Информационные процессы в обществе и информационная политика государства. Проблемы и тенденции развития.

Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации, называются информационными процессами.
Человеческое мышление можно рассматривать как процесс обработки информации. Человек является носителем очень большого объема информации в виде зрительных образов, знания различных фактов и теорий и т. д. Весь процесс познания является процессом получения и накопления информации. Для обмена информацией между людьми служат языки. Хранение информации осуществляется с помощью книг, а в последнее время все больше посредством электронных носит

Информационные процессы характерны не только для живой природы, человека и общества, но и для техники. Человеком разработаны технические устройства, в частности компьютеры, которые специально предназначены для автоматической обработки информации. Создание глобальной компьютерной сети Интернет позволило обеспечить для каждого человека потенциальную возможность быстрого доступа ко всему объему информации, накопленному человечеством за всю его историю.

Государственная информационная политика (ГИП) – это способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества. В более широком смысле – это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.

Информационная политика государства включает в себя два аспекта:

1. Осуществление в информационном поле нор­мативно-правового регулирования в соответствии с требовани­ями демократического и гражданского общества об информа­ционной безопасности.

2. Осуществление управления собственным инфор­мационным пространством на основе ведения публичного диалога с общественностью с использованием полноценных PR-структур.

Разработка нормативно-правовой базы функционирования информационной инфраструктуры - это актуальная комплексная задача в рамках системы государственного и муниципального Под информационной безопасностью, являющейся частью национальной безопасности страны, здесь понимается состояние защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных ин­тересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в ин­тересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы обществав информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упроче­нии демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духов­ном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реали­зации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Практика регулирования информационной сферы демократических обществ позволяет выделить ряд направлений деятельности государственных и муниципальных органов, к числу которых относятся:

- поощрение конкуренции: борьба с монополизмом, конт­роль за концентрацией собственности в СМИ, принятие реше­ний по дезинтеграции монополистов;

- юридическое и технологическое обеспечение права и технических возможностей на доступ к информации и инфор­мационным ресурсам всего населения; сужение области ве­домственных тайн;

- реализация концепции универсального доступа, предпола­гающая гарантию государства на постоянно расширяющийся набор информационных и телекоммуникационных услуг своим гражданам (телефон, электронная почта, мультимедийное образование);

- соблюдение свободы слова независимо от технологической среды распространения информации;

- защита интересов национальных меньшинств, подрастающего поколения в информационной сфере, особенно в сфере: нравственности;

- укрепление национальной культуры, языка, противо­стояние культурной экспансии других стран, реализация про­ектов по переводу в цифровую форму художественного и научного наследия;

- переориентация системы образования с учетом требований информационного общества, внедрение дистанционного обучения;

- широкое использование телемедицины для оказания ус­луг населению отдаленных районов;

- обеспечение информационной безопасности личности и общества, включая борьбу с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями;

- охрана интеллектуальной собственности;

- целенаправленное использование информационных ре­сурсов для формирования более открытого, демократического государства, расширение диалога с гражданами.

Что касается второго аспекта государственной информационной политики – осуществления управления собственным информационным пространством, то здесь можно сказать следующее.

Стратегия доверия и со­циального партнерства в государственном и муниципальном управлении обусловливает, с одной стороны, необходимость иметь собственную коммуникационно-информационную систему, способную позиционировать власть, актуализировать ее программы, вести конструктивный публичный диалог с общественностью и гармонизировать общественные отношения. С другой стороны, действия власти должны быть открыты, по­нятны и контролируемы общественностью. Для этого надо «разговаривать» с людьми. Данные цели не могут быть достигнуты без помощи соответствующих средств - PR-структур (стэйт-PR: state - госу­дарство), которыми органы ГМУ должны уметь эффективно пользоваться. Данная концепция «власти-партнерства» фактически оз­начает переориентацию государственной службы исходя из фундаментальных устоев, на которые она должна опираться:

- не граждане для общества, а общество для граждан: от­ношение к гражданам должно быть как к субъекту управления (а не к послушному объекту), открывающее возможности для равноправного и социально ответственного сотрудничества;

- не собственность подчиняется общему благу, а обще­ственное благо вытекает из собственности;

- не государство дает свободу гражданам, а граждане - меру свободы государству;

- не законы лежат в основе прав людей, а права человека – в основе законов;

- деятельность государственной службы должна быть от­крытой (прозрачной) и подконтрольной «снизу», что делает ее отзывчивой к нуждам и запросам граждан.

Главная задача PR-структур - разработка действий власти в диалоговом режиме с общественностью, моделей сотрудничества между ними.

На сегодняшний день можно констатировать, что информационная политика органов ГМУ в организации собственного информационного пространства, к сожалению, носит во многом декларативный характер. Это связано с тем, что основное средство ее реализации - PR-структуры на региональном и местном уровне не получили должного раз­вития, и работа по связям с общественностью на новых кано­нах PR-действий продолжает оставаться пионерской работой.

Однако сегодня приходит понимание, что лимит деятельности бюрократии типа «сверху вниз» исчерпан, и задача заключается в том, чтобы приблизить государственный и муниципальный аппарат к гражданам и их организациям, сделать его работу более открытой, отзывчивой, демократической и укрепить связь с общественностью.

В связи с этим отметим концептуальные установки, на которые должна опираться организация PR-служб.

1. Обладание самостоятельной компетенцией и активной конструктивной деятельностью, конституирующими обще­ственные связи и отношения с помощью комплекса «убеждающих» коммуникационно-информационных технологий при наличии собственного бюджета.

2. Создание системной сети информационно-коммуника­ционных каналов прямой и обратной связи («нервы правитель­ства»); власть должна осуществлять информирование обще­ственности и быть информированной.

3. Реализация единой информационной политики администрации, обеспечивающей интеграцию информационных по­токов с управленческими решениями и позициями.

4. Достижение программы гражданского согласия в решении управленческих задач на основе согласования интересов общественности и государственных структур, чтобы их решения были приняты.

5. Включение общественности в управленчес­кую деятельность как равноправного субъекта общественных отношений: диалог власти с общественностью, чтобы ее инте­ресы, желания, стремления были приняты во внимание.

6. Создание комплекса условий для системной реализации потенциала службы связи с общественностью и представления интересов администрации за пределами региона.

7. Подготовка квалифицированных PR-специалистов по связям с общественностью, владеющих знаниями и навыками для выполнения функций пресс-секретаря, менеджера коммуникационно-информационной структуры, общественных связей, взаимоотно­шений со СМИ, формирования общественного мнения, корпо­ративной культуры, имиджмейкерства и др.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что для оправдания всех надежд, возложенных на ГИП, необходимо разработать ее научную базу, усовершенствовать законодательство в сфере информации и информатизации и создать эффективную систему управления информационными ресурсами на основе диалога власти и общественности.

В связи с этим осуществление ГИП можно обозначить как приоритетную задачу нашего государства, поскольку она является важнейшей составной частью внешней и внутренней политики Российской Федерации.

75. Государственная власть и государственное управление в истории России: общее и особенное в формировании государственных отношений.[7]

Государственная власть – форма политической власти, осуществляющей руководство от имени народа на территории государства при помощи государственного аппарата, издания и реализации общеобязательных правовых норм.

Государственное управление – воздействие, осуществляемоегосударственным аппаратом на общество для развития и совершенствования.

Государственное управление сложилось еще во времена Киевской Руси. Во главе государства стоял князь, в отдельных городах управляли племенные князья. Но власть князя не являлась монархической, была ограничена вече. Князь должен был обеспечивать внутреннюю безопасность, издавать законы, управлять судом, осуществлять сборы и формирования дружины. В городах были чиновники (численники), которые делали перепись населения для выплаты дани. В каждом княжестве были особенности государственной организации и управления. Появляются бояре.

В 12-13 веках князья часто менялись. После объединения русских земель в 15в. образовалось единое государство, соответственно, измениласьего социально-экономическая структура. История государственного управления немалое место отводит Думе. На данном этапе в Думувходилибояре и окольничие. С приходом к власти Ивана IV, меняется система государственного управления. В 1549г. был создан Земский собор, а в 1551г. был собран стоглавый собор, введены реформы в церковном правлении.

Начиная с 17в.намечаются предпосылки перехода от монархии к самодержавию. Во времена правления Петра I осуществлялись реформы по отношению к государственному аппарату. А после его смерти были созданы органы, чьей функцией было ограничение власти царя (верховный тайный совет, кабинет министров и пр.). Подобные реформы совершались в течении нескольких веков. В начале 20в. была создана Государственная Дума.

Республика провозглашена 1 сентября 1917 г., государством управляло временное правительство. 10 июля 1918г. была провозглашена Конституция РСФСР, соответственно ей законодательный орган был представлен ВЦИК. 31 января 1924г. провозглашена Конституция СССР. СССР просуществовал до 1991г.

После его распада образовалась Российская Федерация, президентом которой стал Б. Ельцин.Юридическая литература относительно формы правления в современной России содержит две точки зрения. Согласно первой, РФ – президентская республика, т.к.президент обладает значительными полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать важнейшие сферы государственной жизни. Согласно второй, РФ смешанная республика (полупрезидентская), сочетает черты парламентской и президентской власти.

Таким образом, государственные отношения формировались со времен Киевской Руси и до настоящего времени, с течением времени изменялись форма государственной власти и государственного управления.

Выясняя истоки и природу древнерусской государственности, необходимо отметить существование в государственном развитии различных стран трех главных видов политической власти — патриархальной, вырастающей из кровных связей (свойственной народам кочевым и полукочевым), вотчинной, или патримониальной (когда известное лицо считает своей собственностью всю территорию племени, а в силу этого и людей, живущих на территории, признает подвластными себе), и более поздней современной, возникающей на почве развития национального самосознания. Как считает историк Платонов, власть в Древнерусском государстве не может быть отнесена ни к одному из указанных типов политической власти. Во-первых, первые русские (варяжские) князья не могли господствовать у нас в силу кровного начала, во-вторых, они не могли считать землю своей собственностью. Что касается современной национальной власти, то она смогла утвердиться только в период формирования единого русского централизованного государства в московскую и более позднюю эпоху.

76. Особенности политической культуры России и их влияние на формирование национальных моделей власти и управления. Особенности формирования правящей элиты в России.

Политическая культура представляет собой часть общей культуры и наследования, что включает наличие исторического опыта, памяти о социально-политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, что непосредственно влияют на политическое поведение.

Политическая культура России в историческом плане является весьма уникальной и самобытной. Для нее является характерным наличие множества субкультур, что обусловлено географическими, этническими и конфессиональными факторами. В качестве современных основополагающих ценностей прошлого политического развития России дошли идеи самодержавной государственности, которая позволяет существовать и развиваться различным регионам, народам и национальным общностям, которые входят в состав РФ. В течении многих веков существовало так называемое "централизованное Российское государство", которым, по сути, предопределялись особенности политического развития общества и индивидов.

Формирование новых направлений политической культуры в ее системном виде началось с принятия 12 декабря 1993 г. Конституции РФ. При этом данный процесс был сложным и болезненным, связанным с ломкой сложившихся стереотипов, приобретении новых качеств, что происходило на фоне социально-экономического и духовно-нравственного кризиса. Низкий уровень политической культуры в России на сегодняшний день можно объяснить не только разнообразными идеологическими факторами, но и отсутствием необходимого опыта демократического участия в формировании системы управления и принятии политических решений, поскольку многие институты гражданского общества на сегодняшний день находятся в процессе становления.

Можно отметить, что сегодня политическая культура России страдает антиномичностью, так как каждый из базовых ее элементов имеет свою антитезу (включая, этатизм, анархизм, боязнь власти и нарушения действующих законов, верноподданичество, крайний радикализм и т.д.). Также политическая культура России является внутренне противоречивой, поскольку наряду с сохраняющимися на сегодняшний день ценностями общинного коллективизма, групповой справедливости продолжается установление норм, ориентирующих на развитие индивидуальных творческих, предпринимательских инициатив и активности. Характерными чертами для формирования и становления российской политической культуры являются ориентация значительной части населения на личности политических деятелей, кампанейский подход к решению возникающих политических проблем, наличие склонности к несанкционированным формам политических протестов.

Наши рекомендации