При описании организации ученые применяют системный подход.
Что означает системный подход применительно к социальной реальности? Любая организация (фирма или партия, к примеру) представляет собой часть более обширного целого, более крупной системы. Так, поставщики, клиенты, акционеры – составляющие системы, частью которой является фирма. Избиратели, органы власти -составляющие системы, частью которой является партия. Все элементы системы взаимодействуют между собой, подвергаются взаимному влиянию.
В то же время каждая организация также состоит из определенных элементов (подразделений, филиалов и т.д.), то есть тоже представляет собой систему.Существуют термины, помогающие ориентироваться в данном подходе. Сверхсистема – это совокупность организаций, групп, внешних по отношению к нашей фирме, но связанных с ней. Подсистема – это наша фирма по отношению к сверхсистеме. Как же определяется уровень системы в каждом конкретном случае? Все зависит от цели , ради которой применяется системный подход. Если наша задача – анализ деятельности филиала фирмы , то мы рассматриваем филиал как систему (следовательно, фирма в целом уже выступает как сверхсистема). Точка отсчета – система и ее взаимодействие с элементами внутри и вне ее. В этом процессе есть свои закономерности, которые нам важно знать и применять в практике ПР.
Основополагающим в теории систем является процесс взаимодействия с внешней средой. Под внешней средой понимается все, что оказывает внешние воздействия на систему (материальное воздействие, информация, энергетическое воздействие и т.д.). Все системы ( механические, органические, социальные) классифицируются по характеру взаимодействия с внешней средой . Крайними точками в этой классификации являются закрытые иоткрытыесистемы.
Закрытые системы отличаются непроницаемостью своих границ для внешних воздействий. Они не способны реагировать на эти воздействия, они нечувствительны к этим воздействиям. Закрытые системы не приспосабливаются к изменениям в окружающей среде и в конце концов распадаются.
Открытые системы имеют проницаемые границы, позволяющие свободно взаимодействовать с окружающей средой, адаптироваться к ее изменениям ( то есть приспосабливаться или противостоять).
Социальные системы редко встречаются в чистом виде открытые или закрытые, чаще всего это относительно закрытые и относительно открытые. Мы увидим в дальнейшем, насколько существенно это различие.
Можно сделать вывод, что все относительно открытые системы обладают способностью к адаптации, все дело - в характере этой адаптации, что в свою очередь зависит от самой организации .
Подобный взгляд , на основе системного подхода, позволяет увидеть во всей полноте роль и функции ПР в жизни организаций и общества. «…PR представляют собой часть того, что специалисты по теории организаций называют адаптивной подсистемой – в отличие от производственной иуправленческой подсистем, а также подсистемы материально-технического снабжения и вывоза отходов и подсистемы техобслуживания. Управленческая подсистема предназначена для «управления , вынесения решений и контроля» других подсистем»
Функционерский подход к ПР напоминает «реактивный» вариант , характерный для относительно закрытых систем. Такие ПР-службы ограничиваются распространением во внешней среде своей информации, мало заботясь об обратной связи. Иногда делаются попытки повлиять на общественность, в которой организация заинтересована. Работники таких служб, как правило, не участвуют в принятии решений, не консультируют руководство организации по стратегии развития организации. Акцент делается на поддержание «статус-кво» службы в самой организации.
Функциональный подход к ПР характерен для относительно открытых систем. Изменениям подвергается сама организация и окружающая среда, взаимодействие с интересующей организацию общественностью происходит на основе взаимной настройки, с помощью выходных сигналов и обратной связи. При функциональном подходе специалисты по ПР являются частью высшего руководства организации.
Применительно к реалиям социальной практики функциями общественных отношений в организации являются :1)установление и поддержание взаимопонимания, благожелательных отношений с внешней средой,2) формирование и продвижение позитивного имиджа организации,3) повышение устойчивости организации к изменениям во внешней среде.
Велика роль ПР как технологий , влияющих на характер общественного развития. Социально-политические функции ПР:
-гармонизация групповых , частных и общественных интересов, а также отношений между группами, субъектами рыночной деятельности, политики;
-демократизация общества;
-содействие гуманизации общества.
Предмет и структура PR.
В зависимости от масштабов ПР-деятельности и ее направленности можно выстроить следующую модель.
I. Первый уровень – оперативный (осуществление одной или серии акций, содействующих повышению уровня известности организации ).
-Проведение локальной кампании в СМИ (организация освещения какого-либо события в нескольких СМИ).
-Организация и проведение брифинга или пресс—конференции.
-Организация и проведение мероприятий для прессы (пресс-тур, прием для журналистов, пресс-шоу).
-Информационное обеспечение деятельности магазина, аптеки, фирмы, шоу-группы, музея и т.д.
-Организация и проведение презентации, праздника фирмы (иного публичного мероприятия).
Все системы ( механические, органические, социальные) классифицируются по характеру взаимодействия с внешней средой . Крайними точками в этой классификации являются закрытые и открытыесистемы.
Закрытые системы отличаются непроницаемостью своих границ для внешних воздействий. Они не способны реагировать на эти воздействия, они нечувствительны к этим воздействиям. Закрытые системы не приспосабливаются к изменениям в окружающей среде и в конце концов распадаются.
Открытые системы имеют проницаемые границы, позволяющие свободно взаимодействовать с окружающей средой, адаптироваться к ее изменениям ( то есть приспосабливаться или противостоять).
Социальные системы редко встречаются в чистом виде открытые или закрытые, чаще всего это относительно закрытые и относительно открытые. Мы увидим в дальнейшем, насколько существенно это различие.
Можно сделать вывод, что все относительно открытые системы обладают способностью к адаптации, все дело - в характере этой адаптации, что в свою очередь зависит от самой организации .
Подобный взгляд , на основе системного подхода, позволяет увидеть во всей полноте роль и функции ПР в жизни организаций и общества. «…PR представляют собой часть того, что специалисты по теории организаций называют адаптивной подсистемой – в отличие от производственной иуправленческой подсистем, а также подсистемы материально-технического снабжения и вывоза отходов и подсистемы техобслуживания. Управленческая подсистема предназначена для «управления , вынесения решений и контроля» других подсистем»
Функционерский подход к ПР напоминает «реактивный» вариант , характерный для относительно закрытых систем. Такие ПР-службы ограничиваются распространением во внешней среде своей информации, мало заботясь об обратной связи. Иногда делаются попытки повлиять на общественность, в которой организация заинтересована. Работники таких служб, как правило, не участвуют в принятии решений, не консультируют руководство организации по стратегии развития организации. Акцент делается на поддержание «статус-кво» службы в самой организации.
Функциональный подход к ПР характерен для относительно открытых систем. Изменениям подвергается сама организация и окружающая среда, взаимодействие с интересующей организацию общественностью происходит на основе взаимной настройки, с помощью выходных сигналов и обратной связи. При функциональном подходе специалисты по ПР являются частью высшего руководства организации.
II. Второй уровень – концептуальный (аналитическая и проектно-консультационная деятельность, направленная на формирование имиджа).
-Разработка имиджа политика или бизнесмена.
-Работа с кандидатом в депутаты по формированию имиджа, развитию коммуникативных навыков.
-Информационное обеспечение деятельности органов власти.
-Консультации по созданию фирменного стиля, корпоративной индивидуальности.
-Организация работы пресс-центра .
-Проведение отдельных исследований , выявляющих отношение общественности к фирме , организации (персоне).
- Создание мониторинга по выявлению отношения общественности к фирме, организации (персоне).
-Подготовка аналитических материалов, докладов по заявкам заказчика.
III. Третий уровень – ПР-менеджмент (комплекс работ по созданию и закреплению положительной репутации организации, политика в общественном мнении, предполагающий ответственность за результат и долговременное сотрудничество).
-Проведение выборной кампании «под ключ».
- Коммуникационный менеджмент внутри фирмы, организации.
- Разработка спонсорской политики фирмы.
- Имидж организации, партнерство, фондрайзинг в третьем секторе.
-Обеспечение прочной положительной репутации фирмы, организации (персоны)- создание структуры ПР на постоянной основе (или работа по долгосрочному договору с ПР-фирмой).
- Разработка и реализация стратегии развития фирмы, организации (конкретного политика, партии), страхующая от кризисов и дающая новые перспективы.
Иногда говорят о черном и сером PR. СерыйPR,ЭТО КОГДА ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕКЛАМИРУЕМОЙ ФИРМЫ ЯВНО ЗАВЫШАЮТСЯ, А НЕДОСТАТКИ УМАЛЧИВАЮТСЯ.
ЧерныйPR, это когда конкуренты вредят друг другу ложными фактами.
Однако современное цивилизационное общество отрицает как серый , так и черный пиар.
По праву считается классическим определение ПР, данное Сэмом Блэком: «ПР- это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности”.
Учение о пиарлогии основным понятием является базисныйPR-субъект, своя общественность и целевая аудитория.
БазисныйPR-субъект это организация в чью пользу и по чьему заказу осуществляется PR-действия. А осуществляет их PR-работник или агентство
Свояобщественностьэто часть общества, на котор. оказывается пиар воздействие и от котор. зависит благополучие организации. Н-р, для предприятия 1)поставщики,2)покупатели.
Целевая аудитория –сегмент своей общественности, с которой надо работать особенно внимательно. Если мы (пиар-работники) произведем грамотно отбор целефой аудитории, то с наим.затратами достигнем максим.результата.
Целью ПР-деятельности « является формирование эффективной системы коммуникаций социального субъекта с его общественностью, обеспечивающей оптимизацию социальных взаимодействий со значительными для него сегментами среды» (15-стр.67).
«ПРЕДМЕТОМ ПР является производство эффективного для его базисного субъекта публичного дискурса и оптимизации информационных взаимодействий между субъектом и его целевыми группами (его общественностью)».