Модуль 2. Информационные процессы в обществе и управление

Тема 1. Информационное общество и связи с общественностью

План

1. Основные дефиниции (понятия): информация, социальная информация, информационное общество, информационные процессы.

2. Информация в процессе коммуникации. Требования к информации.

3. Информационный процесс как способ воздействия на общество и как объект и средство государственного управления.

5. Модели информационного воздействия на массовое сознание (классическая, неклассическая, постнеклассическая).

6. Методы информационного моделирования и управления.

Краткое содержание

Управление – это, прежде всего, информационный процесс, эффективность и надежность которого в большой степени зависит от количества и качества используемой в нем социальной информации.

Социальная информация по содержанию и назначению может быть научной, ненаучной и эмпирической.

Социальная информация по своему «происхождению» делиться на официальную (формальную) и неофициальную (неформальную).

Формальная социальная информация формируется и передается официальными органами в системе социального управления; она должна соответствовать определенным требованиям.

Неформальная социальная информация распространяется неофициальными источниками, неформальными группами по их собственной инициативе.

Коммуникация – это процесс взаимодействия, общения субъектов на основе обмена информацией и непосредственного общения, а также используемых при этом средств связи, каналов взаимодействия.

Информационное общество – это общество, в котором в производительных силах и производственных отношениях, в приращении капитала на первый план выходят знания и информация.

Информационное общество рассматривается и как общество, в котором экономическое развитие, социальные изменения, качество и образ жизни зависят от научного знания, способа эксплуатации информации и характера информационно-коммуникативных процессов.

Информационный процесс– это совокупность многообразия различных потоков воспроизводства, восприятия, оценки, выработки отношения к информации и формирования мотивов поведения.

Информационный процесс может рассматриваться и анализироваться как способ воздействия на население с целью мотивации желаемого поведения, отношения, организации взаимодействия с субъектом управления.

Информационный процесс являются важнейшим и необходимым средством государственного и муниципального управления.

Модели информационного воздействия на массовое сознание (классическая, неклассическая, постнеклассическая).

Методы информационного моделирования и управления (рефлексивное управление, синергетическое и мотивационное).

Ключевые понятия: информация, социальная информация, коммуникация, информационное общество, информационные процессы; классическая, неклассическая, постнеклассическая модели информационного воздействия на массовое сознание; рефлексивное управление, синергетическое и мотивационное.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение, что такое информация, информационное общество, информационный процесс.

2. Может ли быть информация без коммуникации?

3. Перечислите основные требования к информации.

4. Почему официальную информацию называют формальной?

5. Каковы составляющие информационного процесса как способа воздействия на общество?

6. Почему в схеме «информационный процесс как способ воздействия на население» одним из его составляющих является мотивация поведения?

7. Дайте характеристику основным моделям информационного воздействия на массовое сознание?

8. Раскройте содержание основных методов информационного моделирования.

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Почему классическая модель информационного воздействия ещё называется тоталитарной, объектной?

2. Почему неклассическая (субъектная) модель называется манипулятивной?

3. Какая модель информационного воздействия и почему называется синергетической?

4. В каких моделях информационного воздействия используется рефлексивное управление как метод информационного моделирования?

5. Возможно ли комплексное использование основных методов информационного моделирования в одной из моделей информационного воздействия и почему?

Основная литература

1. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью [Текст] Вводный курс / С.М. Емельянов. - СПб: Питер, 2005. – 240 с.

2. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии [Текст]: учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 300 с.

3. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти [Текст]: учебное пособие / А.Ю. Русаков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2006. – 224 с.

4. Управление общественными отношениями [Текст]: учебник / под ред. Комаровского В.С. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 400 с.

Наши рекомендации