Информационные процессы в обществе и управление

Термин информация происходит от латинского informatio, означающего разъяснение, осведомленность. Информацию мы получаем отовсюду и повсеместно. Это не только сведения, которые мы получаем на уроке, из книг и прессы или от друзей. Это и те ощущения, которые дает нам окружающий мир.

Словари определяют понятие информация - (от лат. informatio - разъяснение, изложение) как термин, который с самого начала обозначал сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом(например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т. д.).

Информационные процессы - способы получения, обработки, сохранения и передачи информации всегда играли в жизни человечества очень важную роль. История человечества - это история того, как человек стремился получить информацию об окружающем его мире, сохранить, использовать, передать её следующим поколениям. Наскальная живопись, клинопись, устная речь, музыкальные звуки, нотные знаки для их записи, алфавит, телеграф, радио, телефон, телевидение, компьютеры - вот лишь некоторые звенья цепи попыток совершенствовать способы получения, сохранения, обработки и передачи информации.

С середины XX в. в результате социального прогресса и бурного развития науки и техники роль информации значительно возрастает. С изобретением кино, радио, телефона, телевидения происходит лавинообразное нарастание массы разнообразной информации, получившее название «информационного взрыва». Возникла потребность в научном подходе к информации, выявлении её наиболее характерных свойств.

Свойства информации:

· достоверность (недостоверная информация может привести к принятию неверных решений);

· полнота (неполная информация затрудняет принятие решений и влечет ошибки);

· актуальность (информацию, которую мы получили вовремя и которая соответствует условиям нашей работы - ценна и актуальна);

· ясность (ценная и актуальная информация может быть бесполезной, если выражена языком, которого не могут понять те, кому она предназначалась).

Происходит изменение понятия информации. Оно было расширено и включило обмен сведениями не только между человеком и человеком, но также между человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире.

Человек воспринимает окружающий мир (получает информацию) с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса).

Чтобы правильно ориентироваться в мире, человек запоминает полученные сведения (хранит информацию). Весь процесс познания является процессом получения и накопления информации. Человеческая память является носителем очень большого объема информации в виде зрительных образов, знания различных фактов и теорий. Хранение информации также осуществляется с помощью книг, а в последнее время все больше на электронных носителях.

В процессе достижения каких-либо целей человек принимает решения (обрабатывает информацию), а в процессе общения с другими людьми передает и принимает информацию. Для обмена информацией между людьми служат языки. Устное общение развивалось от имитации звуков, существующих в природе, до словесного выражения мысли. Есть универсальные языки: язык живописи, язык музыки.

В наше время появилось понятие «средства массовой информации», или СМИ (газеты, журналы, радио, TV, Интернет). Благодаря современным техническим средствам информация распространяется в считанные секунды на огромные расстояния и люди могут следить за происходящими в мире событиями в режиме реального времени, быстро реагировать на них.

В современном обществе информация играет решающую роль, а информационные ресурсы стали в один ряд с основными экономическими ресурсами государства - природными, материальными, трудовыми, финансовыми и иными. Сформировалось мировое информационное пространство, составляющее основу информационного общества. В нем действуют крупные информационные конгломераты, объединяющие системы создания информации (издательские дома, редакции газет и журналов, телесети, телестудии) и сети ее распространения (кабельные, телефонные, компьютерные, спутниковые).

Информационная инфраструктура занимает особое место в современной рыночной экономике, поскольку во второй половине XX века информация стала неотъемлемым элементом факторов производства, и возникла потребность в создании специальных институтов, обеспечивающих создание, накопление, обработку, селекцию и транспортировку информации. В конце столетия роль этих институтов резко возросла в связи со структурными сдвигами в экономике, увеличением оборота информации и появлением новых информационных технологий.

Инфраструктура в любой социально-экономической системе - это, прежде всего, совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное функционирование взаимосвязей объектов и субъектов этой систем. Соответственно, существуют две основные функции инфраструктуры: во-первых, обеспечения функционирования взаимосвязей между элементами системы, а, во-вторых, упорядочения взаимодействия элементов, т. е. регулирующей функции.

Первая функция является пассивной, ее можно даже назвать «технической», а вторая - активной, т. к. способна влиять на взаимосвязи, изменяя и упорядочивая их по определенному принципу. Этот принцип определяется информацией, используемой при функционировании инфраструктуры. Таким образом, информация обеспечивает активную роль инфраструктуры, а информационные инфраструктуры (ИИ) являются «метаинфраструктурой» по отношению к инфраструктуре вообще.

Информационная инфраструктура экономик разных стран на начало XXI века существенно различается по уровню развития. В отдельных странах вообще нельзя говорить об информационной инфраструктуре как системе, а в других она развита настолько, что пронизывает абсолютно все сферы деятельности человека. Чтобы изучение мировой информационной инфраструктуры было комплексным, его необходимо провести на двух уровнях: на уровне отдельных государств, стоящих на различных ступенях экономического развития и на уровне надгосударственном, т. е. глобальной информационной инфраструктуры. Такое изучение правомерно потому, что мировая информационная инфраструктура на межгосударственном уровне формируется именно в силу особенностей инфраструктур различных государств. Интеграция этих инфраструктур порождает новые системные свойства, присущие глобальной информационной инфраструктуры.

Информационная инфраструктура развивается как количественно (технические средства работы с информацией), так и качественно (непрекращающийся процесс формирования информационного общества)

В экономически развитых странах компьютерные сети становятся основным источником информации, сопоставимым, а нередко и превосходящим по значению традиционные формы создания, хранения и распространения информации. Пользователи могут принимать участие в телеконференциях, оперативно получать новости крупнейших информационных агентств мира, важную информацию коммерческого характера, заниматься бизнесом, вкладывать инвестиции, осуществлять финансовые операции, рекламировать свою продукцию и услуги.

Информационная сфера становится не только одной из важнейших сфер международного сотрудничества, но и объектом соперничества. Страны с более развитой информационной инфраструктурой, устанавливая технологические стандарты и предоставляя покупателям свои ресурсы, определяют условия формирования и деятельности информационных структур в других странах, оказывают существенное воздействие на развитие их информационных сфер. Развитие и обеспечение безопасности информационной сферы при формировании национальной политики в промышленно развитых странах получает приоритет.

Развитие науки, производительных сил одновременно с «революциями» в области транспорта и связи вызывало необходимость в изменениях способов хранения, обработки и передачи знаний. Эти изменения были скачкообразными, из-за чего их называют «информационными революциями». А.И. Ракитов в развитие этих идей выделяет на протяжении истории человечества шесть информационных революций, под которыми он понимает изменения инструментальной основы, способа передачи и хранения, а также объема информации, доступной активной части населения. Первые три информационные революции (возникновение речи, появление письменности, изобретение книгопечатания) происходили в период становления хозяйственных отношений до появления промышленного производства.

Четвертая революция произошла одновременно с переходом к машинному массовому производству и заключалась в изобретении средств передачи информации на расстоянии: телефона, телеграфа и радио.

Пятая информационная революция произошла во второй половине XX века с появлением электронно-вычислительной техники.

И, наконец, шестая революция, наличие условий для которой в начале 2000 гг., в первую очередь заключается в создании глобальных информационных сетей, открывающих всем абонентами клиентам доступ к любой информации в любое время и в любом месте.

Формирование глобальной информационной инфраструктуры началось на рубеже XX - XXI веков. Интегрированность экономики в глобальную информационную инфраструктуру в этот период становится одним из главных факторов ее конкурентоспособности и эффективности.

Глобализация информационных систем как массовое явление началась в 1990-х годах. Слияние отраслей вычислительной техники, связи и информационного наполнения порождают новую отрасль промышленности. Происходит конвергенция (процесс сближения, схождения (в разном смысле), компромиссов) технологий (унификация, позволяющая технологиям взаимодействовать, обмениваясь информацией), в результате чего появляется новая интерактивная полиморфная информационная среда (своего рода результат укрупнения секторов ИИ), стимулирующая глобальные изменения в обществе. Именно такой институт является глобальной информационной инфраструктурой - новой отраслью общественного производства.

Наравне с количественным изменением (накоплением информации благодаря техническим средствам), происходит и изменение качественное. Оба термина, «глобализация» и «средства массовой информации», во многом синонимичны. Никакая глобализация немыслима без революции, совершенной информационно-коммуникационной технологией (information-communication technology-ИКТ). Именно благодаря ИКТ глобализация продолжает развиваться фантастическими темпами.

Эффект обратной связи, который связывает воедино оба эти явления, имеющие непосредственное отношение к производству, обработке и передаче информации, совершенно не поддается описанию как по своему масштабу, так и по многостороннему воздействию и скорости. Лишь индустриальная революция в какой-то мере напоминает те изменения, которые переживает человечество в конце второго тысячелетия новой эры. Все предыдущие ступени прогресса в сфере распространения информации в далеком прошлом, не могут идти ни в какое сравнение с сегодняшними преобразованиями. Речь идет о совершенно новом качественном уровне, который по сложности стоит на порядок выше происходивших ранее процессов.

Развитие информационных технологий на порядок повышает эффективность деятельности; комфортность для информационных посредников. Поэтому информатизация, безусловно, положительный процесс для интеллектуалов и лиц, близких к ним по ментальным стандартам. Для остальной части общества развитие компьютерных технологий означает лишь более активное и навязчивое производство неопределенности под видом повышения определенности.

Интернет в условиях глобализации превратился из простого гигантского СМИ в форму культуры. Интернет - среда существования различных по типу коммуникаций.

Американский обществовед Г. Лассуэлл считал, что любые социальные коммуникации выполняют три основные функции: служат контролю над окружающей действительностью; являются средством корреляции (связи и соотнесения) отношения различных социальных субъектов к действительности; позволяют передавать культуру (знания, ценности, нормы, традиции) во времени, т.е. последующим поколениям.

Названные универсальные функции коммуникаций присущи и Интернет. Вместе с тем историческое развитие СМИ привело к формированию в их деятельности целого ряда специфических функций, выполнение которых неизбежно находилось под влиянием социально-политической и экономической ситуации в конкретных странах, расширения технологических возможностей для производства и распространения информации. Например, функция СМИ как каналов социального участия была осознана поздно, во второй половине ХХ в., возможности для ее выполнения многократно увеличились с появлением Интернета, но реализована она пока лишь в самой малой мере.

Исследования должны помочь профессионалам Сети и ее пользователям извлечь лучшее из ее потенциальных возможностей.

Функции СМИ в Интернете, с одной стороны, сохраняют присущее всем СМИ содержание. А с другой стороны, приобретают специфику, свойственную данной медийной среде.

Средства коммуникации, по определению, призваны связывать людей, служить средствами их общения. Массовые коммуникации служат средством связи для массового субъекта.

Коммуникация посредством Интернет устроена таким образом, что на одном полюсе действует профессиональный производитель информации, а на другом всегда остается массовый субъект - заранее неопределенное по численности множество анонимных пользователей. К анонимности зачастую тяготеет даже полюс производства информации, такова сила ее природы в этой медийной среде. Недаром в Интернет так много сведений, происхождение которых не установлено. Заново это было осознанно с появлением флэш- и смарт-мобов, где анонимность возведена в принцип.

В силу анонимности разворачивается царство вымышленных персонажей, сменяемых и устойчивых масок. Разумеется, различного рода подмены, неопознанность участников общения имеет место и в традиционных СМИ.

Коммуникации, в которых у субъектов, представляющих два полюса коммуникации, есть возможность отправлять и получать сообщения, а значит, есть взаимообратимость их ролей. Г. Лассуэлл (американский политолог) предложил называть их двусторонними. В СМИ взаимообратимость никогда не может быть полной.

Однако степень жесткости поляризации может быть различной. Можно различить каналы массовой информации, построенные по одностороннему, монологичному или двухстороннему, диалогичному принципу.

Лассуэлл выделяет три уровня интерактивности:

1. Двухсторонняя;

2. Реактивная, или квазиинтерактивная (характер и степень взаимодействия между объектами) коммуникация, где один полюс получает сообщения о реакции другого (то есть, имеет место обратная связь;

3. Полностью интерактивная коммуникация, где все субъекты коммуникации могут участвовать в обмене информацией «на равных».

Наследуя обретенные традиционными СМИ формы обратной связи и общую свою способность к интерактивности, Интернет может развивать их до уровня истинной двусторонности, действительной интерактивности, то есть до сочетания синхронной (одновременной) и асинхронной (неодновременной) обратной связи, с одной стороны, и возможности обмена информацией между пользователями, то есть истинной двусторонности, - с другой. Все это происходит в одной и той же медийной сетевой среде, что, конечно же, облегчает для пользователя овладение всеми предоставляемыми возможностями.

В управленческой деятельности информация - это совокупность сведений о состоянии управляющей и управляемой систем, а также внешней среды. Управление связано с выработкой и осуществлением целенаправленных управленческих воздействий на объект (систему), а это, в свою очередь, включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие и реализацию соответствующих решений.

Управляющая и управляемая системы не могут существовать без информации, имеющей своего рода сигнальный характер, несущей импульсы, команды упорядочения. Воспринимая их, система соответственно реагирует, перестраивает свое поведение. Благодаря информационным потокам обеспечивается и обратная связь, отражение изменений в системе под управляющим воздействием. Но информация обеспечивает и опережающее отражение, что позволяет управляющей системе идти «впереди» событий.

В настоящее время сложились различные организационные концепции процесса управления и роли информации в нем. В частности, широко распространено выделение информации в самостоятельную стадию управленческого процесса, ибо ей присущи свои специфические тенденции развития, существуют принципы работы с информацией, позволяющие наладить ее движение, сбор, обработку, анализ. Без информации нельзя представить и прогнозирование, и планирование, поскольку именно не ее основе рождаются прогнозы, планы. Без информации трудно подготовить решения. Информация собирается и на стадии контроля, позволяя судить о реальных изменениях в объекте управления.

Связь управления и информации носит сложный характер: с одной стороны, информация относится к управлению как «необходимое питательное средство», составляет общую предпосылку управленческого процесса, в ходе которого осуществляется связь субъекта и объекта управления с целью принятия оптимального управленческого решения и совершения других действий. С другой стороны, информация выступает в качестве «продукта» определенного управленческого процесса, а ее получение и обработка составляют органический элемент этого процесса.

Информация, при всей ее огромной значимости, есть явление подчиненное, зависимое по отношению к управлению. Руководителю в системе управления приходится иметь дело с научной, технической, экономической, социологической информацией, которая является формой связи между тем, кто управляет, и тем, кем управляет.

Следовательно, информация - это предмет управленческого труда, решает три класса задач:

- является специфической формой взаимосвязи, взаимодействия элементов системы, а также взаимосвязи системы с окружающей средой;

- обслуживает все уровни, функции управления - от подготовки и принятия решения до подведения результатов его выполнения;

- является непосредственной причиной, определяющей выбор того или иного варианта управленческого поведения, перевода системы в новое состояние, обеспечивающее ее движение к заданной цели.

Наши рекомендации