Тема 5. Политические и избирательные PR-технологии
План семинарского занятия
1. Общая характеристика политических и избирательных PR-технологий.
2. Политический консалтинг как сфера деятельности «паблик рилейшнз».
3. Лоббирование как метод продвижения интересов определённых политических групп.
4. Связи с общественностью в избирательном процессе и избирательных кампаниях.
Вопросы для самопроверки и контроля
7. Охарактеризуйте истоки и сущность политического консультирования.
8. Каковы функции политического консалтинга?
9. Каковы национальные модели политического консалтинга?
10.Что такое лоббирование?
11.Выделите этапы и формы связей с общественностью в избирательном процессе.
12.Каковы современные избирательные PR-технологии?
13.Что такое «политическое манипулирование»?
Вопросы для размышления и обсуждения
1. Может ли лоббирование как продвижение интересов определённых групп, партий иметь положительное значение?
2. Каковы возможности Интернета как PR-инструмента в политических и избирательных кампаниях?
3. Является ли политическое манипулирование, по вашему мнению, необходимым и неизбежным элементом PR-деятельности?
4. Какова роль стереотипов и мифов в политических и избирательных PR-технологиях?
Тема 6. PR и имидж
План семинарского занятия
4. Основные понятия: паблисити, имидж, имиджмейкерство.
5. Цели создания и принципы построения имиджа руководителя, организации, органов власти.
6. Структура и основные составляющие имиджа.
7. Типы (модели) имиджа. Имидж государства, органов власти, политических лидеров.
Вопросы для самопроверки и контроля
7. Дайте определение основным понятиям: паблисити, имидж, имиджмейкер.
8. Каковы цели создания политического имиджа?
9. Каковы принципы построения имиджа?
10.Охарактеризуйте структуру и основные составляющие имиджа руководителя, организации.
11.Какова типология имиджа?
12.Каковы цели и технологии создания имиджа государства, органов власти, политического лидера? Проанализируйте основные модели коммуникации.
Вопросы для размышления и обсуждения
4. Актуальна ли, на ваш взгляд, проблема имиджа государства, органов власти, политического лидера в настоящее время?
5. Сформулируйте факторы, способствующие устойчивости позитивного имиджа страны, руководителя.
6. Как вы понимаете смысл утверждения « имидж иррационален»?
4. План семинарского занятия для студентов заочной формы обучения
1. Основные категории курса: общественные отношения и общественные связи. Функции общественных связей.
2. Информация в процессе коммуникации. Требования к информации.
Информационный процесс как способ воздействия на общество, средство государственного управления.
3. Модели информационного воздействия на массовое сознание (классическая, неклассическая, постнеклассическая).
4. Понятие и функции интегрированных социальных коммуникаций.
5. Общественное мнение и PR-деятельность по его формированию. Влияние общественного мнения на политические институты страны.
6. Связи с общественностью и организация информации в государственном управлении.
Вопросы для самопроверки и контроля
1. Почему формирование «паблик рилейшнз» как науки происходит в 20 веке?
2. Когда и кем впервые использовано понятие «паблик рилейшнз»?
3. Что такое общественные отношения, общественные связи?
4. Каковы функции связей с общественностью? Дайте определение, что такое информация, информационное общество, информационный процесс.
5. Дайте характеристику основным моделям информационного воздействия на массовое сознание. Перечислите способы и средства коммуникации.
6. Что такое интегрированные социальные коммуникаций и каковы их функции?
7. Каковы уровни интегрированных коммуникаций?
8. Каковы модели взаимоотношений интегрированных социальных коммуникаций и PR?
9. Охарактеризуйте целевые, приоритетные группы общественности.
10. Каковы способы и технологии формирования общественного мнения?
11. Каковы задачи PR в формировании и анализе общественного мнения?
12. Каковы особенности связей с общественностью в демократическом государстве?
13. Что такое «политические сети»? Дайте характеристику современных политических сетей.
14. Раскройте государственное управление как систему информационного воздействия: упорядоченность управленческой информации, информационное обеспечение законности, формализация информационного распределения, качественное обеспечение и контроль информации.
Вопросы для размышления и обсуждения
1. Почему «паблик рилейшнз» в политической и экономической жизни 19 века впервые появились именно в США?
2. Каково ваше отношение к статье 10 о свободе выражения мнений «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года?
3. Как соотносится трактовка свободы выражения мнений, зафиксированная в статье 29 Конституции Российской Федерации 1993 года, с международными правовыми документами?
4. Какая модель информационного воздействия и почему называется синергетической?
5. Как вы понимаете «результирующую» особенность коммуникационного процесса?
6. Если общество развивается, то почему интегрированные коммуникации воспроизводят традиционные формы взаимодействия в социуме?
7. В какой мере и как должны органы власти учитывать общественное мнение и интересы общественности при разработке целевых программ?
8. Как вы понимаете утверждение, что в теории политических сетей государство является одним из «агентов» координации общественных дел?
5. Варианты тестовых заданий для контроля знаний студентов
1. Выберите правильный ответ
Автором термина « паблик рилейшнз» является:
а) С.М.Адамс;
б) Т.Джефферсон;
в) А.Ли;
г) С.Блэк.
2. Выберите правильный ответ
PR в общественных связях является:
а) управляющим началом их преобразования;
б) завершающим этапом преобразования общественных связей;
в) контролирующим элементом;
г) пропагандой.
3. К какому понятию относится данное определение
В уровнях интегрированных социальных коммуникаций зависимость процессов передачи информации и возникновение коммуникаций от употребления знаково-языковых форм (адекватных явлению, взаимопонятных) называется -----------------------------------
Темы докладов
1. Международные правовые акты, регулирующие права человека на информацию и деятельность СМИ.
2. Математическая и кибернетическая модели коммуникации.
3. Уровни интегрированных социальных коммуникаций.
4. Модель коммуникационной системы Д.Истона.
5. Контроль в системе связей с общественностью.
6. Проблема эффективности связей с общественностью.
7. Разработка программы, концепции связей с общественностью.
8. Лоббирующая деятельность отделов по связям с общественностью.
9. Статус и стиль деятельности менеджера по связям с общественностью.
10.PR-технологии в бизнесе.
11.PR – технологии в избирательной кампании.
12.Рекламные PR-технологии.
13.Роль и возможности электронных средств массовой информации в PR-деятельности.
Темы рефератов
Связи с общественностью и другие виды деятельности: пропаганда, реклама, журналистика, маркетинг.
Подходы в исследовании PR: PR как искусство.
Этические основы связей с общественностью в профессиональной деятельности PR
Методы информационного моделирования и управления.
Информационная политика современной России: направления, принципы, технологии.
Модели взаимоотношений интегрированных социальных коммуникаций и системы связей с общественностью.
Управление коммуникационными процессами.Связи с общественностью как разновидность коммуникации
Основные функции связей с общественностью как разновидности коммуникаций.
Основные модели коммуникации. Функции, способы и средства массовой информации и массовой коммуникации.
Мировой опыт развития телекоммуникационного рынка.
Основные черты, способы, технологии формирования общественного мнения.
Общественное мнение и PR-деятельность по его формированию и анализу.
Способы и технологии формирования общественного мнения.
Связи с общественностью и организация информации в государственном управлении.
Особенности, цели, задачи и направления деятельности связей собщественностью в бизнес – сфере.
Содержание и основные направления корпоративного пиара. Роль PR в формировании социальной ответственности бизнеса.
Связи с общественностью в избирательном процессе и избирательных кампаниях.
Характеристика политических и избирательных PR-технологий.
Политический консалтинг как сфера деятельности «паблик рилейшнз».
Лоббирование как метод продвижения интересов определённых политических групп.
Социальные PR-технологий.
PR-деятельность в конфликте, кризисе: сущность и особенности.
Система коммуникаций и PR в условиях конфликта, кризиса.
PR-деятельность в формировании имиджа лидера.
PR-деятельность в формировании имиджа организации, территории.
Темы рефератов
Связи с общественностью и другие виды деятельности: пропаганда, реклама, журналистика, маркетинг.
Подходы в исследовании PR: PR как искусство.
Этические основы связей с общественностью в профессиональной деятельности PR
Методы информационного моделирования и управления.
Информационная политика современной России: направления, принципы, технологии.
Модели взаимоотношений интегрированных социальных коммуникаций и системы связей с общественностью.
Управление коммуникационными процессами.Связи с общественностью как разновидность коммуникации
Основные функции связей с общественностью как разновидности коммуникаций.
Основные модели коммуникации. Функции, способы и средства массовой информации и массовой коммуникации.
Мировой опыт развития телекоммуникационного рынка.
Основные черты, способы, технологии формирования общественного мнения.
Общественное мнение и PR-деятельность по его формированию и анализу.
Способы и технологии формирования общественного мнения?
Связи с общественностью и организация информации в государственном управлении.
Особенности, цели, задачи и направления деятельности связей собщественностью в бизнес – сфере.
Содержание и основные направления корпоративного пиара. Роль PR в формировании социальной ответственности бизнеса.
Связи с общественностью в избирательном процессе и избирательных кампаниях.
Характеристика политических и избирательных PR-технологий.
Политический консалтинг как сфера деятельности «паблик рилейшнз».
Лоббирование как метод продвижения интересов определённых политических групп.
Связи с общественностью в избирательном процессе и избирательных кампаниях.
Характеристика политических и избирательных PR-технологий.
Политический консалтинг как сфера деятельности «паблик рилейшнз».
Лоббирование как метод продвижения интересов определённых политических групп.
Социальные PR-технологий.
PR-деятельность в конфликте, кризисе: сущность и особенности.
Система коммуникаций и PR в условиях конфликта, кризиса.
PR-деятельность в формировании имиджа лидера.
PR-деятельность в формировании имиджа организации, территории.
6. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Управление общественными отношениями как наука и учебная дисциплина. Основные категории курса: общественные отношения и общественные связи.
2. Функции общественных связей.
3. PR и другие виды деятельности: PR и пропаганда. PR и реклама. PR и журналистика.
4. Исторические вехи формирования «паблик рилейшнз».
5. Правовые основы деятельности связей с общественностью.
6. Этические основы деятельности связей с общественностью.
7. Основные дефиниции (понятия): информация, информационное общество, информационные процессы.
8. Информация в процессе коммуникации. Требования к информации.
9. Информационный процесс как способ воздействия на общество.
10.Модели информационного воздействия на массовое сознание (классическая, неклассическая, постнеклассическая).
11.Методы информационного моделирования и управления.
12.Информационная политика, государственная информационная политика: общее и особенное.
13.Государственная информация, информационный статус, информационная потребность, информационный ресурс.
14. Информационная политика современной России: направления, принципы, технологии.
15.Коммуникация: понятие и типология.
16.Модели, способы, средства коммуникаций.
17. Функции коммуникаций.
19. Особенности PR как разновидности коммуникации.
20. Интегрированные социальные коммуникации: понятие, функции.
21. Модели интегрированных коммуникаций.
22. Понятие и функции СМИ и МК.
23. Способы массовой информации и коммуникации.
24. Средства массовой информации и коммуникации.
25. Мировой опыт развития телекоммуникационного рынка.
26. Основные понятия: мнение, общественность, общественное мнение. 27. Классификация групп общественности.
28. Способы, технологии формирования общественного мнения.
29. PR-деятельность по формированию общественного мнения.
30. Методы и способы изучения общественного мнения.
31. Влияние общественного мнения на политические институты страны.
32. Государственное управление как система информационного воздействия на общество.
33. Особенности связей с общественностью в демократическом государстве.
34. Характеристика политических сетей в сфере публичных потребностей и интересов.
35. Государственные и негосударственные PR: общее и особенное.
36. Сущность и особенности связей с общественностью в системе государственного управления.
37. Организация информации в системе государственного управления: аутентичность, упорядоченность, законность, формализация, контроль.
38. Планирование и организация PR-деятельности. Разработка концепции, программы связей с общественностью. Формы взаимодействия с общественностью.
39. Общее и особенное в связях с общественностью в государственном управлении и бизнесе.
40. Особенности, цели, задачи и направления деятельности PR в бизнес – сфере.
41. PR-деятельность в конфликте, кризисе: особенности и проблемы.
42. Направления PR-деятельности в антикризисном (антиконфликтном) управлении.
43. PR и СМИ, PR и МК в период кризиса, конфликта.
44. Политический консалтинг как сфера деятельности «паблик рилейшнз».
45. Лоббирование как метод продвижения интересов определённых политических групп.
46. Связи с общественностью в избирательном процессе и избирательных технологиях.
47. Основные понятия: паблисити, имидж, имиджмейкерство. Структура и основные составляющие имиджа.
48. Цели создания и принципы построения имиджа руководителя, организации, органов власти.
49. Основные понятия: брифинг, пресс-конференция, масс-медиа, пресс-релиз.
50. Основные понятия: презентация, медиа рилейшнз, спичрайтинг, имиджмейкинг.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
VII. Глоссарий |
Список литературы
Основной
5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (9 сентября 2000 г.) [электронный ресурс], http.//WWW.rg.ru, http.//www. nationalsecurity.ru
6. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244 – р. [электронный ресурс], http.//www.minsvyaz.ru
7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [электронный ресурс], http.//www.minsvyaz.ru, http.//www. Internet-law.ru
8. Емельянов, С.М. Теория и практика связей с общественностью [Текст] Вводный курс / С.М. Емельянов. - СПб: Питер, 2005. – 240 с.
9. Кузнецов, В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии [Текст]: учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 300 с.
10.Русаков, А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти [Текст]: учебное пособие / А.Ю. Русаков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2006. – 224 с.
11.Управление общественными отношениями [Текст]: учебник / под ред. Комаровского В.С. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 400 с.
12.Киричёк, П.Н. Современная информационная политика: императивно-модусная трансформация [Текст]/ П.Н. Киричёк// Социс.-2007. -№10.-С.60-62.
9. Лысенко, Г.В. Взаимодействие власти и СМИ: стратегия и технологии её реализации [Текст]/ Г.В.Лысенко // Социс.-2008.- №4.-С.73-78.
10. Пригожин, И.Р. Сетевое общество [Текст] /И.Р.Пригожин // Социс.-2008.-№1.-С.24-28.
Дополнительный
1. Кондратьев, Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью [Текст]: учебное пособие для высшей школы / под общей ред. С.Д. Резника – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2004. – 432 с.
2. Мейтленд, Я. Рабочая книга PR-менеджера [Текст] / Я. Мецтленд. - пер. с англ. – СПб.: Питер, 2005. – 176 с.
3. Шейнов, В.П. Пиар «белый» и «черный»: Технологии скрытого управления людьми [Текст] / В.П. Шейнов. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. – 672 с.
4. Гладарев, Б.С. Информационно-коммуникативные технологии и проблемы контроля поведения индивидов [Текст]/ Б.С. Гладарев//Социс.-2007.-№8.-С.60-62.
5. Корытникова, Н.В. Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации общества [Текст] /Н.В. Корытникова// Социс. -2007.-№2.-С.85-94.
Учебное издание
Управление общественными отношениями
Методические рекомендации по подготовке
к семинарским занятиям, организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения
Мещерякова Людмила Игнатьевна, канд. ист. наук, доцент