Виды республиканской формы правления
парламентская республика – верховенство парламента , правительство формируется парламентом и действует во исполнение его воли. Президент избирается парламентом, лишен права вето, не может вводить чрезвычайное положение, проводить референдум. Индия, Польша, Италия, Венгрия, Германия | президентская республика - президент сосредотачивает в руках полномочия главы государства и главы правительства, он избирается населением и возгл. Правительство. Действует принцип разделения властей. Президент обладает правом отлагательного вето, которое может быть наложено на закон. Преодолеть его можно квалифицированным большинством голосов депутатов парламента. (США) | смешанная республика Франция |
2. Форма государственного устройства.
2. Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
Данное понятие определяет соотношение власти в центре и на местах.
Форма государственного устройства:
- простые (унитарные)
-сложные (федеративные)
а) унитарная – единое цельное гос. образование, его административно-территориальные единицы подчинены центральным органам власти и не обладают государственным суверенитетом (одна, конституция, единая денежная система, вооруж. силы, может быть многонациональной). Напр., Беларусь.
б) федеративная – высшие органы и высшие органы гос. власти субъектов федерации. Гражданин субъекта – гражданин страны. Самостоятельность субъектов определяется нормативными актами. Федерации образуются по территориальному и национальному признаку.
Для федерации характерно следующее:
1. двухуровневая система органов государственной власти: а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции; б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
2. компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;
3. существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;
4. двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;
5. наличие в большинстве федераций двойного гражданства;
6. двухканальная система налогов;
7. суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;
8. после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной;
в) конфедеративная – объединение или союз государств. Каждое имеет свою самостоятельность. Для координации действий выбираются объединенные органы (СНГ). Как правило создаются для укрепления обороноспособности или решения экономических задач.
Особые формы:
- империя - сложное государство, созданное насильственным путем.
- протекторат - международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь. Протекторат относят к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (“третьего”) государства не появляется, а следовательно, не возникает вопроса и о его территориальной организации
- фузия – это воссоединение двух или нескольких государств в одно государство, а инкорпорация – присоединение одного государства к другому.
3. Политический режим.
Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления государственной (политической) власти.
Виды политического режима:
1. демократический – плюрализм, деятельность разнообразных партий и организаций, разделение власти, защита личности от произвола и беззакония, правовая основа.
2. антидемократический – господство 1 полит. партии,1 форма собственности, сведение к минимуму прав и свобод, низкий уровень народа, карательные меры.
2.1. авторитарный - полит. Власть осуществляется конкретным лицом (партия, класс) при минимальном участии народа. Бюрократические, командные методы управления обществом. Может носить форму демократического «выбора» (Вебер М. назвал такой режим «плебисцитарной демократией»)
2.2. тоталитарный – признаки авторитарного в крайних формах (фашист., полуфаш., военно-дикт.):
Либеральный – переходный от недемократического к демократическому (нет стабильности политических структур, слабость соц.-экон. программ, невысокая активность граждан, отсутствует гласность,