каждый из них. С созданием «единой системы народнохозяйственного учета» статистика рассматривалась просто как вид учета. В 1932 г. Н. Осинский выступил с теорией отмирания статистики при социализме и слияния ее с учетом. Аналитические функции статистики, выявление закономерностей развития, их прогнозирование исчезли совсем. Вместо плана-прогноза – план-закон, план-директива, вместо математико-статистических методов – элементарные приемы. Все большая детерминированность горизонтальных (на одном уровне) и вертикальных (на разных уровнях) связей в экономике, централизованное планирование и управление объяснялись как преимущества социализма, позволяющие обеспечить бесперебойное и бескризисное развитие страны. Объявлялось, что статистика нужна только там, где есть колеблемость, т. е. при капитализме, а где колеблемости нет, там статистика не нужна – и это считалось одним из достижений социализма.
Подчиненность Госплану, отсутствие собственной информации, отказ от использования аналитических методов привели к формированию механизма фальсификации статистических данных. В немалой степени этому способствовала и «кадровая революция» 30-х годов – на смену подвергшимся репрессиям специалистам высокой квалификации, с широким кругозором и собственными принципами пришли выпускники рабфаков, безусловно, преданные делу, но не способные к альтернативным оценкам решений, так как все больше сказывались результаты реорганизации средней и высшей школы.
Статистика стала только рапортовать о «невиданных темпах», формируя стереотипную реакцию у народа: если выборы, то голосовали 99,9% и все «за», если рапортуем о выполнении плана, то всегда он выполнен и перевыполнен, если говорим о производительности труда, то она всегда растет, труд – всегда «ударный» и т. д. Сводки такого рода первоначально вызвали искренний прилив энтузиазма и радости по поводу наших трудовых побед, затем – недоумение (почему так живем, если все перевыполнено?) и, наконец, апатию и пренебрежительное отношение к статистике. Расширению такого воздействия на массы способствовала деятельность созданного в 1933 г. Института изобразительной статистики (ЦУНХУ).