Политическая мысль Древнего Востока и ее значение для развития политологии.

Политология уходит корнями в древнейшие времена - в ЧЕТВЕРТЫЙ-III тыс. до н.э., когда начался процесс перерастания первобытных обществ в рабовладельческие государственные образования, а мыслители стали задумываться над методами и средствами получения, сохранения и укрепления государственной власти, над происхождением и значению права, государства, а впоследствии и политики в жизни общества. Ранние представления течение 2,5-3 тысячи лет преодолелипуть от мифологических к рационально-логических форм миропонимания, с течением времени приобрели признаки теоретического познания и, обогащенные идеями Конфуция, Мо Цзы, Лао Цзы, Платона, Шан Яна, Каутильи, Аристотеля, Цицерона и иных мыслителей, превратились в политическую науку.

Политические взгляды старинных египтян, вавилонян, ассирийцев, евреев, Мадианитян, греков, индусов, персов, китайцев, шумеров, римлян и иных народов отражали сперва мифологические представления о правде, справедливости, место человека в мире, о божественном происхождении властных отношений, о космосе, упорядоченный богами, о земные порядки, которые обязаны соответствовать небесным установкам.

Египтяне считали, что ключ к проблемам функционирования государственной власти, справедливости, правосудия располагается в руках богини истины и порядка Маат. С течением времени приходит понимание конечно-божественного происхождения справедливости, которой обязаны соответствовать действия судей-жрецов и обычаи, законы, административные решения, другие правила поведения. Творцом мира и целого живого на Земле, верховным царем и отцом иных богов считали бога солнца, бога-фараона Ра. Он властвовал над богами и людьми немало тысячелетий. После он передал царствование собственным потомкам, также богам - Осирису, Исиде, Сету, Гору и иным. От них пошло более 340 фараонов-людей. Так пропагандировалось божественное происхождение государственной власти, оправдывалась восточная деспотия, подчиненность "низших высшим".

Сложность зарождения и эволюции политических познаний охватывает разные формы теоретического знания природы, общества, сущности власти, государства, политической системы, явлений политического процесса. Сложность и изменчивость современного политического бытия требует вдумчивого использования производимого и осмысленной человечеством совокупного опыта, всей духовной культуры, созданной многими поколениями мыслителей. Эти политические познания принадлежат не только лишь прошлому, они являются достоянием современных и будущих политических процессов, политических идей, политической культуры. Без политологического концептуального наследия наших предков, из которого всегда питалась и питается политическая наука окончания II и начала III тысячелетия, нереально глубокое понимание особенностей современного политического развития.

6. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.

Ведущие мыслители этого периода: Пифагор, Гомер, Соломон, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель,Лукреций,Цицерон.

Особенности и характерные черты этого периода:

· постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;

· обособление совокупности политических идей как относительно самостоятельной части философии;

· анализ устройства государства, классификация его форм, определение наилучшей, идеальной формы правления.

Классиком древнегреческой мысли является философ-идеалист Платон Афинский (427-347 гг. до н.э Среди его многочисленных сочинений, дошедших в рукописях (34 диалога, 13 писем и другие), можно назвать такие, как ”Критон“, ”Государство“, ”Законы“, ”Политик“.

В истории развития политической мысли Платон одним из первых попытался осуществить типологию государственных устройств, раскрыть причины и механизмы перехода от одних типов государств к другим.

В трудах ”Государство“ и ”Политик“ Платон выделяет два типа государства: совершенное, или идеальное (управляемое самими богами и стоящее выше государства и законодательства; этот тип общежития не нуждается ни в государстве, ни в законодательстве) и несовершенное.Среди реально существующих (несовершенных) типов государств Платон выделяет правильные формы государств: монархия, аристократия и неправильные (искаженные): тимократия (власть честолюбцев, жаждущих почестей и высокого положения), олигархия (власть немногих, богатейших, которые не подпускают к управлению бедных), демократия (власть большинства, но не всех), тирания (власть одного над всеми). По Платону управлять государством должны люди, способные хорошо управлять. Эта способность определяется природными задатками и долголетней предварительной подготовкой.

Правитель должен обладать мудростью, мужеством, справедливостью, сдерживающей мерой (под ней Платон понимал черты, которыми должны обладать все члены лучшего государственного устройства, черты, заключающиеся в признании и соблюдении гражданами принятых в этом государстве законов и существующего в нем правительства).

Аристотель

Политические взгляды Аристотеля охватывают область права, социальных и экономических институтов. Он впервые ввёл в оборот понятие “политика”,рассматривая её как искусство управления государством и участие в его делах. Он называл политику самой главной из всех наук и искусств, поскольку её целью является высшее благо всех (в отличие, например, от экономики, которая, по Аристотелю, имеет только выгоду для каждого).

Аристотель раскрыл сущность государства и причины его образования, рассмотрел роль права в обществе, сущность и функции власти, зафиксировал принцип разделения властей (законосовещательные орган и должности; судебные органы) и указывал, что от состояния этих частей зависит состояние государственного строя. Он дал и классификацию различных форм обмана народа властью, посредством которого в государственном управлении возможно добиться расположения простого народа.

На основе опыта и изучения конституций греческих полисов Аристотель осуществил типологию государственного устройства и власти.При том он делил формы государственного строя на правильные и неправильные (3 пары).

Правильные формы Неправильные формы
монархия тирания
аристократия олигархия
полития демократия

Правильность(или неправильность) форм государственного устройства у Аристотеля определялась на основании одного критерия - способности правящих лиц (групп) служить делу общественной пользы. Если правители руководствуются общественной пользой, то независимо от того, правит ли один, многие или большинство - это правильные формы. Там же, где в управлении возобладали личные интересы, там возникают неправильные формы.

Наихудшейиз форм государственного строя Аристотель считает тиранию, как безответственную власть монарха. Как и Платон, Аристотель негативно отказывался о демократии(демократия, по Аристотелю это своекорыстная форма господства большинства). Всем формам государственного устройства он предпочитал политию. Так Аристотель обозначал такое устройство государства, в котором большинство управляет в интересах общей пользы. Такое состояние общества достижимо, когда власть находится в руках ”среднего элемента“. Под средним элементом Аристотель понимает размер имущественного состояния по отношению к богатейшей и беднейшей частям рабовладельческого общества.

7. Политические идеи средневековья и эпохи Возрождения.

В средние века (5-15 вв.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого являлась христианская церковь. Это мировоззрение исходит из того, что все сущее возникло по воле Бога и изменения в обществе вызываются Богом, чтобы покарать или вознаграждать людей.В работе “О граде Божьем” один из наиболее видных мыслителей средневековья, Аврелий Августин (354-430), изложил основы христианской политической доктрины.

Работа была написана в целях объяснения с позиций христианства исторического события - взятие Рима готами в 410 г. По мнению Августина, священный город пал потому, что был “градом дьявола”. Вся история человечества представлялась Августину борьбой между “градом Божьим” и “градом земным”. “Град Божий” составляли праведники и ангелы, высшим выражением чего является церковь. “Град земной” состоял из грешников и дьяволов. Естественное спасение человека - в приобщении к Богу, к христианской добродетели.

Не менее авторитетным богословом был Фома Аквинский (1225-1274). Он исходил из того, что государственная власть происходит от Бога и поэтому должна быть подчинена духовной власти.

Это положение связано со стремлением средневековых теологов обосновать верховенство духовной (церковной) власти над светской. Несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование, согласно Фоме Аквинскому, зависит от людей. Следовательно, считал он, хотя сущность власти божественна, тем не менее формы ее реализации определяются самими людьми. Возмущение народа против власти монарха признавалось им смертным грехом, поскольку было равносильно возмущению против Бога. Светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.

Политология как практическая наука. Родоначальником политической науки считается итальянский философ и социологН. Макиавелли (1469-1527), поскольку именно он в своих трактатах “Государь” (1513 г.) и “Размышления о первой декаде Тита Ливия” (1520 г.) первым сформулировал предмет и метод политологии. Его вклад в политическую науку заключается в следующем.

Во-первых, Н. Макиавелли обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т.д.). Он считал, что политика имеет собственную логику, которую определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и служит предметом политической науки.

Во-вторых, он изучал политику как социальную реальность, а не как воображаемый, идеальный мир. Он перенес политику из сферы воображаемого и желаемого в плоскость объективного, реально существующего среди людей. Политическая наука, по Н. Макиавелли, должна постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за фактами - поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием. Метод политического реализма, который он ввел в политологию, помог ей окончательно освободиться от религии.

В-третьих, Н. Макиавелли различал понятия “общество” и “государство”. Обозначая государство термином “stato”, он рассматривал его как политическую форму организации общества. Формы государства имеют концепцию сменять друг друга, отражая тем самым состояние общества. Н. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея круговорота, взаимообращения добра и зла. Выделяя шесть форм государства, он рассматривал три из них как “дурные во всех отношениях” (тирания, олигархия и охлократия) и три - как “хорошие сами по себе” (монархия, аристократия, демократия). Достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией; аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь, перерастает в охлократию (власть толпы).

Наилучшей формой государства Н. Макиавелли считал смешанную, то есть умеренную республику, сочетающую достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление лучших) и демократии (свобода и участие народа в управлении).

В-четвертых, Н. Макиавелли отделил политику от морали. Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали “макиавеллизмом”. Политика, по мнению Н. Макиавелли, не должна основываться на моральных принципах, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации.

Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участники политических взаимодействий. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами. Следовательно, принцип относительности, по Н. Макиавелли, решает проблему соотношения целей и средств в политике.

8. Политическая мысль Нового времени в странах Европы и США.

Политические теории нового времени былинаправлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие, на труд, участие в делах общества и государства, мыслители нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.

Наши рекомендации