Тематический модуль № 1 «Информация и информационные процессы»

2.5.1. Основная цель тематического модуля– сформировать у обучаемых понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, методов и способов ее поиска и защиты; представления о роли современных информационных технологий в структуре профессиональной деятельности специалистов ОВД.

Достижению поставленной цели служат следующие задачи:

1) формирование у обучаемых представления о предмете и структуре информатики, об основных этапах ее исторического развития; о месте и роли информатики в современном мире, об информационных ресурсах общества как экономической категории;

2) раскрытие основных понятий информатики;

3) формирование у обучаемых теоретических знаний и интеллектуальных умений, необходимых для свободной ориентировки в информационной среде и дальнейшего профессионального самообразования в области компьютерной подготовки;

4) овладение обучаемыми методами измерения количества информации и обработки чисел в различных системах счисления;

5) овладение обучаемыми технологиями работы на компьютере в локальных и глобальных сетях;

6) дать обучаемым систематизированные теоретические сведения по основам защиты и архивации данных;

7) подготовка обучаемых к сбору научно-технической информации в сфере профессиональной деятельности с использованием компьютерной техники;

8) сформировать у обучаемых чувство ответственности за обеспечение сохранности информации;

Требования к знаниям и умениямпо тематическому модулю.

В результате изучения тематического модуля обучаемые должны:

иметь представление:

- об информационных революциях в истории развития человеческого общества;

- об информационных продуктах, услугах и правовом регулировании на информационном рынке;

- об информатизации деятельности органов внутренних дел РФ;

- о современных средствах коммуникации и связи.

знать:

- фундаментальные понятия информатики;

- основные принципы, методы хранения, поиска, обработки, систематизации и передачи компьютерной информации;

- основные опасности и угрозы информации, возникающие в процессе развития современного информационного общества.

уметь:

- измерять количество информации и представлять числа в различных системах счисления;

- выполнять арифметические действия над двоичными, восьмеричными и шестнадцатеричными числами;

- выполнять кодирование текстовой, рассчитывать объем памяти, необходимый для хранения текстовой, графической и звуковой информации в ЭВМ.

- архивировать данные и обеспечивать их надежное хранение и защиту;

- применять информационные технологии для поиска научно-технической информации в сфере профессиональной деятельности с использованием компьютерной техники.

2.5.2. Перечень контрольных вопросов по тематическому модулю № 1.

1. Дайте определение понятию «информатика».

2. Определите объект и предмет информатики.

3. Назовите цель и задачи информатики.

4. Опишите структуру информатики.

5. Назовите исторические предпосылки появления информатики.

6. Дайте определение информатизации общества.

7. Назовите признаки информационного общества.

8. Охарактеризуйте основные информационные процессы.

9. Концепции развития системы информатизации ОВД.

10. Дайте определение информационной технологии. Приведите примеры.

11. Дайте определение понятиям «информация», «сигнал», «данные», «сообщение».

12. Какими свойствами обладает информация?

13. Перечислите основные виды информации.

14. Какие меры информации вам известны?

15. Напишите формулы Хартли и Шеннона. Для чего они используются?

16. Дайте определение, что такое «бит», «байт», «бод».

17. Рассчитайте сколько байт в 1 Кб, 1 Мб, 1 Гб?

18. Дайте определение понятию «система счисления». Приведите пример.

19. Правила перевода чисел в различные системы счисления.

20. Правила сложения и вычитания двоичных, восьмеричных и шестнадцатеричных чисел.

21. Правила умножения двоичных чисел.

22. Представление данных в памяти компьютера.

23. Раскройте понятие «безопасность информации».

24. Что определяет ценность информации?

25. Назовите виды информации в зависимости от категории доступа к ней.

26. Назовите виды информации в зависимости от порядка распространения.

27. Дайте определение следующим понятиям: целостность информации, достоверность информации, доступ к информации, идентификация, аутентификация, утечка информации, угроза безопасности.

28. Назовите основные пути несанкционированного доступа к информации.

29. Назовите и охарактеризуйте каналы утечки информации.

30. Перечислите и охарактеризуйте основные виды угроз безопасности информации в ПК.

31. Какие классы вредоносных программ можно выделить?

32. По каким признакам можно классифицировать компьютерные вирусы?

33. Перечислите виды компьютерных вирусов.

34. Правовые методы защиты информации в ПК.

35. Организационные методы защиты информации в ПК.

36. Охарактеризуйте физические средства защиты.

37. Охарактеризуйте аппаратные средства защиты.

38. Перечислите программные средства защиты данных.

39. Понятие компьютерного преступления. Уголовное законодательство и компьютерная преступность.

40. Приведите классификацию антивирусных программ.

41. Охарактеризуйте встроенные средства защиты информации в операционных системах.

42. Для чего используются брандмауэры (межсетевые экраны)?

43. Классификация методов криптографического преобразования информации.

44. Охарактеризуйте основные классы шифров: замены, перестановки, комбинированные. Приведите примеры.

45. В чем заключается процесс сжатия данных? Из-за чего он возможен?

46. Какие программы архиваторы Вы знаете?

47. Для чего используется стеганография?

48. Поясните понятия кодирования и сжатия информации.

49. Дайте определение электронной цифровой подписи.

50. Для чего используется электронная цифровая подпись?

51. Как подписать документ своей электронной цифровой подписью?

52. Назовите особенности самораспаковывающихся архивных файлов.

53. Назовите достоинства и недостатки непрерывного архива.

54. Как создать многотомный архив в WinRar?

55. Как зашифровать файлы в архиве в WinRar?

56. Дайте определение вычислительной компьютерной сети.

57. С какой целью компьютеры объединяют в сети?

58. Какие каналы связи существуют между компьютерами, объединенными в сеть?

59. Назовите и дайте характеристику видам компьютерных сетей.

60. Дайте определение топологии сети. Какие топологии вам
известны?

61. Что собой представляет Интернет? История его развития.

62. Как осуществляется адресация документов в Интернет?

63. Охарактеризуйте службы Интернета.

64. Как производится поиск информации в Интернет? Что называют поисковым каталогом, поисковым запросом?

65. Приведите примеры использования языка запросов при поиске правовой информации.

66. Что представляет собой язык HTML?

67. Дайте определение следующих понятий: Web-страница, Web-сайт и Web-узел, домен, трафик, хостинг, провайдер, сервер, URL-адрес, IP-адрес.

68. Единая информационно-телекоммуникационная система ОВД. Принципы работы и организация.

2.5.3. Рекомендуемая литература

а) основная

1. Згадзай О.Э. Информатика и математика: Учебник: Доп. МВД РФ. / О.Э. Згадзай, С.Я. Казанцев, А.В. Филиппов. - М.: ГУК МВД РФ, 2002.

2. Информатика. Ч. I. Технические и программные средства реализации информационных процессов: курс лекций / Авт.-сост. С.А. Мишин, О.И. Каляпина. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2008.

б) дополнительная

3. Конституция Российской Федерации: Официал.текст: Принята всенар. голосованием 12.12.93. - М. : Норма(ИГ Норма-Инфра.М), 2002.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года
№3-ФЗ «О полиции» : Опубликован 8 февраля 2011 г. Вступает в силу с 1 марта 2011 г. Принят Гос. Думой 28 февраля 2011 г. Одобрен Сов. Федерации 2 февраля 2011 г. - М. : Б.и., 2011.

5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ / Сборник законов РФ. С изменениями и дополнениями на 30 апреля 2007 года. - М.: Эксмо, 2007.

6. Приказ МВД России от 4 апреля 2009 г. № 280 «Об утверждении Концепции информатизации органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России до 2012 года».

7. Приказ МВД России от 20 мая 2008 г. № 435 «Об утверждении новой редакции программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел».

8. Информатика и информационные технологии / Ю.Д. Романова [и др.]; под общ. ред. Ю. Д. Романовой. - М.: Эксмо, 2008.

9. Сумин В.И. Информатика и математика. Часть 1. Использование системного и прикладного программного обеспечения в деятельности органов внутренних дел: учебно-методическое пособие / В.И. Сумин, М.В. Питолин, С.А. Мишин, С.В. Белокуров. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2006.

2.5.4. Материально-техническое обеспечение тематического модуля

- учебная доска, мел;

- видеопроектор (например, NEC NP40G), экран;

- компьютер IBM PC (например, SHIC 105 Intel Celeron 430 (1800 MHz) 1024 Mb DDR2 160 Gb, монитор 17 " ViewSonic VA 703 m, клавиатура Logitech Vaiue PS/2; манипулятор оптический Logitech M-SBF96).

2.5.5. Программное обеспечение тематического модуля

- операционная система Windows;

- программа «Калькулятор»;

- программа WinRar;

- интернет браузер Internet Explorer.

2.5.6. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

- правовая система «КонсультантПлюс»;

- поисковые системы Интернет.

Наши рекомендации