Президент является гарантом Конституции, прав и свобод гражданина и человека.

Процессуально-правовые гарантии :

· презумпция невиновности;

· право на адвоката в процессе;

· право на ознакомление с материалами дела;

· право на рассмотрение дела в своем присутствии;

· право на беспристрастный и объективный суд;

· право на обжалование решений суда;

· обеспечение иска и т.д.

В современных условиях на первый план выдвигается задача формирования и действия системы реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина. Для практического их осуществления необходимо эффективное, согласованное и целенаправленное взаимодействие структур гражданского общества и правового государства.

45) Современное понимание государства

Государство – это определенное объединение людей, сообщество, проистекающее из необходимости жить вместе на определенной территории (в государственных границах.

Государство – это организация в обществе данной страны.

Государство – это политическое регулирующее учреждение, регулятивный политический институт в обществе данной страны

Государство – это публичная, государственная власть. Легализация государственного принуждения осуществляется путем принятия конституции, законов, других актов государства.

Легитимация – это признание населением государственного принуждения, осуществляемого в определенных случаях, в качестве обоснованного, справедливого, целесообразного, необходимого.

Государство - универсальная политическая организация, обладающая государственным аппаратом (аппаратом принуждения) и особой публичной, легализованной и легитимной властью, предназначенная для управления обществом с целью обеспечения его прогрессивного, гармоничного развития.

Признаки государства:

1)Наличие территории с четко определенными внешними границами. Территория государства включает в себя всю землю, находящуюся в пределах его границ, а также воздушное пространство над ней и природные ресурсы, прибрежные воды, территории консульских учреждений на территориях других государств, а также иные территории в соответствии с международным законодательством.

2)Наличие населения. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих территорию определенной страны независимо от их принадлежности к какой-либо группе.

3)Наличие особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны.

4)Наличие обязательных налогов и податей, необходимых на управление делами общества, в том числе на содержание самой государственной власти.

5)Наличие суверенитета. (самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях)

6) Наличие правовых норм, по которыми понимаются общеобязательные правила поведения людей, санкционированные государством в виде законов, других актов государства.

46) Функции государства

Функции государства – это основные формы (направления) деятельности государства по управлению делами общества, выражающие сущность государства.

Все функции государства принято делить на два вида: внутренние и внешние.

1) Внутренние функции государства подразделяются на:

· экономическую, которая выражает степень участия государства в управлении экономикой, определяет его способность содействовать или препятствовать развитию экономических сил страны, создавать надлежащие условия для реализации экономических прав населения.

· политическую, основное содержание которой связано с регулированием отношений классов и социальных слоев общества, групп влияния с тем, чтобы их противостояние не выходило за определенные рамки, подчинялось установленным законом правилам.

· социальную, т.е. предоставление социальных услуг обществу в целом, государственная поддержка незащищенных слоев населения.

· экологическую – сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которого вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу.

Принимая за основу критерий построения государства по принципу разделения властей выделяют:

-Законодательную функцию – установление посредством законов обязательных правил общего характера, норм поведения субъектов.

-Исполнительно-распорядительную функцию – деятельность государства по претворению в жизнь положений и предписаний законов, иных нормативных правовых актов.

-Судебную функцию. Правосудие осуществляется исключительно судом. Он призван в особой процедурной форме разрешать конфликты в обществе, используя государственную власть.

-Контрольно-надзорная функция выражается в форме инспектирования, проверки, ревизии соответствия деятельности органов государства, их должностных лиц принимаемых ими решений

2)Внешняя функция государства включает в себя многообразную деятельность государства по обеспечению обороноспособности страны и защиты населения от внешней агрессии, по организации и осуществлению сотрудничества с другими государствами, защите прав и интересов своих граждан вне пределов страны, ликвидации последствий катастроф, их недопущению и т.д.

Основная цель международной деятельности современных государств сводится к обеспечению мира, разрешению вооруженных конфликтов и развитию междунар. сотрудничества.

47) Понятие формы гос-ва

Под формой государства понимаются организация и устройство государственной власти, отражающие особенности исторического, экономического, национального развития страны, уровень развития демократии и правовой культуры населения.

Каждое государство по-своему закрепляет систему государственных органов, их полномочия и связи друг с другом и населением. На форму государства влияют разнообразные политические, экономические, социальные и иные факторы. Она не может не учитывать и национальный состав населения, стремление отдельных наций и народностей иметь собственное государственное образование. Она в определенной степени зависит от традиций в истории развития страны, а также от борьбы органов государства за власть, за право принимать решения по основополагающим вопросам жизнедеятельности государства и общества.

Фома государства включает в себя три взаимосвязанных элемента:

1) форму правления;

2) форму государственного устройства;

3) форму государственного (политического) режима.

48) Форма правления

Форма правления – это способ организации и формирования верховной власти.

По форме правления государства подразделяются на две основные группы: монархии и республики.

1)Монархия – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, как правило, по принципу наследования.

Разновидности монархии: абсолютная и представительная .

2)Республика (от res publicum – дело народа) – это форма правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. Парламентская республика и президентская республика. Промежуточная форма: смешанная (полупрезидентская) республика.

-Парламентарная республика – это форма правления, при которой парламент (как высший представительный и законодательный орган) формирует высшую исполнительную власть (правительство) и осуществляет парламентский контроль за ее деятельностью. Глава государства (президент) также избирается парламентом. Правительство формируется из представителей партий, обладающих парламентским большинством, и несет ответственность перед парламентом.

-Президентская республика – форма правления, при которой не только парламент, но и президент избираются населением. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях, независимых от парламента. Главным признаком президентской республики является независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся прежде всего в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.

-Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одной из типов республик черт. Для смешанных республик характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством ( Беларусь).

Республика советского типа – форма правления, при которой отсутствует разделение властей, вводится формальное полновластие советов (иных представительных органов власти), формируемых по классовому или иному недемократическому принципу. Советы единая пирамида вертикально подчиненных органов государства (СССР).

49) Форма государственного устройства

Это способ территориальной организации распределения государственной власти и взаимоотношений между соответствующими субъектами государственной власти.

По форме государственного устройства государства делятся на 1)унитарные и 2)федеративные.

1)Унитарное государство – это единое суверенное государство, на всей территории которого действует одна конституция, единые органы государственной власти и единое законодательство. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, единую налоговую и финансовую систему (Португалия, Франция, Финляндия, Беларусь).

2)Федеративное государство – единое суверенное союзное государство, субъекты которого в пределах своих территориальных и национально-территориальных образований и в рамках суверенитета единого федеративного государства обладают самостоятельным государственно-правовым статусом, имеют свои системы органов государственной власти и свое законодательство (США, Россия, Канада, ФРГ, Бразилия). Общие черты федерации:

1) суверенитет федеративного государства распространяется на всю его территорию, которая в качестве своих составных частей включает территории отдельных субъектов федерации;

2) субъекты федерации не являются суверенными государствами;

3) законодательство субъекта федерации не должно противоречить федеральному законодательству;

4) полномочия во внешней политике и по основным направлениям внутренней политики принадлежат исключительно общефедеральным государственным органам;

5) верхняя палата парламента – палата представителей субъектов федерации, нижняя палата – палата народного представительства.

Конфедерация – это союз (сообщество) суверенных государств, добровольно объединившихся для удовлетворения определенных общих интересов политического, экономического, оборонного характера.

50) Политический (государственный) режим

Это характер, свойство и качество правового порядка осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением.

Деспотический государственный режим представляет собой систему государственного устройства – неограниченную монархию, характеризующуюся полным произволом власти, бесправием подданных.

Тоталитарный государственный режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения со стороны единых органов партийно-государственной машины.

При авторитарном государственном режиме преобладают методы принуждения (нередко прямого насилия) при сохранении отдельных методов либерализма. Представительные органы сохраняются, но выборы являются формальными, поскольку деятельность политической оппозиции практически прекращена.

Либеральный политический режим характеризуется соединением преобладающих черт демократии и некоторых элементов авторитаризма.

Демократический политический режим – это форма, способ и порядок осуществления государственной власти, который предполагает официальное признание и практическую реализацию основных прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека и широкого круга прав гражданина, господство правового закона, разделения властей, утверждение конституционализма, парламентаризма, многопартийности, осуществления суверенной власти народа в правовых формах референдума и свободных выборов, форм и механизмов общественного контроля за деятельностью государственной власти, политической активности населения.

51) Понятие государственного аппарата

Государственный аппарат – это огромная и разветвленная система государственных органов и должностных лиц по управлению государством.

В государственный аппарат входят: президент, парламент, правительство, суды, прокуратура, контрольные органы, министерства, другие органы и их должностные лица.

Государственный орган – образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.

Признаки государственного органа:

1) обладание официально-властными полномочиями. Совокупность властных полномочий государственного органа (его компетенция) определяется с учетом возложенных на него задач и функций по управлению обществом. Их осуществление может происходить в порядке, установленном законодательством

2) функционирование строго в рамках закона. Каждый государственный орган может действовать только в рамках, предоставленных ему полномочий.

3) структурная обособленность. Государственный орган всегда структурно обособлен от других органов государства.

4) материальная обеспеченность. Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется определенными материальными средствами: имеет в пользовании здания, оргтехнику, транспортные средства, денежные ресурсы и т.п.

5) наличие статуса юридического лица.

Первичным элементом государственного органа выступает государственный служащий, который своими действиями обеспечивает выполнение функций данных органов.

Профессиональный государственный аппарат имеет предпосылки: 1) к разбуханию, 2) к бюрократизации, 3) к коррупции.

52) Система органов государства

Государственный аппарат, как всякое системное образование, состоит не только из государственных органов, но и их связей.

Выделяются два основных способа построения государственного аппарата:

1)Первый основан на принципе монизма (единства) государственной власти.

2)Второй – на принципе разделения властей.

1)Сосредоточению власти в руках главы государства: монарха, императора и т.д. Неограниченная власть одного человека вела к многочисленным нарушениям элементарных прав его подданных, зависимости личности не от установленных законов, а от приказов тирана. Примером использования принципа единства государственной власти явилось советское государство. Обобщенно структура построения его государственного аппарата (на примере БССР) изображена на. Советы всех уровней – органы государственной власти. Исполкомы всех уровней – органы государственного управления.

2)Второй способ формирования государственного аппарата, основанный на принципе разделения властей, подразумевает наличие нескольких относительно самостоятельных, но действующих как единое целое подсистем государственных органов.

При данной структуре государственного аппарата происходит децентрализация государственной власти как между различными ветвями власти, так и между государственными органами и органами местного самоуправления.

53) Принципы организации и деятельности гос. аппарата

В Республике Беларусь выделяются следующие принципы.

1)Принцип верховенства права означает, что Конституция обладает высшей юридической силой, деятельность всех гос органов и должностных лиц связана правом.

2)Принцип служения народу (обществу) вытекает из конституционного положения о народе как единственном источнике госвласти в Республике Беларусь.

3)Принцип законности включает в себя, требование о том, что гос органы в своей деятельности должны руководствоваться положениями законов, иных нормативных правовых актов.

4)Принцип приоритета прав, свобод человека и гарантий их реализации отражает закрепленное в Конституции Республики Беларусь положение о рассмотрении человека как высшей ценности гос-ва и общества.

5)Принцип социальной справедливости обязывает гос-во принимать повышенные меры защиты прав и свобод отдельных граждан в связи с их физическими, физиологическими, психическими особенностями.

6)Принцип единства и дифференциации гос аппарата означает, что он должен функционировать как цельная одновекторная система взаимосогласованных и взаимосвязанных государственных органов, объединенных едиными целями и задачами.

7)Принцип гласности .

8)Принцип профессионализма и компетентности служащих гос аппарата подразумевает ведение кадровой работы на более высоком уровне.

9)Принцип подконтрольности и подотчетности в деятельности гос аппарата означает, что гос служащие в своей деятельности должны отчитывать перед вышестоящим руководством и контролируются со стороны последних Президент ответственен перед народом

10)Принцип добровольности формирования гос аппарата и равного доступа к любым должностям означает функционирование системы гос органов на демократических началах свободной воли человека .

11)Принцип выборности и назначаемости государственных служащих подразумевает использование комплексной процедуры формирования гос аппарата, основанной на началах непосредственного и опосредованного участия граждан в управлении делами общества.

12)Принцип стабильности гос аппарата

13)Принцип экономической, социальной и правовой защищенности служащих гос аппарата позволяет принять комплекс экономических, социальных и правовых мер, направленных на создание более благоприятных условий.

54) Функции государственного аппарата

Функции государственного аппарата обусловлены и напрямую зависят от содержания функций государства.

1)Среди основных функций парламента можно выделить законодательную (деятельность по принятию законов), контрольную (деятельность по контролю за исполнением законов, в т.ч. в форме заслушивания отчета правительства), социальную (деятельность по установлению стандартов в социальной сфере), внешнюю функции.

2)Правительственные функции, перекликаясь по названию с некоторыми функциями Парламента, имеют некоторые содержательные особенности. Например, социальная функция Совета Министров намного объемнее аналогичной функции Парламента, поскольку именно правительство, как правило, является государственным органом, ответственным за осуществление социальной политики в обществе.

3)Функции судебных органов в основном сосредоточены в области осуществления правосудия.

4)Функции министерств (комитетов) носят детализированный характер, поскольку именно на них вместе с местными исполнительными и распорядительными органами возлагаются основные полномочия по осуществлению исполнительно-распорядительной функции государства.

Конкретные функции органов государственного аппарата тем или иным способом закрепляются в соответствующих законах, положениях, фиксирующих статус данных органов: законы о Президента, Совете Министров, положение о министерстве и т.д.

55) Правовое государство в историко-правовой мысли

Правовое государство как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека является одним из существенных достижений цивилизации.

Сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно – в немецкой юридической литературе в начале XIX в.

Теоретические концепции правовой государственности были разработаны в трудах Д. Локка, Ш. Монтескье, Д. Адамса, Д. Мэдисона, Т. Джефферсона, И. Канта, Г. Гегеля, и опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) в своем проекте идеального государства говорит о разделении труда между тремя сословиями (философами, стражами и ремесленниками).

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) отмечал, что во всяком государственном строе имеется «три элемента: первый – законосовещательный орган о делах государства; второй – магистратуры; третий – судебные органы».

Большим достижением была естественно-правовая трактовка государства как согласованного правового общения людей и «общего порядка», предложенная Цицероном (106 – 43 гг. до н.э.). Из его концепции вытекает необходимость соответствия законов государства требованиям естественного права.

Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.) – теолог, святой – говорил, что естественный закон требует также признания и уважения достоинства человека, созданного Богом по своему образу и подобию.

Марсилий Падуанский (1275 – 1343 гг.) более отчетливо защищал идею народного суверенитета. Народ, по его мнению, - это источник всякой власти (и светской, и духовной), носитель суверенитета и верховный законодатель.

Ш. Монтескье различает в каждом государстве три рода власти: законодательную, исполнительную, судебную. Для предотвращения злоупотреблений необходим механизм, который позволит властям взаимно сдерживать друг друга.

Позитивистские концепции правового государства заключаются в том, что государство ограничивается правом, созданным им самим. Поэтому любое государство есть правовое государство. В таких концепциях, по существу, речь идет не о правовом государстве, а о «государстве законов» или государстве законности.

56) Понятие правового государства

Правовое государство можно определить как правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина.

Основные отличительных признаки правового государства:

-1) признание человека высшей ценностью государства, защита прав и свобод человека и гражданина;

-2) верховенство правового закона;

-3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Таким образом, содержание правового государства составляют следующие компоненты: гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина); нормативно-правовой (правовой характер законов, конституционно-правовая природа и основа и основа источников действующего позитивного права); институционно-правовой (система разделения и взаимодействия властей, включая их взаимные сдержки и противовесы).

Институциональной основой правового государства выступает концепция разделения властей. Принцип разделения властей, как правило, фиксируется в конституции государства (например, статья 6 Конституции Республики Беларусь).

Суть концепции разделения властей заключается в единстве государственной власти, разделении ее на три самостоятельные ветви власти, каждая из которых осуществляет лишь присущие ее полномочия:

-законодательная – издает законы, контролирует их исполнение;

-исполнительная – осуществляет исполнение законов;

-судебная – разрешает правовые споры.

Органы каждой ветви власти независимы и не подчиняются органам другой ветви власти. В целях избежания концентрации власти в одних руках, ее узурпации теория разделения властей предусматривает систему сдержек и противовесов.

К системе сдержек и противовесов относится и избираемость высших органов законодательной и исполнительной ветвей власти.

Система надзорных и контрольных органов: прокуратура, государственные органы, контролирующие расходование средств государственного бюджета всеми ветвями власти.

Система органов местного (муниципального) самоуправления формируется населением соответствующей территории и решает вопросы местного значения.

57) Принципы правового государства

Принципы правового государства – основные руководящие начала, в соответствии с которыми правовое гос-во формируется и функционирует.

ПРИНЦИПЫ:

-1) народовластия. Единственным источником гос. власти выступает народ, который осуществляет ее непосредственно и опосредованно.

-2) верховенства права. Государство, все его органы в своей деятельности связаны требованиями права, высшей ценностью в деятельности государственного аппарата выступает человек, его права и свободы, а также гарантии их реализации.

-3) разделения властей. Особое внимание обращается на независимость и подчиненность судебной власти только закону, осуществление правосудия исключительно судами;

-4) государственного суверенитета и невмешательства в дела другого государства. Государство самостоятельно осуществляет власть на своей территории, не допускает осуществления на своей территории власти другого государства;

-5) судебной защиты прав всех субъектов правоотношений. Любой субъект права вправе обратиться за защитой своего нарушенного права в суд;

-6) политического плюрализма (многопартийности).

Принципы социального правового государства:

-1) ответственность государства за создание условий для свободного и достойного развития личности;

-2) обеспечение социальной справедливости;

-3) гарантированность государством минимальных государственных социальных стандартов;

-4) сочетание рынка с эффективным государственным регулированием общественных отношений, обеспечивающих всем равные условия и равные возможности для развития всех форм собственности;

-5) утверждение социального партнерства;

-6) привлечение граждан к непосредственному участию в управлении делами общества и государства;

-7) авторитет государственной власти.

58) Гражданское общество

При различении общества и государства под обществом имеется в виду неполитическая сфера жизни людей в качестве частных лиц, а под государством – политическая сфера их жизни в качестве публичных лиц.

Гражданское общество – это правовое, либерально-демократическое, плюралистическое, открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка.

В систему гражданского общества входят след. элементы:

1)гуманитарный (состав общества – свободные индивиды);

2)социальный (деление общества на социальные группы, слои, классы);

3)экономический (формы и отношения собственности, обмена и т.д.);

4)духовный (наука, образование, культура, религия);

5)информационный (средства и формы информации);

6)территориально-управленческий (местное самоуправление);

7)организующий (разнообразные формы общественных объединений).

Социальная стратификация идет по имущественному признаку:

1) незначительный по численности олигархический слой;

2) средний слой – наиболее многочисленный;

3) социально незащищенное население.

Экономическая структура гражданского общества определяется наличием различных форм собственности – частной, государственной.

Духовная структура гражданского общества отличается идеологическим разнообразием, отсутствием обязательной идеологии, свободой совести и верования, свободой мысли и слова.

В основе информационного компонента гражданского общества лежит право каждого на поиск, свободное получение, распространение информации любым законным способом. Цензура запрещается.

Местное самоуправление – это негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого определенным территориальным сообществом населения при самостоятельном решении вопросов местного значения в соответствии с законами государства.

Взаимодействие современного демократического государства и гражданского общества основывается на следующих принципах:

1) плюрализма и равноправия идеологий;

2) многопартийности;

3) самодеятельности;

4) законности и государственного контроля;

5) социального и политического партнерства.

59) Понятие формы (источника) права и его виды

В юридической литературе термин «источник права» используется в двух смыслах: материальном и формальном.

Под «материальным источником права» имеются в виду причины образования права, т.е. все то, что, согласно соответствующему подходу в понимании сущности права, порождает (формирует) позитивное право. Под «формальным источником права» имеется в виду форма внешнего выражения положений (содержания) действующего права. Источники (формы) права – это официально определенные формы внешнего выражения содержания права.

Каждая система права имеет свои конкретно определенные источники права. В целом известны следующие основные виды источников позитивного права:

-1)Правовой обычай (обычное право) – это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования поведения людей (общественных отношений), которые официально признаны (санкционированы) государством в качестве общеобязательных норм права.

-2)Судебный прецедент – это судебное решение по конкретному делу, имеющее значение общеобязательного правила для такого же решения всех аналогичных дел.

-3)Юридическая доктрина – это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу.

-4)Религиозный памятник – это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, мусульманского права).

-5)Нормативно-правовой договор – это соглашение двух или более субъектов, содержащее новые нормы действующего права и имеющее общеобязательное значение для сторон, от имени которых оно заключено.

-6)Нормативный правовой акт – это документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых норм, изменения или отмены ранее принятых норм.

Естественное право как источник позитивного права – это официально признанные государством и закрепленные в его конституции и законах естественные, прирожденные и неотчуждаемые права человека и права народа.

60) Нормативный правовой акт как источник права

Нормативный правовой акт– официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Основные черты нормативного правового акта:

-1) наличие в акте общеобязательного правила поведения, т.е. нормы права;

-2) заранее не определенный круг адресатов, которые должны подпадать под действие акта;

-3) неоднократность применения.

Нормативные правовые акты подразделяются на два основных блока: законы и подзаконные акты.

Закон – это нормативный правовой акт, принимаемый, как правило, парламентом и закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Законы имеют большую юридическую силу по отношению к другим нормативным правовым актам (принцип верховенства закона).

Виды законов:

-Конституция. Конституционные законы:

а) сама конституция, закон о введении в действие конституции, законы о внесении изменений и дополнений в конституцию, о толковании конституции;

б) законы, которые собственно так именуются самой конституцией (федеральные конституционные законы в Российской Федерации),

в) законы, принятие которых предусмотрено в самой конституции.

-Программный закон – закон, принимаемый в установленном конституцией порядке по определенным ею вопросам.

-Кодекс(кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.

-Текущие (обычные) законы.

Временные и делегированные декреты имеют силу закона

К подзаконным актам относятся указы Президента, изданные во исполнение (на основании) закона, распоряжения Президента, постановления Правительства, министерств, решения местных исполнительных и распорядительных органов и др. Подзаконные акты обладают меньшей, чем закон юридической силой, и должны им соответствовать.

62) Понятие и субъекты правотворчества

Правотворчество – это форма государственной деятельности, связанная с официальным выражением и закреплением норм права, которые составляют нормативно-правовое содержание всех действующих источников позитивного права.

Главное назначение правотворчества – выработка и утверждение новых правовых норм.

Правотворчество происходит под влиянием ряда факторов:

1) экономических – материальных условий жизни общества.

2) политических – политической обстановкой в стране.

3) социальных – степенью заботы общества и государства о личности.

4) национальных – взаимоотношением, формой сотрудничества между нациями и народностями, населяющими страну.

5) внешнеполитических – международным положением государства, уровнем и характером взаимоотношений с другими гос-вами.

6) идеологических – идеологической базой права,

7)организационно-волевых – осуществлением государством, посредством создания норм, юридического оформления государственной воли через деятельность органов, правомочных издавать нормативные акты.

Субъекты правотворчества:

-Народ – решения республиканских и местных референдумов.

-Участники договорных отношений:

-на внутригосударственном уровне – трудовые коллективы и наниматели (коллективные договоры), объединения профсоюзов и правительство;

-на межгосударственном уровне: государства, негосударственные международные и межгосударственные образования.

-Полномочные государственные структуры: парламент, президент, правительство, конституционный суд, верховный суд, министерства, государственные комитеты (департаменты, службы), прокуратура, местные советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы.

-Граждане.

61) Действие НПА во времени, в пространстве, по кругу лиц и по кругу общественных отношений

Действие нормативного правового акта – это распространение действия акта во времени, пространстве, по кругу лиц (по субъектному составу) и по кругу общественных отношений (по предмету правового регулирования).

ВО ВРЕМЕНИ

Нормативный правовой акт начинает действовать во времени со дня вступления его в силу. Действие во времени определяется периодом времени с момента вступления нормативного правового акта в силу и до момента ее утраты.

Вступление акта в силу может быть определено:

1) датой принятия акта (его подписания);

2) датой, указанной в самом акте;

3) датой официального опубликования акта;

4) по истечении определенного времени после офиц. опубликования и т.д.

По общему правилу, законы Республики Беларусь и декреты Президента Республики Беларусь

Наши рекомендации