Тема 15. политические технологии

План

1. Роль политических технологий в политическом процессе.

2. Анализ ситуации как основа политических технологий.

3. Выборные технологии.

1. Роль политических технологий в политическом процессе

Управление всегда представляет собой процесс, т. е. опре­деленную последовательность действий людей, вовлеченных в разработку, принятие и реализацию управленческого решения. В этой главе нам предстоит показать роль политических техно­логий в управленческом процессе, раскрыть сущность некото­рых из них.

Любой вид политического менеджмента представляет со­бой политико-технологический процесс, состоящий из набора определенных операций. Термин "политические технологии" вобрал в себя совокупность приемов и способов действия, ис­пользуемых политическими субъектами для достижения поли­тических целей. Главным объектом здесь всегда являются люди, т. е. политические технологии — это способы воздействия на лю­дей с целью изменения их поведения.

Воздействовать на людей можно: а) применяя насилие и принуждение, б) изменяя существующие законы, в) внося в мас­совое сознание новое представление и духовные ценности, фор­мируя новые убеждения, г) манипуляцией. Политические тех­нологии — это искусное воздействие на мотивацию людей, на их сознание, подсознание. Это умение побуждать людей дей­ствовать в соответствии с интересами политического субъекта и при этом поддерживать у них ощущение свободы своего вы­бора, естественности совершаемых ими действий.

Мы будем рассматривать политический технологический процесс как разворачивающееся в пространстве и времени вза­

имодействие между субъектом и объектом управления. Эти вза­имодействия могут носить непосредственный характер, когда, например, организуется встреча кандидата с избирателями или когда одна из конфликтующих сторон вступает в переговоры с другой, или когда встречаются для консультации лидеры поли­тических партий.

В случае прямого взаимодействия субъект управления мо­жет наблюдать реакцию людей, поведение которых он намере­вается изменить, видеть ответные действия и соответствующим образом выстраивать дальнейшую линию поведения. Часто вза­имоотношения между управляющим субъектом и объектом его воздействия осуществляются не в виде прямого контакта, а опос­редованно, например в виде газетных публикаций, распростра­няемых слухов. Отсутствие непосредственного контакта не ме­няет сути взаимодействия, состоящего из демонстрации своих намерений, интерпретации намерений и действий противопо­ложной стороны, реакции на эти действия.

Термином "субъект управления" обозначают того или тех, кто принимает управленческие решения, пытается реализовать их на практике, оказывая воздействие на тех, от кого зависит достижение поставленных им целей. Достижение политических целей всегда требует коллективных усилий. Нельзя рассчиты­вать на успех в избирательной кампании, на обеспечение ли­дерских позиций, на получение возможностей влиять на настро­ения и поведение людей, действуя в одиночку. Поэтому в каче­стве субъекта политического управления всегда выступают организованные группы.

Любой потенциально возможный объект политико-техноло­гического управления можно условно представить в виде пяти сло­ев, различающихся по степени поддержки субъекта управления.

1. Активно поддерживающие, т. е. люди, которые в силу ряда причин осознанно и направленно готовы сотрудничать с субъек­том управления, поддерживать его действия, посильно помогать. Это или твердый электорат партии, который при любых усло­виях проголосует за ее кандидатов, или преданные сторонники политического лидера, поддерживающие все его действия, или законодатели, тесно связанные особыми интересами с лоббис­тской группой.

2.Пассивно поддерживающие, т. е. люди, сочувствующие субъекту управления, но не ведущие активных самостоятель­ных действий в его поддержку.

3.Занимающие нейтральную позицию, т. е. люди, не имею­щие четко выраженной политической позиции, не обладающие ярко выраженными симпатиями к лидерам или партиям, слабо информированные о целях субъектов политики, полностью по­груженные в свои личные проблемы.

4.Настроенные недоверчиво, т. е. люди, либо симпатизиру­ющие другим политическим партиям и лидерам, либо с преду­беждением ко всем политикам, разочаровавшиеся, не верящие в возможности государственных и политических деятелей.

5.Враждебно настроенные, т. е. люди, сделавшие свой по­литический выбор и превратившиеся в активных сторонников других политических лидеров и политических партий.

Любое взаимодействие предполагает активность и субъек­та, и объекта процесса. Эта активность может проявиться в дей­ствиях, а может протекать на уровне мыслительных процессов, эмоциональных переживаний. Каждое взаимодействие по-сво­ему уникально и вряд ли может быть полностью восстановлено в иной ситуации и в другое время. Однако в основе любого взаи­модействия лежат некоторые общие процессы, знание которых может помочь субъекту управления приближаться к поставлен­ным целям наиболее эффективным путем.

1. Люди, вступающие во взаимодействие в роли субъекта и объекта, должны обладать мотивацией. Только наличие моти­вации делает человека потенциально готовым к взаимодействию. Процессы мотивации — это внутриличностные, психические процессы, ведущие к появлению мотивов, которые побуждают индивидов включаться в политико-технологический процесс, занимая в нем либо ведущие, лидирующие позиции, либо играя роль ведомого, управляемого объекта.

Взаимодействие — это всегда обмен информацией, т.е. своеобразный коммуникационный процесс. Нельзя побудить или принудить индивида к политическому действию без пере­дачи соответствующей информации. Процессы коммуникации — это обмен информацией между участниками взаимодействия, их сигналы о своих намерениях, симпатиях и антипатиях, о по­нимании действий. Нарушение коммуникации ведет к негатив­ной реакции участников взаимодействия, снижает эффект уп­равления.

2. Взаимодействующие в социуме индивиды стремятся к структурированию своих отношений. Процессы структуриза­ции — это создание относительно устойчивых, поддающихся прогнозированию, отношений между субъектом и объектом уп­равления, это принятие обоими участниками взаимодействия общих правил игры.

Итак, в основе взаимодействия субъекта и объекта управ­ления лежат три группы процессов. Мотивационные процессы указывают на наличие или отсутствие потенциальной внутрен­ней готовности, предрасположенности к политическому взаи­модействию. Коммуникационные процессы позволяют актуа­лизировать необходимые для данного случая мотивы путем рас­пространения информации, вызывающей в сознании людей об­разы ситуаций, требующих от них определенного реагирования. Процессы структуризации ведут к закреплению определен­ных моделей взаимодействия, делают возможным их воспро­изводство без дополнительных усилий в новой ситуации.

2. Анализ ситуации как основа политических технологий

Как уже говорилось, под политическими технологиями по­нимаются совокупность приемов, способов действия, использу­емых политическими субъектами для воздействия на людей с целью достижения политических целей. Среди распространен­ных политических технологий:

- выборные технологии;

- технологии создания политического имиджа;

- технологии управления политическими конфликтами;

- технологии оценки соотношения политических сил и оп­позиции;

- политическое консультирование;

- мониторинги социально-политической ситуации;

- организация и проведение РК-кампаний;

- технологии формирования общественного мнения;

- технологии лоббирования законопроектов.

Считается, что эффективность политического менеджмен­та напрямую зависит от того, сможет ли управляющий субъект получить достоверную, достаточно полную информацию об объекте своего воздействия. Понимание важности информации нередко толкает политических технологов в крайность. Они стремятся собрать огромный массив информации, который за­тем в значительной своей части оказывается невостребованным. Как избежать этой ошибки? Для этого необходимо вести направ­ленный поиск информации, подчиняя его решению важной ме­тодологической задачи — аналитическому конструированию ситуации.

Ситуация всегда конкретна, она включает ожидания, на­строения, интересы людей, живущих в определенном месте и в конкретное время. Ситуация всегда уникальна, неповторима. Подвижность, изменчивость ситуации составляет главную про­блему для политических технологов, которым каждый раз не­обходимо заново ее исследовать, изучать. Эффективный способ отслеживать ситуацию, "держать руку на пульсе" — вести мо­ниторинг.

Вопрос о необходимости мониторинга за состоянием обще­ства активно и давно обсуждается в социальных и управлен­ческих науках, предлагаются различные модели и схемы про­ведения мониторинга. Большинство авторов считают, что серд­цевиной этой системы должны быть социологические исследо­вания, направленные на отслеживание социального самочув­ствия граждан, их социальных установок и ориентации, отно-

шения к органам власти, удовлетворенности качеством государ­ственных и социальных услуг. Такая информация позволяет оперативно реагировать на изменения в обществе, учитывать состояние общественного мнения при тактическом и стратеги­ческом планировании, эффективно контролировать исполнение социально-экономических планов и программ.

Сбор информации при аналитическом конструировании ситуации осуществляется с помощью различных эмпирических методов. Эмпирия (греч. етреггга — опыт) — это очевидность, это реальные факты, конкретные действия людей, запечатлен­ные в памяти и соответствующим образом описанные. Эмпири­ческие методы принято подразделять на количественные ("же­сткие") и качественные ("мягкие"). К первым относятся наблю­дение, анкетные опросы, контент-анализ; ко вторым — глубин­ные интервью, работа с фокус-группами.

Метод наблюдения — это направленное восприятие како­го-либо явления или процесса, черты и свойства которого фик­сируются (например, наблюдение в ходе избирательной кампа-' нии за действиями соперников). Научно организованное наблю­дение, осуществляемое профессионалами, отличается широтой поля наблюдения, способностью улавливать более разнообраз­ную гамму поступков действующих лиц на политической аре­не, выявлять степень повторяемости событий, определять их характер.

Анкетный опрос позволяет узнать о процессах, происхо­дящих в сознании личности, о чем человек мечтает, какой тип государства считает наиболее целесообразным, каким лидерам и политическим партиям отдает предпочтение. Значение анкет­ных опросов трудно переоценить, так как они позволяют выя­вить установки, ценностные ориентации, предпочтения населе­ния.

Контент-анализ — числовая обработка, оценка и интер­претация форм и содержания информационного источника. Метод позволяет выявить, какая информация по определенной тематике и в каком объеме содержится в газетах, на плакатах, в заявлениях политика, отражают ли эти документы состояние общественного мнения. Метод хорош, когда нет возможности провести анкетный опрос, но крайне необходима информация о приоритетных целях той или иной организации или лидера.

Глубинное интервью — это опрос, когда исследователь не­посредственно беседует с респондентом, предлагая последнему самому формулировать ответы на заранее подготовленные воп­росы, побуждая его к рассуждениям, к оценке различных собы­тий. Политтехнологи прибегают к этому способу при подготов­ке анкетного опроса или в условиях, когда нет возможности под­готовить и качественно провести анкетный опрос.

Метод фокус-группы или групповой дискуссии использует­ся для выявления отношения различных групп к тому или иному событию, лицу. Он представляет собой направляемое и регули­руемое исследователем обсуждение выбранной темы, в котором участвуют люди, подобранные на основе обоснованной выборки.

Аналитическое конструирование ситуации — необходимое условие для принятия решений. Только зная реальные настро­ения людей, их установки, ценностные ориентации, стереоти­пы, можно влиять на мотивацию и поведение этих людей. Зна­ние о ситуации является главным ресурсом субъекта управле­ния. Широко известна поговорка: "Кто имеет информацию — тот владеет ситуацией".

В качестве примера посмотрим, как можно провести ана­лиз ситуации в избирательной кампании по выборам мэра горо­да. Выборную кампанию кандидата технологически принято делить на два этапа: первый — до разработки предвыборной стратегии, второй включает разработку стратегии и ее реали­зацию.

Первый этап реализуется исключительно силами привле­каемой социологической службы. Его главной целью является сбор необходимой фоновой социальной информации о городе. Конечный успех кампании не в последнюю очередь зависит от того, насколько точными и объективными были данные, полу­ченные аналитическим центром на первом этапе.

Нередко первый этап реализуется силами самих полити­ческих консультантов или к нему привлекаются социологи, чьи услуги имеют в глазах клиента финансовые преимущества. Та­кой подход подразумевает создание импровизированных бри­гад интервьюеров, он опасен тем, что, как правило, это непро­фессиональная, плохо структурированная команда, которую трудно контролировать. Наименее эффективными интервьюе­рами являются столь часто привлекаемые к опросам студенты.

Оптимально, если этим делом заняты специалисты, обяза­тельным критерием участия в такой команде является опыт участия интервьюеров в 5-6 исследованиях. Недопустима си­туация, когда интервьюер пытается навязать респонденту свою точку зрения, "подсказать" ответ. Особое внимание следует об­ратить на разработку анкеты, она обязательно должна осуще­ствляться специалистами-социологами, владеющими специаль­ной технологией построения анкет и шкалами для минимиза­ции субъективного воздействия. Известно, к примеру, что воп­росы особенной важности и сложности необходимо помещать в середину анкеты. Шкалы при этом используются в соответствии со статистическими программами обработки данных, чтобы из­бежать проблем на этапе анализа. Исключительное значение имеет и профессионализм в построении репрезентативной вы­борки.

Итак, на первом этапе предвыборной кампании единый центр осуществляет следующие виды работ.

- Сбор фоновой социальной информации в городе, опреде­ление электоральных настроений в отдельных его округах.

- Выяснение иррациональных факторов, определяющих психологический настрой избирателей.

- Анализ ожиданий электората.

- Измерение рейтинга текущей известности кандидата и его основных конкурентов.

- Оценка восприятия кандидата электоратом.

- Анализ текущего имиджа кандидата.

- Выявление возможных "целевых групп" воздействия.

- Сегментация электората в рамках муниципального обра­зования.

- Выявление сильных и слабых сторон конкурентов.

Во время проведения исследований первого этапа исполь­зуются как количественные, так и качественные методы, одна­ко предпочтение отдается количественным, потому что прак­тика установила их максимальную эффективность в условиях временного цейтнота предварительной диагностики.

Основными задачами политических консультантов на эта­пе разработки и реализации выборной кампании являются:

- Разработка модели выборной кампании кандидата в соот­ветствии с официальными периодами избирательной кампании.

- Координация деятельности консультантов.

- Коррекция имиджа кандидата в соответствии с базовыми ценностями и ожиданиями электората города.

- Психологическое сопровождение кандидата: коммуника­ция, речь, невербальная коммуникация, стиль.

- Работа со средствами массовой информации в соответ­ствии с медиаконцепцией и медиапланом.

- Создание позитивных информационных поводов, связан­ных с кандидатом.

- Разработка и запуск политической рекламы кандидата.

- Разработка и распространение всей полиграфической продукции.

- Организация встреч с избирателями по намеченному плану.

- Определение круга "реальных дел", которые должны вы­полняться кандидатом во время кампании.

- Отслеживание деятельности конкурентов и ее эффектив­ности.

- Организация контрпропагандистских мероприятий.

- Оперативное реагирование на все возможные неожидан­ные ситуации.

На втором этапе социологическая служба контролирует эффективность хода кампании, оценивает деятельность отдель­ных мероприятий, оценивает кампании основных конкурентов, что дает возможность избирательному штабу оперативно реа­гировать на происходящие события. Это значит, что из второ­степенного по важности и нерегулярно используемого инстру­мента социологические исследования становятся интегрирован­ной частью предвыборной кампании, активно задействованной на всех стадиях ее планирования и осуществления. Именно та­кой подход признан мировой практикой политического консуль­тирования как наиболее результативный.

3. Выборные технологии

Мнения и взгляды избирателей формируются и изменяются под воздействием текущих событий политической жизни стра­ны в промежутке между одними и другими выборами. Предста­вителям элиты и претендентам на вхождение в нее приходится задумываться о собственном политическом будущем задолго до момента выборов; зачастую новая избирательная кампания на­чинается сразу с момента окончания предыдущей. Выборы на различных уровнях становятся повседневным событием, цент­ральным действием в общественной жизни муниципальных об­разований, областей и страны в целом. От выборных техноло­гий, их эффективности применения во многом зависит харак­тер избирательного процесса, его ход и результаты выборов.

К числу определяющих тенденций выборных технологий мы относим:

- комплексный подход к проведению избирательных кам­паний, сочетающий административные методы с партийным и политтехнологическим воздействием;

- переход на график "непрерывной" рекламной кампании;

- формирование целостных мифологий политических ли­деров и движений, определяющих стратегию и тактику выбор­ных кампаний;

- сочетание методов прямой работы с избирателями с тех­нологиями "паблик рилейшнз".

Каждый кандидат после принятия решения баллотировать­ся на выборах начинает заниматься созданием выборного шта­ба. Кандидаты создают штабы, которые могут отличаться друг от друга большей или меньшей централизацией, принципами распоряжения финансами, разделением ответственности. На практике в большинстве случаев к работе в штабе привлекают­ся родственники, друзья, подчиненные или просто "крепкие хозяйственники". Кандидаты руководствуются логикой типа "я знаю его давно и доверяю только ему" или просто в целях эко­номии денежных средств прибегают к услугам работников из числа знакомых. На практике четких представлений о том, чем они должны заниматься и как это делать, они не имеют. Такие "организаторы штабов" понятия не имеют, зачем вообще нуж­на эта структура, какие у нее функции, и уж тем более не зна­ют, какие технологии существуют для выполнения конкретных заданий.

В качестве примера приведем перечень должностей в од­ном из выборных штабов с перечислением их функций:

Начальник регионального штаба: осуществляет общее ру­ководство работой регионального штаба; утверждает планы ра­боты заместителей начальника регионального штаба; осуществ­ляет взаимодействие между региональным штабом и Централь­ным избирательным штабом; организует взаимодействие с ре­гиональным молодежным штабом; руководит работой аналити­ческой группы; контролирует исполнение плана избирательной кампании.

Первый заместитель начальника регионального штаба: ис­полняет обязанности начальника регионального штаба в его от­сутствие; руководит работой местных избирательных штабов; руководит реализацией проекта партийной мобилизации.

Заместитель начальника регионального штаба: координиру­ет работу с руководителями муниципальных образований в це­лях поддержки местных штабов; координирует работу со струк­турами, представительствами федеральных органов власти.

Заместитель начальника регионального штаба по сетевой работе: обеспечивает методическую помощь местным штабам; организует обучение актива партии; организует массовые ме­роприятия; организует работу мобильных групп; формирует и организует работу полевой структуры.

Заместитель начальника регионального штаба по агитаци­онной работе: организует работу со средствами массовой инфор­мации; разрабатывает план-график пропагандистских акций, выпуск агитационных материалов; организует разработку аги­тационно-пропагандистских материалов; организует брифинги, пресс-конференции, выступление доверенных лиц.

Заместитель начальника регионального штаба по адресной работе: руководит проектом "Депутатский актив"; организует реализацию адресных проектов; координирует деятельность общественных приемных.

Заместитель начальника регионального штаба: организует взаимодействие с областной избирательной комиссией; органи­зует работу с референтными лицами; организует работу со сто­ронниками партии; реализует план совместных действий с об­щественными организациями".

Основной принцип, по которому должен формироваться состав небольшого выборного штаба, — соответствие структу­ры информационным потокам. Под информационными потока­ми в среде политтехнологов принято понимать способы, кото­рыми можно донести информацию до глаз, ушей, мозгов изби­рателей. Таких потоков в стандартной ситуации не так много, и если принято решение агитировать избирателей на улице, то должны быть наняты люди именно для этих целей в нужном ко­личестве. Если решено агитировать по принципу "от двери к двери", на работу принимаются люди соответствующей квали­фикации и психологическими характеристиками, с объяснени­ем им их функций.

Деньги — это, пожалуй, самый важный ресурс для избира­тельной кампании. На одной известности и "любви народа" вы­боры не выиграть. В последнее время налицо тенденции много­кратного удорожания кампаний. Но даже когда деньги найде­ны, для достижения результата необходимо грамотно распоря­диться средствами. Зачастую бывает, что выборы выигрывают кандидаты с более скромными бюджетами, чем их повержен­ные соперники.

Среди статей расходов есть "обязательные" (т. е. статьи, которые обязательно должны войти в отчет для избиркома), которые необходимо оплачивать полностью, например изготов­ление и размещение агитационных материалов. Есть расходы, которые обязательно должны быть, но цены на которые "варьи­руются": оплата сбора подписей, аренда штабного помещения (хотя штабом может быть квартира кандидата), печать продук­ции в типографиях, оплата агитаторам за доставку листовок избирателям и т.п. А есть и такие расходы, которые могут и не пройти официально: оплата работы сотрудников штаба (рабо­тали на общественных началах), "джинса" (скрытая реклама в СМИ), офисные расходы (бумагу оплатили, но компьютер кан­дидат принес свой) и т.п.

В общем случае расходы на выборную кампанию могут со­стоять из следующих пунктов:

1. Гонорар политических менеджеров и консультантов. Так, нужен руководитель кампании, начальник штаба, главный кон­сультант, "печатник" (работа с типографиями), "смишник" (ра­бота со СМИ) — это ключевые должности. Как говорится, воз­можны варианты.

2. Оплата труда работников штаба. Сюда входят расходы на распространение печатной продукции и другие, зависящие от размера избирательного фонда и кошелька кандидата. Сюда же плюсуем райтеров, дизайнеров и прочий "креатив", хотя дизайнера можно не нанимать, а использовать типографского.

3. "Непроизводственные" расходы, сумма которых мало зависит от объема и технологий агитации. Орграсходы — арен­да офисов под штабы, закупка канцелярских принадлежностей. Транспортные расходы. Связь. Командировочные расходы.

4. Дополнительные расходы, точнее дополнительные про­екты, такие как тренинги для агитаторов, специальные акции, приглашение столичных звезд в поддержку и т.п.

5. Непредвиденные расходы. Те расходы, которые невоз­можно предусмотреть, но необходимо предвидеть. Это могут быть ответные акции на действия соперников, восстановление наружной рекламы, испорченной недоброжелателями и т.п. Как правило, резервный фонд на непредвиденные расходы состав­ляет процентов десять от сметы кампании.

При обсуждении финансирования выборных кампаний вспоминается сюжет сказки Андерсена "Новое платье короля": "Обманщики поставили два ткацких станка и ну показывать, будто работают, а у самих на станках ровнехонько ничего нет. Не церемонясь, потребовали они тончайшего шелку и чистей­шего золота, прикарманили все и продолжали работать на пус­тых станках до поздней ночи... Король разделся, и обманщики сделали вид, будто надевают на него одну часть новой одежды за другой".

Уже появилось много практических методов, позволяющих с известной долей вероятности оценить эффективность изби­рательных технологий и даже рассчитать "результативность вложений". Приведем пример подобных расчетов: охват изби­рателей мероприятиями. Так, считается, что кандидат может провести в день пять встреч по сто человек на каждой, за 30 дней это дает 100 х 5 х 30 = 15 000 человек. Берем эффект от встречи равным 50% (коэффициент 0,5), умножаем на "коэффициент распространения на друзей и родственников" = 1,2, применяем "коэффициент забывания" = 0,7, и умножаем на "коэффициент явки" = 0,3. Формула готова: 15 000 х 0,5 х 1,2 х 0,7 х 0,3 = 1890 человек. То есть кандидат за счет личных встреч может обеспе­чить себе две тысячи голосующих за него.

Существенным ресурсом, напрямую влияющим на сто­имость кампании и вероятность победы, является временной фактор. Во-первых, это связано с законодательством, согласно которому зарегистрированный кандидат имеет ограничения в выборных действиях, но до регистрации у него "развязаны руки". Во-вторых, наличие запаса времени позволяет с мень­шими затратами и "мягко" знакомить кандидата с его избира­телем, не рискуя перенасытить его внимание в агитационный период. Называются разные сроки начала неофициальной вы­борной кампании — от 9 месяцев до года.

В современной практике имеется масса выборных техно­логий. В этом деле нельзя обойти молчанием технологии со зна­ком минус, антитехнологии, "грязные технологии". Примени­тельно к выборным технологиям следует поговорить о фальси­фикации выборов.

Фальсификация выборов представляет собой действия, на­правленные на нарушение порядка, предусмотренного для по­лучения и заполнения избирательных бюллетеней; процедуры, предусмотренной для подсчета и утверждения результатов го­лосования. Большинство случаев фальсификации выборов про­исходят в связи со стремлением незаконным путем получить пост в органах власти. Фальсификация наиболее часто проис­ходит там, где выступают относительно равные по силе поли­тические фракции и там, где многое зависит от того, кто займет данную выборную должность.

1) Фальсификация выборов без вовлечения избирателей. К данной категории относятся случаи фальсификации, когда без использования избирателей применяется заполнение избира­тельных ящиков подложными бюллетенями и голосование "мер­твых душ". Как правило, такие преступления совершаются сле­дующим образом.

- Внесение фиктивных имен в списки избирателей — та­кие "мертвые души" позволяют получить подложные бюллете­ни, которые затем могут быть брошены в избирательные ящи­ки. Кроме того, могут вноситься данные об умерших людях.

- Использование фиктивных бюллетеней за не проголосо­вавших лиц.

- Подбрасывание дополнительных бюллетеней в пользу желаемого кандидата.

- Порча бюллетеней, заполненных в пользу нежелательно­го кандидата. Сейчас графы "против всех" нет, поэтому бюлле­тень с галочками напротив фамилий двух кандидатов считает­ся просто недействительным.

- Перестановка результатов голосования, когда голоса, по­лученные кандидатом А, приписываются кандидату Б. Голоса же, полученные кандидатом Б, регистрируются как получен­ные кандидатом А.

- Подмена некоторого числа бюллетеней бюллетенями, за­полненными в пользу желаемого кандидата.

- Изъятие бюллетеней, заполненных в пользу нежелатель­ного кандидата.

- "Виртуальные" нарушения, когда в итоговый протокол заносятся такие цифры голосовавших за кандидатов, какие ка­жутся желательными членам избирательных комиссий.

2) Фальсификация выборов с участием избирателей.

- Покупка голосов.

- "Миграционное голосование" (т. е. избиратель, меняющий место жительства).

- Оказание "помощи" избирателю, когда желания избира­телей игнорируются и не учитываются.

- "Карусель" — люди выносят с участка чистый бюллетень, другие люди его заполняют, передают следующему "обработан­ному", тот бросает его в урну, выносит чистый — и так по кругу.

- Голосование по паспортным данным. Если избирательным комиссиям известны не только ФИО и адреса избирателей, но и их паспортные данные, не исключено, что недобросовестные чле­ны комиссий смогут внести в список за не пришедших на участок избирателей их данные, взять бюллетень и проголосовать.

- Выездное голосование на дому (если в нем не принимают участия наблюдатели). Рассчитано на инвалидов и пожилых людей с плохим зрением и слухом. Им можно услужливо под­сказать, где поставить галочку (хотя законом это запрещено).

К сожалению, фальсификации на выборах еще не редки, поэтому сегодня актуально стоит вопрос о средствах защиты против фальсификаций. Также огромную роль играет введен­ная демократическая процедура формирования составов изби­рательных комиссий. Избирательная комиссия должна состо­ять из представителей партий, представленных в законодатель­ном органе субъекта Федерации по одному от каждой партии. Данная норма позволяет обеспечить "систему сдержек и про­тивовесов" внутри избирательной комиссии. Необходима гра­мотная работа наблюдателей, при необходимости имеющих пра­во потребовать пересчета голосов. Пожалуй, наблюдатели — наиболее действенный способ сокращения фальсификаций.

Политические технологии постоянно совершенствуются. Этот процесс можно сравнить с тем, как увеличение мощи ар­тиллерии ведет к увеличению толщины броневой защиты, что имеет свои пределы как для одной, так и для другой стороны. На замену оружию массового поражения пришло высокоточное оружие. В нашей стране "суверенной демократии" политичес­кие технологии также стали носить характер более локальный, выборочный. Все чаще объектами политического менеджмента и политических технологий становятся отдельные слои и груп­пы населения. Фактически происходит процесс выбора целевых групп, которые становятся главными "мишенями" информаци­онной политики субъекта политического менеджмента.

Наши рекомендации