Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ.

Конституционные ограничения – это установленные в Конституции гра­ницы, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и свободы. Подобные границы "возводятся" в основном с помощью обязанностей и запретов, приостановлений и ответственности.

Цели ограничений прав человека и гражданина Конституция РФ установила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Конституционные ограничения (ограничения прав и свобод зафиксиро­ваны в Конституции РФ) выступают индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности.

Комплекс конкретно установленных в Конституции ограничений в наи­большей мере характеризует взаимоотношения между государством и человеком, представляет собой водораздел между законностью и произволом.
Признаки конституционных ограничений:

1) они связаны с неблагоприятными условиями (угрозой или лишением определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и, одновременно, на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интере­сов в охране и защите (интересов правопорядка).

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит и прав личности, сводят разнообразие в поведении индивида до определенного «предельно допустимого» уровня.

3) отличаются от ущемлений, которые тоже являются специфическими ограничениями, но противоправными, противозаконными, произвольными, т.е. правонарушениями (конституционные же ограничения – законные, правомерные средства).
Конституционные ограничения прав и свобод можно классифицировать по следующим основаниям:

1. В зависимости от прав и свобод – на ограничения гражданских и по­литических прав (ограничения свободы передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (например, в использовании права собственности на землю).

2. В зависимости от времени действия – на постоянные, которые уста­новлены в Конституции РФ и законах, и временные, которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении и связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа.

3. В зависимости от сферы действия – на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права – неприкосновенности жилища);

4. С учетом пределов использования – на государственные (федеральные, субъектов Федерации) и муниципальные;

5. По содержанию – на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.);

6. По способам осуществления – запреты, обязанности, приостановле­ния, меры ответственности и др.

Особая роль в упорядочении ограничений принадлежит конституционным гарантиям. Гарантии в юридической сфере, как известно, есть условия, обеспечивающие беспрепятственное осуществление прав граждан, механизм их эффективного претворения в жизнь.

Учитывая, что ограничения могут суживать данные права, возлагая на лицо дополнительные обязанности, запреты, приостановления, остро возникает необходимость в защите личности от произвольных и беззаконных действий по реализации государственными служащими прежде всего конституционных ограничений.
Особый вид конституционных гарантий заключается в том, что от­дельные права личности могут быть ограничены на основе закона только (исключительно) специальным государственным органом – судом. Подобный подход закреплен, к примеру, в ч. 2 ст. 22 («Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда»), в ч. 1 ст. 22 («Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения»). В этом законодатель справедливо видит существенную дополнительную гарантию законного исполнения конституционных ограничений.
Весьма существенная гарантия, предусмотренная Конституцией РФ – деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (п. 9 ст. 103), юридическое положение которого определяется Федеральным конституционным законом.

Омбудсмен ежегодно представляет парламенту отчет о состоянии прав личности в стране, типичных нарушениях и препятствиях в деле охраны этих прав, инициирует процедуры судебной проверки законности тех или иных ограничений свободы личности (задержания или ареста) и при подтверждении обращается к соответствующим должностным лицам в целях возбуждения преследования нарушителей.

Все перечисленные гарантии нужны, прежде всего, для того, чтобы правовые ограничения (на уровне норм) не превратились в препятствия прав и свобод личности (на уровне их реализации), чтобы из необходимого и законного средства они не трансформировались в социально вредные и противозаконные. Поэтому проблема ограничений есть, по сути дела, проблема «лазеек» для государственной власти, через которые отдельные должностные лица могут влиять на правовой статус личности в выгодном им направлении. Гарантии же позволяют эти «приоткрытые двери» закрыть как можно плотнее, обеспечив то, что провозглашается.

Наши рекомендации