Политическая и правовая мысль Арабского Востока (VI-XV вв.)

Мусульманское право сформировалось в Арабском халифате в VII – X вв. В составе мусульманского права выделяют две группы взаимосвязанных норм. Первую группу составляют юридические предписания Корана и Сунны.

Вторую группу составляют нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной на основе таких источников, как единогласное мнение («иджм») наиболее авторитетных правоведов и умозаключение по аналогии («кияс»). Иджм – собрание решений и законоположения 4-х хелифов, их постановлений и истолкований Корана по делам гражданским и духовным. Кияс – решения и законоположения на основании Корана и Хедиса, принятые по сходству предшествующих случаев и данных хелифами (кроме первых 4-х – Абубекра, Омера, Османа и Алия) и главнейшими духовными лицами.

В качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы. Среди норм Корана, регулирующих взаимоотношения людей, преобладают общие положения, имеющие форму отвлеченных религиозно-моральных ориентиров и дающие простор для толкования правоведами. Преобладающая часть нормативных предписаний сунны имеет казуальное происхождение. Начиная с VIII в., главную роль в ликвидации пробелов и в приспособлении мусульманских предписаний к потребностям общественного развития взяли на себя правоведы – основатели правовых школ-толков и их последователи.

В процессе развития мусульманского правоведения (фикх – право и доктрина права) в суннизме к X в. сложилось несколько мазхабов (религиозно-правовые школы). Ханбалиты (наиболее строгий мазхаб) признают источником права только Коран и Сунну. Ханафиты (самый распространенный мазхаб) – Коран, Сунну, Иджму, кияс. Остальные мазхабы (шафииты и маликиты) занимают промежуточное положение. После создания четырех толков и выработки исламской догматики (X в.) было признано невозможным дальнейшее развитие богословия, права, социальных установлений. «Двери иджтихада были закрыты».

С XI в. утвердилось мнение среди правоведов – суннитов о начале «века традиции» («таклид»). Мусульманское право развивалось в рамках правовых школ-толков. Мусульманское право представляет собой пример «права юристов». Правовые решения по конкретным случаям мусульманские юристы предпочитали искать путем рационального осмысления общих предписаний – ориентиров и казуальных норм, закрепленных в Коране и в сунне, или в индивидуальных решениях, вынесенных сподвижниками пророка. Мусульманское право давало широкий простор для судейского выбора.

Политико-правовые вопросы были предметом исследования ряда арабских философов: Абу – аль – Фараби (870 –950 гг.), Аль Маварди (974-1058 гг.); Ибн Халдун (1332-1406 гг.).

Ибн Халдун выделял три разновидности форм правления – «естественную» монархию, «политическую» монархию и халифат. Власть халифа над подданными опирается на мусульманско-правовые основы и направлена на защиту веры и вершение земных дел. Теория халифата была признана классической, не подлежащей критике.

Арабская политико-правовая мысль напрямую проповедовала мусульманскую доктрину, применяя ее к проблемам государства и права.

Темы докладов и рефератов:

1. Церковь и государство: проблемы взаимодействия.

2. Учение Аврелия Августина.

3.Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.

4.Средневековая политико-юридическая мысль.

5.Мусульманская правовая мысль в VII-XI вв.

Литература

Августин Аврелий. О граде небесном и земном. – М., 1999.

Аннерс Э. История европейского права. /Пер. со шведск. – М., 1994.

Блаженный Августин. Исповедь. / Пер. с лат. – М., 1992.

Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1966.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1987.

Донини У. У истоков христианства.= М., 1989.

Игнатенко А.А. Ибн – Хальдуин.- М., 1980.

Изложение начал мусульманского законоведения/ Н.Торнау.-М., 1991.

Коран. / Пер. И.Ю.Крачковского.- М., 1990.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

Лозинский С.Г. История папства.- М., 1989.

Хейзинга Й. Осень средневековья. – М., 1988.

Методические рекомендации

Изучение проблемы политико-правовой мысли средневековья целесообразно начать с осмысления влияния религии на формирование и развитие различных школ и на мировоззрение авторов. Как шел процесс зарождения теократической мысли? Как происходила эволюция теократической мысли в рамках трактовки слов апостола «всякая власть от Бога»?

Чем объясняется многостороннее влияние Августина? Прокомментируйте его тезис: « Итак, два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, а небесный – любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе». Какова роль церкви в государстве?

Объясните, что означает тезис Августина: « Имя рабства заслужила вина, а не природа».

почему Августин считается ключевой фигурой в понимании перехода от европейской древности к европейскому средневековью?

Каково влияние трудов Аристотеля на взгляды Фомы Аквинского? Сформулируйте основные положения томизма. Какие формы государства выделяет Фома Аквинский?

Выделите иерархию законов, по Аквинскому. Какую роль он отводит божественному закону? Как он объясняет сословное неравенство?

Как Фома Аквинский объясняет преимущества «правления одного» перед «правлением многих»?

Почему именно с Аквината берет свое начало общественно-политический рационализм?

Классифицируйте средневековые правовые школы по их отношению к римскому праву и по методам, которые они использовали.

Проанализируйте ислам с позиций политико-правового учения Арабского Востока. Рассмотрите Коран как источник мусульманского права. Проведите различия между религиозно-правовыми школами в суннизме.

Что общего в политико-правовой идеологии Западной Европы и Арабского Востока.

Наши рекомендации