Тема 5. Политические и избирательные PR-технологии

План семинарского занятия

1. Общая характеристика политических и избирательных PR-технологий.

2. Политический консалтинг как сфера деятельности «паблик рилейшнз».

3. Лоббирование как метод продвижения интересов определённых политических групп.

4. Связи с общественностью в избирательном процессе и избирательных кампаниях.

Вопросы для самопроверки и контроля

7. Охарактеризуйте истоки и сущность политического консультирования.

8. Каковы функции политического консалтинга?

9. Каковы национальные модели политического консалтинга?

10.Что такое лоббирование?

11.Выделите этапы и формы связей с общественностью в избирательном процессе.

12.Каковы современные избирательные PR-технологии?

13.Что такое «политическое манипулирование»?

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Может ли лоббирование как продвижение интересов определённых групп, партий иметь положительное значение?

2. Каковы возможности Интернета как PR-инструмента в политических и избирательных кампаниях?

3. Является ли политическое манипулирование, по вашему мнению, необходимым и неизбежным элементом PR-деятельности?

4. Какова роль стереотипов и мифов в политических и избирательных PR-технологиях?

Тема 6. PR и имидж

План семинарского занятия

4. Основные понятия: паблисити, имидж, имиджмейкерство.

5. Цели создания и принципы построения имиджа руководителя, организации, органов власти.

6. Структура и основные составляющие имиджа.

7. Типы (модели) имиджа. Имидж государства, органов власти, политических лидеров.

Вопросы для самопроверки и контроля

7. Дайте определение основным понятиям: паблисити, имидж, имиджмейкер.

8. Каковы цели создания политического имиджа?

9. Каковы принципы построения имиджа?

10.Охарактеризуйте структуру и основные составляющие имиджа руководителя, организации.

11.Какова типология имиджа?

12.Каковы цели и технологии создания имиджа государства, органов власти, политического лидера? Проанализируйте основные модели коммуникации.

Вопросы для размышления и обсуждения

4. Актуальна ли, на ваш взгляд, проблема имиджа государства, органов власти, политического лидера в настоящее время?

5. Сформулируйте факторы, способствующие устойчивости позитивного имиджа страны, руководителя.

6. Как вы понимаете смысл утверждения « имидж иррационален»?

4. План семинарского занятия для студентов заочной формы обучения

1. Основные категории курса: общественные отношения и общественные связи. Функции общественных связей.

2. Информация в процессе коммуникации. Требования к информации.

Информационный процесс как способ воздействия на общество, средство государственного управления.

3. Модели информационного воздействия на массовое сознание (классическая, неклассическая, постнеклассическая).

4. Понятие и функции интегрированных социальных коммуникаций.

5. Общественное мнение и PR-деятельность по его формированию. Влияние общественного мнения на политические институты страны.

6. Связи с общественностью и организация информации в государственном управлении.

Вопросы для самопроверки и контроля

1. Почему формирование «паблик рилейшнз» как науки происходит в 20 веке?

2. Когда и кем впервые использовано понятие «паблик рилейшнз»?

3. Что такое общественные отношения, общественные связи?

4. Каковы функции связей с общественностью? Дайте определение, что такое информация, информационное общество, информационный процесс.

5. Дайте характеристику основным моделям информационного воздействия на массовое сознание. Перечислите способы и средства коммуникации.

6. Что такое интегрированные социальные коммуникаций и каковы их функции?

7. Каковы уровни интегрированных коммуникаций?

8. Каковы модели взаимоотношений интегрированных социальных коммуникаций и PR?

9. Охарактеризуйте целевые, приоритетные группы общественности.

10. Каковы способы и технологии формирования общественного мнения?

11. Каковы задачи PR в формировании и анализе общественного мнения?

12. Каковы особенности связей с общественностью в демократическом государстве?

13. Что такое «политические сети»? Дайте характеристику современных политических сетей.

14. Раскройте государственное управление как систему информационного воздействия: упорядоченность управленческой информации, информационное обеспечение законности, формализация информационного распределения, качественное обеспечение и контроль информации.

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Почему «паблик рилейшнз» в политической и экономической жизни 19 века впервые появились именно в США?

2. Каково ваше отношение к статье 10 о свободе выражения мнений «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года?

3. Как соотносится трактовка свободы выражения мнений, зафиксированная в статье 29 Конституции Российской Федерации 1993 года, с международными правовыми документами?

4. Какая модель информационного воздействия и почему называется синергетической?

5. Как вы понимаете «результирующую» особенность коммуникационного процесса?

6. Если общество развивается, то почему интегрированные коммуникации воспроизводят традиционные формы взаимодействия в социуме?

7. В какой мере и как должны органы власти учитывать общественное мнение и интересы общественности при разработке целевых программ?

8. Как вы понимаете утверждение, что в теории политических сетей государство является одним из «агентов» координации общественных дел?

5. Варианты тестовых заданий для контроля знаний студентов

1. Выберите правильный ответ

Автором термина « паблик рилейшнз» является:

а) С.М.Адамс;

б) Т.Джефферсон;

в) А.Ли;

г) С.Блэк.

2. Выберите правильный ответ

PR в общественных связях является:

а) управляющим началом их преобразования;

б) завершающим этапом преобразования общественных связей;

в) контролирующим элементом;

г) пропагандой.

3. К какому понятию относится данное определение

В уровнях интегрированных социальных коммуникаций зависимость процессов передачи информации и возникновение коммуникаций от употребления знаково-языковых форм (адекватных явлению, взаимопонятных) называется -----------------------------------

Темы докладов

1. Международные правовые акты, регулирующие права человека на информацию и деятельность СМИ.

2. Математическая и кибернетическая модели коммуникации.

3. Уровни интегрированных социальных коммуникаций.

4. Модель коммуникационной системы Д.Истона.

5. Контроль в системе связей с общественностью.

6. Проблема эффективности связей с общественностью.

7. Разработка программы, концепции связей с общественностью.

8. Лоббирующая деятельность отделов по связям с общественностью.

9. Статус и стиль деятельности менеджера по связям с общественностью.

10.PR-технологии в бизнесе.

11.PR – технологии в избирательной кампании.

12.Рекламные PR-технологии.

13.Роль и возможности электронных средств массовой информации в PR-деятельности.

Темы рефератов

Связи с общественностью и другие виды деятельности: пропаганда, реклама, журналистика, маркетинг.

Подходы в исследовании PR: PR как искусство.

Этические основы связей с общественностью в профессиональной деятельности PR

Методы информационного моделирования и управления.

Информационная политика современной России: направления, принципы, технологии.

Модели взаимоотношений интегрированных социальных коммуникаций и системы связей с общественностью.

Управление коммуникационными процессами.Связи с общественностью как разновидность коммуникации

Основные функции связей с общественностью как разновидности коммуникаций.

Основные модели коммуникации. Функции, способы и средства массовой информации и массовой коммуникации.

Мировой опыт развития телекоммуникационного рынка.

Основные черты, способы, технологии формирования общественного мнения.

Общественное мнение и PR-деятельность по его формированию и анализу.

Способы и технологии формирования общественного мнения.

Связи с общественностью и организация информации в государственном управлении.

Особенности, цели, задачи и направления деятельности связей собщественностью в бизнес – сфере.

Содержание и основные направления корпоративного пиара. Роль PR в формировании социальной ответственности бизнеса.

Связи с общественностью в избирательном процессе и избирательных кампаниях.

Характеристика политических и избирательных PR-технологий.

Политический консалтинг как сфера деятельности «паблик рилейшнз».

Лоббирование как метод продвижения интересов определённых политических групп.

Социальные PR-технологий.

PR-деятельность в конфликте, кризисе: сущность и особенности.

Система коммуникаций и PR в условиях конфликта, кризиса.

PR-деятельность в формировании имиджа лидера.

PR-деятельность в формировании имиджа организации, территории.

Темы рефератов

Связи с общественностью и другие виды деятельности: пропаганда, реклама, журналистика, маркетинг.

Подходы в исследовании PR: PR как искусство.

Этические основы связей с общественностью в профессиональной деятельности PR

Методы информационного моделирования и управления.

Информационная политика современной России: направления, принципы, технологии.

Модели взаимоотношений интегрированных социальных коммуникаций и системы связей с общественностью.

Управление коммуникационными процессами.Связи с общественностью как разновидность коммуникации

Основные функции связей с общественностью как разновидности коммуникаций.

Основные модели коммуникации. Функции, способы и средства массовой информации и массовой коммуникации.

Мировой опыт развития телекоммуникационного рынка.

Основные черты, способы, технологии формирования общественного мнения.

Общественное мнение и PR-деятельность по его формированию и анализу.

Способы и технологии формирования общественного мнения?

Связи с общественностью и организация информации в государственном управлении.

Особенности, цели, задачи и направления деятельности связей собщественностью в бизнес – сфере.

Содержание и основные направления корпоративного пиара. Роль PR в формировании социальной ответственности бизнеса.

Связи с общественностью в избирательном процессе и избирательных кампаниях.

Характеристика политических и избирательных PR-технологий.

Политический консалтинг как сфера деятельности «паблик рилейшнз».

Лоббирование как метод продвижения интересов определённых политических групп.

Связи с общественностью в избирательном процессе и избирательных кампаниях.

Характеристика политических и избирательных PR-технологий.

Политический консалтинг как сфера деятельности «паблик рилейшнз».

Лоббирование как метод продвижения интересов определённых политических групп.

Социальные PR-технологий.

PR-деятельность в конфликте, кризисе: сущность и особенности.

Система коммуникаций и PR в условиях конфликта, кризиса.

PR-деятельность в формировании имиджа лидера.

PR-деятельность в формировании имиджа организации, территории.

6. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Управление общественными отношениями как наука и учебная дисциплина. Основные категории курса: общественные отношения и общественные связи.

2. Функции общественных связей.

3. PR и другие виды деятельности: PR и пропаганда. PR и реклама. PR и журналистика.

4. Исторические вехи формирования «паблик рилейшнз».

5. Правовые основы деятельности связей с общественностью.

6. Этические основы деятельности связей с общественностью.

7. Основные дефиниции (понятия): информация, информационное общество, информационные процессы.

8. Информация в процессе коммуникации. Требования к информации.

9. Информационный процесс как способ воздействия на общество.

10.Модели информационного воздействия на массовое сознание (классическая, неклассическая, постнеклассическая).

11.Методы информационного моделирования и управления.

12.Информационная политика, государственная информационная политика: общее и особенное.

13.Государственная информация, информационный статус, информационная потребность, информационный ресурс.

14. Информационная политика современной России: направления, принципы, технологии.

15.Коммуникация: понятие и типология.

16.Модели, способы, средства коммуникаций.

17. Функции коммуникаций.

19. Особенности PR как разновидности коммуникации.

20. Интегрированные социальные коммуникации: понятие, функции.

21. Модели интегрированных коммуникаций.

22. Понятие и функции СМИ и МК.

23. Способы массовой информации и коммуникации.

24. Средства массовой информации и коммуникации.

25. Мировой опыт развития телекоммуникационного рынка.

26. Основные понятия: мнение, общественность, общественное мнение. 27. Классификация групп общественности.

28. Способы, технологии формирования общественного мнения.

29. PR-деятельность по формированию общественного мнения.

30. Методы и способы изучения общественного мнения.

31. Влияние общественного мнения на политические институты страны.

32. Государственное управление как система информационного воздействия на общество.

33. Особенности связей с общественностью в демократическом государстве.

34. Характеристика политических сетей в сфере публичных потребностей и интересов.

35. Государственные и негосударственные PR: общее и особенное.

36. Сущность и особенности связей с общественностью в системе государственного управления.

37. Организация информации в системе государственного управления: аутентичность, упорядоченность, законность, формализация, контроль.

38. Планирование и организация PR-деятельности. Разработка концепции, программы связей с общественностью. Формы взаимодействия с общественностью.

39. Общее и особенное в связях с общественностью в государственном управлении и бизнесе.

40. Особенности, цели, задачи и направления деятельности PR в бизнес – сфере.

41. PR-деятельность в конфликте, кризисе: особенности и проблемы.

42. Направления PR-деятельности в антикризисном (антиконфликтном) управлении.

43. PR и СМИ, PR и МК в период кризиса, конфликта.

44. Политический консалтинг как сфера деятельности «паблик рилейшнз».

45. Лоббирование как метод продвижения интересов определённых политических групп.

46. Связи с общественностью в избирательном процессе и избирательных технологиях.

47. Основные понятия: паблисити, имидж, имиджмейкерство. Структура и основные составляющие имиджа.

48. Цели создания и принципы построения имиджа руководителя, организации, органов власти.

49. Основные понятия: брифинг, пресс-конференция, масс-медиа, пресс-релиз.

50. Основные понятия: презентация, медиа рилейшнз, спичрайтинг, имиджмейкинг.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
   
   
   
   
   
   
VII. Глоссарий

Список литературы

Основной

5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (9 сентября 2000 г.) [электронный ресурс], http.//WWW.rg.ru, http.//www. nationalsecurity.ru

6. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244 – р. [электронный ресурс], http.//www.minsvyaz.ru

7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [электронный ресурс], http.//www.minsvyaz.ru, http.//www. Internet-law.ru

8. Емельянов, С.М. Теория и практика связей с общественностью [Текст] Вводный курс / С.М. Емельянов. - СПб: Питер, 2005. – 240 с.

9. Кузнецов, В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии [Текст]: учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 300 с.

10.Русаков, А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти [Текст]: учебное пособие / А.Ю. Русаков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2006. – 224 с.

11.Управление общественными отношениями [Текст]: учебник / под ред. Комаровского В.С. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 400 с.

12.Киричёк, П.Н. Современная информационная политика: императивно-модусная трансформация [Текст]/ П.Н. Киричёк// Социс.-2007. -№10.-С.60-62.

9. Лысенко, Г.В. Взаимодействие власти и СМИ: стратегия и технологии её реализации [Текст]/ Г.В.Лысенко // Социс.-2008.- №4.-С.73-78.

10. Пригожин, И.Р. Сетевое общество [Текст] /И.Р.Пригожин // Социс.-2008.-№1.-С.24-28.

Дополнительный

1. Кондратьев, Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью [Текст]: учебное пособие для высшей школы / под общей ред. С.Д. Резника – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2004. – 432 с.

2. Мейтленд, Я. Рабочая книга PR-менеджера [Текст] / Я. Мецтленд. - пер. с англ. – СПб.: Питер, 2005. – 176 с.

3. Шейнов, В.П. Пиар «белый» и «черный»: Технологии скрытого управления людьми [Текст] / В.П. Шейнов. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. – 672 с.

4. Гладарев, Б.С. Информационно-коммуникативные технологии и проблемы контроля поведения индивидов [Текст]/ Б.С. Гладарев//Социс.-2007.-№8.-С.60-62.

5. Корытникова, Н.В. Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации общества [Текст] /Н.В. Корытникова// Социс. -2007.-№2.-С.85-94.

Учебное издание

Управление общественными отношениями

Методические рекомендации по подготовке

к семинарским занятиям, организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения

Мещерякова Людмила Игнатьевна, канд. ист. наук, доцент

Наши рекомендации