Тема 2. Политическая и правовая мысль в государствах Древнего Востока
1. Первые политико-правовые идеи Древнего Востока Истоки политико–правовых представлений и понятий содержались в
ранних мифологических и религиозных воззрениях на земные порядки, формы устройства общественной и государственной жизни людей. Эти воззрения еще не выделялись в самостоятельную форму общественного сознания и были частью целостного мифологического мировоззрения. Миф закрепляет картину мира, дает нормы поведения, упрощает ориентацию человека в мире. Право выступает как всеобщий принцип, масштаб и мера формального равенства. Религия в этот период выполняла роль связующего звена между мифологическими представлениями и последующими политико-правовыми воззрениями.
Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Месопотамии, Индии, Палестине, Китае. Для древневосточных учений характерны: наивно-религиозный метод объяснения общественных явлений, распространение мононорм древнейших запретов, основанных на космологических принципах, религиозных заповедях и предписаниях морали. Примером мононорм могут служить: Законы Хаммурапи – древневавилонский памятник XVIII. до н.э.; гимны и книги Древнего Египта «Гимн Атону», «Книга мертвых»; «Законы Моисея» и «Новый Завет»; «Ригведа», «Дхармашастры», «Артхашастра» Древней Индии; труды древнекитайских мудрецов и древнекитайские традиционные правила. Справедливость в Законах Хаммурапи подразумевает социальное, политическое и правовое неравенство членов различных сословий общества – свободных с их делением на два разряда –авилум и мушкенум, рабов-иноплеменников захваченных на войне и долговых рабов на срок не свыше трех лет.
В Законах Ману II в. до н.э. — памятнике древнеиндийского права, оправдываются положения Вед и Упанишад о делении общества на варны касты, их неравенство. Все варны и их члены должны следовать божественному закону дхарме. Господствующее положение брахманов в обществе и государстве определяет руководящее значение брахманских толкований политико-правового смысла дхармы.
25 26
Государственная власть отождествлялась в основном с властью царя или императора как наследника богов. Сами учения часто представляли собой этико-политические доктрины, в которых искусство управления государством подчас сводилось к нравственному совершенствованию правителей. В Древневосточных цивилизациях, в которых основу социальной структуры общества составляли сельские общины, правовые конструкции носили прикладной, казусный характер и содержали квалификацию правонарушений, проблемы регулирования процесса осуществления власти, детальная разработка правил государственного управления, землепользования, религиозные и моральные запреты.
2. Политико-правовая мысль Древнего Китая.
Своеобразие древнекитайской политико-правовой мысли состояло в том, что в отличие от древнеиндийской она не подпитывалась религиозными писаниями, а рано выделилась в особую отрасль, которой занимались правители, мудрецы, философы. В центре внимания китайских мыслителей стоит человек, общество, проблемы организации государства, трактуемые рационалистически. В истории политико-правовой мысли Древнего Китая наиболее влиятельными были даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.
Расцвет общественно – политической мысли Древнего Китая относится к VI – III вв. до н.э. В поисках выхода из политического кризиса возникают различные направления и школы. Они используют общие представления, изменяя их согласно своим программам. Так, легизм, как конфуцианство и даосизм являлся поиском выхода из кризиса в Китае при поздних представителях династии Чжоу.
Идеи даосизма VI в. до н.э. изложены в работе Лао – Цзы “Дао дэ цзын”. Дао путь понимается не как проявление “небесной воли”, а как не зависимый от небесного владыки, естественный ход вещей, естественная закономерность. Оно определяет законы неба, природы и общества, олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. Дао выступает как естественное право непосредственного действия.
Конфуций – великий китайский философ. Его философия, основанная на личной морали и концепции власти правителя, подпитывает китайскую культуру более двух тысяч лет. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора “сына неба” уподобляется власти отца. социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: “темные люди”, “простолюдины”, “низкие” должны подчиняться “благородным мужам”. Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить отношения на началах добродетели. Не отвергая полностью законодательство, Конфуций отводил ему вспомогательную роль, противопоставляя законодательство нормам добробетели. В основе конфуцианства – учение об обычном праве, т.е. правилах ритуала как нормативной системе государства, не воспринимающей законы в качестве главных регуляторов. Главное – это сохранение традиционных религиозно – моральных методов воздействия на подданных. Основные категории
конфуцианства – понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Конфуцианские правила поведения включали в себя: моральные наставления, культовые обряды; традиции и обычаи. Они изложены в сборнике Конфуция «Лунь Юй» «Беседы и высказывания» V в. до н.э., трактатах Мэн-цзы III в. до н.э., «Ли цзы» «Записки о ритуалах» IV в. до н.э.. По мнению Конфуция добродетель подданных заключается в послушании всем вышестоящим; в свою очередь высшие слои должны обладать высокими моральными качествами: соблюдение ритуала ли, человеколюбие жень, забота о людях шу, почтительное отношение к родителям сяо, преданность правителю чжун. Вся эта целостность, за исключением позитивного закона фа представляет собой единство моральных и правовых явлений.
В древнекитайском трактате «Дао де цзин», составленном даосистами
в IV-III вв до н.э., изложены взгляды Лао-цзы. Дао выступает как естественное право непосредственного действия. Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержания от активных действий, прежде всего, как призыв к богатым воздерживаться от притеснения народа.
В IV в. до н.э. в Китае сложилось еще одно политико-правовое учение
– легизм. Одним из основателей этой школы был правитель области Шан – Шан Ян 390-338 гг. до н.э.. Шан Ян выступал с обоснованием управления, опирающегося на законы фа и суровые наказания, подверг критике распространенные в то время конфуцианские идеалы в сфере управления. Концепция управления легистов характеризуется низкой оценкой качеств своего народа и уверенностью, что только насилием можно призвать народ к порядку. В этом учении отрицаются какие – либо права подданных по закону, обязательность закона для всех, в том числе тех, кто их издает.
В целом, правовая мысль Древнего Востока оставалась сугубо прикладной. Ее содержание касалось лишь искусства управления, механизма осуществления власти, поддержания установленного порядка в обществе, механизма осуществления власти и правосудия.