Работа с литературными, Интернет -источниками и практическим материалом
ВВЕДЕНИЕ
Важным принципом управления в условиях рынка является необходимость фиксации требований к качеству образования и уровню развития систем контроля за выполнением этих требований. Требования к качеству образовательной услуги по каждой специальности устанавливаются государственным образовательным стандартом. Эти требования включают:
1. Общую подготовку, то есть знание основ естественных, технических, гуманитарных, общественных наук.
2. Экономико-правовую подготовку.
3. Профессиональную подготовку в определённой области.
4. Специальную подготовку.
5. Обладание практическими навыками работы, полученными в период обучения и прохождения практик в организациях и на предприятиях.
Реализация данных требований обеспечивает подготовку конкурентоспособного специалиста, легко адаптирующегося в современных условиях, умеющего грамотно использовать в жизни глубокие знания по избранной специальности, правильно ориентироваться в сложившейся экономической ситуации, проводить качественный анализ, определять тенденции, характеризующие экономическое явление, и на основе этого принимать самостоятельные решения. ГОС ВПО второго поколения по подготовке высококвалифицированных специалистов предусматривают сочетание творческой, научной и практической подготовки студентов.
Вопросы организации научно-исследовательской деятельности играют важную роль в подготовке высококвалифицированных специалистов. При этом научно-исследовательская деятельность направлена:
· на глубокое изучение вопросов, связанных с написанием рефератов, написанием курсовых, выпускных квалификационных и диссертационных работ, повышение их практической значимости и качества подготовки специалистов, профессиональное становление будущих специалистов;
· осознание необходимости и важности непрерывного образования на протяжении всей профессиональной деятельности и пополнения знаний, полученных в вузе и др.
Результатом научно-исследовательской деятельности студентов является написание рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР), которые показывают умение работать с литературой, применять знания на практике, творчески осмысливать экономические процессы и др. Более высокий уровень — написание магистерских и кандидатских диссертаций. Любые работы, имеющие даже лишь элементы научности (рефераты, контрольные и курсовые работы студентов), должны выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов. Студенты должны ориентироваться на такой уровень выполнения работ, позволяющий использовать их в дальнейшем при написании диссертаций.
В данной методической разработке излагаются требования к написанию, содержанию и оформлению научных работ студентов в целом и более детально к выпускной квалификационной работе (дипломной работе), которая входит в итоговую аттестацию студентов и завершает программу подготовки специалистов. Частично затронуты вопросы написания магистерских и кандидатских диссертаций[1].
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с действующими нормативно-техническими и иными документами высшей школы РФ применительно к методике оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников ХГАЭП. Они предназначены для студентов, магистрантов и аспирантов всех специальностей и форм обучения при подготовке, написании и оформлении курсовых работ, отчётов по практике,ВКР, магистерских и кандидатских диссертаций.
Учебно-методическое пособие подготовлено по решению учебно-методического совета Хабаровской государственной академии экономики и права канд. техн. наук, доцентом Т.С. Бойко, д-ром экон. наук, профессором Ю.В. Рожковым.
[Абзац]1 Общие требования, предъявляемые к написанию и
Содержанию научных работ
[Помни: Переносить слова в названиях разделов нельзя!]
[Абзац]1.1 Порядок выполнения научной работы
[Помни: Переносить слова в названиях подразделов нельзя!]
Выполнение и защита научной работы включает следующие этапы:
1. Выбор темы и составление плана-задания работы.
2. Подбор и изучение литературных и интернет-источников, практических материалов.
3. Консультации с научным руководителем, практическими работниками и составление окончательного плана работы.
4. Написание и оформление работы.
5. Получение отзыва руководителя, а также отзывов и рецензий сторонних организаций и специалистов (для ВКР, магистерских и кандидатских диссертаций).
6. Защита научной работы.
Выбор темы научной работы
Качество научной работы в существенной мере зависит от выбранной темы. Тематика формируется выпускающей кафедрой в рамках госбюджетных, хоздоговорных тем, диссертационных тем с учётом заявок подразделений ХГАЭП и организаций ДФО РФ. Обновление тематики осуществляется ежегодно с учётом предложений работодателей, студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей. Организация, предприятия и предприниматели имеют право предлагать свою тематику кафедре в том числе и под конкретного обучаемого.Форма заявки представлена в приложении А.
Тема должна быть актуальной, соответствовать специальности, учитывать возможность использования необходимых для её разработки практических данных. Она должна способствовать совершенствованию научно-исследовательской и (или) практической деятельности кафедры.
Тема выпускной квалификационный работы выбирается студентом самостоятельно, исходя из его научных и практических интересов, а также с учётом и увязкой с темами научных докладов на конференциях, курсовых работ, подготовленных в процессе обучения. Магистранты и аспиранты выбирают тему обязательно учитывая мнение научного руководителя. Тема ВКР после её утверждения приказом ректора, как правило, не подлежит изменению.
Студент после ознакомления на выпускающей кафедре с тематикой консультируется у потенциального научного руководителя, получает его согласие, выбирает тему и пишет заявление на закрепление темы (приложение Б).
ВКР могут выполняться по одной комплексной теме, направленной на решение сложной научно-практической проблемы. В этом случае каждый из студентов, участвующих в такой работе, исследует отдельную составляющую рассматриваемой проблемы.
По заявлениям студентов и решению выпускающей кафедры издаётся приказ о закреплении тем курсовых, выпускных квалификационных работ и научных руководителей. Формируется список рецензентов по ВКР — сторонних лиц, работающих в научной сфере или практических работников, деятельность которых соответствует теме ВКР. По магистерским диссертациям рецензенты, как правило, должны иметь научную степень и (или) научное звание.
Задание на выполнение ВКРстудент получает после утверждения темы работы и закрепления научного руководителя, как правило, до начала преддипломной практики. В задании указывается тема ВКР, приказ о закреплении темы и руководителя и иные данные необходимые для написания работы (приложение В).
Студенты обязаны чётко выполнять график написания работ. Ход выполнения ВКР контролируется, руководителем и заведующим кафедрой. Данный вопрос периодически обсуждается на заседаниях выпускающей кафедры и совете факультета. К студентам, нарушающим график, применяются меры воспитательного и административного характера.
Иллюстрации
Иллюстрации (схемы, графики, диаграммы, компьютерные распечатки и т.д.), расположенные на отдельных страницах работы, включаются в общую нумерацию. Все они обозначаются словом «Рисунок» и нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией. Например, «Рисунок 5 — Доля товарооборота». Если в работе лишь одна иллюстрация, то она обозначается «Рисунок 1 — Доля рынка».
Иллюстрации следует размещать по тексту работы после первой ссылки на них с тем расчётом, чтобы они располагались на одной странице текста ВКР. Иллюстрации на листах формата А3 размещаются в приложении.
Фотографии размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.
Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы. Если иллюстрация требует поворота, то она размещается в приложении с поворотом по часовой стрелке.
Иллюстрации должны иметь название. При необходимости иллюстрации снабжают поясняющими данными (подрисуночный текст).
Номер и наименование иллюстрации помещают под ней посредине без абзацного отступа строчными буквами (первая — прописная), без точки в конце последнего слова. Перенос текста в названии иллюстрации не допускается. После слов «Рисунок» ставится номер арабскими цифрами, затем тире, а далее даётся её название.
Если текст рисунка занимает две или более строк, то этот текст пишется через 1 (один) междустрочный интервал.
Например:
Рисунок 22 — Состояние конъюнктуры производства
говядины на душу населения в Российской Федерации
Расстояние между рисунком и предыдущим текстом, после рисунка и после его названия должно составлять 1,5 интервала. В тексте иллюстраций допускается шрифт меньше и больше основного (14 pt), а также выделение текста, курсивы и т.д.
Надо следить, чтобы по возможности левая и правая сторона названия рисунка были не больше абзацного отступа, что делает указанное название более эстетичным для восприятия.
Пример оформления рисунков:
Рисунок 15 — Структура национального дохода
Таблицы
Таблицы нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией (за исключением таблиц, приведённых в приложении). Над левым верхним углом таблицы без абзацного отступа, начиная с поля текста таблицы, помещают надпись «Таблица» с указанием её номера, после которого ставится тире, а далее пишется заголовок таблицы, например: «Таблица 8 — Основные показатели баланса организации» без точки в конце. Заголовок и слово «Таблица» начинают с прописной буквы. Когда в таблице одна размерность (рубли, доллары, тонны и т.д.), то в конце названия после запятой ставится эта размерность (мы её выделили):
Таблица 1 — Динамика показателей роста населения Российской
Федерации, процентов
Если в работе одна таблица, то она должна обозначается «Таблица 1».
При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица» и её номер указывают один раз над первой частью таблицы; над второй частью слева без абзацного отступа пишут: «Продолжение таблицы 2». Графы для заголовков, подзаголовков и колонок на следующей странице не повторяются, а вместо них последовательно приводятся цифры 1, 2, 3, 4, 5 и т.д.
Пример оформления таблицы с переносом на следующую страницу:
[ 14 pt, межстрочное 1,5]
Таблица 2 — Структура ассортимента кожаной обуви [ 14 pt, межстрочное 1]
[Перед таблицей новая строка 14 pt, межстрочное 1]
Вид обуви | Число пар | Средняя цена, руб. | Структура ассортимента, процентов | |
в натуральном выражении | в стоимостном выражении | |||
туфли | 50,00 | 27,63 | ||
ботинки | 1 500 | 16,67 | 19,74 |
Продолжение таблицы 2
[Новая строка 14 pt, межстрочное 1]
сапоги | 2 000 | 33,33 | 52,63 | |
Итого: | – | 100,00 | 100,00 |
[После таблицы новая строка 14 pt, междустрочное 1. Затем с новой строки текст]
Таблицы с небольшим количеством строк желательно не переносить. Их целесообразно размещать на следующей странице. Для этого соответствующий абзац (абзацы) текста таблицы, требующей переноса, перемещаются перед этой таблицей и сама таблица «переезжает» на требуемое место. Этот метод должен быть доминирующим, ибо целостная таблица легче анализируется.
Заголовки (название) таблиц должны отражать её содержание, быть точными, краткими. Перенос текста в названии таблицы не разрешён.
Заголовки граф и строк таблицы надо начинать с прописных букв, а подзаголовки со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные. Делить головку таблицы по диагонали нельзя. Графу «№ п.п.» в таблицу включать не следует. Можно применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.
Если таблица большая и требует для её чтения поворота по часовой стрелке, то она переносится в приложение. В приложение выносится также таблица, выходящая за пределы одной полной страницы, если её не делили на две части (то есть не переносили с одной страницы на другую).
Когда повторяющийся в графе таблицы текст состоит из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее — кавычками. Не допускается ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических и химических символов.
Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. Допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.
В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.
Цифры в строках размещаются друг под другом так, чтобы десятки размещались под десятками, сотни под сотнями и т.д. В цифрах каждого показателя десятки отделяются от сотен, сотни от тысяч и т.д. пробелом:
14 pt, междустрочное 1,5
Таблица 3 — Количество банков в Российской Федерации
14 pt, междустрочное 1
Показатель | Год | ||
Число банков | 1 700 | 1 340 | 1 010 |
Число НКО | |||
Число касс взаимопомощи | 133 275 | 246 290 | 3 405 347 |
Если в цифрах применяют дробные величины (через запятую), то при отсутствии их в отдельных показателях ставится соответствующее количество нулей (см. таблица 22, данные условные):
14 pt, междустрочное 1,5
Таблица 4 — Потребление дохода в США и РФ, процентов
14 pt, междустрочное 1
Показатель | Год | ||
Доля потребления дохода в США | 13,170 | 12,000 | 13,600 |
Доля потребления дохода в РФ | 0,135 | 0,110 | 1,153 |
Обратите внимание на равное количество знаков после запятой, которое совпадает после добавления нулей (мы это выделили полужирным шрифтом).
Формулы
Формулы в работе нумеруются арабскими цифрами в круглых скобках в крайне правом положении на строке в пределах всей работы: «(1) (2)…(10)».
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слов «где» без двоеточия и без красной строки.
Например:
Влияние факторов учтено в виде функциональной зависимости:
14 pt, междустрочное 1
Y = f (x1, x2, x3), (7)
14 pt, междустрочное 1
где Y – доходы бюджета без учёта финансовой помощи (млн руб.);
x1 – финансовая помощь из федерального бюджета (млн руб.);
x2 – средства из регионального фонда развития в рамках федеральных целевых программ (млн руб.);
x3 – соотношение среднедушевого дохода и среднедушевого прожиточного минимума населения.
Формулы следует выделять из текста: выше и ниже каждой формулы должен ставиться пробел, равный одной свободной строке.
Стандарт разрешает использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определённых формулах, применяя шрифты разной гарнитуры, как это сделано в нашем примере.
Попутно отметим, что единицы измерения млн, млрд, трлн и т.д. и в таблицах, и в рисунках, и в тексте работы пишутся без точек в конце слова, хотя Microsoft Word показывает это как ошибку. На самом деле — это условные сокращения[3]. Тыс., руб. как сокращение пишутся с точкой.
Примечания
Примечания к тексту и таблицам содержат только справочные и пояснительные данные. Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или таблице, непосредственно к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире, а само примечание печатается с абзацной строки с прописной буквы под линией, обозначающей окончание таблицы без точки в конце.
Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами с абзацным отступом без проставления точки после номера и в конце наименования примечания.
Пример таблицы с одним примечанием (данные условные):
14 pt, междустрочное 1,5
Таблица 15 — Доля материалов в себестоимости США и КНР, процентов
14 pt, междустрочное 1
Показатель | Год | |||
Доля материалов в США | 12,163 | 13,170 | 12,000 | 13,600 |
Доля материалов в КНР | 5,100 | 5,135 | 5,110 | 7,153 |
14 pt, междустрочное 1
Примечание — Без учёта потерь от стихийных бедствий
Пример таблицы с двум и более примечаниями (данные условные):
14 pt, междустрочное 1,5
Таблица 11 — Число погибших на дорогах, человек
14 pt, междустрочное 1
Показатель | Годы | ||
Погибшие на дорогах в США | 123 460 | 126 784 | 145 682 |
Погибшие на дорогах в РФ | 223 456 | 243 561 | 256 764 |
14 pt, междустрочное 1
Примечания
1 С учётом лиц, временно проживающих в стране.
2 Без учёта водителей, погибших на дорогах.
14 pt, междустрочное 1,5
Приложения
Приложения оформляют как продолжение научной работы и помещают их в самом её конце. По форме они могут представлять текст, таблицы, иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, чертежи и т.п.).
В приложения можно поместить:
— акт внедрения научного исследования;
— промежуточные расчёты, иллюстрации вспомогательного характера и таблицы вспомогательных цифровых данных;
— инструкции, методики, разработанные в процессевыполнения научной работы и т.д.
В научной работе на все приложения должны быть даны текстовые ссылки. Например: «Товарная масса постоянно растёт; её динамика показана нами в приложении С» или «Рост экономики сопровождался ростом числа несостоятельных предприятий (см. приложение Д)». Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посредине страницы слова «Приложение», его обозначения.
Приложение должно иметь содержательный заголовок, который записывают без абзаца симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Чтобы сделать текст заголовка симметричным, откройте в Word вкладку «Выравнивание абзаца» и нажмите кнопку выравнивания по центру для выделенного текста заголовка.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, Й, З, О, Ч, Ъ, Ы, Ь.
Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.
В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.
Если в документе одно приложение, его обозначают «Приложение А».
Если в приложении лишь одна таблица (рисунок), то пишут заголовок приложения, а также ниже название таблицы (наименование рисунка). Эти заголовки могут совпадать с заголовком приложения. При этом в нумерацию таблицы или иллюстрации (рисунка, фотографии и т.д.) вносится обозначение этого приложения (А Б В и т.д.). Например: «Рисунок Б.1 — Название …», «Таблица М.1 — Название …».
Расстояние между словами «Приложение» с его обозначением и заголовком приложения, а также между заголовком приложения и его текстом составляет 1,5 междустрочных интервала.
Текст каждого приложения при необходимости может быть разбит на разделы, подразделы и пункты, нумеруемые арабскими цифрами в пределах каждого приложения: например: «А.1.2.3» (третий пункт второго подраздела первого раздела приложения А).
Рисунки, таблицы и формулы, помещаемые в таких приложениях, нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого приложения.
Перед номером ставится обозначение этого приложения, например: «Рисунок В.2.1 — Название …» (первый рисунок второго раздела приложения В); «Таблица Д.3.2.3 — Название …» (третья таблица второго подраздела третьего раздела приложения Д).
Иллюстрации и таблицы, выносимые в приложения без разделения на разделы, подразделы, пункты и подпункты, а одни доминируют в научных работах, оформляются следующим образом:
Приложение А
14 pt, междустрочное 1,5
Система рисков коммерческих банков
14 pt, междустрочное 1
14 pt, междустрочное 1
Рисунок А.1 — Виды валютных рисков
Приложение Б
14 pt, междустрочное 1,5
Анализ просроченной задолженности в целом по России
14 pt, междустрочное 1,5
Таблица Б.1 — Динамика и структура просроченной задолженности по кредитам, депозитам и прочим размещённым средствам
14 pt, междустрочное 1
Показатель | 01.07.08 | 01.10.08 | 01.11.08 | 01.12.08 |
Просроченная задолженность по кредитам, депозитам и прочим средствам, млрд руб. | 231,8 | 276,2 | 330,9 | 396,6 |
в том числе: – по 20 крупнейшим по величине активов банкам, млрд руб. | 147,7 | 174,4 | 203,7 | 251,2 |
Ссылки
В тексте ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках: [1] или [1, с. 35]. Нумерация ссылок ведётся арабскими цифрами в порядке приведения в тексте независимо от деления научной работы на разделы. Допускаются подстрочные ссылки. Порядок их регламентирует ГОСТ Р 7.05–2008. Для связи подстрочных библиографических ссылок с текстом документа используют знак сноски, который приводят в виде «сквозных» цифр (порядковых номеров 1 2 3 и т.д.), вынесенных из текста документа вниз полосы. При этом ссылка печатается с абзацным отступом, равным принятому в данной работе.
Ссылки на иллюстрации указывают порядковым номером иллюстрации, например: «Рисунок 1».
Ссылки на формулы указывают в тексте научных работ порядковым номером в скобках, например: «Расчёт показателя широты ассортимента осуществляется по формуле (1)».
На все таблицы и рисунки должны быть ссылки в тексте, при этом слова «таблица» и «рисунок» в тексте пишут полностью, с указанием их номера, например: «…в таблице 2 даны …», «…в рисунке 3 показаны …».
В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации в скобках следует указать сокращенно слово «см.» — «смотри», например: (см. таблицу 14).
Примеры ссылок:
| на литературные источники
«Существует множество определений термина «товароведение». В работе [16] автор перечисляет все определения, которые были даны учёными за период развития товароведения как науки и учебной дисциплины».
«Определение кредита дано в работе Малых Г.С. [24, с. 10]»;
| на формулы
«Для расчёта коэффициента рациональности ассортимента необходимо знать коэффициенты весомости показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, которые индивидуальны для каждого товара и определяются экспертным путём. Расчёт коэффициента рациональности осуществляется по формуле (4)»;
| на иллюстрации
«Из рисунка 3 следует, что наиболее пластичным материалом из всех приведённых сплавов является бронза»;
| на таблицы
«Из таблицы 14 следует, что наибольшую долю в структуре торгового ассортимента организации занимает парфюмерия — 65 процентов»;
| на приложения
«В приложении Б дана типовая форма внешнеторгового контракта купли-продажи».
Подготовка доклада и демонстрационных материалов
На защиту выпускной квалификационной работы студент готовит доклад и демонстрационный материал, одобренный научным руководителем. Доклад должен быть чётким (до 10–15 мин.). В докладе отражаются актуальность, цели и задачи работы, основные понятия теоретической части. Далее необходимо отметить основные результаты аналитической части работы и краткие выводы по данному разделу. В заключительной части доклада приводятся конкретные предложения и мероприятия, разработанные непосредственно студентом для устранения недостатков, выявленных при анализе, и предполагаемый экономический эффект. Студент может пользоваться заранее подготовленным текстом доклада, но предпочтительным является свободное выступление.
Демонстрационные материалы (их количество, вид) устанавливаются выпускающей кафедрой.
Процедура защиты
Защита выпускной квалификационной работы происходит на открытом заседании государственной аттестационной комиссии по установленному расписанию в следующей последовательности:
1. Председатель (заместитель председателя или секретарь комиссии) объявляет фамилию, имя, отчество студента, зачитывает тему выпускной квалификационной работы, фамилию, имя и отчество научного руководителя, наличие справки о внедрении и использовании ЭММиМ, ЭВМ.
2. Заслушивается доклад автора работы.
3. Члены комиссии, рецензенты и присутствующие задают вопросы докладчику.
4. Студент отвечает на вопросы.
5. Выступление научного руководителя (в отсутствие руководителя зачитывается отзыв).
6. Выступление рецензента (в отсутствии рецензента зачитывается рецензия).
7. Заключительное слово, ответы студента на замечания научного руководителя или рецензента.
Общая продолжительность защиты не должна превышать 30 минут, в том числе не более 10–15 минут предоставляется автору для доклада.
8. Подведение итогов защиты выпускной квалификационной работы на закрытом заседании ГАК.
9. Оглашение оценок.
.3.4 Критерии оценки
При оценке выпускной квалификационной работы научные руководители, рецензенты, члены экзаменационной комиссии должны учитывать:
При оценке выпускной квалификационной работы научные руководители, рецензенты, члены экзаменационной комиссии должны учитывать:
· актуальность темы;
· обоснованность результатов и выводов;
· новизну полученных данных;
· личный вклад студента;
· возможности практического использования полученных данных.
Особенности результатов и выводов определяются с позиций:
· соответствия известным научным положениям и фактам;
· логичности в изложении и обсуждении собственных данных;
· постановки и проведения эксперимента, опытов;
· использования экономико-математических моделей и методов, ЭВМ.
При этом должно учитываться:
· качество устного доклада на защите и полнота ответов на вопросы членов ГАК;
· соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
· качество выполнения и оформление демонстрационного материала к докладу.
Новизна полученных данных определяется по следующим критериям:
· установление нового научного факта или подтверждение известного факта для новых условий;
· получение сведений, приводящихся к формулировке проверяемых гипотез, которые требует дальнейшей проверки;
· адаптации известных методик для решения новых задач.
Личный вклад студента определяется степенью самостоятельности в выборе темы, постановке задач, планирования и организации исследования, обработки и осмысления полученных результатов, написания и оформления работы.
Возможность практического использования данных, полученных в работе, определяется:
· НИР, выполняемой на выпускающей кафедре, на факультете, в ХГАЭП по данной тематике;
· возможностью использования в качестве совершенствования учебного процесса по данному направлению исследования ВКР;
· публикациями в печати;
· использованием материалов ВКР для написания вступительного реферата в аспирантуру.
Выпускная квалификационная работа оценивается по пятибалльной системе: 5 — «отлично», 4 — «хорошо», 3 — «удовлетворительно», 2 — «неудовлетворительно». При этом учитывается не только личное впечатление членов ГАК о качестве защиты, но и мнение научного руководителя, изложенные в его отзыве и справке о научной и практической значимости, а также отзыве стороннего рецензента.
Выпускная квалификационная работа, оцененная по мнению научного руководителя или рецензента на «неудовлетворительно», к защите не допускается.
Студенту, не защитившему ВКР в установленный срок по уважительной причине, подтверждённой документально, может быть предоставлена возможность защиты в сроки, установленные ГАК. Для этого студент должен сдать в деканат заявление с приложенными к нему документами, подтверждающими уважительные причины, и подписанное председателем ГАК о переносе защиты на более поздний срок.
[1] Специфика написания таких диссертаций отражается в рамках отдельных методических указаний.
[2] Особый порядок получения отзывов на кандидатскую диссертацию в данном пособии не рассматривается.
[3] Ещё примеры таких условных сокращений единиц измерения: см, кг, м и др.
[4] Фактически URL — это и есть «режим доступа». Использование этой аббревиатуры, заменяет использование слов «[Электронный ресурс]».
ВВЕДЕНИЕ
Важным принципом управления в условиях рынка является необходимость фиксации требований к качеству образования и уровню развития систем контроля за выполнением этих требований. Требования к качеству образовательной услуги по каждой специальности устанавливаются государственным образовательным стандартом. Эти требования включают:
1. Общую подготовку, то есть знание основ естественных, технических, гуманитарных, общественных наук.
2. Экономико-правовую подготовку.
3. Профессиональную подготовку в определённой области.
4. Специальную подготовку.
5. Обладание практическими навыками работы, полученными в период обучения и прохождения практик в организациях и на предприятиях.
Реализация данных требований обеспечивает подготовку конкурентоспособного специалиста, легко адаптирующегося в современных условиях, умеющего грамотно использовать в жизни глубокие знания по избранной специальности, правильно ориентироваться в сложившейся экономической ситуации, проводить качественный анализ, определять тенденции, характеризующие экономическое явление, и на основе этого принимать самостоятельные решения. ГОС ВПО второго поколения по подготовке высококвалифицированных специалистов предусматривают сочетание творческой, научной и практической подготовки студентов.
Вопросы организации научно-исследовательской деятельности играют важную роль в подготовке высококвалифицированных специалистов. При этом научно-исследовательская деятельность направлена:
· на глубокое изучение вопросов, связанных с написанием рефератов, написанием курсовых, выпускных квалификационных и диссертационных работ, повышение их практической значимости и качества подготовки специалистов, профессиональное становление будущих специалистов;
· осознание необходимости и важности непрерывного образования на протяжении всей профессиональной деятельности и пополнения знаний, полученных в вузе и др.
Результатом научно-исследовательской деятельности студентов является написание рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР), которые показывают умение работать с литературой, применять знания на практике, творчески осмысливать экономические процессы и др. Более высокий уровень — написание магистерских и кандидатских диссертаций. Любые работы, имеющие даже лишь элементы научности (рефераты, контрольные и курсовые работы студентов), должны выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов. Студенты должны ориентироваться на такой уровень выполнения работ, позволяющий использовать их в дальнейшем при написании диссертаций.
В данной методической разработке излагаются требования к написанию, содержанию и оформлению научных работ студентов в целом и более детально к выпускной квалификационной работе (дипломной работе), которая входит в итоговую аттестацию студентов и завершает программу подготовки специалистов. Частично затронуты вопросы написания магистерских и кандидатских диссертаций[1].
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с действующими нормативно-техническими и иными документами высшей школы РФ применительно к методике оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников ХГАЭП. Они предназначены для студентов, магистрантов и аспирантов всех специальностей и форм обучения при подготовке, написании и оформлении курсовых работ, отчётов по практике,ВКР, магистерских и кандидатских диссертаций.
Учебно-методическое пособие подготовлено по решению учебно-методического совета Хабаровской государственной академии экономики и права канд. техн. наук, доцентом Т.С. Бойко, д-ром экон. наук, профессором Ю.В. Рожковым.
[Абзац]1 Общие требования, предъявляемые к написанию и
Содержанию научных работ
[Помни: Переносить слова в названиях разделов нельзя!]
[Абзац]1.1 Порядок выполнения научной работы
[Помни: Переносить слова в названиях подразделов нельзя!]
Выполнение и защита научной работы включает следующие этапы:
1. Выбор темы и составление плана-задания работы.
2. Подбор и изучение литературных и интернет-источников, практических материалов.
3. Консультации с научным руководителем, практическими работниками и составление окончательного плана работы.
4. Написание и оформление работы.
5. Получение отзыва руководителя, а также отзывов и рецензий сторонних организаций и специалистов (для ВКР, магистерских и кандидатских диссертаций).
6. Защита научной работы.
Выбор темы научной работы
Качество научной работы в существенной мере зависит от выбранной темы. Тематика формируется выпускающей кафедрой в рамках госбюджетных, хоздоговорных тем, диссертационных тем с учётом заявок подразделений ХГАЭП и орг