Тема № 2. «Политико-правовая мысль Древнего Востока»

Тема № 2. «Политико-правовая мысль Древнего Востока»

Рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № ____ от _______ 2013 г.

СМК-УМК-4.4.2-47-2013

Санкт-Петербург

2013
I.Учебные цели

1.(Дидактические) Углубление и закрепление знаний об общей характеристике политических и правовых учений в странах Древнего Востока; разъяснить политические и правовые идеи в Древней Индии; раскрыть политико-правовую мысль в Древнем Китае.

2.(Образовательные) Формирование у обучающихся системы знаний о возникновении, становлении и эволюции идей о происхождении и предназначении государства и политики, права и законодательства, причинах вытеснения одних государственно-правовых форм другими.

3.(Воспитательные) Формирование у обучающихся правового мировоззрения, чувства профессионального долга и ответственности.

II. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ   Учебные вопросы: 1. Общая характеристика политических и правовых учений в странах Древнего Востока. 2. Политические и правовые идеи в Древней Индии. 3. Политико-правовая мысль в Древнем Китае.   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ                  

III. Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература

Основная

1. Мачин И. Ф. История политических и правовых учений : учебное пособие : [гриф УМО] / И. Ф. Мачин. - М. : Юрайт, 2012. - 412 с

2. История политических и правовых учений: учебник для вузов / ред. В.С. Нерсесянц. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – 944 с.

3. История политических и правовых учений: учебник / МГЮА; ред. О.В. Мартышин. – М.: Норма, 2005.

Дополнительная

1. Бачинин В.А. Правовая реальность в контексте цивилизации и культуры. Методология причинного анализа: монография / В.А. Бачинин, В.П. Сальников; ред. В.П. Сальников; СПбУ МВД России, АПЭиБЖ. – СПб.: Фонд «Университет», 2005.

2. Гайнутдинов Р.К. Эволюция политико-правовой мысли России XVI - начала XVIII веков: учебное пособие / Р.К. Гайнутдинов; МО РФ, МГПИ. – Мурманск: МГПИ, 2002.

3. История политических и правовых учений: Хрестоматия для вузов / под ред. Г.Г. Демиденко – Харьков: Факт, 2000.

4. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб, Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000.

5. Корнев А.В. Правовая мысль в дореволюционной России: учебное пособие / А.В. Корнев, А.В. Борисов. – М.: ЭКСМО, 2005.

6. Кузнецов Э.В., Сальников В.П. Наука о праве и государстве. – СПб.: СПб университет МВД России «ИДТ «Герда»», 2001.

7. Шершеневич Г.Ф. История философии права: монография / Г.Ф. Шершеневич; авт. вступ. ст. Л.А. Игнатьева; СПбУ МВД России, АПЭиБЖ. – СПб.: «Лань»: Фонд «Университет», 2001.

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника.

2. Демонстрационные схемы.

V. Текст лекции

Вводная часть

Преподаватель проверяет наличие обучающихся, объявляет тему № 2. «Политико-правовая мысль Древнего Востока».

В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Общая характеристика политических и правовых учений в странах Древнего Востока.

2. Политические и правовые идеи в Древней Индии.

3. Политико-правовая мысль в Древнем Китае.

Переходим к рассмотрению учебных вопросов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вопрос 1. Общая характеристика политических и правовых учений в странах Древнего Востока.

В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии своего развития воззрения, условно именуемые как политические и правовые, еще не успели выделиться в самостоятельную форму общественного сознания.

Космос в отличие от хаоса, выражаясь греческой терминологией, упорядочен, согласно мифам, присутствием богов. Земные же порядки (в том числе и порядок человеческих взаимоотношений) – часть общемирового, космического порядка. В русле такого понимания и освещается в мифе тема земной жизни людей, их общественного и государственного устройства, их взаимоотношений между собой и богами, их прав и обязанностей – словом, всего того, что им позволено и что запрещено.

Согласно древневавилонским и древнеиндийским мифам боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб.

Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый Бог избрал еврейский народ для особых договорных отношений и является его главой и царем. Заслуживает внимания используемое здесь представление о договорном характере власти.

Законы еврейского народа, по священному учению евреев, получены Моисеем прямо от Бога (законодательство Моисея). В обычных условиях отправление власти осуществляется от имени Бога, но в особых ситуациях Он действует и непосредственно (через откровения, чудеса и т.п.).

В соответствии с мифическими и религиозными воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяла богиня Маат (Ма-ат). Судьи носили изображение этой богини и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти (фараона, жрецов и чиновников) означал, что все они должны соответствовать ма-ат – божественному порядку справедливости. Понятие «ма-ат» здесь несет ту же смысловую нагрузку, что и понятия «рта» (рита) в Ригведе (священной книге индоариев), «дао» – в древне-китайской мифологии, «дике» – у древних греков. Во всех этих случаях речь идет о правде справедливости, которая впоследствии стала обозначаться как естественное (или естественно-божественное) право.

Основные положения о справедливости и законах в древнеегипетском обществе отражают воззрения господствующих кругов. Действительность же была весьма далека от подобных идеализированных представлений. Об этом свидетельствуют и выступления низов общества против знати. Об одном таком движении, в частности, говорится в «Речении Ипусера». Описывая его, Ипусер, сам будучи вельможей сетует на происшедшие «страшные перемены», содеянные беззаконниками. Он с горестью говорит о том, что судебные палаты были разграблены и разрушены, а хранящиеся в них свитки законов выброшены на улицу и растоптаны.

Настойчиво подчеркивали божественный характер своей власти и своих законов древневавилонские правители. Эти представления широко отражены в известном древневавилонском политико-правовом памятнике – Законах Хаммурапи (XVIII в.до н.э.). Изображая свое законодательство как осуществление воли богов Хаммурапи провозглашает: «По велению Шамаша, великого судии небес и земли, да сияет моя справедливость в стране, по слову Мардука, моего владыки, да не найдут мои предначертания никого, кто бы отменил их».

Справедливость, о которой говорится в законах Хаммурапи, подразумевает деление людей на свободных и рабов, неравноправное положение самых свободных и т.д.

Мифические представления древних персов нашли свое развитие и выражение в зороастризме. Основателем этого религиозно-этического учения был Заратустра (Зороастр), чья жизнь и деятельность относятся примерно к VIII в.до н.э.

Основным положением зороастризма является борьба в мире двух противоположных начал – добра и зла. Добро олицетворяет светлое божество Ормузд, а зло – темное божество Ариман. Человек должен активно бороться против зла и тьмы. В конечном счете, говорил Заратустра, победа будет за добром, несмотря на временное торжество зла. Государство, согласно зороастризму, должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда. Монарх-служитель Ормузда и он должен защищать подданных от зла и насаждать добро. Персидская держава под началом такого монарха, согласно зороастризму, будет ограничивать силу зла и расширять власть добра. Заратустра призывал служителей Ормузда к взаимной любви, прощению и миру.

В Древней Персии мы не встречаем еще более или менее разработанного политико-правового учения. Здесь, по свидетельству Геродота доминируют представления о преимуществах единоличной власти, что означает оправдание сложившейся практики восточного деспотизма.

Мифические представления о земных порядках и об организации божественной жизни людей оказали громадное влияние на последующую политико-правовую мысль – как непосредственно в эпоху формирования религиозных, философских и научных концепций политики, государства и права, так и в последующие периоды развития политических и правовых учений.

Значительную связующую роль между мифологическими представлениями и последующими политико-правовыми воззрениями и концепциями сыграла религия.

Подход, воспринятый религией от мифа и основательно в ней переработанный, повсеместно стал заметным и влиятельным направлением политико-правовой мысли, чье воздействие в определенных формах продолжается и в наши дни (различные политико-правовые концепции религиозно-теологического характера, например – неотомизм – христианские доктрины возрожденного естественного права и т.д.).

Конфуций, точнее Кун-фуцзы, что означает мудрец Кун, родился в 551 г.до н.э. Он славился умом, энергией и безупречной честностью. Он являлся крупным государственным деятелем. Последние годы жизни посвятил созданию своей школы и собиранию классических книг и обычаев. Его мысли изложены в сборнике «Луньюй» («Беседы и высказывания»), составленном учениками философа в Vв. до н.э.

Конфуция не слишком занимают проблемы происхождения и сущности мира, небо, загробная жизнь. Он сосредоточен на этом мире, на обществе. Подход его к этим проблемам – моралистический, но он – политический мыслитель в полном смысле слова, потому что цель его устройство государства.

Основу политического учения Конфуция составляет принцип добродетели – дэ. Управляющие верхи должны быть совершенными и благородными людьми (Цзюнь-цзы). Их отличают гуманность, чувство долга и справедливости, стремление к знаниям, уважение к старшим.

Государство он уподобляет большой семье, где царь – отец.

Цель государства и царской власти – общее благо этой семьи. Предлагается типично патриархальная или патерналистическая концепция власти. Но она приспосабливается к новым условиям, когда уже сложилась государственность с расколом на богатых и бедных, с огромным аппаратом чиновников, в котором господствует несправедливость.

Конфуций не зовет вернуться к социальному и политическому равенству. Он считает иерархию, деление на благородных и простолюдинов естественным, хотя и осуждает крайности бедности и богатства, которые подрывают мир в государстве. Он считал, что социальный статус каждого человека должен определяться заново в соответствии с его качествами и поступками, а не по происхождению.

Конфуций стремился объединить всю сумму сложившихся веками обычаев и ритуалов, определявших каждый шаг китайцев. Эти правила назывались «ли», своего рода естественное право. Следование ритуалу обычаю позволяло избежать насилия и конфликтов.

Стремление Конфуция восстановить нравственные принципы, побудить государя и чиновников служить общему интересу благородно, но нереалистично. Мораль не определяется только личным благочестием, она требует определенного социального климата. Восточная деспотия никогда не располагала к высокой общественной нравственности.

Древнекитайская политическая мысль знала и более радикальные, чем у Конфуция призывы вернуться к прошлому. Речь идет о даосизме или школе даосов, основанной Лао-цзы. Предполагается, что он жил в VI в. до н.э., однако достоверных данных о его жизни нет. Ему приписывается книга «Дао-дэ цзин», хотя известно, что она составлена значительно позже, вероятно в III в. до н.э.

Лао-цзы понимает дао как первопричину и закон развития вселенной, которому подвластны и небо, и земля, и природа, и общество. Человек – часть природы, и поэтому подчинение вечному закону дао обеспечивает ему счастье в единстве с природой. Все, что придумывали сами люди, отделяет их от дао и ведет к несчастьям.

Одним из первых Лао-цзы высказал мысль, что цивилизация, усложнение жизни, изобретение орудий труда и т.п. ведут человека к утрате первозданного совершенства, чреваты конфликтами и гибелью.

Идеал даосизма – уход от людей и общества, отшельничество. Только оно обеспечивает нравственную жизнь.

Лао-цзы один из первых представителей анархизма. Государство – искусственная структура, оно осуждается так же, как богатство, знатность. Конфуций уверен, что государство служит общему благу, а Лао-цзы считает, что правители используют власть в своекорыстных целях: «Народ голодает от того, что власти берут слишком много налогов».

Резко критиковал Лао-цзы всякого рода насилие, войны, армию. «Где побывали войска, - говорил он, - там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы».

Даосисты сознавали, что полное уничтожение всякой системы управления нереально. Однако правителям любого уровня рекомендовалось как можно меньше вмешиваться в естественный ход жизни. Главный принцип мудрого управления – недеяние.

Основные анархистские идеи учения Лао-цзы:

1) государство – искусственный организм, аппарат подавления и насилия;

2)децентрализация, низведение государственности до уровня деревни;

3)самое лучшее то правительство, которое меньше всего правит;

4)аполитизм – призыв замкнуться в себе, не интересоваться делами государства и общества.

Однако Лао-цзы не призывает к разрушению государства, к восстанию против него. Управляемым он советует довериться действию космического закона – дао.

Даосизм в отличие от конфуцианства индивидуалистичен и мистичен, он не мог служить основой для общественного преобразования.

Заключительная часть

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Древнеиндийская «Ригведа» об исполнении долга и правильном пути. Древнеиранская «Авеста» о статусе личности. Политико-правовые идеи Мо-цзы, Лао-цзы и других древнекитайских мыслителей.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарским занятиям по следующим вопросам: 1.Общая характеристика политических и правовых учений в странах Древнего Востока.2.Политические и правовые идеи в Древней Индии. 3.Политико-правовая мысль в Древнем Китае.

Разработал

Профессор кафедры

полковник внутренней службы П.А. Чебоксаров

”______” _______________ 2013 года

Лист регистрации изменений

Номер измене­ния Номера листов Основание для внесения изменений   Подпись Расшифровка подписи   Дата Дата введения изменения
заменен­ных новых аннулиро­ванных
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Тема № 2. «Политико-правовая мысль Древнего Востока»

Рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № ____ от _______ 2013 г.

СМК-УМК-4.4.2-47-2013

Санкт-Петербург

2013
I.Учебные цели

1.(Дидактические) Углубление и закрепление знаний об общей характеристике политических и правовых учений в странах Древнего Востока; разъяснить политические и правовые идеи в Древней Индии; раскрыть политико-правовую мысль в Древнем Китае.

2.(Образовательные) Формирование у обучающихся системы знаний о возникновении, становлении и эволюции идей о происхождении и предназначении государства и политики, права и законодательства, причинах вытеснения одних государственно-правовых форм другими.

3.(Воспитательные) Формирование у обучающихся правового мировоззрения, чувства профессионального долга и ответственности.

II. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ   Учебные вопросы: 1. Общая характеристика политических и правовых учений в странах Древнего Востока. 2. Политические и правовые идеи в Древней Индии. 3. Политико-правовая мысль в Древнем Китае.   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ                  

III. Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература

Основная

1. Мачин И. Ф. История политических и правовых учений : учебное пособие : [гриф УМО] / И. Ф. Мачин. - М. : Юрайт, 2012. - 412 с

2. История политических и правовых учений: учебник для вузов / ред. В.С. Нерсесянц. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – 944 с.

3. История политических и правовых учений: учебник / МГЮА; ред. О.В. Мартышин. – М.: Норма, 2005.

Дополнительная

1. Бачинин В.А. Правовая реальность в контексте цивилизации и культуры. Методология причинного анализа: монография / В.А. Бачинин, В.П. Сальников; ред. В.П. Сальников; СПбУ МВД России, АПЭиБЖ. – СПб.: Фонд «Университет», 2005.

2. Гайнутдинов Р.К. Эволюция политико-правовой мысли России XVI - начала XVIII веков: учебное пособие / Р.К. Гайнутдинов; МО РФ, МГПИ. – Мурманск: МГПИ, 2002.

3. История политических и правовых учений: Хрестоматия для вузов / под ред. Г.Г. Демиденко – Харьков: Факт, 2000.

4. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб, Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000.

5. Корнев А.В. Правовая мысль в дореволюционной России: учебное пособие / А.В. Корнев, А.В. Борисов. – М.: ЭКСМО, 2005.

6. Кузнецов Э.В., Сальников В.П. Наука о праве и государстве. – СПб.: СПб университет МВД России «ИДТ «Герда»», 2001.

7. Шершеневич Г.Ф. История философии права: монография / Г.Ф. Шершеневич; авт. вступ. ст. Л.А. Игнатьева; СПбУ МВД России, АПЭиБЖ. – СПб.: «Лань»: Фонд «Университет», 2001.

Наши рекомендации