Тема 1. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока (Египет, Шумер, Вавилон, Персия, Иудея).

Примерный план

Введение.

Основная часть (ее необходимо озаглавить так, чтобы заглавие отражало содержание темы работы).

1. Морально-религиозные представления древних египтян.

2. Зарождение политических и правовых идей в Древнем Шумере и Вавилоне.

3. Древнееврейские идеи государственности.

4. Древнеперсидские представления о государстве и справедливости.

Заключение (выводы по работе).

Методические указания

При раскрытии первого вопроса необходимо вспомнить, что олицетворением правды, справедливости и правосудия как основного принципа земной жизни египтян была древнеегипетская богиня Маат. Следует также проанализировать поучение Птахотепа (3000 г. до н.э.), которое являлось сводом моральных правил, имевших целью вести и направлять молодых людей к исполнению долга по отношению к Богу, обществу, соблюдению принципа «ка»-критерия добродетельного справедливого поведения. Следует также изучить поучение Гераклеопольского царя, в котором воздается хвала богам и божественной власти фараона, рисуется облик правителя, стремящегося к правде и справедливости, говорится о необходимости возвышения вельмож.

Необходимо остановиться на «Речении Ипусера» (1750 г. до н.э.), свидетельствующем о бунте низов против знати, причиной чему явилось стремительное развитие права собственности. При этом надо помнить, что в Египте существовало несколько видов земельных владений: земли государственные, храмовые, частные и общинные. Царские вельможи и храмовые хозяйства могли совершать различного рода сделки с землей (дарить, продавать, передавать по наследству). В деревне процесс развития частной собственности шел более медленно, так как сельская община выступала сдерживающим фактором, но и здесь уже в период Древнего царства общинные земли стали переходить из рук в руки. Движимое имущество: рабы, рабочий скот, хозяйственный инвентарь являлись частной собственностью и намного раньше, чем земля, стали предметом различных сделок.

При раскрытии второго вопроса следует остановиться на «Стезе Шамаша» как дороге правды, справедливости и права, проанализировать Законы Исина, Ларсы, Эшнунны, которые явились морально-религиозными и правовыми основаниями законодательства царя Хаммурапи. Показать высокий уровень разработки норм права в законах Хаммурапи, регулирование операций с недвижимостью, торговые и коммерческие операции, личный и имущественный наём.

В третьем вопросе надо показать особенности складывания государственности в Иудее как феномене государства без территории, раскрыть политико-правовое содержание Заповедей и законов Моисея, которые выступали как свидетельство становления рабовладельческого государства.

Раскрывая четвертый вопрос, студент должен показать, что политико-правовые представления древних персов основывались на религии. Необходимо в общих чертах проанализировать зороастризм (маздеизм) как синтез моральных, религиозных, социальных идей, как борьбу добра и зла, светлого божества Ормузда и тёмного божества Аримана. Показать, что государство – земное воплощение Ормузда, монарха-служителя.

Источники

Источники права / Под ред. Р.Л. Хачатурова. Вып. I.
– Тольятти, 1996.

Источники права / Под ред. Е.Н. Ляшенко. Вып. 20.
– Тольятти, 2003.

Всеобщая история государства и права: Хрестоматия / Под ред. З.М. Черниловского. – М., 1994.

Всеобщая история государства и права: Хрестоматия / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – Т. 1. – М., 1996.

Литература

Основная

Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Юриспруденция». – М., 1997.

История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1997.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов. – М, 2000.

Халин К.Е. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. – М., 2006.

Дополнительная

Авдеев В.И. История Древнего Востока. – М., 1970.

Аннерс Э. История европейского права. – М., 1995. – Гл. I.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами и приложениями. – М., 1995.

Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. – М., 1989.

Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. – М., 1993.

Всемирная история: Первобытное общество. Государства Древнего Востока, Европы и Азии. – Минск, 2002.

Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов / Пер. с англ. – М., 1995.

Дьяконов И. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского государства // ВДИ. – 1952. – № 3-4.

Законы вавилонского царя Хаммурапи (полный перевод текста с Прологом и Эпилогом) // Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч. I. – М., 1980.

История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина.
– М., 1979.

Крамер С. История начинается в Шумере / Пер. с англ. 2-е изд. – М., 1991.

Крашенинникова Н.А. История права Востока. – М., 1994.

Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика / Пер. с англ. – М., 1992.

Лурье И.М. Очерки древнеегипетского права. XVI-X вв.: памятники и исследования. – М., 1960.

Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки; Географическая теория развития современных обществ / Пер. с фр. – СПб., 1898

Редер Д.Г. Законодательство в Древнем Египте Культура Древнего Египта. – М., 1986.

Рогожин А.И., Страхов Н.Н. Рабовладельческое и феодальное государство и право стран Азии и Африки: Учебн. пос. – Харьков, 1981.

Скрипилев Е.А. Основные черты права Древнего Востока. – М., 1964.

Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. М.. 1998.

Тема 2. Политическая и правовая мысль Древней Индии.

Введение.

Основная часть (ее необходимо озаглавить так, чтобы заглавие отражало содержание темы работы).

1. Сущность и содержание брахманизма.

2. Буддийский период развития нравственных, политических и правовых идей.

3. Усиление светских идей в развитии государства и пава.

Заключение (выводы по работе).

Методические указания

В первом вопросе необходимо раскрыть: Упанишады (IX-VI вв. до н.э. о дхарме дхарме (дхамме)) как законе и долге поведения. Охарактеризовать Дхармасутры и дхармашастры как правовые сборники брахманизма. Социально-право­вой статус варн. Показать политическую, правовую и идейную роль брахманов.

Проанализировать «Законы Ману» – правовой документ, подкрепляющий авторитет Вед и Упанишад. Выявить смысл кодекса нравственности Ману: совершенствование действий, совершаемых умом, речью и телом. Показать роль царя и его отношения к брахманам: учиться изначальному искусству управления, следовать советам и наставлениям брахманов, хранить варны, идею детерминации наказания поступком.

Во втором вопросе следует остановиться на Дхаммападе (IV-III вв. до н.э.) – компендиуме буддийской мудрости, на самой Дхамме как управляющей миром природной закономерности, естественном законе. Показать гуманизм Дхаммапады, непротивление злу злом и насилием. Проанализировать ограничение роли наказания в Дхаммападе, усиление роли справедливости, мудрости, законности и установку буддизма на индивидуальный путь спасения.

Третий вопрос следует посвятить анализу «Артхашастры» (IV-III вв. до н.э.), сказать об артхе – практической пользе законов, политический мероприятий и административных мер. Показать полезность как принцип политических действий сильной власти. Полезность, дхарма, морально-религиозная законность – основные положения Каутильи – индийского Макиавелли и создателя «Артхашастры».

Источники

Артхашастра. – М., 1993. – Кн. 3.

Источники права / Под ред. Р.Л. Хачатурова. Вып. I.
– Тольятти, 1996.

Источники права / Под ред. Е.Н. Ляшенко. Вып. 20.
– Тольятти, 2003.

История и культура Древней Индии. Тексты. – М., 1990.

Законы Ману. Гл. VIII, IX.– М., 1992.

Всеобщая история государства и права: Хрестоматия / Под ред. З.М. Черниловского. – М., 1994.

Всеобщая история государства и права: Хрестоматия / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – Т. 1. – М., 1996.

Литература

Основная

Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Юриспруденция». – М., 1997.

История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1997.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов. – М., 2000.

Халин К.Е. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. – М., 2006.

Дополнительная

Авдеев В.И. История Древнего Востока. – М., 1970.

Кальянова В.И. – М.; Л., 1959 (переизд., 1993).

Великие мыслители Востока. Выдающиеся мыслители, философские и ре­лигиозные произведения Китая, Индии, Японии, Кореи, исламского мира / Под ред. Я. Мак-Грила. Пер. с англ. – М., 1998.

Индия в эпоху Маурьев. – М., 1973.

Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. – М., 1985.

Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. – М., 1993.

Васильев Л.Э. История религий Востока. – М., 1983.

Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. – М., 1998.

Всемирная история: Первобытное общество. Государства Древнего Востока, Европы и Азии. – Минск, 2002.

Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. – М., 1989.

Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М., 2005.

История государства и права зарубежный стран / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. – Т. 1. – М., 1998.

История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина.
– М., 1979.

Касты в Индии. – М., 1965.

Крашенинникова Н.А. История права Востока. – М., 1994.

Крашенинникова Н.А. Происхождение права в Древней Индии. Правоведение. – М., 1977. – Кн. 1.

Кузнецов А.А. Эволюция индийской касты. – М., 1983.

Лапова А.А. Индия. История государства и права. – М., 1960.

Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки; Географическая теория развития современных обществ / Пер. с фр. – СПб., 1898

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. – Т. 1. – М., 1998.

Рогожин А.И., Страхов Н.Н. Рабовладельческое и феодальное государство и право стран Азии и Африки: Учебн. пос. – Харьков, 1981.

Самозванцев А.М. Правовой текст дхармашастры. – М., 1991.

Скрипилев Е.А. Основные черты права Древнего Востока. – М., 1964.

Эльманович С.Д. Законы Ману. – М., 1960.

Наши рекомендации