Система законодательства, формы и способы систематизации законодательства.

Система законодательства - это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства.

В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например:

- отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.:

- комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;

- общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях);

- законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);

- конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).

Структура системы законодательства - это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов.

Структура системы законодательства (ее внутреннее строение):

-отраслевая («горизонтальная») - отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство ),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства - трудовые отношения, а также отношения , тесно связанные с трудовыми);

-иерархическая («вертикальная») - законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе.

Разновидностью иерархической структуры является иерархическая структура законодательства в федеративном государстве, т.н. «федеративная структура законодательства» - федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации.

Формы (виды, способы) систематизации законодательства:

учёт законодательства;

инкорпорация законодательства;

консолидация законодательства;

кодификация законодательства.

Учёт законодательства - это деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативных актов, а также по созданию поисковой системы, которая обеспечивает розыск необходимой информации среди массива актов, взятых на учёт.

Виды учёта: а) журнальный; б) картотечный; в) ведение контрольных текстов действующих нормативных актов; г) автоматизированный учёт законодательства.

Автоматизированный учёт законодательства, основанный на применении компьютерной техники, постепенно становится доминирующим. Компьютерный учёт законодательства во многом смягчает проблему его доступности и обозримости.

Инкорпорация законодательства - это деятельность по упорядочению действующих нормативных актов путём их объединения в хронологическом, тематическом, алфавитном порядке (без изменения формы и содержания) в соответствующем официальном, официозном (полуофициальном) или неофициальном сборнике (собрании).

Консолидация законодательства - это сведение (объединение) соответствующего множества нормативных актов по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупнённый акт.

Новый укрупнённый акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, поскольку принимается компетентным правотворческим органом и имеет все необходимые собственные официальные реквизиты. Его особенность в том, что он не меняет содержание правового регулирования, только вносит изменения, относящиеся к форме законодательства.

Кодификация законодательства - это правотворческая деятельность органов государства по радикальной количественно-качественной переработке формы и содержания законодательства путём создания нового, сводного, систематизированного (единого, логически и юридически целостного, внутренне и внешне согласованного) нормативного акта повышенного уровня стабильности.

Виды кодификации:

а) общая кодификация (завершается принятием кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства);

б) отраслевая кодификация (охватывает соответствующую отрасль законодательства: издаются Гражданский, Уголовный кодексы и т.д.);

в) специальная (комплексная) кодификация (направлена на издание актов, регулирующих соответствующие институты законодательства: Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и т.д.).

Главная конечная цель кодификации - создание т.н. кодификационного акта. Формы кодификационных актов: а) основы законодательства; б) кодекс; в) устав; г) положение; д) правила.

14. правоотношение— это разновидность общественных отношений юридическая связь между его участниками, которые взаимодействуют посредством реализации гарантированных законом прав и обязанностей.

Признаки правоотношения

1. Тесная взаимосвязь правоотношений и правовых норм.

С одной стороны, это взаимосвязь проявляется в том, что нормах права содержаться общие модели поведения людей, которых они могут или должны придерживаться в соответствии правовыми предписаниями. С другой стороны, связь норм права с правоотношение выражается в логической структуре правовой нормы.

2. Сознательно-волевой характер правоотношений. Этот признак подчеркивает то, что в правоотношение вступают, как правило, дееспособные лица, то есть индивиды способные осознавать свое поведение и руководит им.

3. Взаимное наделение правами и обязанностями участников правоотношений. Его общий смысл заключается в том, что если один субъект правоотношений наделен правом, то на другого возлагается юридическая обязанность. Как правило, наделение правами и обязанностями является взаимным.

Функции правоотношения

1. Определяют круг субъектов, на которых в конкретных ситуациях распространяется действие юридических норм.

2. Индивидуализируют поведение конкретных субъектов путем конкретизации юридических норм, имеющих абстрактный, общий характер.

3. Выступают условием приведения в действие юридических средств защиты субъективных прав и юридических обязанностей.

Виды правоотношений

Классификация правовых отношений осуществляется по различным основаниям.

Прежде всего, правоотношения, как и юридические нормы, можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д. В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений.

Виды правоотношений по характеру содержания правоотношения:

общерегулятивные;

регулятивные;

охранительные.

Общерегулятивные правоотношения субъектов связаны непосредственно с законом. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы).

Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами.

Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

Виды правоотношений в зависимости от степени определенности сторон:

относительные;

абсолютные.

В относительных конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). В абсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона — это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

Виды правоотношений по характеру обязанности правоотношения:

активные;

пассивные.

В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных действий, а право другой — лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами.

Состав (структура) правоотношения - это его внутреннее строение.

Структурные элементы правоотношения:

Содержание;

Субъекты;

Объекты.

Содержание (юридическое) правоотношения - это субъективные права и юридические обязанности сторон (субъектов) правоотношения.

Субъективное право - это вид и мера возможного (дозволенного) поведения лица (управомоченного).

Юридическая обязанность - это вид и мера должного (требуемого) поведения лица (правообязанного).

Субъекты правоотношения («субъекты права») - это участники (стороны) правоотношения.

15. Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Признаки правонарушений.

1. Поведение человека, выраженное в действии или бездействии. Как уже отмечалось ранее, человеческое поведение (деяние) заключается в его воздействии на окружающий мир, которое выражается в действии или бездействии.

2. Общественная вредность противоправного деяния. Противоправным является деяние (действие или бездействие) которое причиняет вред гражданам, государству, обществу.

3. Противоправность деяния. Правонарушение, безусловно связано с правом, поскольку оно возникает как деяние, противоречащее образцу поведения, установленному в правовой норме.

Противоправность деяния может проявляться в различных нормах:

• в прямом нарушении правового запрета;

• в неисполнении возложенных обязанностей;

• в превышении должностных полномочий и т. д.

4. Виновность поведения субъектов права. Правонарушение обязательно должно быть виновным деянием. Сущность вины (при любой её форме) заключается в отрицательном отношении субъекта к охраняемым правом интересам общества, которое выражается в совершении общественно вредных деяний.

5. Наказуемость противоправного деяния. Это свойство правонарушения характеризуется применением к правонарушителю мер государственного воздействия.

Виды правонарушений.

1. Преступления— это общественно опасные, противоправ­ные, винов­ные и наказуемые деяния (действия или бездей­ствие), причиняющие суще­ственный вред, охраняемым уголов­ным законом общественным отноше­ниям или создающее угрозу причинения ущерба.

2. Проступки представляют собой разновидность правонарушения, которые характеризуются общественной вредностью.

2.1 Гражданские - это правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и определённых неимущественных отношений. Вред, причинённый гражданско-правовым нарушением выражается в нанесении имущественного ущерба, состоящего, например, в неисполнении обязательств по договору.

2.2 Дисциплинарные - правонарушения, совершаемые в сфере служебных отношений. Они посягают на порядок деятельности трудовых коллективов и коллективов учащихся, ослабляя тем самым их дисциплину.

2.3 Административные - правонарушения, посягающие на общественные отношения, связанные с государственным управлением (нарушение правил безопасности движения, противопожарной безопасности и т. д.).

Юридический состав правонарушения - это система элементов правонарушения в единстве его объективной и субъективной стороны.

1. Объект - общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом, которым правонарушение причиняет или может причинить вред.

2. Субъект - это дееспособное физическое или юридическое лицо.

3. Объективная сторона - это внешнее проявление конкретного общественно-вредного деяния, осуществляемого в определённых условиях, месте, времени и причиняющего ущерб общественным отношениям.

4. Субъективная сторона - характеризует психическое отношение субъекта к совершённому общественно-вредному деянию и его последствиям. Выраженное в форме умысла или неосторожности это психическое отношение образует вину.

16. юридическая ответственность - это применение к правонарушителю санкций правовых норм, уполномоченными на то государственными органами в рамках процессуального порядка, строго определённого законом.

Наши рекомендации